В статье описаны некоторые виды альтернативной коммуникации, которые позволяют организовать общение для детей с нарушением речевой функции, когда естественный способ коммуникации недоступен. Альтернативная коммуникация способствует пониманию и организации речи, а в случае необходимости и замещает её.
Альтернативная коммуникация использует большой спектр различных средств, помогающих людям передавать свои мысли и эффективно общаться.
Виды и способы альтернативной коммуникации
В мире популярны различные альтернативные системы и способы
коммуникации. Они предполагают вероятность передачи важной информации
в том случае, когда естественные способы общения по какойлибо причине
недоступны. Альтернативная коммуникация содействует пониманию речи,
поддерживает её, а в случае надобности и замещает её.
Альтернативная коммуникация использует большой диапазон всевозможных
средств, помогающих людям формулировать собственные мысли и
эффективно общаться (реальные предметы, фото, рисунки, картинки,
пиктограммы, движения тела, контакт глаз и многие другие коммуникативные
сигналы). Они помогают способствовать общению с детьми, страдающими
различными нарушениями речи.
Некоторые способы альтернативной коммуникации представлены в таблице:
Визуальное изображение
Общение
при помощи:
Жесты
Система
символов:
(графические
символы,
предметные
символы)
Краткое
описание
Ребёнок
усваивает
постепенно в
процессе
общения
Ребёнок
сообщает о
желании
посредством
символов и
получает
требуемоепиктограмма
карточки PECS
Взгляд
Система Toii eye
tracker
Вспомогательные
устройства:
коммуникатор
адаптированные
клавиатура и
мышь
Использует
чёрнобелые
изображения,
заменяющие
слова
Ребёнок
сообщает о
желании
посредством
карточек и
получает
требуемое
Ребёнок
составляет
(посредством
взгляда)
сообщение из
слогов или слов,
расположенных
на экране
Ребёнок
управляет
компьютером с
помощью
взгляда
Это устройство
имеет дисплей и
сенсорную
клавиатуру.
Ребёнок может
набрать на нем
текст и показать
его
собеседнику.
С управлением
руками при
плохой
координации
движений, или
при наличии
непроизвольныхЗвук, эмоции
движений
Свист –«иди
сюда», хлопок в
ладоши –«хочу
пить» и т.д.
Мимикой лица
ребёнок
выражает своё
отношение или
желание
Мы говорим о речевых проблемах детей с детским церебральным
параличом (ДЦП) средней и тяжёлой степени тяжести. Такие дети требуют к
себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении, так как
они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности с
помощью речи, что затрудняет их контакт с окружающим миром. Дети
обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств общения
должен зависеть от индивидуальных возможностей ребенка.
Одним из способов коммуникации, который можно и нужно начинать
развивать с раннего возраста, является календарная система, в которой
используются предметы и картинкисимволы.
Прежде всего необходимо научить ребёнка связывать сигналы (предмет,
символ, рисунок, жест) с определенными реакциями или поведением это
важное условие для начала обучения коммуникации.Предметный календарь состоит из тактильных символов, они обладают
определенными свойствами, они легко находятся и определяются детьми,
используются для этого такие простые моторные реакции, как показ,
дотрагивание, перекладывание, удерживание. Восприятие их не требует
сформированности мелкой моторики и может быть доступно детям с ДЦП.
Картинный календарь выполнен полиграфическим способом и представляет
собой фотокалендарь. Такие календари вводятся в работу с детьми,
имеющими сохранное зрение, глухими или слабослышащими умственно
отсталыми, умственно отсталыми с нарушениями речи и мн.др.
К примеру, заниматься с ребенком трехчетырех лет, который не говорит
и плохо владеет руками, можно, показывая ему картинки. Такие занятия ему и
полезны, и приятны. Скажем, вы показываете ребенку картинку с
изображением улицы, описываете ее, а затем, указывая то на один персонаж,
то на другой, спрашиваете: «Это – полицейский?» Когда ребенок услышит
правильный ответ, он должен знаком показать «да». Умение показывать «да»
и «нет» очень важно. Например, показать «да» можно наклоном головы или
взглядом на собеседника, «нет» – взглядом в сторону или гримасой.
Работа в обучении коммуникации всегда должна быть совместная
между ребенкомродителямиспециалистами для достижения
положительных результатов.
В заключении я хотела бы дать несколько практических советов для
родителей, чьи дети испытывают трудности в общении:
1. заниматься обучением надо тогда, когда ребенок сильнее всего
заинтересован в том или ином действии. Например, учить ребенка
самостоятельно есть надо в начале приема пищи, когда он голоден;
2. Обучать ребенка надо понемногу: как только вы замечаете, что он
заскучал или начинает протестовать, немедленно прекратите занятие;
3. Действуйте так: покажите – ждите – подбодрите – ждите – покажите –
и так далее. Дайте ребенку время среагировать, увидев его старания,
подбодрите его – похвалите и улыбнитесь;4. Будьте терпеливы;
5. Не скупитесь на похвалу.
Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить, что работа по
внедрению альтернативной коммуникации для детей с ДЦП обеспечивает
ребенку возможность вступать в общение дома, в школе, в разнообразных
жизненных ситуациях, а соответственно познавать окружающий мир,
развиваться и социализироваться.
Статья написана но основе материалов книг:
1. Лазина Е., Рыскина В.Л. Альтернативная коммуникация. методический
сборник. Новосибирск, 2012
2. Фрост Л., Бонди Э. Методическое пособие по дополнительной
коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью
картинок. СанктПетербург, 2013
3. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS):
руководство для педагогов. М.: Теревининф, 2011
4. Непомнящая Н. И. Исследование процесса замещения предметных
действий у дошкольников//0пыт системного исследования психики
ре6енка//Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: Педагогика, 1975. С. 150–165
5. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково
символической деятельности дошкольника. Тула: Приок. 1993. С.264