ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛОТИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
93747 ЛНР, Славяносербский район, пгт. Лотиково, ул. Чкалова, 1 lotikovoshool@mail.ru
Аналитическая справка
по результатам диагностики готовности первоклассников к школьному обучению
2020/2021 учебный год
Психологическая диагностика готовности к школьному обучению учащихся 1 класса проходила в период с 16.11.2020 по 18.12.2020 г. В ней приняли участие 16 учащихся. Для оценки сформированности познавательной сферы первоклассников использовался следующий комплект диагностических методик: анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой, «Графический диктант», «Образец и правило», методика «Первая буква».
Анкета Н.Лускановой позволяет изучить уровень школьной мотивации.
Методика «Графический диктант» (Д. Эльконин) была направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, данные в устной форме, а также самостоятельно выполнять задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Тест «Образец и правило» использовался для оценки умения одновременно следовать в своей работе образцу и правилу (ориентировки ребенка на сложную систему требований, моделирующих процесс школьного обучения).
Методика «Первая буква» была направлена на выявление уровня развития фонематического слуха и восприятия (умения выделять согласный звук в начале слова).
По результатам анкетирования было выявлено, что у 6 детей (37,5%) высокий уровень школьной мотивации.У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. У Найды Ивана, Сергеевой Дарьи и Старченко Анастасии (3 человека – 18,75%) хорошая школьная мотивация, которые успешно справляются с учебной деятельностью. Васильев Дмитрий, Скрыпник Матвей, Ермак Малика (3 ученика – 18,75%) имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. У 1 ребёнка (6,25%) низкая школьная мотивация. Нетруненко София посещает школу неохотно. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находится в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
По методике «Графический диктант» средний и высокий уровни подготовки показали 75% (12 человек) обследованных первоклассников. Они хорошо воспринимают и четко выполняют указания взрослого, умеют принимать поставленную задачу. К очень высокому уровню (6,25%) был отнесен1 первоклассник (Найда Иван), получивший 16 первичных баллов из 16 возможных, т.е. идеально справившийся со всеми диктантами и правильно продолживший их. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) была отнесена Нетруненко София (6,25% - 1 человек), т.е. практически не справившаяся ни с самими диктантами, ни с их продолжением.
Учителю начальной школы следует обратить внимание на девочку, получившую за задание 0 стандартных баллов. Такой результат указывает на то, что она слабо ориентируется в учебной ситуации, нуждается в постоянной помощи и контроле каждого шага, не может работать самостоятельно. Эти трудности школьницы, приступившей к обучению, имеют тенденцию к усугублению в процессе обучения.
По
методике «Образец и правило» 25% - 4 обследованных
первоклассника в основном успешно справились с заданиями, в которых нужно было
одновременно следовать в своей работе образцу и правилу.
К очень высокому уровню были отнесены первоклассники: Найда Иван, Старченко
Анастасия, Сергеева Дарья, Бондарева Мария (25% - 4 человека), получившие 17–18
первичных баллов из 18 возможных, такие учащиеся правильно справились со всеми
предложенными задачами – правильно воспроизвели образец, соблюдая при этом
заданное правило. К среднему уровню ориентировки на систему требований
относятся 7 учеников (43,75%), что обусловлено невысоким уровнем
развития произвольности. К очень низкому уровню (стандартный балл равен 0) была
отнесена Нетруненко София (6,25% - 1 человек), из 3 задач ученица вообще не
выполнила ни одной.
С
заданиями по методике «Первая буква» успешно справились в среднем 37,5%
(6 человек) обследованных первоклассников. К этой группе были отнесены дети,
получившие 5 первичных баллов из
5 возможных. Учащиеся правильно отметили все пять картинок, продемонстрировав
умение выделить первый звук в заданном слове и найти картинку, название которой
начинается с той буквы, которой обозначается выделенный звук. К достаточному
уровню были отнесены первоклассники (43,75% - 7 учащихся), набравшие 3-4
первичных баллов из 5 возможных, такие учащиеся практически справились с
заданием.
Таким образом, по результатам проведенного анализа около _12 (85,7%) обследованных первоклассников в основном готовы к обучению в школе. 4 первоклассника (25%), показавших низкий и очень низкий уровень выполнения отдельных методик, могут испытывать определенные трудности в обучении в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности.
Особо низкий уровень готовности к школе связан, в первую очередь, с несформированностью предпосылок учебной деятельности. В таком случае следует очень осторожно и постепенно вводить стандартную для школы систему отношений, чтобы у детей не возникла школьная дезадаптация. При этом основное внимание должно уделяться не обучению конкретным навыкам (чтения, счета и т.п.), а развитию у детей произвольности, умения воспринимать и четко выполнять указания взрослого, принимать поставленную задачу, учитывать заданную систему условий и т.п.
Учителю необходимо учитывать полученные результаты при планировании конкретных видов деятельности.
Рекомендации
1. Огласить результаты диагностики на классном родительском собрании и на методическом объединении учителей начальной школы. Учителю начальных классов использовать на уроках упражнения, связанные с развитием памяти и фонематического слуха.
2. Психологу провести дополнительные общеразвивающие занятия в игровой форме (групповые и индивидуальные). Подобрать развивающую программу в зависимости от возраста детей.
3. Расстройства памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность, говорит о неблагополучии психоэмоционального состояния. Психоэмоциональное напряжение лишает ребенка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе ухудшается управление функциями организма. Поэтому дети не просто становятся раздражительными и обидчивыми, но часто жалуются на головную боль. Кроме того, у них могут быть нарушения ритма сердечной деятельности, а также часто отмечается повышение артериального давления. Поэтому общими рекомендациями для учителей начальной школы могут быть:
· Создавайте в учреждении спокойную, жизнерадостную обстановку.
· Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
· Организовывайте жизнедеятельность детей таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
· Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
· В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
· Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия к взрослым.
· Учите детей осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих детей.
· Учите детей устанавливать связи между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
· При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
· Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Классный руководитель Ефременко И.Р.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.