Обучение грамоте
Урок 97–98 (4 ч.).
Тема: Алфавит. Упражнения в чтении и письме.
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
– формируем умение запоминать название и последовательность букв русского алфавита;
– формируем умение классифицировать предметы;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: рисунки животных (см. конспект) на доске и в конвертах для работы в парах.
Символы:
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД ТОУУ (Технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний
|
1. – Прочитайте стихотворение, записанное на доске. Журчат ручьи, Слепят лучи, И тает лёд, и сердце тает! И даже пень В апрельский день Берёзкой снова стать мечтает! (М. Вольпин) – Какую картину нарисовал поэт? – Прочитайте слова с мягким знаком. – Какую роль он играет в этих словах? – Назовите в этих словах мягкие согласные звуки. – Есть ли слова, в которых два гласных звука разделяет не мягкий знак? – Какая ещё буква выполняет такую работу? (Твёрдый знак.) Таких слов нет. Дети приводят примеры слов с ъ. – Когда в слове пишется твёрдый знак? Приведите примеры слов. – Какие знания мы сейчас с вами повторили? – Для чего нам нужны эти знания? 4 4 2. – Откройте «Букварь» на с. 2–3. – Что это? (Коробка с кубиками.) – Почему вместо букв здесь были рисунки? (Ещё не знали букв.) – День за днём, шаг за шагом вы узнавали буквы, учились читать, и теперь все буквы вам знакомы. Теперь откройте «Букварь» на с. 158. – Что вы видите? (Перед вами всё те же кубики, но лежат другой стороной, той, где напечатаны буквы.) – Подсчитайте, сколько всего букв. – Сколько из них букв гласных звуков? – Какая подсказка для этого есть на картинке? (Красный цвет.) – Сколько букв согласных звуков? – Что вам подсказало? (Буквы синего цвета.) – Сколько букв, не обозначающих звуков? Дети их называют. – Как окрашены они? – Почему? – В каком порядке выстроены буквы? – Почему буквы стоят в таком порядке? (Надо знать определённый порядок букв, чтобы ими пользоваться: располагать какие-то названия, слова. Так удобнее и легче для поиска.) – Как называется расположение букв в установленном порядке? (Азбука, алфавит.) – Определите тему урока. Назовите её. 4 4 – Что нового мы узнаем сегодня? – На какие вопросы вы бы хотели получить ответ?
– Какой кружок обозначает эти действия?
|
Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре.
|
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания |
– Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», получилось слово «алфавит». Вот так и живут слова-близнецы: русское слово «азбука» (по названиям первых букв аз и буки) и греческое слово «алфавит». – Прочитайте алфавит, называя правильно каждую букву. 2. Игра «Что пропало?» Класс делится на две команды. На доске записан алфавит с пропуском букв. Надо вставить пропущенные буквы и прочитать весь алфавит хором без ошибки. А Б Д Е К Г Д Е З К Л М И С Ц М Р У Ф Ч Ш Щ Ш Э Я – Ребята, как вы думаете, какие буквы в алфавите «моложе» остальных, возникли позже других? (Буквы Ё, Й, Э.)
– А зачем надо знать алфавит? Учитель показывает словарь, в котором слова записаны в алфавитном порядке; говорит о расположении книг в библиотеке и т.д. 3. Составление загадок про букву. Учитель загадывает загадку-образец, ученики составляют аналогичные сами. Образец. – Эта буква обозначает согласный глухой, всегда твёрдый звук. У неё два «соседа» по алфавиту, которые обозначают глухие согласные звуки. С этой буквы начинается имя героя, который придумал сказку про домик на заячьих ножках. С этой буквы начинается и фамилия автора этой сказки. Что это за буква? Проверьте свой ответ, она 24-я по счёту в алфавите. Учитель просит детей составить похожие загадки и загадать их друг другу. |
|
ΙΙΙ. Применение нового знания |
1. Работа в тетради для печатания (с. 51–50). Варианты работы: 1) Дети коллективно, в парах и самостоятельно подписывают рисунки: печатают слово и подчёркивают первую букву. 2) Называется предмет и печатается только первая буква на строке под рисунками. Затем буквы называются в алфавитном порядке (с опорой на с. 158 «Букваря».) 3) На с. 50 около слов флора и фауна можно предложить детям назвать слова, которые относятся к каждой группе, и напечатать первые буквы этих слов. – Что нового для себя сейчас узнали? – Какие знания повторили? – Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
– Откройте прописи на с. 42. Что вы увидели на этих страницах? 1) Составление азбуки из письменных букв. – Что такое буква? (Значок для обозначения звуков на письме.) – Мы говорили уже о том, что у каждой буквы два лица – печатное и письменное. Рассмотрите рисунки. – Как можно озаглавить нашу азбуку? («Мир животных».) – Называя каждое животное, мы напишем рядом с рисунком первую букву названия. Это будут письменные заглавная и строчная буквы. Раскрасим рисунок. Коллективная работа с комментированием. 2) Запись слов по алфавиту. Учитель располагает на доске рисунки животных, которые есть в прописи, в произвольном порядке. Например: тигр, белка, рак, жук, лев, щука, слон, улитка, гусь, ёж. – Расположите рисунки так, чтобы слова – названия животных шли в алфавитном порядке. Ученик выполняет работу на доске.
Работа в парах. 4 Аналогичную работу выполняют дети в парах, получают конверт с рисунками и в паре раскладывают картинки по алфавиту. – Запишите самостоятельно слова – названия животных. Подчеркните первую букву. Обозначьте звуки в словах. 3) Упражнение в составлении азбуки «Мир растений». – Сейчас мы составим азбуку. Тему её подскажут загадки.
Буква А. Он большой, как мяч футбольный. Если спелый – все довольны. Так приятен он на вкус – называется... (арбуз). Буква Б. Она весну встречает, Серёжки надевает. Накинута на спинку Зелёная косынка. А платьице – в полоску. Ты узнаёшь... (берёзку)? Буква В. Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок. Синеглазый... (василёк).
– Какова тема нашей азбуки? – Названия каких растений продолжат её? – Про какие растения вы знаете загадки? – А как называют растительный мир? (Флора.) 4) Самостоятельная работа (с. 38). а) Замена печатных букв верхней строки письменными. Самопроверка с образцом на доске. б) Написание слов с печатного образца, подчёркивание буквы ь. – Прочитайте слова. – Что в них общего? – В чём отличие?
– Подчеркните зелёным карандашом слова, в которых мягкий знак разделяет букву согласного и букву гласного. Спишите с комментированием. 5) Контрольное списывание с подготовкой. Чтение и озаглавливание текста. Анализ и орфографическая подготовка. Самостоятельное списывание. Самопроверка. Вопросы к ученикам по работе на с. 38 прописи (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить работу? – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою письменную работу. – Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку? Почему? – Отметь в конце страницы справа внизу.
На следующем уроке после проверки работы учителем мы снова вернёмся к этому алгоритму. |
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание.
|
ΙV. Итог |
– Что нового узнали? 4 4 – Какие уже известные нам знания повторили? – Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? – Какие интересные путешествия совершили на уроке? Что узнали?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?
|
ТООУ |
V. Домашнее задание (по желанию)
|
Узнать у родителей, где в жизни используется алфавит. |
|
Рекомендации по оцениванию достижений учащихся
Ι. Актуализация знаний
* Отметить учеников, которые сформулировали тему урока.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые отвечали на вопросы.
ΙII. Развитие умения применять новое знание
1. Работа в «Букваре»
* Отметить учеников, которые правильно записывали буквы алфавита.
2. Работа в прописи
|
* Отметить учеников, которые аккуратно и красиво записывали слова и текст.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.