Аналитическая справка
об организации и проведении профилактической и оздоровительной работы и соблюдения режима дня воспитателя МДОУ «Детский сад №23»
Болдыревой Л.Ю.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. В нашем дошкольном образовательном учреждении МДОУ «ДС №23» существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».
Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В группах «Жемчужина», «Непоседы» созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приёмов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своей возрастной группе.
В
воспитательно-образовательный процесс внедряю следующие виды
здоровьесберегающих технологий:
технологии стимулирования и сохранения здоровья- это технологии, направленные
на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие его
двигательной активности.
К данным технологиям относятся:
- подвижные игры: проводятся ежедневно как часть ООД на
прогулке, в группе. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка.
- пальчиковая гимнастика проводится во время ООД, систематические упражнения
пальцев развивают у детей мелкую моторику и координацию движений рук,
превращают процесс обучения в увлекательную игру, не только обогащают
внутренний мир ребенка, оказывают положительное воздействие на улучшение
памяти, мышления, развивают фантазию;
- дыхательная гимнастика осуществляется в различных формах
физкультурно - оздоровительной работы. Наряду с дыхательной
гимнастикой проводится звуковая гимнастика, целью которой является научить
детей дышать через нос и подготовить к их более сложным дыхательным
упражнениям. Такая гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру, повышает
сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
- гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное
время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует
снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется
наглядный материал, показ педагога;
- физкультминутки проводятся во время занятий, по мере утомляемости детей. Во
время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной,
пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия;
- релаксационные упражнения способствуют снятию внутреннего мышечного
напряжения, помогают детям успокоиться, тем самым привести их нервную
систему и психику в нормальное состояния покоя; Для психического здоровья
детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций,
обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.
В своей работе я использую специально подобранные упражнения на расслабление
определённых частей тела и всего организма в сопровождении со спокойной
классической музыкой (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Выполнение
таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Они
быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
- гимнастика после сна проводится ежедневно после дневного сна. В её
комплекс входят упражнения в кроватках на пробуждение, воспитания правильной
осанки, обширное умывание;
- игровой час осуществляется в свободное время, организуется незаметно для
ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности.
Технологии обучения здоровому образу жизни. Цель этих технологий-
становление физической культуры дошкольников, осознанного отношения к здоровью
и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать,
поддерживать и сохранять его, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Это такие технологии как:
- песочнотерапия является одной из форм психического развития , этот
процесс отличается простотой манипуляций, кратковременностью существования создаваемых
образов. . Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность
психической жизни, динамику психических изменений.
- технология музыкального воздействия используется в качестве вспомогательного
средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения
эмоционального настроя ,развития дыхательных путей. Музыка - это
лекарство, которое дети слушают. Музыка способствует развитию творчества,
фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры
ребёнка.
В группе проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:
1.Соблюдение температурного режима согласно СаНПиНа.
2.Правильная организация прогулок и их длительность.
-Соблюдение сезонной одежды.
-Облегченная одежда в детском саду.
-Закаливающие процедуры.
Реализация этих технологий осуществляется в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимных моментах и в свободной деятельности в ходе педагогического взаимодействия взрослого ребенком. На территории детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке. В помещении оборудован спортивный зал детскими тренажёрами , обручами, мячами , скакалками и т.д.
Физкультурно-оздоровительная работа позволяет мне привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Вопросы оздоровления ребенка решаются в тесном контакте с семьей. В начале оздоровительного периода проводится беседа с родителями, что позволяет выяснить отношение их к оздоравливающим мероприятиям, а также учитывать запросы родителей.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Вывод: использованные в работе физкультурно – оздоровительные мероприятия, закаливание, организация сбалансированного питания, соблюдение санитарно – гигиенических норм, создание в группах «Жемчужинка», «Непоседы» психологического комфорта и их полноценному развитию, снижению заболеваемости. Работа в группах ведется на достаточно высоком уровне
Вомпитатель МДОУ «Детский сад №23» Л.Ю. Болдырева
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.