План-конспект урока по литературе в 6 классе на тему:
«Александр Степанович Грин «Алые паруса». Автор и его герои»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель урока: знакомство с повестью Александра Степановича Грина «Алые паруса».
Задачи урока:
Образовательные: расширение и углубление знаний об особенностях произведений А.С. Грина, совершенствование умения анализировать прочитанные произведения, находить ответы на поставленные вопросы; совершенствование навыка выразительного и осознанного чтения.
Развивающие: развитие устной речи, способности высказывать собственное мнение, творческого воображения, памяти, мышления.
Воспитательные: воспитание чувства отзывчивости, заботливого и бережного отношения друг к другу.
Тип урока: урок усвоения навыков и умений;
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3.Актуализация знаний
Словесные портреты героев: Ассоль
а) внешность;
б) внутренняя красота;
в) характер;
г) поступки и чувства;
д) стремление к мечте;
2. «Мозговой штурм».
Учащиеся должны ответить на вопрос: «Что является счастьем для меня?»
Учитель фиксирует ответы учеников на доске. Подводится итог.
Для А.С. Грина очень важно было сделать человека счастливым. Об этом он писал в своих произведениях. Самая большая награда для человека - принести счастье другому человеку. Так сделал Грэй для Ассоль.
4. Работа над произведением.
1) Работа над цветовой символикой.
Какими красками наполнена повесть «Алые паруса»? Подтвердите словами из текста.
- Почему для одних мир серый и невзрачный, а для других он состоит из ярких праздничных тонов? Какие краски вы бы взяли, чтобы изобразить внутренний мир Ассоль и Грэя?
Каждый человек видит мир в соответствии со своим характером и настроением. А значит, только от самого человека зависит, расцветет ли для него мир праздничными красками.
По мнению Грина, есть одно важное свойство человека, которое способно изменить его жизнь, - это сила воображения. Человеку дана удивительная возможность - фантазировать, мечтать, творить. Чувство чести, долга, человеческого достоинства - все это у Грина на первом месте. Мечта, любовь, счастье, труд - вот основа человеческой жизни.
2) Словесное описание.
Похожа ли жизнь Ассоль на сказку? (До встречи с Грэем и после
нее)
Неизвестно, как сложилась бы судьба маленькой героини, если бы однажды в ее жизнь не вошла сказка, наполненная ожиданием чудесной и счастливой любви. Не желая становиться такой, как все, не приемля серость, однообразие и приземленность, Ассоль сумела сохранить веру в чудо. Однако ее мечта никогда не осуществилась бы, не появись человек, который разделил веру девушки в чудо.
Встреча с Ассоль пробудила в сердце Грэя любовь. Узнав о предсказании Эгля, он решил подарить девушке сказку о корабле с алыми парусами, потому что понял нехитрую истину: «Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
3) Какие ассоциации вызывает у вас это произведение? Подберите ассоциации в виде эпитетов.
- чудесная неизвестность;
- прекрасное далёко;
- волшебные мечты.
- Чем Эгль похож на сказочного героя?
- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте его описание.
- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в тексте изобразительно-выразительные средства, используемые автором и подтверждающие точку зрения группы)
- Какую роль в судьбе героев сыграла эта встреча?
2-я группа - Ассоль
- Почему у Ассоль не было подруг?
- Какие качества героини подчеркивает автор?
- С помощью каких художественных средств Грин смог показать необычность Ассоль?
- С каким растением ассоциируется образ Ассоль? Почему? 3-я группа-Грэй
- Как герой воспринял сказку об алых парусах?
- Почему Грэй сумел воплотить мечту в действительность?
- В каких поступках вы увидели «странную летящую душу и дух действия» капитана Грэя?
Творческая работа.
Как стать счастливым, каждый человек решает по-своему. Грин предлагает свой рецепт счастья. В чем он, на ваш взгляд?
В повести А.С. Грин говорит нам о том, что нужно быть верным своей мечте, сохранять в себе чистую душу, нужно делать чудеса своими руками, приносить счастье людям, а это сделает счастливыми и нас самих.
5. Подведение итогов урока.
- Были ли вы уверены, что сказка, предсказанная Эглем, станет реальностью?
- Права ли была Ассоль, что жила в ожидании сказки? Как поступили бы вы на месте Ассоль?
- Что вас удивило в этой повести? Что особенно понравилось?
- Чему научил вас писатель?
- Встречали ли вы в жизни людей, похожих на героев повести?
6. Рефлексия.
У каждого человека должна быть мечта. Она всегда манит и заставляет двигаться ей навстречу. Самые светлые и радостные мечты приходят к нам в детстве. И во многом от нас самих зависит, останутся ли они на протяжении всей жизни, исполнятся или исчезнут в небытие.
Повесть «Алые паруса» оставляет светлое чувство радости и ощущение счастья.
7. Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему «Что такое счастье?»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.