Альтернативная коммуникация
Оценка 4.8

Альтернативная коммуникация

Оценка 4.8
Особые потребности
docx
дефектология
Взрослым
12.06.2019
Альтернативная коммуникация
В статье описаны некоторые виды альтернативной коммуникации, которые позволяют организовать общение для детей с нарушением речевой функции, когда естественный способ коммуникации недоступен. Альтернативная коммуникация способствует пониманию и организации речи, а в случае необходимости и замещает её. Альтернативная коммуникация использует большой спектр различных средств, помогающих людям передавать свои мысли и эффективно общаться.
альтернативная коммуникация (1).docx
Виды и способы альтернативной коммуникации              В   мире  популярны различные   альтернативные   системы   и   способы коммуникации. Они предполагают вероятность передачи важной информации в том случае, когда естественные способы общения по какой­либо причине недоступны.   Альтернативная   коммуникация   содействует   пониманию   речи, поддерживает её, а в случае надобности и замещает её. Альтернативная коммуникация использует большой диапазон  всевозможных средств,   помогающих   людям   формулировать   собственные   мысли   и эффективно   общаться   (реальные   предметы,   фото,   рисунки,   картинки, пиктограммы, движения тела, контакт глаз и многие другие коммуникативные сигналы).  Они   помогают   способствовать   общению   с   детьми,   страдающими различными нарушениями  речи.  Некоторые способы альтернативной коммуникации представлены в таблице: Визуальное изображение Общение  при  помощи: Жесты Система  символов:  (графические  символы,  предметные  символы) Краткое  описание Ребёнок  усваивает  постепенно в  процессе  общения Ребёнок  сообщает о  желании  посредством  символов и  получает  требуемое пиктограмма карточки PECS Взгляд Система Toii eye  tracker Вспомогательные устройства:   ­ коммуникатор   ­ адаптированные клавиатура и  мышь Использует  чёрно­белые  изображения,  заменяющие  слова Ребёнок  сообщает о  желании  посредством  карточек  и  получает  требуемое Ребёнок  составляет  (посредством  взгляда)  сообщение из  слогов или слов, расположенных  на экране Ребёнок  управляет  компьютером с  помощью  взгляда Это устройство  имеет дисплей и сенсорную  клавиатуру.  Ребёнок может  набрать на нем  текст и показать его  собеседнику. С управлением  руками при  плохой  координации  движений, или  при наличии  непроизвольных Звук, эмоции движений Свист –«иди  сюда», хлопок в  ладоши –«хочу  пить» и т.д. Мимикой лица  ребёнок  выражает своё  отношение или  желание            Мы   говорим   о   речевых   проблемах   детей   с   детским   церебральным параличом (ДЦП) средней и тяжёлой степени тяжести. Такие дети требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении, так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности с помощью   речи,   что   затрудняет   их   контакт   с   окружающим   миром.   Дети обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств общения должен зависеть от индивидуальных возможностей ребенка.           Одним из способов коммуникации, который можно и нужно начинать развивать   с раннего   возраста, является  календарная система, в  которой используются предметы и картинки­символы. Прежде всего необходимо научить  ребёнка связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными  реакциями или поведением ­ это важное условие для начала обучения коммуникации. Предметный   календарь  состоит   из   тактильных   символов,   они   обладают определенными   свойствами,   они   легко   находятся   и   определяются   детьми, используются   для   этого   такие   простые   моторные   реакции,   как   показ, дотрагивание,   перекладывание,   удерживание.   Восприятие   их   не   требует сформированности мелкой моторики и может быть доступно детям с ДЦП. Картинный календарь выполнен полиграфическим способом и представляет собой   фото­календарь.   Такие   календари   вводятся   в   работу   с   детьми, имеющими   сохранное   зрение,   глухими   или   слабослышащими   умственно отсталыми, умственно отсталыми с нарушениями речи и мн.др.        К примеру, заниматься с ребенком трех­четырех лет, который не говорит и плохо владеет руками, можно, показывая ему картинки. Такие занятия ему и полезны,   и   приятны.   Скажем,   вы   показываете   ребенку   картинку   с изображением улицы, описываете ее, а затем, указывая то на один персонаж, то на другой, спрашиваете: «Это – полицейский?» Когда ребенок услышит правильный ответ, он должен знаком показать «да». Умение показывать «да» и «нет» очень важно. Например, показать «да» можно наклоном головы или взглядом на собеседника, «нет» – взглядом в сторону или гримасой.  Работа   в   обучении   коммуникации   всегда   должна   быть   совместная между   ребенком­родителями­специалистами   для   достижения положительных результатов. В   заключении   я   хотела   бы   дать   несколько   практических   советов   для родителей, чьи дети испытывают трудности в общении: 1. заниматься   обучением   надо   тогда,   когда   ребенок   сильнее   всего заинтересован   в   том   или   ином   действии.   Например,   учить   ребенка самостоятельно есть надо в начале приема пищи, когда он голоден; 2. Обучать   ребенка   надо   понемногу:   как   только   вы   замечаете,   что   он заскучал или начинает протестовать, немедленно прекратите занятие; 3. Действуйте так: покажите – ждите – подбодрите – ждите – покажите – и так далее. Дайте ребенку время среагировать, увидев его старания, подбодрите его – похвалите и улыбнитесь; 4. Будьте терпеливы; 5. Не скупитесь на похвалу.      Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить, что работа по внедрению   альтернативной   коммуникации   для   детей   с   ДЦП   обеспечивает ребенку  возможность   вступать   в  общение  дома,  в  школе,  в  разнообразных жизненных   ситуациях,   а   соответственно   познавать   окружающий   мир, развиваться и социализироваться. Статья написана но основе материалов книг: 1. Лазина Е., Рыскина В.Л. Альтернативная коммуникация. методический сборник. Новосибирск, 2012 2. Фрост   Л.,   Бонди   Э.   Методическое   пособие   по   дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок. Санкт­Петербург, 2013  3. Система альтернативной   коммуникации  с  помощью  карточек  (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревининф, 2011 4. Непомнящая   Н. И. Исследование   процесса   замещения   предметных действий   у дошкольников//0пыт   системного   исследования   психики ре6енка//Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: Педагогика, 1975. С. 150–165 5. Сапогова Е. Е. Ребенок   и знак.   Психологический   анализ   знаково­ символической деятельности дошкольника. Тула: Приок. 1993. С.264

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация

Альтернативная коммуникация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2019