Алгоритм действий образовательной организации по включению ребёнка с РАС в образовательный процесс.
В данном документе представлен примерный алгоритм действий образовательной организации по включению ребёнка с РАС в образовательный процесс. Он может быть использован при любой модели обучения детей с РАС: как для одного ребёнка, обучающегося в классе с детьми, не имеющими ОВЗ, так и для группы учащихся с РАС, находящихся в ресурсном классе, или в классе с детьми, имеющими другие ОВЗ, или в отдельном классе в специализированном коррекционном учреждении для детей с РАС.
1. Знакомство с ребенком и его родителями до начала учебного года. Это необходимо для предварительного установления контакта, знакомства ребенка с учителем, с пространством школы, класса до того момента как появится большое количество других участников образовательного процесса (учеников, учителей).
2. Разработка АООП соответствующего варианта на основе примерной АООП НОО обучающихся с РАС (для детей, пришедших в 1 класс в 2016 году). Важно отметить, что адаптированная основная образовательная программа разрабатывается образовательной организацией независимо от количества детей с РАС. Например, в общеобразовательном классе с детьми, не имеющими ограничений по здоровью, обучается ребёнок с РАС, которому ПМПК рекомендовала обучение по варианту 8.1 АООП НОО. В этом случае образовательная организация разрабатывает как АООП НОО по варианту 8.1., так и адаптированную образовательную программу, по которой будет обучаться этот ребёнок.
3. Организация сопровождения обучающегося с РАС тьютором (по рекомендации ПМПК) в адаптационный период. Адаптационным периодом считаются первые несколько недель обучения. По решению ПМПк предоставление услуг тьютора либо ассистента (помощника) может быть организовано на более длительный период. Это положение закрепляется в локальном акте о коррекционно-развивающей работе.
4. Проведение обследования ребенка с РАС. Обследование совпадает по времени с адаптационным периодом, в течение которого учитель и специалисты службы сопровождения (педагог-психолог, логопед, учитель-дефектолог) осуществляют оценку уровня развития ребенка, уровня обученности, его индивидуальных возможностей и потребностей. Оценка осуществляется в ходе учебного процесса, режимных моментов (перемена, завтрак), внеурочной деятельности.
Полная и достоверная информация о текущем уровне развития ребенка, его индивидуальных особенностях и потребностях позволит более точно определить цели, задачи и планируемые результаты коррекционно-развивающей работы. Кроме того, эта информация поможет специалистам службы сопровождения, а также учителю организовать пространственно-временную среду класса, рабочее место ученика с РАС.
5. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Несмотря на то, что основные условия обучения детей с РАС прописывает ПМПК, определение индивидуальных условий для конкретного ребенка, а также постановка индивидуальных целей обучения и коррекционно-развивающей работы - функция школьного консилиума. На первом ПМПк школы, который обычно проходит в середине сентября (по истечении адаптационного периода), междисциплинарная команда на основании результатов комплексной диагностики и в ходе совместного обсуждения определяет:
• основные особенности ребенка, препятствующие его адаптации, а также успешному освоению АООП НОО;
• специальные условия обучения. Уточнение условий осуществляется на основании выявленных в ходе комплексного обследования и анкетирования родителей индивидуальных особенностей ученика. Специальные условия включают: направления деятельности специалистов сопровождения, адаптацию среды, учебного материала и т.д. При наличии в школе кадрового ресурса и в случае решения ПМПк о необходимости включения дополнительного специалиста сопровождения для конкретного ребенка, возможно изменение специальных условий;
• содержание, методы и формы комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи;
• направления, цели и задачи коррекционно-развивающей работы, обучения и воспитания ребенка.
6. Разработка адаптированной образовательной программы обучающегося с РАС, включающая коррекционно-развивающие задачи. В случаях, когда разработка АОП не требуется, составляется индивидуальная коррекционная программа (программа психолого-педагогического сопровождения), содержащая перечень коррекционных курсов по различным направлениям, необходимых для реализации поставленных задач коррекции и воспитания для конкретного обучающегося с РАС, информацию о формах их реализации, периодичности занятий, перечень необходимых специалистов службы сопровождения.
7. Ознакомление родителя с АОП (родитель дает согласие на её реализацию после того как учитель и специалисты службы сопровождения информируют его о планируемой работе с ребенком). Проведение динамического ПМПк (обычно в середине учебного года) для анализа результатов работы специалистов в русле поставленных задач. При необходимости осуществляется корректировка задач и специальных условий, а также объема помощи, направлений и форм работы.
8. Проведение в конце учебного года итогового заседания ПМПк, на котором осуществляется комплексная оценка динамики в развитии ребенка и освоении им АООП НОО. Кроме того, на итоговом заседании ПМПк планируются мероприятия по осуществлению образовательной деятельности с обучающимся с РАС в следующем учебном году. При необходимости родителям ученика может быть рекомендовано повторное посещение ПМПК с целью уточнения варианта АООП НОО на следующий учебный год.
9.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.