Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.
Оценка 4.9

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русский язык
9 кл
27.03.2019
Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.
Данный материал - обмен опытом о применении в работе учителя алгоритмов для повышения грамотности учащихся. Научившись составлять алгоритмы, учащиеся не только становятся грамотнее на письме, но и приобретают навык размышлять, планировать свои действия, способность предусматривать различные обстоятельства и поступать соответственно с ними.
Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.docx
Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся. Хорошо   известно,   что   орфографическая   грамотность   человека   –   это одна   из   составляющих   его   общей   культуры.   В   основных   направлениях реформы   общеобразовательной   и   профессиональной   школы   говорится: «Важнейшая,   непреходящая   задача   школы   –   давать   подрастающему поколению   глубокие   и   прочные   знания,   вырабатывать   навыки   и   умения, применять их на практике». Главное   внимание   учителя   должно   быть   сосредоточено   на формировании   орфографической   грамотности   учащихся   и   их   речевом развитии, а также на прочном усвоении тех знаний, которые являются основой для применения правил правописания и овладения речевыми нормами. Проблема формирования у детей орфографической грамотности – одна из главных в методике преподавания русского языка в школе. Каждому   учителю   известно,   что   для   этого   необходимо   развивать, закреплять орфографическую и пунктуационную память, зоркость и слух. Но как   добиться   того,  чтобы   учащийся   мог   не   только   видеть   и   работать   над допущенными  уже  ошибками, но до письма  смог  различить  в  потоке  речи отдельные орфограммы и быстро выбрать правильное написание. Ведь нам, учителям   русского   языка,   хорошо   знакома   ситуация,   когда   заучивание учащимися   орфографических   правил   не   обеспечивает   эффективности   их применения на практике. Поэтому и усиливается поиск действенных методов повышения грамотности учащихся. Приёмов и методов найдено много. Все они подробно изложены в методической литературе, в той или иной степени являются эффективными. Я не буду на них останавливаться, тем более что у каждого   метода   и  приёма   есть   свои   преимущества.   За  годы   своей   работы учителем – практиком пришла к выводу, что одним из более приемлемых приёмов   работы   над   повышением   грамотности   является   составление   и использование   алгоритмов   учащимися.   Тем   более,   применяя   этот   способ, убедилась   в   эффективности   такой   работы   над   освоением   теоретических материалов и использования их на практике, особенно в национальной школе. В своей работе уже много лет пользуюсь методическими рекомендациями и материалами   статей   к.ф.н.   Надточия   Е.Д   «Алгоритмы   на   обобщающих уроках», «Комплекс алгоритмов по орфографии», в которых он справедливо утверждает: «…алгоритмизация  процесса обучения закладывает фундамент творческого   мышления,   напряжённого   думания,   способствует   повышению уровня грамотности». Действительно, используя алгоритмы на уроках русского языка, можно достичь   высокой   результативности,   так   как   выполнение   предписанных действий   несомненно   приводит   к   правильному   выбору   орфограммы; массовости – алгоритм может быть применён к ряду слов, написание которых предполагает применения данных правил. Ознакомившись со статьями Ю.А.Поташкиной "Обобщение школьных правил различения на письме "о" и "е" после шипящих и "ц", К.И. Прохоренко "Таблицы   по   орфографическим   темам   5   класса",   А.Г.   Диленко "Использование алгоритмов при изучения орфографии", С.И. Львовой "Схема на   уроке   русского   языка",   я   пришла   к   выводу,   что   данная   работа   очень перспективна.   Я   также   хочу   поделиться   с   коллегами   теми   алгоритмами, которые мы создавали по разным темам совместно с учащимися. Возможно, кому­то эти алгоритмы понравятся, и их возьмут для работы Что   значит   алгоритм   правила?   Это   разбивка   правила   на   несколько этапов,   вычленение   особенностей   правила,   составление   схемы,   по   которой легко восстанавливается формулировка правила. Давно замечено, что человек легче запоминает зримое, видимое, нежели услышанное. В данном случае при формулировке правила по схеме работают два вида памяти ­ зрительная и слуховая, кроме того, развивается умение логически мыслить. На   своём   опыте   убедилась,   что   на   первом   этапе   необходимо   дать учащимся  понятие   о  том, что  такое  алгоритм. Конечно, можно  сразу, как советуют многие методисты, после знакомства с теоретическим материалом учебника,   предложить   учащимся   составить   программу   действий,   но,   как показывает практика, это могут сделать осознанно лишь 2 ­ 3  учащихся в классе. А ведь в нашей работе необходимо добиваться, чтобы каждый, даже самый слабый ученик, мог не только уметь читать, но и составить алгоритм к любому теоретическому материалу учебника и без труда использовать его на практике.   Мне   кажется,   очень   важным   является   тот   момент,   когда   дети должны сами прийти к выводу, что алгоритмом можно назвать план, рецепт, правило или инструкцию, если все команды, предписания и условия описаны детально, точно и однозначно. Тогда все исполнители команд будут понимать их одинаково и делать в точности одно и то же. Если уж ты взялся составить алгоритм, неоднократно повторяю я детям, будь добр – устрани малейшую неточность и двусмысленность. На данном этапе работы учащиеся должны уяснить и понять: алгоритм – это   заранее   составленный   план   действий,   такой   план,   приходят   к   выводу ученики, очень полезен. Он позволяет лучше понять предстоящую работу и выполнить её более качественно. А так как современные школьники владеют в той или иной степени умениями и навыками программирования, построение алгоритма   становится   необходимым   условием   компьютерной   грамотности, дети на уроках русского языка с удовольствием откликаются на эти задания. Очень   важен   и   тот   момент,   что   такая   работа   даёт   словеснику   надёжное дополнительное средство для развития творческого мышления. 2.Далее вместе с учащимися составляем правила чтения алгоритма: 1. Пойми, зачем нужен алгоритм, какова его цель. 2.   Вникни   в   смысл   каждой   команды   и   каждого   вопроса.   Если   что­то непонятно, разберись сам или попроси помощи. 3. Читай алгоритм в том направлении, в каком движутся стрелки. 4. Встретив развилку, проследи оба выхода. Убедись, что при ответе «да» и при ответе «нет» алгоритм выполняет разумные, правильные действия. Алгоритм   любого   орфографического   правила   базируется   на   двух   "китах": состав   слова   и   часть   речи.   Поэтому   особенное   внимание   с   самого   начала нужно   уделить   отработке   умений   быстро   разбирать   олово   по   составу   и определять часть речи (эта работа идет параллельно с работой по созданию схем­алгоритмов). Только после этого возможно осмысленное использование нужной орфограммы. Во всех классах есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько таких тем. На своём опыте убедилась, что алгоритм лучше всего использовать на уроках, на которых дети знакомятся с теоретическим материалом. Работа должна носить поэтапный характер. 3.Образцы   применения   алгоритмов   для   формирования   орфографической зоркости у учащихся. 3. 1. Например, на уроке изучения орфограммы «Буквы и – ы после ц» в 5 классе на первом этапе после чтения правила по учебнику для пятого класса Разумовской   вместе   с   детьми   построили   программу   действий,   то   есть определённый   алгоритм,   чёткое   следование   которому   и   приведёт   нас   к решению орфографической задачи. Таблица № 1 Затем начинается второй этап ­ работа по формированию умения применять изученное   правило.   Алгоритм   используется   на   дидактическом   материале, составленном   учителем.  Наиболее   приемлемо,  мне   кажется,  составление   и использование   алгоритма   на   обобщающих   уроках   русского   языка   при подготовке к ОГЭ. Например, при повторении орфограммы «Правописание Н и НН в суффиксах страдательных   причастий   прошедшего   времени   и   прилагательных, образованных   от   глаголов».   На   первом   этапе   читается   теоретический материал учебника русского языка для старших классов (автор и составитель Греков):   затем   учащимися   была   составлена   такая   программа   действий:   а) отличие   прилагательных   от   причастий,   б)   н   и   нн   в   полных   и   кратких прилагательных, в) н и нн в полных и кратких причастиях, затем составляем обобщающую таблицу. Учитель   должен   контролировать   ход   выполнения   задания,   своевременно выявляя ошибку в рассуждениях и действиях учащихся, корректировать её, а алгоритм в свою очередь обеспечивает самоконтроль и на каждом этапе даёт учащемуся подтверждение в правильности действий. В   ходе   их   выполнения   в   слабых   классах   вновь   и   вновь   используются обобщающие таблицы­алгоритмы (настенные, настольные). Так,   для   усвоения правописания   о   —   е   после   шипящих   и   ц (все   случаи) используется такая таблица­алгоритм. Таблица 3 К работе с таблицей №3 учащиеся подходят постепенно. При тренировках дети рассуждают так: “Чтобы не ошибиться в написании О — Е после шипящих и Ц, надо 1) определить части речи: если это глагол, необходимо всегда писать Ё. Если это существительное или прилагательное, то нужно установить: 2) в какой части слова гласная: если орфограмма в корне, всегда писать ё, кроме исключений: шов, шорох, шоссе, жонглёр, мажорный и др. (заучиваются 14 слов­исключений по таблице­справочнику). 3) Если орфограмма в окончании или в суффиксе, то под ударением пишется О, без ударения — Е. Таким образом, данная таблица­алгоритм обобщает знания о нескольких   помогая   тем   самым   процессу   “свертывания”   и орфограммах, дифференциации   орфографических   действий   в   ходе   выполнения соответствующих упражнений учебника, а потом проверочных работ. Таким   образом,   я   показала   ряд   примеров,   раскрывающих   пути применения алгоритмов для обучения орфографии в практике и убедилась в том, что при их составлении необходимо учитывать подготовленность детей, уровень знаний, полученных ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводится данное правило на данном этапе изучения.   Необходим   подготовительный   период   достаточной продолжительности,   на   котором   дети   выполняют   различные   типы упражнений, способствующих актуализации тех знаний, которые необходимы для   изучения   данного   правила   и   составления   алгоритма.   Составление алгоритма производится в классе в процессе изучения и усвоения правила. Алгоритмы способствуют развитию у учащихся логического мышления, формированию навыков самоконтроля при решении орфографической задачи. Задача   работы   с   алгоритмом   –   предупредить   ошибку   на   начальном   этапе работы по теме и не допускать повторения ее. Целенаправленная   систематическая   работа   по   применению   на   уроках алгоритмов   дала   положительные   результаты.   У   учащихся   повысилась орфографическая грамотность, интерес к изучению русского языка, а так же качество   знаний   по   русскому   языку,   о   чем   свидетельствуют   итоговые проверочные работы. Таким   образом,   научившись   составлять   алгоритмы,   учащиеся   не   только становятся   грамотнее   на   письме,   но   и   приобретают   навык   размышлять, планировать   свои   действия,   способность   предусматривать   различные обстоятельства и поступать соответственно с ними. Использованная литература. 1.   Аксенова   Л.   А.   В   поисках   методики,   способствующей   повышению орфографической   грамотности   учащихся//   Русский   язык:   Приложение   к газете «Первое сентября». ­ М.­ «Первое сентября», 2003. ­ №29.­С.12­16. 2.   Виноградов   В.В.   Вопросы   русской   орфографии   /   В.В.Виноградов   –   М.: Просвещение 3. Ю.Габитова В. Схемы при обучении орфографии: методическая почта // РЯШ. ­ 1991. ­ N1. ­ С.32 34. 4 Жиленко АХ. Использование алгоритмов при изучении орфографии // РЯШ. ­ 1986. ­ N5. ­ С.53­55. 5.   Текучев   А.В.   Методика   русского   языка   в   средней   школе,   ­   М.: Просвещение, 1980. 6. Основы методики русского языка в 4­8 классах. // Под ред. Текучева В.А., Разумовской М.М., Ладыженской Т.А. М.,

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.

Алгоритм как средство повышения грамотности учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2019