Тема: «Альтруизм и эгоизм»
Цель урока: создать условия для формирования представлений о понятиях «альтруизм» и «эгоизм» как важнейших нравственных ценностях, показ их противоположности.
Задачи урока:
Планируемые результаты:
Личностные:
· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
· Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
· Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие
коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий
и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и
права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные:
Оборудование учителя: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк, толковый словарь автор В.И. Даль, С.И.
Ожегов; мульфильм «Просто так»,
Оборудование учащихся: учебное пособие «Основы светской этики» автор А.Я. Данилюк.
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Учитель |
Ученики |
УУД |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
- Доброе утро, а что это значит? Значит, день был по-доброму начат, Значит, день принесёт нам удачу, И здоровье, и счастье нам всем. Пожелаем друг другу удачи. Слов при этом не будем жалеть.
|
Организуют рабочее место
Учащиеся читают, стихотворение высказывают друг другу пожелания на урок. |
Регулятивные: волевая саморегуляция Личностные: действия смыслообразования
|
ІІ. Актуализация знаний постановка целей и задач урока
|
Проверяет домашнее задание. - Вспомните героев сказок, что произошло, справедливо ли были наказаны и награждены герои. Почему? ( Обучающиеся на предыдущем уроке выбрали себе карточку с названием сказки и прочитали её). |
Размышляют, высказывают свое мнение. -Морозко, -Двенадцать месяцев, -Цветик –семицветик, -Золушка
|
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания. Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: Контроль, коррекция. |
ІІІ. Постановка целей и задач урока
|
- Сегодня нам вновь предстоит вести разговор о нравственных понятиях |
|
Регулятивное : понимать цель выполняемых действий. |
VІ. Открытие нового знания.
|
-Послушайте притчу. «Ехал один молодой человек на новом
сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг
увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их,
собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился
камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из
мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком: — Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было
намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат —
инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл
для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не
остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе
вы бы тоже не остановились. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.»
Проводит беседу по вопросам -Кто герои этой притчи? -Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему? -Как объяснил причину своего поступка мальчик? -Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей? -Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней? -Как ты понимаешь значение слов « Если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень» -Каким словом можно назвать действия молодого человека? -Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности? Такие действия называют альтруизм. - Хотелось бы вам узнать об этом понятии? -Зачем? Задания группам: - Найдите определение понятиям «альтруизм» 1 группа – в «Толковом словаре» 2 группа – на с. 30 учебника - Попробуйте сами сформулировать, кого называют альтруистом - В словаре синонимов найдите синонимы к словам «альтруизм», «альтруист».
Альтруизм – от латинского слова «альтер» - другой) – готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. Рассказ учителя (показ презентации) - Прозвучало слово «милосердие». - В наше время этот термин не очень популярен, хотя милосердие проявляли люди всегда. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» - раньше всем было понятно, про кого это. -Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестoвoздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. Меценатами были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др. В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.
-Слышали ли вы это слово? Объясни значение. Проводит беседу по вопросам -А как вы думаете, нужно ли милосердие сегодня? -Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям? - А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь? - Как вы думаете, все люди проявляют альтруизм? - Встречали ли вы людей, чьи поступки противоположны поступкам альтруиста? Приведите примеры. -Что противостоит альтруизму узнаем из словаря антонимов . - Найдите антоним к понятию «альтруизм» 1 группа – на с. 31 учебника 2 группа – в словаре антонимов – Эгоизм – от латинского слова «эго» - я) – поведение, направленное на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. Задаёт вопрос. - Попробуйте сами сформулировать, кого называют эгоистом? - Подберите синонимы к слову эгоизм - Всегда ли эгоизм это плохо? -Давайте обратимся к учебнику с. 31. |
Слушают.
Внимательно прослушать, выразить своё отношение к поступку .
Размышляют, отвечают на вопросы.
Работают с синонимами. Работа в группах
Работают над понятиями в группах с разными источниками
Дают ответ на вопрос в соответствии с полученной информацией.
Слушают и смотрят презентацию.
Дети высказывают своё мнение
Отвечают на вопросы, рассуждают. Приводят примеры. Работа над понятиями в группах с разными источниками информации. Учащиеся отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают своё мнение. Читают текст
Учащиеся -анализируют, сопоставляют ранее полученные знания с изученными понятиями, - оценивают поведение героев, - делают выводы, - объясняют, как бы они поступили в данных ситуациях
Делятся на группы. Распределяют роли.
.
Работают с текстом учебника. (с. 30-31) |
Личностные: самоопределение, смыслообразование. Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция. Коммуникативные: планирование, постановка вопросов, контроль, коррекция
Предметные: Умение осмысленно работать с текстом.
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
Коммуникативное : выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью.
Личностные – развитие интереса к уроку. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Регулятивное : понимать цель выполняемых действий.
Предметные: Смысловое чтение, анализ, синтез, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Знать и объяснять понятия: альтруизм, альтруист.
Коммуникативное : выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. Регулятивное : удерживать учебную задачу в процессе работы.
Предметные: Уметь объяснять понятие: Милосердие.
Предметные: Знать и объяснять понятия: эгоизм, эгоист
Умение выделять существенную информацию из различных источников.
|
|
|||
V. Первичное закрепление
|
- Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу они какие? Задание на карточках в группах: -Прочитать в учебнике об эгоизме. 1.Какие различают формы эгоизма? 2.Соотнеси понятия и примеры: -человек исполнил просьбу незнакомого ребенка; -одноклассник не передал дом. задание; -мальчик не поделился подаренными конфетами; -человек бесплатно отремонтировал мебель соседу Объясните следующую схему: Альтруизм – разумный эгоизм - эгоизм - Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить задание в конверте.(см. приложение) |
Самостоятельно читают стр.31
Учащиеся анализируют, сопоставляют ранее полученные знания с изученными понятиями.
Альтруизм противостоит эгоизму.
Работают по группам
Выступление каждой группы. Оценивают работу своей группы |
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Развитие этических чувств.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.
Коммуникативное: быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
Предметные: Освоение основных понятий
|
VІ. Домашнее задание |
Домашнее задание на выбор : 1.Найти 5 пословиц на тему сегодняшнего урока. 2. Нарисовать рисунок. 3. Подготовить иллюстрации по теме урока для дополнения страниц учебника. |
|
Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация. Регулятивные: целеполагание, контроль, коррекция, саморегуляция. |
VII. Рефлексия деятельности (внешняя и внутренняя)
|
Предлагаю создать «Дерево альтруистических поступков». -Представьте, что эти ладошки - листочки волшебного дерева. Вспомните, какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на ладошке и поместите на дерево. Предлагаю рефлексию в технике «Закончите предложения».
|
Учащиеся должны закончить предложения: 1. На уроке инее больше всего понравилось… 2. Самым сложным для меня было… 3. Мне захотелось узнать больше о… |
Познавательные: общенаучные. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: саморегуляция, оценка, прогнозирование. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.