"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Оценка 5

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа
Детсад
31.10.2017
"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам. Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности.
Альбом вежливости.docx
"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста Балеевских Надежда Петровна, психолог Статья отнесена к разделу: Работа с       дошкольниками Пояснительная записка. Усвоение норм вежливости – одна из составляющих нравственного развития детей. Под  нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций  добра и зла и не только оценить, но и подчинить свое поведение нравственным нормам.  Главными двигателями нормативного поведения становятся не мотивы, основанные на страхе  наказания или получения положительного подкрепления, а мотивы бескорыстного  доброжелательного отношения к другому, эмпатия, ценность совместной деятельности. Цель проекта: Создание условий для формирования и сохранения психологического здоровья  детей. Задачи проекта:        прививать навыки вежливого поведения; учить доброте, умению осознавать свои поступки, видеть различия между тем "что такое  хорошо" и "что такое плохо"; приучать творчески относиться к миру, в котором мы живем; учить детей быть вежливыми; упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в  разных ситуациях; расширять словарный запас вежливых слов; воспитывать активную личность. Данный проект может быть рекомендован для воспитателей, педагогов, педагогов­психологов  ДОУ. Работа по проекту может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Структура занятия:  Сюрпризный момент (гость);   Ролевые игры, упражнения, ситуативные игры, загадки, зарядки (в соответствии с  планом); Работа над альбомом, заполнение определенной странички (в соответствии с планом).  (см. Приложение 7) Работа по проекту включает в себя основные (занятия) и дополнительные мероприятия. План дополнительных мероприятий. Цель дополнительных мероприятий: дать детям представление о различных формах вежливого  общения между людьми, познакомить их с правилами речевого этикета. Тема Цель “Доброе слово лечит, а  худое калечит” (Правила  этики) Познакомить детей с правилами этики,  с тем, что словом можно  воздействовать на чувства и поведение  людей “Вежливость – это первая и самая приятная  добродетель” Закреплять навыки вежливого общения  с окружающими. Приучать детей к мысли, что без  вежливых слов очень трудно  обходиться в любом обществе. Вызывать у детей желание быть  вежливыми. Рекомендуемые сказки 1. “Дочь и падчерица”  (русская народная сказка); 2. “Морозко” (русская  народная сказка); 3. “Привередница” (русская  народная сказка); 4. В. Одоевский “Мороз  Иванович” 1. “Баба­Яга и Машенька”  (русская народная сказка); 2. З. Мошковская  “Вежливое слово”; 3. “Вежливый кролик”  (мексиканская сказка); 4. А.С. Пушкин “Сказка о  рыбаке и рыбке”; 5. А.В. Сухомлинский “Как  ежиха приласкала своих  детей”; 6. А.В. Сухомлинский “Как  зайчик грелся при луне”. План основных мероприятий. Занятие/Тема Задачи 1 занятие (первая  страница  альбома) «Чудо –  Вежливость» – Учить детей быть вежливыми,  – упражнять в употреблении  вежливых слов, в умении правильно,  вежливо поступать в разных  ситуациях, – расширить словарный запас  вежливых слов. 2 занятие (вторая  страница  – Формировать правила поведения в гостях. – вырабатывать навык вежливости,  Методические приемы, приемы активизации познавательной деятельности. Гость «Гость с луны» Ролевая игра «Научи  меня быть вежливым» Игра «Вежливые  пальчики» Двигательная разминка  «Вежливая зарядка» Упражнение для глаз  «Вежливые глазки» Оформление первого  листа альбома «Лунтик»  (Здравствуйте): задание  «Нарисовать лицо,  настроение с каким  нужно здороваться с  людьми» Гость «Птица  Здравушка» Беседа «Что такое  Образец страницы Приложение       1 Приложение 2 альбома) «Птица  Здравушка» познакомить с вариантами  приветствия (Здравствуйте, Доброе  утро, Добрый день, Добрый вечер) здравствуйте?» Двигательная разминка  «Вежливая зарядка» Упражнение в парах «На  пороге гости» Оформление второй  страницы альбома  «Вежливые слова» (пожалуйста) 3 занятие (третья  страница  альбома) «В гостях у  Феи  Вежливости» – Формировать доброе,  уважительное отношение друг к  другу.  – Объяснить, кто такой истинно  вежливый человек – это тот, кто не  только знает “волшебные” слова, но  и всегда делает приятное другим  людям. Гость «Фея Вежливость» Поэтическая игра  «Волшебные слова» Двигательное  упражнение «Вежливая  зарядка»  Беседа по сказке  «Вежливый кролик» Приложение 3 4 занятие (четвертая  страница  альбома) «Игрушечная  школа  вежливости» – Упражнять в употреблении  вежливых слов, воспитывать у детей вежливость.  – Показать, как вежливо обращаться с просьбой к своему другу, к  окружающим.  – Приучать детей выполнять  правила речевого поведения. 5 занятие (пятая  страница  альбома) «Вежливая  лошадь» – Формировать правила поведения в гостях. – Вырабатывать навык вежливости,  познакомить с вариантами  приветствия и прощания Игра «Вежливо –  невежливо» Загадка «Буратино» Оформление второго  листа в альбоме «Ключик  вежливости» (спасибо).  Задание «Нарисуйте за  что вы говорите спасибо» Из игрушек, кубиков  составлена композиция  «Школа для игрушек». Составление рассказа по  картине «Птицы зимой». Обсуждение  стихотворения  «Покормите птиц  зимой»Упр. «Вежливые  слова» Инсценировка сказки  «Ёжик и Зайчонок»  Оформление третьей  страницы в альбоме  «Плохая привычка».  Задание : Раскрасить.  Нарисовать свою  кормушку для птиц. Гость «Лошадка» Инсценировка  стихотворения  «Вежливая лошадь» Двигательная разминка  «Вежливая зарядка» Игра «Цвет вежливых  слов» Игра «Подарки» Оформление пятой  Приложение 4 Приложение 5 страницы в альбоме  «Вежливая лошадь», «До свидания» Задание: «Раскрасить.  Нарисовать подарки для  лошадки, которые вы  называли». Мини­концерт  «Частушки» Стихотворение «Добрые  слова» О. Дриз Викторина «Если вежлив  ты – это хорошо!» Оформление обложки  «Альбом Вежливости" Приложение 6 6 занятие.  Итоговое (оформление  обложки  альбома) «Приятно  слышать  добрые слова» – Закреплять навыки вежливого  общения с окружающими. – Приучать детей к мысли, что без  вежливых слов очень трудно  обходиться в любом обществе. – Вызывать у детей желание быть  вежливыми. ДОСУГ С РОДИТЕЛЯМИ «Праздник вежливости, или совершаем добрые поступки» (для детей 5­6 лет)                                                                                          подготовили: логопед: Крутова Е.И. воспитатель:  Козырева О.А.         г. о. Лосино ­ Петровский Цель: сформировать   культуру   общения,   доброжелательное отношение между детьми. Основные задачи: ­ закрепление понятия «доброта», «добрый», «милосердный»; ­ развитие эмпатии (вчувствование во внутренний мир   другого человека), чуткость, отзывчивость, внимание; ­   закрепление   умения   детей   называть   друг   друга   ласковыми именами; ­ развитие  речевой и пантомимической выразительности; ­ формирование отрицательного отношения к жадности; ­   воспитание   у   детей   желания   активно   взаимодействовать   в играх, вежливо обращаться, не конфликтовать. ­ вызывать доброжелательное отношение к хорошим поступкам и негативное к плохим.     Оборудование:      цветок, изготовленный из гофрированной бумаги, сюжетные картины с изображением плохих и хороших поступков, игрушки для инсценировки. Игровой   персонаж:      волшебный   цветок,   который   распускается только от добрых дел детей. Литература:      Алябьева   Е.А.   «Тематические   недели   в   детском саду», Четырёхлетних   детей   приглашаем   на   мероприятие   в   качестве зрителей. Дети   заходят   в   зал   под   фонограмму   песни   В.   Шаинского «Улыбка». Ведущий обращает внимание детей на цветок, который стоит на столе в вазе. Ведущий: Ребята, посмотрите какой красивый цветок! Я нашла его на дороге, когда шла в детский сад. Бутон цветка был закрыт. Когда я его подняла, то услышала тоненький голосочек, оглянулась вокруг – никого. Стала прислушиваться. Оказывается, это цветок что­то   хотел   сказать.   А   сказал   он   вот   что.   То   был   волшебный цветок,   который   вырастила   Фея   Доброты.   Его   украл   злой волшебник, чтобы все люди стали злыми, сердитыми, угрюмыми. Но когда   он нёс его, цветок случайно и остался лежать на дороге в надежде на то, что его найдут добрые люди. Цветок просил меня отыскать добрых, заботливых детей, которые умеют жалеть, никого не   обижают,   всем   помогают,   приходят   на   помощь,   когда   кому­ нибудь плохо, не бросают друга в беде. Ребята,   как   вы   думаете,   я   правильно   сделала,   что   принесла цветок   в   детский   сад?   (ответы   детей).   Давайте   поможем   цветку распуститься от ваших добрых  дел. А чтобы цветок начал потихоньку распускаться, давайте назовём его ласково. Дети: Цветочек, цветик. Ведущий:   Когда   ребята   играют,   они   тоже   иногда   забывают назвать друзей по имени, а иногда даже обзываются, от чего другим деткам   становится   очень   обидно.   Ребята,   а   вы   знаете   ласковые имена друг друга? (ответы детей) Этюд «Назови ласково». Ведущий: Молодцы ребята! А как ласково мы называем наших родителей, бабушек, дедушек? Дети:   Мамочка,   мамуля,   папочка,   папуля,   бабуля,   бабулечка, дедуля, дедулечка. Ведущий: Ребята,  Фея Доброты осталась без  волшебного цветка. Злому волшебнику помогала Баба Яга, которая держит Доброту в заколдованном лесу. Давайте  попробуем освободить её. Варианты игр «Поможем другу»                          «Добрые поступки героев сказок и их                           последствия». Ведущий: Ребята, мне кажется, я слышу чьи­то шаги. Кто­то к нам спешит. Давайте прислушаемся…. Под   «волшебную»   музыку   в   зал   входит   Фея   Доброты, здоровается. Фея:   Здравствуйте дети! Спасибо вам! От волшебного зеркала узнала я, что цветок волшебный к вам попал.   Вот и прилетела я сюда затем, чтобы посмотреть в надёжных ли руках останется мой цветок. Ведущий:   Фея,   наши   детки   очень   хорошие,   они   тебе   сейчас расскажут,   чем   можно   порадовать   близких.   Но   мы   не   должны  забывать о цветке, давайте встанем вокруг него и расскажем цветку и Фее, какими добрыми поступками вы радуете своих близких. Беседа   с   детьми   «Как   и   чем   можно   порадовать   своих близких». (при проведении беседы можно включить спокойную музыку). Фея:   Действительно,  хорошие  поступки.  А   сейчас   послушайте внимательно…. Фея читает стихотворение: Дети, взгляните на эту картину: Чешут живот обезьяны и спину, Нос ковыряют и ногти грызут, Мучает бедных, наверное, зуд. Убеждена – обезьянки из клетки – Это людей первобытные предки. Тот, кто внимательно смотрит на них, Вспомнит немало знакомых своих. Фея: Ребята, а среди вас нет таких? (ответы детей) Хорошо! Ведущий: Дидактическая   игра:   «Какой   букет   ты   хотел   бы   подарить маме?» Ведущий:   Посмотри   Фея,   для   мам   дети   составляли   букеты   и учились их дарить. Фея: А как они помогают папе? Ведущий:   А   вот   об   этом   ребята   тебе   сейчас   прочитают стихотворение и покажут движениями. Стул сломали мы вчера.            Левую руку сгибают в локте,                                                      поднимают. Мы – ребята­мастера.             Указательным жестом                                                                           показывают на себя;                                                       большой палец вверху. Молотком тук­тук стучали,     Кулачок на кулачок. Гвозди долго забивали.                Стучат кулачком о                                                        вытянутый указательный                                                        палец. Получились как­то криво,          Вытягивают руку, показывая                                                       диагональ. Отпилили мы красиво.               Совершают поступательные                                                       движения ребром ладони. Зачищали шкуркой долго,           Потирают ладонь о ладонь. Покрывали лаком стойким,       Потирают по руке вверх­вниз                                                       ладонью. Верх   узором   украшали,                     Указательным   пальцем   в воздухе                                                       рисуют волнистую линию. Папу посмотреть позвали.       Делают зовущий жест рукой. Фея:   Настоящие   помощники!   Ребята,   я   хочу   вам   и   вашим родителям подарить клубок ниток. Он необычный,  в нём спрятано много   добрых, ласковых, нежных слов. Садитесь в кружок вместе с родителями. Вы будете передавать клубок друг другу, наматывая нить на палец и говоря рядом сидящему что­то доброе. Родители вам помогут. Этюд: «Скажи доброе слово». Фея:   Смотрите,   около   цветка   я   нашла   конверт   с   картинками. Наверное, цветок хочет, чтобы мы их рассмотрели и рассказали о поступках детей на этих картинках, оценили их. Рассматривание сюжетных картинок на тему. Ведущий: У нас фея для тебя тоже есть подарок. Дети исполняют песню «Улыбка» В. Шаинского. Инсценировка стихотворения. Фея:   Спасибо   ребята,   посмотрите,   цветок   распустился   и   я спасена. Люди будут добрыми, если дети совершают добрые дела.   Вежливость ­ одно из важнейших качеств культурного человека. Не  имея навыков вежливого общения, трудно произвести хорошее  впечатление на окружающих. Поэтому мы стараемся  привить ребенку  вежливость с самых ранних лет. Некоторые дети легко усваивают эти  нормы, а некоторым это дается с трудом. Для того чтобы понять в чем  же проблема сначала выделим определение «Вежливый». «Вежливый» в словаре В.И. Даля ­ 1) соблюдающий правила приличия;  учтивый, предупредительный, обходительный. 2) выражающий  учтивость, исполненный предупредительности.[1] «Вежливый» в словаре П.И. Ожегова  ­ соблюдающий правила  приличия, воспитанный, учтивый. Вежливое обращение.[3]. «Вежливый» в словаре русских синонимов ­ внимательный,  обходительный, почтительный, предупредительный, услужливый,  участливый, учтивый, корректный, уважительный, галантный, светский,  тонкий, (благо)воспитанный, приличный, любезный, обязательный,  приветливый; деликатный, тактичный; субтильный, благовоспитанный,  бонтонный, милый, галантерейный, обычливый, куртуазный, мил,  пристойный. Вежливость ­ нравственная и поведенческая категория, черта  характера. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и  тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением  хороших манер и знания этикета. Поскольку вежливость ­ культурный феномен, то, что считается  вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в  другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя  комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в  отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных  культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате  часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться  грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как  агрессию. Обучая детей правилам вежливости шаг за шагом: надо проявлять  уважение к другим людям своими поступками (не толкаться) и своими  словами (со взрослыми не говорят так, как с приятелями); надо с  уважением относиться к имуществу (потому что оно им дорого и они  будут огорчены, если его кто­то испортит). Нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на  воспитание вежливости у детей дошкольного возраста. Сначала мы  подобрали слова, которые использует вежливый человек и познакомили с ними детей. Нашли их значение. «Пожалуйста». Буквально это значит «Подари, если любишь».  Древнерусское «жаловати» значит «дарить что­либо из любви», просто  так, не по обязанности. Сказать так означает: мы принимаем тот факт,  что у другого есть свободная воля, над которой мы не властны. Он  сделает это... если захочет. «Спасибо». Другой, у которого есть свои собственные желания, не  обязан был делать то, что сделал. Таким образом мы ему говорим, что  признаем его заслугу в этом поступке и желаем ему спасения («спаси Бог») или в свою очередь желаем подарить ему что­то хорошее  («благодарю»). «Добрый день». Пожелание доброго дня не просто признак симпатии.  Оно означает: «Я признаю твое существование. Ты значим, ты  присутствуешь здесь, и я уважаю твою личность. Поэтому я тебя  приветствую». «До свидания». Прощание означает: «Я провел с тобой какое­то время.  Наша встреча на этом заканчивается, но она значима для меня. Так что  я надеюсь... свидеться с тобой снова!»[1]. В приемной мы разместили «Волшебное солнышко», которое каждое  утро встречало детей, а вечером провожало и дарило им свои  вежливые лучики. А в группе мы создали «Лестницу вежливости», и  каждый ребенок мог принять участие в конкурсах на знание вежливых  слов. Вместе с детьми мы подбирали книги, журналы, картинки о вежливости, например, Б.Заходер «Очень вежливый индюк», И.Пивоварова  «Вежливый ослик» и др. В группе подготовили выставку книг. Сюда  вошли книги  Н. Чуб «Азбука вежливости», С.Я. Маршака «О  вежливости», Л. В. Гангнус « Азбука вежливости», А.Усачева «Уроки  вежливости», А. Житинского «Визит вежливости», В.Осеевой  «Волшебное слово». Мы ввели сказочный персонаж «Фею вежливости»,  которая посещала  занятия, беседы, прогулки, участвовала во всех режимных процессах,  награждала добрым словом вежливого ребенка. Показывала детям  слайды о вежливости, устраивала совместные просмотры фильмов. На данном этапе  проводилась  беседа «Быть вежливым, что это  значит?» с целью, обогатить речь детей новыми словами и понятиями  по теме «Вежливость». Устраивалось чтение и обсуждение рассказа  «Вежливый кролик». Вместе с детьми  мы выделили главных героев, их  действия, отмечали, кто оказался самым вежливым. Каждый ребенок  высказывал свое мнение, рассуждал, почему кролика можно назвать  самым вежливым. Мы рассматривали сюжетные картинки, на которых изображены  различные ситуации: мальчик уступает место бабушке; дети дарят  цветы мамам; мальчик помогает маленькому ребенку построить горку.  Вместе подбирали вежливые слова, которые использовали в этих  сюжетах дети. Во время прогулки проводила подвижную игру «Вежливый паровозик».  Цель: продолжать развивать умение использовать вежливые слова в  игровой деятельности. Устраивали просмотр мультфильма «Крошка енот», отмечали  проявления  вежливости, выделяли  слова, которые использовали герои мультфильма.  Разбирались различные ситуации и на основе их  составлялись правила вежливости. Ситуация 1. После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла  стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя  удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В  мире животных». Правило 1. Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях. Ситуация 2. Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На  следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам.  «Я никому их не дам, пока они новые» ­ говорила она подругам. Правило 2. Будь вежлив со своими товарищами. Ситуация 3. Коля, вбежав в группу, закричал: «Привет, Серый!  Я сейчас,  портфелем Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!» Правило 3. Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не  обидит его оскорбительным прозвищем. Ситуация 4. Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с  интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с  маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну. Правило 4. Вежливый человек внимателен к людям. Ситуация 5. У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют,     выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не  бывает скучно. Правило 5. Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет  дружно[2]. Мы оформили стенд на тему «Самый вежливый ребенок в группе». На  стенд помещалось фото ребенка, который чаще всего употребляет  вежливые слова (иногда это могут быть несколько детей). Детям,  которые употребляли вежливые слова, мы раздавались эмблемы  «Вежливый котенок». Также в приемной, для родителей мы поместили стенд «Вежливая  неделя». На него вывешивались вежливые слова, стихи, рассказы,  с  которыми мы знакомили детей. Чтобы стимулировать у детей желание быть вежливыми мы провели  беседу «Почему нужно быть вежливым человеком». Также детям  предлагались иллюстрации из серии «Почему хорошо быть вежливым?». Проигрывали  некоторые ситуации, например, по рассказу «Волшебное  слово»:  «Как Павлик вежливо просил у сестры краски». Также  разыгрывали ситуацию, где дети должны «Помочь ребятам перейти на  другой берег». Дети предлагали  различные варианты, после все вместе отбирают самые лучшие. В группе мы создали «Чудо ­ полку» для детей, куда выставляются  подделки детей, рисунки, фотографии, отражающие вежливое  поведение детей. Мы предлагаем детям поиграть в сюжетную игру «Ждем гостей». Проводили праздник «Вежливые дошколята. На празднике  присутствовала Фея вежливости. Большое внимание  мы уделяли  знакомству детей с  поговорками, пословицами о вежливости: В просьбе поклон не в потерю. На всякие приветы надобно иметь ответы. Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив. Не спеши хватать: оботри руки. Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт. Ласковое слово ­ что весенний день. Когда совесть раздавали, его дома не было. Поклониться ­ вперёд пригодится. Таким образом, проведенная нами работы способствовала воспитанию  вежливости у детей. Дети стали  здороваться со знакомыми людьми не  только дома, но и в гостях,  благодарить за оказанную помощь,  употребляет вежливые слова. Список литературы 1. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира  Даля.­СПб.­М., 1903­1909 2. Николева Н.И. Ябеда­корябеда//Дошкольное воспитание. ­ 2006.­  №10. 3. Словарь русского языка. ­ М.: Рус. яз., 1989.­750 с. Надо ли учить ребенка вежливости? Возьму на себя смелость поставить под сомнение одну, казалось бы, бесспорную истину: а надо ли учить детей вежливости? Ничто, пожалуй, не возмущает нас так сильно, как человек вежливый, но  бессердечный. Мы прекрасно знаем: одной внешней культуры мало, нужна  ещё культура внутренняя. Но не все понимают, что два эти вида культуры, хоть и объединяются они  одним словом, – явления, совершенно разные по своей природе. Внешняя  культура – набор привычек, навыков поведения; в основе культуры  внутренней лежит некая психическая способность, такая же, как память,  внимание или музыкальный слух. Её, эту способность, можно по аналогии назвать сердечным  слухом. Не нужно быть специалистом, чтобы заметить: привычки (навыки) и способности приходят к  людям по­разному. Навыки прививают, способности развивают. Привычка связана с  автоматизмом, способность – с творческим отношением к жизни. То, что полезно для образования привычки, чаще всего вредно для развития способностей, и наоборот. Вы пришли в гости, принесли маленькому мальчику подарок. "Что надо сказать?" – строго  напоминает мама. "Спасибо", – бурчит сын. Сказав одно это "волшебное слово", он как бы  рассчитался с гостем. Ему вроде бы и незачем теперь выражать благодарность улыбкой,  радостью. Привычка к вежливости укрепилась, сердечный слух притупился... Сто или тысяча  таких упражнений – и от драгоценного этого природного свойства не останется и следа. Мне кажется, далеко не каждый ребенок может одновременно и приучаться к вежливости, и  развивать сердечный слух. Ибо правила вежливости как раз и рассчитаны на то, чтобы человек,  например, выражал благодарность, даже если он её не чувствует. Преждевременно приучая  сына или дочь выказывать словами чувства, которых он ещё не испытывает, мы можем заглушить  эти чувства навсегда. Зачем мы, например, заставляем ребенка говорить "спасибо"? Думаю, чаще всего, чтобы хорошо  выглядеть перед людьми, показать воспитанность сына или дочери. Воспитание вежливости так похоже на воспитание! Но уверен: подлинное воспитание  происходит тогда и только тогда, когда приходится нам отдавать хоть каплю душевных сил.  Однако согласитесь: обучая вежливости, мы обычно тратим не душу, а нервы – это совсем не  одно и то же. Обучать вежливости можно не будучи отцом или матерью. И даже – не любя  ребенка. Если бы Гек Финн задержался у вдовы Дуглас чуть подольше, она наверняка сделала  бы и из него вежливого мальчика! Даже чуткость – например, чуткость продавца к покупателю – можно заметно увеличить  беседой, выговором и особенно премиальными. Сердечный же слух подобным воздействиям не  поддаётся. Это слух не на слово, а на состояние. Поэтому все обычные методы воспитания – от  убеждения до наказания – оказываются негодными для развития этой способности, ибо они  рассчитаны прежде всего на слово. Как же развить у ребенка сердечный слух? Задача куда более сложная, чем освоение слов "спасибо" и "пожалуйста". Мама учит сынишку важному понятию – "нельзя". Он дотронулся до горячего, плачет. Мама  поучает: "Видишь? Больно! Слушайся, когда мама говорит "нельзя". Иначе будет больно". И так –  на каждом шагу: "Нельзя, упадёшь!", "Нельзя, разобьёшься!", "Нельзя, простудишься!", "Нельзя,  зубки будут болеть!"... А ведь истинное "нельзя" не тогда, когда тебе больно, а когда больно другому! Направленность  на другого, чувство другого – вот первое условие развития сердечного слуха. Семья смотрит  телевизор, мальчику надо пройти мимо экрана – пригнётся он? Поторопится? Значит, с сыном всё в порядке: он чувствует присутствие других людей, боится помешать им. Если же проходит  спокойно, не спеша, значит, в доме зреет беда и пора собирать семейный консилиум. Чтобы ребенок научился чувствовать другого, надо и в нём этого другого признавать. Вот мама  решила воспитывать трудолюбие: "Подай... Принеси... Помоги..." Учит любить: "Я так устала...  Пожалей маму... Покажи, как ты любишь маму... Кого ты больше любишь – маму или папу?" Какой  же пример видит он перед собой с первых дней жизни? Перед ним всегда человек (да такой  авторитетный – мама!), который постоянно жалуется, устаёт, нуждается в помощи, не может сам  пойти и взять напёрсток, не считает зазорным каждую минуту обращаться с пустяковыми  просьбами. Значит, и мне тоже можно жаловаться, затруднять других и, если больно,  громогласно объявлять о своей боли – пусть мама тоже страдает! Думаю, в такой семье ребенок никогда не поймёт: жаловаться любящим тебя – это бессовестно.  Не затрудняй людей ни в чём, не огорчай их своими неприятностями, обходись по возможности  сам! Этот урок должны преподать мы, взрослые. Ну а уж коли просим ребенка о чем­нибудь,  скажем ему не одно, а десять "пожалуйста", чтобы он видел, как это нелегко – просить,  затруднять, а потому, чтобы не смог отказать в просьбе. Если мы делаем замечание ребенку, мы  вроде бы исправляем его поведение, но порой притупляем его сердечный слух. Другой, чувство другого! Между фразами отца "Я устал" и "Мама устала" – водораздел в  воспитании. Детям так трудно разгадать состояние другого человека, что многие из них ни с того ни с сего  начинают думать, будто родители их не любят. Мы узнаём об этих страданиях много лет спустя... Да, сердечный слух поначалу и обманывает. А может, и не обманывает, может, в какой­то момент мы действительно меньше любили ребенка?.. Мы возмутились бы, если бы нам об этом сказали, –  а он почувствовал. Малышу легче понять состояние другого человека, если он сам вызывает это состояние. Не  затрудняй другого – и старайся обрадовать его. Первая семейная забота – кому и что мы  подарим? Женщина­инженер сказала мне о двух своих маленьких детях: – Я стараюсь научить их отдавать. Брать они сами научатся... И действительно, четырёхлетняя её дочка приходит с мамой в гости не иначе как с подарком в  руках: мама сумела сделать так, что для девочки удовольствие – отдавать, дарить и радоваться  чужой радости. В обычном нашем представлении сердечный человек прежде всего отзывчив к чужой боли.  Несладко жилось людям, и в языке осталось: "со­страдание", "со­жаление", "со­чувствие". А вот  "со­радости" в языке нет. Чаще хотелось бы слышать и сердечное: "Я за тебя рад", нежели: "Я  тебе завидую". Научим ребенка радоваться за других, причём радоваться бескорыстно, не соотнося чужую удачу со своими неудачами. Если дочь рассказывает, что в классе появилась отличница, от души  порадуемся за незнакомую девочку и не будем торопиться с упреком: "Вот видишь? А ты?" С  примерами вообще нужно быть поосторожнее. Ставя в пример сверстника, мы чаще всего  возбуждаем не желание подражать, а зависть. И – никаких упрёков, если ребенок не торопится отдать, подарить, если не умеет пока что  радоваться за другого. От нас требуется только одно: самим дарить, самим радоваться и...  ждать. Ждать, ждать и ждать с тревожной верой в то, что наступит же день, когда ребенок  сделает свой первый подарок другому человеку (а не только маме! Не только дедушке!). Будем изредка доставлять ребенку сильные впечатления. Для питания полезнее каждый день давать  по яблоку, для воспитания лучше раз в году принести мешок яблок... Воспитание сердечного слуха требует нравственной тишины. В котельном цехе – какой слух? Папа с сыном­первоклассником подходит к дому, предупреждает: "Не будем звонить – мама  больна. Откроем дверь ключом". Прекрасный урок... Но не успел отец договорить, как сын нажал кнопку звонка. И тогда: – Я кому сказал? Паразит! Там, где достаточно было огорчения, – там ненужное раздражение. А ведь для воспитанного ребенка наказанием служит едва заметное удивление в голосе  старшего, чуть­чуть приподнятая бровь: "Да что же это с тобой, миленький?" Если родителям  приходится выговаривать, делать замечания, осуждать ребенка, значит, воспитание приняло  опасное направление. Ребенок должен сердечным слухом своим слышать огорчение старших.  Когда же огорчение это выливается в слова, в упрёки, в попрёки – сердечный слух становится  как бы ненужным и, следовательно, притупляется. Если я сегодня только упрекнул сына, завтра  мне придётся долго выговаривать ему. И с каждым днём он будет слышать меня всё хуже и хуже. Тогда вслед за малым педагогическим набором – "Ты что, не слышишь? Оглох? Я кому говорю?  Русского языка не понимаешь?" – неминуемо последует большой педагогический: сжатые кулаки,  подзатыльники, ремень – и так вплоть до детской комнаты милиции. Ребенка, у которого отбит  сердечный слух, воспитывать, на мой взгляд, почти невозможно. Приходится лишь пожалеть  учителя, которому такой ребенок достанется. По расстроенному пианино можно, конечно, ударить кулаком. Но ни один инструмент в мире не  стал от этого звучать чище. Неприятно видеть мальчика, который постоянно судит и осуждает товарищей, а тем более  взрослых людей. Если ребенок плохо говорит о нашем госте, мы обычно стараемся поправить его. Но вот каждый вечер семья смотрит телевизор, передачу за передачей, и начинается: тот актер  плох, тот повторяется, и вообще – ерунда. Эта ежевечерняя домашняя школа злословия –  кошмарная тренировка в бессердечии. Незаметно для себя мы разрешаем детям судить и  обсуждать взрослых без толку и без жалости. Потом мы станем требовать: "Не ругай учителя!  Учитель всегда прав!" Отчего же не ругать, если всех остальных взрослых ругать можно? Кстати  сказать, очередь отца и матери придёт ещё раньше учителя.. . Не нравится передача – выключим телевизор под любым предлогом. Не зовем же мы в дом гостей только для того, чтобы потом разобрать их по косточкам? Научим ребят любить людей – судить они научатся сами... Сердечный слух не моральное качество, а, повторим, психическая способность. Из этого следует, что человек с развитым сердечным слухом может быть и достойным, и дурным. Каждый из нас  встречал сердечных людей, которые по слабости своей приносят близким ужасные страдания. С другой стороны, слабость вовсе не обязательный спутник сердечности, и сердечный ребенок  не всегда пай­мальчик. Он может быть заводилой: ребята любят его, потому что он обидит  только наглеца, а если и посмеётся над кем­нибудь, то весело. Он может и забыться, как все  дети, может натворить невесть что, но тут же и спохватится, когда увидит, что зашёл далеко и от его проказ кому­то больно. Он охотно берёт чужую вину на себя, и главная его роль – роль  заступника. Не потому, что он сильнее всех, а потому, что острее других чувствует чужую боль.  Никого так не любят в этом мире, как сердечных людей, и хотя мальчишка с тонким сердечным  слухом легко уступает и легко отдаёт, отчего­то он и больше всех получает. Наградить ребенка сердечным слухом – лучшее, что могут сделать родители для его счастья. Что же касается правил вежливости, то когда человек подрастёт, он, наделённый сердечным  слухом, сам овладеет ими – быстро и легко, по примеру старших. Сердечный слух и вежливость – конечные свойства. Бесконечен лишь труд понимания людей.  Понимать людей мы учимся всю жизнь. Но до последней своей минуты человек с развитым сердечным слухом, даже прикованный к  постели, будет беспокоиться: он затрудняет врачей и близких, доставляет им хлопоты. Оттого, наверное, сердечные люди меньше болеют и дольше живут. Принимая жизнь близко к  сердцу, они постоянно питают его жизнью. Автор: Симон Соловейчик СТИХОВОСПИТАНИЕ: ЭТИКЕТ ДЕТЯМ     Что такое ЭТИКЕТ?  Что такое этикет – Знать должны мы с детских лет. Это – нормы поведения: Как ходить на День рождения? Как знакомиться?  Как есть? Как звонить?  Как встать?  Как сесть? Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов. И на них даёт ответ  Этот самый этикет. (А. Усачёв)   Что такое этикет?  Что такое этикет? Это можно, Это нет... Этикет, как этикетка И хорошая отметка, Но не только в дневнике, У людей на языке… Очень просто жить культурно. Все прекрасно, Что не дурно. (А. Степанов)   Урок вежливости  Медведя лет пяти­шести Учили, как себя вести : – В гостях, медведь, нельзя реветь, Нельзя грубить и чванится. Знакомым надо кланяться, Снимать пред ними шляпу, Не наступать на лапу,  И не ловить зубами блох, И не ходить на четырёх. Не надо чавкать и зевать, А кто зевает всласть, Тот должен лапой прикрывать Разинутую пасть. Послушен будь, и вежлив будь, И уступай прохожим путь, А старость уважай. И бабушку­медведицу В туман и гололедицу До дома провожай! Так Мишку лет пяти­шести Учили, как себя вести… Хоть с виду стал он вежливым, Остался он медвежливым. Он кланялся соседям – Лисицам и медведям, Знакомым место уступал, Снимал пред ними шляпу, А незнакомым наступал Всей пяткою на лапу. Совал, куда не надо нос, Топтал траву и мял овёс. Наваливался брюхом На публику в метро И старикам, старухам Грозил сломать ребро. Медведя лет пяти­шести Учили, как себя вести Но, видно, воспитатели Напрасно время тратили! (С. Маршак) Приветствия  Для прощания и встречи Много есть различных слов: "Добрый день!" и "Добрый вечер!", "До свиданья!", "Будь здоров!", "Я вас рада видеть очень", "Мы не виделись сто лет", "Как дела?", "Спокойной ночи", "Всем пока", "Прощай", "Привет", "Буду рад вас видеть снова", "Не прощаюсь!", "До утра!", "Всем удачи!", "Будь здорова!" И "Ни пуха, ни пера!". (А. Усачёв)   Доброе утро  Придумано кем­то Просто и мудро При встрече здороваться: — Доброе утро! — Доброе утро! — Солнцу и птицам. — Доброе утро! — Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. (Н. Красильников) Прощание  Нам желают: Доброго пути! Будет легче Ехать и идти. Приведет, конечно, Добрый путь Тоже к доброму чему­нибудь. (А. Кондратьев) Случай на охоте  Охотник шагал на охоту с утра. "Ни пуха, – сказал я ему, – ни пера". Забыв про охоту на уток, Он бегал за мной трое суток. Подумай сперва о последствиях, Когда произносишь приветствия. (А. Усачёв) Мужское приветствие  Распевают в честь женщины гимны И устраивают салют... Но важнее, если мужчины Для приветствия дамы – встают! Можно женщину встретить цветами Или даже ударить в тамтам... Но важнее, если мы с вами Будем стоя приветствовать дам! (А. Усачёв) О рукопожатии    С детских лет должны мы знать Древнюю науку: Первым должен подавать Старший младшим руку. Женщины – мужчинам, Девочки – мальчишкам... Но при этом руку Не трясите слишком! И хочу совет я дать И большим, и детям: Нужно чисто отмывать Руки перед этим. *** Если ж кто­то стал тонуть, Или стонет в яме... Можно руку протянуть, Первым руку протянуть Старшему и даме! (А. Усачёв) Главное правило вежливости  У Змея Горыныча Три голоВЫ – И нужно к нему Обращаться на ВЫ.  Тяни­Толкай  С двумя голоВАМИ: На ВЫ его звать Мы обязаны с ВАМИ. И только одна голова У соВЫ. Но надо и к ней Обращаться на ВЫ. На ВЫ обращаться  Советую ВАМ И к людям, и к птицам,  К тюленям и льВАМ! Но есть господа,  Что полны простоты И знают одно обращение:  ТЫ. Они незнакомы  С просТЫми слоВАМИ. С такими слоВАМИ Как ВЫ, ВАС и ВАМИ. Подобны их головы ТЫкВАМ!  И лезут они с громким  "ТЫ" к ВАМ... Но ВЫ даже к ним Обращайтесь на ВЫ... Поскольку их много на свете, УВЫ! (А. Усачёв) Рано или поздно    Кто приходит в гости поздно – Поступает несерьёзно. Исчезают со стола  И халва, и пастила. Достаются только кости Тем, кто поздно прибыл в гости! Кто приходит в гости рано, Поступает тоже странно... На хозяине – халат, Или в доме вовсе спят. И глядят, как на барана, На того, кто прибыл рано. Приходить старайтесь в гости Точно в названный вам час. Или – рано или поздно – В гости звать не станут вас! (А. Усачёв) Незваная компания    На День рождения пингвин Позвал пингвина­друга. А друг явился не один – Привёз он маму с юга… А на хвосте пришла жена, Причём явилась не одна: Её подруга с мужем Пришли на званый ужин. Ещё привёз на вечер друг Детей различных десять штук... Был довод очень веским – Оставить дома не с кем! Ввалился чей­то брат с женой: Что делать дома в выходной?! Привёл соседку с внучкой И с бультерьером Жучкой. Гостей набилось столько в дом, Что раскололась льдина... И наш хозяин в дом потом Не приглашал пингвина. (А. Усачёв) Пугало    Наряжалось пугало В нашем огороде: Одевалось пугало По последней моде. Новая тельняшка И обрывок майки, Да пёстрая рубашка Торчит из­под фуфайки. Под трусами красными Видны штаны с лампасами, А поверх жилета Два галстука надето. Одна нога – в калоше, Другая носит валенок, Да кепочка в горошек На голову напялена. И одето здорово! И обуто круто! Только не зовут его В гости почему­то. Обзывают пугало Чучелом в народе... Хоть одето пугало По последней моде! (А. Усачёв) Если вы собрались в гости...    Если вы собрались в гости, А собака – у ворот, Колбасы собаке бросьте, Или с сыром бутерброд. Киньте ей сардельку в миску, Можно свежую сосиску, После парочки котлет Предложите ей паштет. Подложите псу тушёнку, Ножку курицы, печёнку, Наконец кидайте фарш  И в ворота смело – марш! А собака зарычала – Начинайте всё сначала: Если вы собрались в гости... (А. Усачёв)   Приглашение улитке  Послал я приглашения: "Сегодня, ровно в шесть, С ужасным нетерпением Вас жду на День рождения... Пирог клубничный есть!". Друзья явились точно в срок: Был съеден праздничный пирог И выпиты напитки. Пришли жираф и носорог, Влетели сразу семь сорок... Лишь не было улитки. Она вползла через три дня С букетом незабудок: "Мой друг! Прошу простить меня – Я шла к вам трое суток... И вам вручить букет спешу. Спасибо! До свидания! Но в следующий раз прошу Позвать меня ЗАРАНЕЕ!". (А. Усачёв) Кот и собака    Как­то позвал в День рожденья Антон Витьку с собакой И Катьку с котом. Сесть не успели гости за стол, Как разговор всем знакомый пошёл... Пёс зарычал: "Ненавижу котов! Я их гонять днём и ночью готов". Кот прошипел: "Презираю овчарок... Тоже мне, в гости явился, подарок!". Фыркнули разом – и тут же сцепились: Блюдца упали, чашки разбились, Ваза с цветами летит со стола... Но и вода их разлить не могла. В общем, нескучно прошёл День рожденья: Гости стирали с одежды варенье И с потолка соскребали салат... Бедный хозяин! А кто виноват? Можно звать в гости Компанию всякую, Только не вместе Кошку с собакою! (А. Усачёв) Незнакомые насекомые К Божьей коровке пришли насекомые Между собою не очень знакомые. Шмель рядом с Мухой уселся неловко – Их не представила Божья коровка. Рад поболтать бы Кузнечик с Жуком, Только Кузнечик с Жуком незнаком. В полном молчанье уселись на лавки Две малолетние Стрекозявки. Рядом пристроился мрачный Сверчок, Выпил нектару стакан – и молчок. Пышно хозяйка уставила стол, Но разговор у букашек не шёл: Молча все гости напились, наелись, И разошлись, расползлись, разлетелись. Очень неловко бывает общаться, Если не знаешь, как обращаться! ***  Вы сильно устали иль самую малость – Советую вам при гостях не зевать: Усталость, зевалость, и засыпалость Хозяин воспитанный должен скрывать. Гостям, безусловно, покажется странным, Когда он начнёт обниматься с диваном И вдруг захрапит среди мягких подушек, Забыв про любимых друзей и подружек. Гостей проводи. А тогда уж – в кровать... И можешь зевать, и зевать, и зевать! *** Если хозяин гостей уважает, Значит, хозяин гостей провожает: Кого­то – до двери, Кого – до дороги... Но не прощайтесь ни с кем на пороге! Это не правило этикета, А просто такая дурная примета. (А. Усачёв) Каменный цветок    Богата хозяйка Медной горы: В покоях её золотые ковры, Хрустальные люстры, алмазные арки... Какие, представьте, нужны ей подарки, Если у этой хозяйки гора Полна малахита и серебра?! Всё было богатой хозяйке не мило. Но в гости пришёл бедный мастер Данила: С поклоном явившись в роскошный чертог, Вручил малахитовый скромный цветок.  Был встречен по­царски юноша бедный, Хотя он принёс не алмазный букет. История эта стала легендой... Такие творит чудеса этикет! *** Надеюсь, читатель умный поймёт: Подарок и другу, и маме Дороже не тот, что дороже...  А тот,  Что сделан своими руками! (А. Усачёв)   Если вам не нравится подарок  Если вам не нравится подарок, Постарайтесь громко не орать: " Я не собираю больше марок И не собираюсь собирать!" Или, получив в подарок книгу, Воздержитесь на весь дом вопить: " Я ее читать не буду... Фигу! Не могли компьютер мне купить?" " Я не стану пить из этой чашки!", " Не надену я такой рубашки!", "Ты зачем мне куклу покупал?.. Где ты эту гадость откопал?" Пусть вам не понравится подарок, Может, не красив он и не ярок, И обманет ваши ожидания... Важен не подарок, а ВНИМАНИЕ! (А. Усачев)   Людоед и этикет    Учит крошку­людоеда Папа­людоед: Если хочешь съесть соседа – Вспомни этикет. Не кидайся, как на кость, На гостей в квартире: Если в дом заходит гость – Улыбайся шире! Пусть соседу будет сто Или стукнет десять, Помоги им снять пальто И на гвоздь повесить. Да не гостя, а пальто! Есть в прихожей – ни за что! Людоед здоровый Кушает в столовой. И запомни с юных лет, Что вещают предки: Нет обеда, если нет На столе салфетки. И красиво не забудь  Разложить приборы, А не то про нас пойдут Слухи, разговоры. На обед придут бомжи Или королева... Ножик справа положи, Ну а вилку слева. Это твёрдо изучи. Ну а где же ложка? И на папу не рычи... Повторяю, крошка: Что в тарелке ни лежит – Яд или отрава – Вилку слева положи, Нож и ложку справа. Вот теперь ты можешь сесть И прилично гостя съесть... Чтобы быть упитанным, Нужно быть воспитанным! (А. Усачёв) Морская история    Мальчик Володя В гостях заскучал: Стул под собою Качал и качал. Он представлял, Что он храбрый моряк... Плыл он по морю И с палубы – бряк. Скажем точнее – со стула свалился: Ну и компотом при этом облился. Вот что случилось с маленьким Вовой. Случай, конечно, это не новый: Такое и с волком морским приключается, Если он долго на стуле качается! (А. Усачёв) Не перебивай!    Дед Мороз пришёл к нам в сад. Дед Мороз позвал ребят. Борода бела, как вата, И с подарками мешок. Дед Мороз сказал: – Ребята! Ну­ка, кто прочтёт стишок? Мы в саду стихи учили: Я учил, и брат учил. Мы немедленно вскочили – Я вскочил, и он вскочил. – Уронили мишку на пол! – Раз, два, три, четыре, пять... – Оторвали мишке лапу. – Вышел зайчик погулять. – Вдруг охотник выбегает, – Всё равно его не брошу, – Прямо в зайчика стреляет, – Потому что он хороший! И покуда мы читали Эти грустные стихи, Все ребята хохотали: – Ха­ха­ха и хи­хи­хи. А у дедушки от смеха Отвалилась борода. Так от нас он и уехал. Вот какая ерунда! (А. Усачёв) Случай на лестнице  На бал шагал маркиз один Фамилии известной. Шагал, конечно, не один, А с дамою прелестной.  Он гордо перед ней шагал, Расталкивая слуг. И тут у милой дамы вдруг Отклеился каблук. И неприятнейший сюрприз Каблук поднёс прелестнице: Она катилась сверху вниз По длинной­длинной лестнице. – Мадам, куда? – кричал маркиз, За дамою сбегая вниз... Но, оказавшись рядом, Был встречен злобным взглядом: – Вы недостойный кавалер! Какого чёрта ради Вы впереди шагали, сэр, А не шагали сзади? Кто от паденья даму Не может удержать, Тот недостоин даму На бал сопровождать! Краснея помидором И нос повесив вниз, Был вынужден с позором Уехать прочь маркиз. (А. Усачёв) О вреде шарканья    Древние люди Вели себя умно, Так как повсюду Ходили бесшумно. А если б шумели Они при ходьбе, Оленя в лесу  Не добыли себе. И мамонт от них убежал бы, И лось – И вымереть с голоду  Людям пришлось! (А. Усачёв)   Чудесное слово    Папа разбил Драгоценную вазу. Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Но папа нашелся; Взглянул им в глаза, И робко и тихо «Простите» — сказал. И мама молчит, улыбается даже. — Мы купим другую, Есть лучше в продаже… «Простите!» Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово! (В. Юсупов) Главное правило  Бывают игры с пешками, Бывают игры с шашками, С бочонками и кеглями, Мячами и пятнашками. Бывают игры с фишками, Бывают игры с клюшками, Ракетками и всякими Другими финтифлюшками. Бывают игры разные, А правило одно. Должно быть это правило Во всем соблюдено: ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПЛАКАТЬ, ВРЕДНИЧАТЬ И ТОПАТЬ НОГАМИ, ЕСЛИ ПРОИГРАЛ! (Г. Дядина)   Гостеприимство  Встаньте с этого дивана, А не то там будет яма. Не ходите по ковру – Вы протрете в нем дыру. И не трогайте кровать ­ Простынь можете помять. И не надо шкаф мой трогать – У вас слишком острый коготь. И не надо книги брать – Их вы можете порвать. И не стойте на пути... Ах, не лучше ль вам уйти? (О. Григорьев)   Про девочку, которая сосёт палец    – Неземная красота, Выньте палец изо рта! Девочки и мальчики, Не сосите пальчики. Дорогие детки, Пальцы – не конфетки. (Э. Успенский)     "Театр вежливости" Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям. Оборудование: Декорации и атрибуты к инсценировке рассказа В.Осеевой "Волшебное слово", касса, билеты. Предварительная работа: Чтение детям рассказов В.Осеевой "До первого дождя", "Просто старушка", "Волшебное слово", Л.Н.Толстого "Косточка", "Котенок", Н.Носова "Карасик". Методические приемы: Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, игра-драматизация. Ход занятия: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? - Значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное. - Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям. (Рассказы детей) - Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения В.Осеевой, Н.Носова, Л.Н.Толстого, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы проанализировали поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте. Ответы детей: - Из рассказа Валентины Осеевой "До первого дождя" мы узнали о жадной девочке, которая не захотела укрыть подружку своим плащом, чтобы та не промокла под дождем. Я считаю, что она поступила очень плохо и на ее месте я никогда бы так не поступил и сделал бы все, чтобы выручить своего товарища. - Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Косточка" мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он оказался не только врунишкой, но еще и трусом. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее. - Из рассказа Льва Николаевича Толстого "Котенок" мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка. - Из рассказа Валентины Осеевой "Просто старушка мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна. - Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами отправимся в "Театр Вежливости" и посмотрим инсценировку рассказа Валентины Осеевой "Волшебное слово". Но чтобы получить билеты в этот театр, нужно вспомнить вежливые слова. Внимание, внимание! Театр открывается! К началу все готово. Билеты предлагаются За вежливое слово. (Ребенок-"кассир" продает билеты в театр. Дети по одному подходят к кассе, читают стихотворения, получают билеты). Добрый день - Добрый день! - тебе сказали, - Добрый день! - ответил ты. Как две ниточки связали - Теплоты и доброты. Пожалуйста Отменить, что ли, слово "пожалуйста", Повторяем его поминутно. Нет, пожалуй, что без "пожалуйста" Нам становится неуютно. Здравствуйте - Здравствуйте, - ты скажешь человеку. - Здравствуй, - улыбнется он в ответ. И, наверно, не пойдет в аптеку И здоровым будет много лет. Спасибо За что мы говорим "Спасибо". За все, что делают для нас. И мы припомнить не смогли бы Кому сказали сколько раз. Будьте добры Будьте добры, - это я говорю по секрету Будьте добры - и не ждите за это конфету. Будьте добры - без игры и во время игры Если сумеете, будьте скорее добры.. Инсценировка рассказа Валентины Осеевой "Волшебное слово" Роли исполняют дети Беседа - Как называется это произведение и кто его автор? - "Волшебное слово" Валентины Осеевой. - Какое же волшебное слово подсказал дедушка Павлику? - "Пожалуйста". - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?). - Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово "пожалуйста", обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым. - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово? - Все стали к нему относиться по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его. - Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Я рада, что вы правильно поняли тему этого рассказа и тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста

"Альбом вежливости" для детей старшего дошкольного возраста
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2017