Аналитическая справка по психолого-педагогическому сопровождению 1 класса во
избежании процессов дезадаптации
Цель: профилактика дезадаптации у первоклассников в течение учебного года.
Цель :
1) проанализировать преемственность в обучении первоклассников при переходе из детского сада в школу;
2) выяснить степень адаптированности детей к обучению в школе;
Сроки : сентябрь – октябрь.
В ходе работы проводилось:
-беседы с учителями и воспитателями,
-посещение уроков ( в 1 б классе, урок ППО, тема урока «Школьные вещи», урок в 1 а классе, тема урока «Состав чисел 2-6»).
- диагностические занятия.
Использовались диагностические методики:
|
Название методики |
Исследуемые параметры |
1 |
Беседа. Фамилия. Как тебя зовут? Как зовут твою маму и твоего папу? Кем работают твои родители? Адрес? Где ты живёшь? |
Общий уровень развития будущего первоклассника: кругозор, речь, мышление, коммуникация и мотивация к обучению в школе. |
2 |
Ориентировочный тест школьной зрелости И.Йирасека |
Уровень интеллектуального развития, уровень психологической готовности к обучению |
3 |
Методика «Домик» Н.И. Гуткиной |
Уровень произвольного внимания, пространственного восприятия |
4 |
Методика «Рисование бус» И.И. Аргинской |
Уровень сформированности психофизиологических, психических функций мыслительной деятельности |
5 |
Цветные прогрессивные матрицы Равена |
Уровень развития наглядно-образного мышления. Показатель успешности выполнения логического задания. |
6 |
«Угадайка» |
Уровень развития внимания |
7 |
Корректурная проба (буквенный вариант) |
Уровень развития внимания. Определение объема внимания и его концентрации. |
8 |
Тест «Телевизор» |
Уровень развития памяти |
9 |
Адаптированный и модифицированный вариант методики Э.М. Александровской для изучения процесса адаптации ребёнка к школе. |
Показатель успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия младших школьников. |
Результаты.
|
1 а класс |
Общий уровень развития будущего первоклассника: кругозор, речь, мышление, коммуникация и мотивация к обучению в школе. |
Уровень интеллектуального развития, уровень психологической готовности к обучению (тест Керна) |
Уровень сформированности психофизиологических, психических функций мыслительной деятельности (Бусы). |
1 |
Ксения |
Крайне низкий уровень. На вопросы не отвечает. |
15 баллов. Крайне низкий уровень. |
Крайне низкий уровень |
2 |
Арсен |
Низкий уровень. Ответил только на знакомые для него вопросы в жестовой форме речи (Как тебя зовут? Как зовут мама?) . Не смог ответить на вопросы в устной и устно-дактильной формах речи. |
6 баллов. Средний уровень развития готовности к школьному обучению. |
Ниже среднего уровень. |
3 |
Денис |
Средний уровень. Ответил на данные вопросы устно-дактильно. Денис в свободное время любит рассказывать в жестовой форме речи о том, что он делал дома и в классе, о школьной жизни. |
5 баллов. Средний уровень развития готовности к школьному обучению. |
Средний уровень |
4 |
Маша |
Средний уровень. Маша отвечает на вопросы устно, устно-дактильно и в жестовой форме речи. |
3 балла. Высокий уровень.
|
Выше среднего уровень. |
5 |
Максим |
Ниже среднего уровень. Ответил устно-дактильно только на один вопрос. На остальные вопросы (5 вопросов) Максим верно ответил после жестового объяснения. |
3 балла. Высокий уровень.
|
Выше среднего уровень. |
6 |
Семён |
Средний уровень. Семён отвечает устно, устно-дактильно и в жестовой форме речи. Сообразит, что нужно сказать. |
3 балла. Высокий уровень.
|
Выше среднего уровень. |
|
1 б класс |
|
|
|
1 |
Алина |
Крайне низкий уровень. |
14 балла. Крайне низкий уровень. |
Крайне низкий уровень. |
2 |
Динар |
Крайне низкий уровень. Не достаточно сформированы умения читать фразы в устно-дактильной формах речи. Заданы вопросы в жестовой форме речи, и Динар не отвечал. |
7 баллов. Ниже среднего уровень. |
Низкий уровень. |
3 |
Илья |
Крайне низкий уровень. |
12 баллов. Низкий уровень. |
Низкий уровень |
4 |
Костя |
Крайне низкий уровень. Не смог ответить устно, устно-дактильно и в жестовой форме речи. |
11 баллов. Низкий уровень. |
Ниже среднего уровень. |
|
1 а класс |
Уровень произвольного внимания, пространственного восприятия (Домик) |
Уровень сформированности психофизиологических, психических функций мыслительной деятельности (Угадайка) |
Уровень развития наглядно-образного мышления. Показатель успешности выполнения логического задания. (М.Равена) |
1 |
Ксения |
Не справилась с заданием. |
Не справилась с заданием. |
Не справилась с заданием. |
2 |
Арсен |
Ниже среднего уровень. Ориентировка на систему требований развита недостаточно. |
Ниже среднего уровень. В процессе мыслительной деятельности он допускает значительное количество ошибок «отвлечения».
|
Показатель успешности соответствует средней возрастной норме. |
3 |
Денис |
Выше среднего уровень. Ориентируется на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. |
Средний уровень. |
Показатель успешности соответствует средней возрастной норме. |
4 |
Маша |
Выше среднего уровень. Ориентируется на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. |
Средний уровень. В процессе мыслительной деятельности допускается незначительное количество ошибок «отвлечения». |
Показатель успешности соответствует средней возрастной норме. |
5 |
Максим |
Ниже среднего уровень. Ориентировка на систему требований развита недостаточно. |
Средний уровень. В процессе мыслительной деятельности допускается незначительное количество ошибок «отвлечения». |
Показатель успешности соответствует средней возрастной норме. |
6 |
Семён |
Высокий уровень. Ориентируется на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия. Х Верно скопировал домик. |
Средний уровень. |
Показатель успешности соответствует средней возрастной норме. |
|
1 б класс |
|
|
|
1 |
Алина |
Крайне низкий уровень. Частично ориентируется на заданную систему требований со стороны педагога. Она списывает «по настроению». |
Низкий уровень. В процессе мыслительной деятельности ребёнок выполняет с ошибками и с помощью педагога и в индивидуальном порядке. |
Показатель успешности - ниже возрастной нормы. |
2 |
Динар |
Низкий уровень .Скопировал домик с значительными нарушениями. |
Ниже среднего уровень. В процессе мыслительной деятельности допускается значительное количество ошибок «отвлечения». |
Показатель успешности соответствует средней возрастной норме. |
3 |
Илья |
Низкий уровень. |
|
Показатель успешности - ниже возрастной нормы. |
4 |
Костя |
Низкий уровень .Скопировал домик с нарушениями. |
Низкий уровень. В процессе мыслительной деятельности ребёнок выполняет с ошибками и с помощью педагога в индивидуальном порядке. |
Показатель успешности соответствует средней возрастной норме. |
1 а класс |
Уровень развития внимания (Коррект.проба) |
Уровень развития памяти (Телевизор) |
Ксения |
Не справилась с заданием. Крайне низкий уровень. |
Ниже нормы. |
Арсен |
Низкий уровень .Характерны недостатки переключаемости произвольного внимания. |
Норма. |
Денис |
Средний уровень. |
Уровень развития памяти дошкольника. |
Маша |
Средний уровень. |
Норма. |
Максим |
Средний уровень. Средняя устойчивость внимания. Средняя точность внимания. Средняя продуктивность. |
Норма. |
Семён |
Средний уровень. |
Норма. |
1 б класс |
|
|
Алина |
Не справилась с заданием. Зачеркивает фигуры для себя. |
Ниже нормы. |
Динар |
Устойчивость внимания низкая. Вероятна отвлекаемость, нарушение последовательного выполнения задания. |
Ниже нормы. |
Илья |
Не справился с заданием. |
Ниже нормы. |
Костя |
Устойчивость внимания низкая. Вероятна отвлекаемость, нарушение последовательного выполнения задания. |
Норма |
В жизни каждого человека наступает новый этап, когда он становится учеником и вступает в ещё непознанный мир, в котором господствуют свои правила и обязанности. Все люди разные, и поэтому кому-то будет сложно адаптироваться в новом мире, а кому-то наоборот легко. Для многих детей поступление в школу может стать трудным испытанием. Хотя бы с одной из следующих проблем сталкивается каждый ребёнок:
- режимные трудности;
- коммуникативные трудности;
- проблема взаимоотношения с учителем;
- проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Процесс адаптации ребёнка к школе.
Инструмент диагностики:
-адаптированный и модифицированный вариант методики Э.М.Александровской для изучения процесса адаптации ребёнка к школе.
Цель: методика предназначена для выявления эффективности учебной деятельности, успешности усвоения норм поведения и социальных контактов, эмоционального благополучия младших школьников.
Оцениваемые УУД: личностные УУД - действия смыслообразования, самоопределения.
Карта для заполнения педагогом-психологом на основе наблюдения ( см.приложение № 1).
Таблица показателей процесса адаптации ребёнка к школе.
Обозначения |
Уровни адаптации: |
к.н.- крайне низкий уровень н. – низкий уровень с.- средний уровень в.-высокий уровень |
От 0 до 40 баллов – школьная дезадаптация. От 41 до 60 баллов – низкий; От 61 до 80 баллов – средний; От 81 балла и выше – достаточный. |
Уровень адаптации |
сентябрь |
ноябрь |
май |
Ксения |
35 баллов. Школьная дезадаптация. |
|
|
Арсен |
49 баллов. Низкий уровень адаптационного процесса первоклассника. |
|
|
Денис |
61 балл. Средний уровень |
|
|
Маша |
73 балла. Средний уровень. |
|
|
Максим |
59 баллов. Средний уровень. |
|
|
Семён |
68 баллов. Средний уровень. |
|
|
Алина |
44 балла. Низкий уровень. |
|
|
Динар |
51 балл. Низкий уровень. |
|
|
Илья |
39 баллов. Школьная дезадаптация. |
|
|
Костя |
57 баллов. Низкий уровень |
|
|
Школьная адаптация у первоклассников в течение 2021-22 учебного года. |
Высокий (достаточный) уровень (в.) |
Средний уровень (с.) |
Низкий уровень (н.) |
Школьная адаптация |
Сентябрь |
- |
4 чел.(Маша, Денис, Максим, Семён) |
3 чел.(Костя, Динар,, Арсен) |
3 чел.(Ксения и Илья, Алина) |
Ноябрь |
||||
Май |
|
|
|
|
1. К среднему уровню я могу отнести 4 учащиеся. Обычно у этих детей преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, дети положительно относятся к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний. Понимают учебный материал, но выполняют задания только при контроле.
2. Низкий уровень готовности у 4 учащихся. Эти дети затрудняются работать самостоятельно, не справляется с самостоятельными работами, усваивает учебный материал фрагментами, требует постоянного контроля, побуждения к действию, напоминания, может работать с длительными переменами. У них низкий кругозор, недостаточная осведомленность.
3. У Ксении и Ильи выражены признаки дезадаптации: с большими затруднениями они справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками. В школе они могут плакать и проситься домой или, напротив, проявлять агрессию, отказаться от выполнения заданий и т.п. возможны признаки нарушения нервно-психического здоровья.
Педагог – психолог _________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.