Алгебра
Оценка 4.8

Алгебра

Оценка 4.8
docx
математика
20.04.2020
Алгебра
Урок 32. Логарифмические неравенства (2).docx

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к УМК А. Г. Мордковича - 2011 год

Свойства логарифмов - Показательная и логарифмическая функции

Цель: продолжить рассмотрение свойств логарифмов.

Ход уроков

I. Сообщение темы и цели уроков

II. Повторение и закрепление пройденного материала

1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разбор нерешенных задач).

2. Контроль усвоения материала (тест).

Вариант 1

1. Найдите область определения функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image780.jpg

Ответы: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image781.jpg

2. Найдите наименьшее значение функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image782.jpg

Ответы: a) log411; б) 1; в) -2; г) 0,5.

3. Решите уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image783.jpg

Ответы: а) -2; б) 1; в) -23; г) -4.

Вариант 2

1. Найдите область определения функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image784.jpg

Ответы: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image785.jpg

2. Найдите наибольшее значение функции https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image786.jpg

Ответы: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image787.jpg

3. Решите уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image788.jpg

Ответы: а) -16; б) -1; в) 0,5; г) -6.

III. Изучение нового материала

Разумеется, после введения нового понятия логарифма и новой операции логарифмирования необходимо изучить их свойства. Это необходимо для более эффективного решения самых разнообразных задач. Рассмотрим ряд теорем.

Теорема 1. Логарифм произведения двух положительных чисел равен сумме логарифмов этих чисел, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image789.jpg

Докажем это утверждение. Обратите внимание на доказательство, т. к. подобная схема используется и при рассмотрении других свойств логарифмов и основана на свойствах степеней.

Обозначим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image790.jpg Надо доказать, что выполняется х = у + z. Так как loga(bc) = х, то bc = ах. Из равенства logab = у следует, что b = ay; из равенства logaс = z получаем с = az. Перемножая соотношения b = ay и с = az, имеем https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image791.jpg Сравним это равенство с равенством bc = ax и получим ay+z = аx, откуда x = у + z, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image792.jpg

Пример 1

Вычислим: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image793.jpg

Используя доказанную теорему, получаем:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image794.jpg

Теорема 2. Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image795.jpg

Теорема доказывается полностью аналогично предыдущей.

Пример 2

Решим уравнение: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image796.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image797.jpg

а) Используя теорему 2, получаем https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image798.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image799.jpg Из определения логарифма имеем 3 - 2х = 21 = 2. Решая это линейное уравнение, находим х = 1/2.

б) Применяя теоремы 1 и 2, получаем https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image800.jpg https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image801.jpg Тогда имеем 3х – 2 = 51 = 5, откуда 3х = 7 и х = 7/3.

Теорема 3. Логарифм степени положительного числа равен произведению показателя степени на логарифм основания степени, т. е. https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image802.jpg

Опять аналогично теореме 1 докажем это утверждение. Введем обозначения https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image803.jpg и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image804.jpg Надо доказать, что х = rу. Из равенства https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image803.jpg имеем: br = ax, а из равенства https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image804.jpg получаем: b= ay. Возведем последнее равенство в степень r, тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image805.jpg Сравнивая соотношения https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image806.jpg получаем равенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image807.jpg или х = rу. Теорема доказана.

Пример 3

Известно, что log52 = а и log53 = b. Выразим log572 через величины а и b.

Число 72 разложим на простые множители 72 = 23 ∙ 32. Используя теоремы 1 и 3, получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image808.jpg https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image809.jpg

Заметим, что теоремы (и соответствующие формулы) 1-3 требуют внимательного отношения и справедливы только для положительных логарифмируемых чисел.

Пример 4

Запишем формулу 1 в случае отрицательных чисел b и с.

Очевидно, что в данном случае формула 1 напрямую бессмысленна, т. к. логарифм от отрицательно числа не существует. При этом произведении bc > 0 и его можно записать в виде https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image810.jpg (по определению и свойству модуля числа). Тогда формула 1 имеет вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image811.jpg При этом очевидно, что числа (-b) и (-с) положительные.

Таким образом, если числа b и с одного знака (или положительные, или отрицательные), формулы 1 и 2 имеют вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image812.jpg

Аналогично можно показать, что при b или положительном или отрицательном и четном показателе степени (т. е. r = 2n, n Z) формула 3 имеет вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image813.jpg

Наконец, отметим еще одно свойство, вытекающее из монотонности логарифмической функции.

Теорема 4. Равенство https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image814.jpg справедливо тогда и только тогда, когда t = s.

Пример 5

Решим уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image815.jpg

Сгруппируем члены уравнения, зависящие от х, в левой части, не зависящие от х - в правой. Используем свойства логарифмов и преобразуем уравнение. Получаем: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image816.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image817.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image818.jpg или https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image819.jpg Так как равны логарифмы величин, то равны и сами величины. Получаем рациональное уравнение https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image820.jpg тогда 63(2х + 3) = 125(х + 2) или 126х + 189 = 125х + 250, откуда х = 61.

Разумеется, свойства логарифмов можно использовать и в более сложных задачах.

Пример 6

Вычислим значение выражения:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image821.jpg

а) Учтем, что https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image822.jpg откуда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image823.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image824.jpg Теперь легко посчитать данное выражение: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image825.jpg

б) Используем определение логарифма. Тогда https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image826.jpg и https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image827.jpg Данное выражение имеет вид: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image828.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image829.jpg

в) Вновь применим определение логарифма. Так как в данном выражении уже есть логарифмы по основанию 12, то запишем числа в виде: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image830.jpg Теперь вычислим значение данного выражения: https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image831.jpghttps://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image832.jpg

г) Используем формулу для логарифма произведения чисел, группировку множителей и формулу приведения. Получаем:

https://compendium.su/mathematics/11klass/11klass.files/image833.jpg

IV. Контрольные вопросы

1. Дайте определение логарифма числа.

2. Перечислите основные свойства логарифмов (фронтальный опрос у доски).

3. Докажите любое свойство логарифмов (по своему выбору).

V. Задание на уроках

§ 43, № 2 (а, б); 4 (в, г); 5 (а); 8 (б); 11 (а); 13 (в); 18 (а, б); 19 (а); 22 (б); 25 (а, б); 28 (а); 29 (в); 30 (а, б); 34 (а); 37 (а, б).

VI. Задание на дом

§ 43, № 2 (в, г); 4(а, б); 5 (б); 8 (а); 11 (б); 13 (г); 18 (в, г); 19 (б); 22 (а); 25 (в, г); 28 (б); 29 (г); 30 (в, г); 34 (б); 37 (в, г).

VII. Подведение итогов уроков


 

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к

Поурочные разработки по Алгебре и началам анализа 11 класс к

Найдите наибольшее значение функции

Найдите наибольшее значение функции

Теорема 2 . Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел, т

Теорема 2 . Логарифм частного двух положительных чисел равен разности логарифмов этих чисел, т

Заметим, что теоремы (и соответствующие формулы) 1-3 требуют внимательного отношения и справедливы только для положительных логарифмируемых чисел

Заметим, что теоремы (и соответствующие формулы) 1-3 требуют внимательного отношения и справедливы только для положительных логарифмируемых чисел

Получаем рациональное уравнение тогда 63(2х + 3) = 125(х + 2) или 126х + 189 = 125х + 250, откуда х = 61

Получаем рациональное уравнение тогда 63(2х + 3) = 125(х + 2) или 126х + 189 = 125х + 250, откуда х = 61

Дайте определение логарифма числа

Дайте определение логарифма числа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020