Альтернативная коммуникация

  • Особые потребности
  • docx
  • 12.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье описаны некоторые виды альтернативной коммуникации, которые позволяют организовать общение для детей с нарушением речевой функции, когда естественный способ коммуникации недоступен. Альтернативная коммуникация способствует пониманию и организации речи, а в случае необходимости и замещает её. Альтернативная коммуникация использует большой спектр различных средств, помогающих людям передавать свои мысли и эффективно общаться.
Иконка файла материала альтернативная коммуникация (1).docx
Виды и способы альтернативной коммуникации              В   мире  популярны различные   альтернативные   системы   и   способы коммуникации. Они предполагают вероятность передачи важной информации в том случае, когда естественные способы общения по какой­либо причине недоступны.   Альтернативная   коммуникация   содействует   пониманию   речи, поддерживает её, а в случае надобности и замещает её. Альтернативная коммуникация использует большой диапазон  всевозможных средств,   помогающих   людям   формулировать   собственные   мысли   и эффективно   общаться   (реальные   предметы,   фото,   рисунки,   картинки, пиктограммы, движения тела, контакт глаз и многие другие коммуникативные сигналы).  Они   помогают   способствовать   общению   с   детьми,   страдающими различными нарушениями  речи.  Некоторые способы альтернативной коммуникации представлены в таблице: Визуальное изображение Общение  при  помощи: Жесты Система  символов:  (графические  символы,  предметные  символы) Краткое  описание Ребёнок  усваивает  постепенно в  процессе  общения Ребёнок  сообщает о  желании  посредством  символов и  получает  требуемоепиктограмма карточки PECS Взгляд Система Toii eye  tracker Вспомогательные устройства:   ­ коммуникатор   ­ адаптированные клавиатура и  мышь Использует  чёрно­белые  изображения,  заменяющие  слова Ребёнок  сообщает о  желании  посредством  карточек  и  получает  требуемое Ребёнок  составляет  (посредством  взгляда)  сообщение из  слогов или слов, расположенных  на экране Ребёнок  управляет  компьютером с  помощью  взгляда Это устройство  имеет дисплей и сенсорную  клавиатуру.  Ребёнок может  набрать на нем  текст и показать его  собеседнику. С управлением  руками при  плохой  координации  движений, или  при наличии  непроизвольныхЗвук, эмоции движений Свист –«иди  сюда», хлопок в  ладоши –«хочу  пить» и т.д. Мимикой лица  ребёнок  выражает своё  отношение или  желание            Мы   говорим   о   речевых   проблемах   детей   с   детским   церебральным параличом (ДЦП) средней и тяжёлой степени тяжести. Такие дети требуют к себе особого внимания и испытывают огромные трудности в общении, так как они часто не способны выразить свои мысли, эмоции, желания и потребности с помощью   речи,   что   затрудняет   их   контакт   с   окружающим   миром.   Дети обладают различным потенциалом, следовательно, и выбор средств общения должен зависеть от индивидуальных возможностей ребенка.           Одним из способов коммуникации, который можно и нужно начинать развивать   с раннего   возраста, является  календарная система, в  которой используются предметы и картинки­символы. Прежде всего необходимо научить  ребёнка связывать сигналы (предмет, символ, рисунок, жест) с определенными  реакциями или поведением ­ это важное условие для начала обучения коммуникации.Предметный   календарь  состоит   из   тактильных   символов,   они   обладают определенными   свойствами,   они   легко   находятся   и   определяются   детьми, используются   для   этого   такие   простые   моторные   реакции,   как   показ, дотрагивание,   перекладывание,   удерживание.   Восприятие   их   не   требует сформированности мелкой моторики и может быть доступно детям с ДЦП. Картинный календарь выполнен полиграфическим способом и представляет собой   фото­календарь.   Такие   календари   вводятся   в   работу   с   детьми, имеющими   сохранное   зрение,   глухими   или   слабослышащими   умственно отсталыми, умственно отсталыми с нарушениями речи и мн.др.        К примеру, заниматься с ребенком трех­четырех лет, который не говорит и плохо владеет руками, можно, показывая ему картинки. Такие занятия ему и полезны,   и   приятны.   Скажем,   вы   показываете   ребенку   картинку   с изображением улицы, описываете ее, а затем, указывая то на один персонаж, то на другой, спрашиваете: «Это – полицейский?» Когда ребенок услышит правильный ответ, он должен знаком показать «да». Умение показывать «да» и «нет» очень важно. Например, показать «да» можно наклоном головы или взглядом на собеседника, «нет» – взглядом в сторону или гримасой.  Работа   в   обучении   коммуникации   всегда   должна   быть   совместная между   ребенком­родителями­специалистами   для   достижения положительных результатов. В   заключении   я   хотела   бы   дать   несколько   практических   советов   для родителей, чьи дети испытывают трудности в общении: 1. заниматься   обучением   надо   тогда,   когда   ребенок   сильнее   всего заинтересован   в   том   или   ином   действии.   Например,   учить   ребенка самостоятельно есть надо в начале приема пищи, когда он голоден; 2. Обучать   ребенка   надо   понемногу:   как   только   вы   замечаете,   что   он заскучал или начинает протестовать, немедленно прекратите занятие; 3. Действуйте так: покажите – ждите – подбодрите – ждите – покажите – и так далее. Дайте ребенку время среагировать, увидев его старания, подбодрите его – похвалите и улыбнитесь;4. Будьте терпеливы; 5. Не скупитесь на похвалу.      Подводя итоги вышесказанному, нужно отметить, что работа по внедрению   альтернативной   коммуникации   для   детей   с   ДЦП   обеспечивает ребенку  возможность   вступать   в  общение  дома,  в  школе,  в  разнообразных жизненных   ситуациях,   а   соответственно   познавать   окружающий   мир, развиваться и социализироваться. Статья написана но основе материалов книг: 1. Лазина Е., Рыскина В.Л. Альтернативная коммуникация. методический сборник. Новосибирск, 2012 2. Фрост   Л.,   Бонди   Э.   Методическое   пособие   по   дополнительной коммуникации для родителей и педагогов. Коммуникация с помощью картинок. Санкт­Петербург, 2013  3. Система альтернативной   коммуникации  с  помощью  карточек  (PECS): руководство для педагогов. М.: Теревининф, 2011 4. Непомнящая   Н. И. Исследование   процесса   замещения   предметных действий   у дошкольников//0пыт   системного   исследования   психики ре6енка//Под ред. Н. И. Непомнящей. М.: Педагогика, 1975. С. 150–165 5. Сапогова Е. Е. Ребенок   и знак.   Психологический   анализ   знаково­ символической деятельности дошкольника. Тула: Приок. 1993. С.264