Аналитический отчет
о формирование ЗОЖ и применение здоровьесберегающих технологий в образовательной среде колледжа.
ГБПОУ «МКЭиС» Земелевой Л. А. Руководителя физического воспитания
высшей квалификационной категории.
Одна из самых актуальнейших задач современного образования – это формирование здорового образа жизни учащихся, где «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себе все направления деятельности нашего учебного заведения по формированию, сохранению и укреплению здоровья. Здесь же необходимо отметить ряд существующих проблем:
В своем докладе я раскрою особенности здоровьесберегающих технологий, используемых в своей работе, целью которых является формирование у студентов не только необходимых знаний, умений и навыков в выбранной профессиональной деятельности, но обеспечение возможности сохранения здоровья за период обучения.
Поэтому я как руководитель физического воспитания ставлю перед собой задачи:
- Организация деятельности студентов на уроке, предоставление студентам оптимальной нагрузки с учётом индивидуальной подготовленности, и группы здоровья.
-Развитие интереса у студентов к урокам физкультуры и потребность в здоровом образе жизни, учитывая интересы студентов.
-Создание привлекательного урока физкультуры для всех студентов с достижением на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?
- Необходимо, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на студентов целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию.
Подготовка к здоровому образу жизни студентов на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие условия:
· Первое условие оздоровления это создание на уроках физической культуры гигиенического режима и соблюдении техники безопасности.
· Второе – использование оздоровительных методик (дыхательной гимнастики по Стрельниковой; корригирующей гимнастики для глаз, силовую подготовку, адаптивную йогу, стрейчинг (растягивание) гимнастику и релаксацию
· Самым важным условием является обеспечение оптимального двигательного режима на уроках физической культуры, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.
Только комплексное использование этих средств поможет решить задачу оздоровления. Прекрасно понимаю, что нельзя насильно заставить всех студентов заниматься физической культурой и своим здоровьем, для этого нужны определенные стимулы, мотивы.
Для создания условий мотивации к занятиям физической культурой использую:
1. Валеологическое просвещение студентов.
На уроках физической культуры, рассказываю о профилактике заболеваний, о необходимости полноценного питания, практикую беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняю студентам значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни даю темы рефератов и презентаций студентам для самостоятельной работы. Это особенным образом стимулирует познавательную активность студентов, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни.
2. Основными видами нетрадиционных уроков являются Дыхательная гимнастика Стрельниковой я использую в качестве профессионального и профилактического средства физического воспитания в начале урока, то есть в подготовительной его части, для повышения защитных сил организма. Гимнастика способствует профилактике простудных заболеваний
Тренажерный зал является гордостью нашего лицея. Недавно сделанный ремонт и приобретенные тренажеры, позволяют полноценно провести занятия атлетической гимнастики в основной части урока с применением индивидуальных программ и учетом возможностей организма учащихся. Благоприятные эффекты силовых тренировок проявляются в возрастании силовых возможностей у студентов, что ведет к возрастанию показателей зачетных тестов.
С целью укрепления здоровья студентов на своих уроках я ввожу элементы стретчинг гимнастики, что представляет собой упражнения на растягивание мышц и является необходимым условием для нормального сокращения и функционирования всей мышечной ткани. Целью применения данной гимнастики является укрепление здоровья, профилактика профессиональных заболеваний (остеохондрозов, радикулитов). На уроках физической культуры, в основной ее части, я включаю комплекс поз, обеспечивающих наилучшие условия для растягивания определенных групп мышц. Положительные изменений, вызванные растягиванием мышц, позволяют снять мышечное напряжение у студентов.
На уроках физической культуры более слабым студентам или ослабленным после болезни даю упражнения, которые способствуют снятию мышечного напряжения, исключаю длительные статические нагрузки. Использую физические упражнения, которые направлены не только на физическое развитие студентов, но и имеющие лечебно-воспитательный эффект, корригирующие, коррекционные упражнения.
3. Комбинирую игровой, соревновательный и круговой метод. Применяя тот или иной метод, учитываю возрастные особенности студентов, не допускаю переутомления, направляю их действия и контролирую нагрузку. С целью полного и точного описания техники упражнений для наглядности показываю последовательность действий. В своей практике применяю методы разбора упражнений, подсказываю, помогаю выполнять, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности студента. Я уверена, что методы убеждения и поощрения оказывают на студентов особое воздействие.
Именно на интересе студентов к занятиям необходимо строить уроки, тем самым, формируя навыки и умения, обеспечивающие мотивацию на здоровье. На своих уроках стараюсь создать такие условия, чтобы у студента появилось желание заниматься физической культурой и спортом, чтобы он понял полезность движений для своего здоровья.
Но только лишь на уроках физической культуры мы не сможем решить проблему организации физической активности студентов, профилактику гиподинамии. И здесь большую роль играют внеурочные формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы.
Профилактика гиподинамии во многом зависит и от позиции студентов к данной проблеме. Именно поэтому я уделяю большое внимание на привлечение студентов в различные мероприятия внеурочной деятельности. В нашем лицее существуют уже традиционные мероприятия: “Президентские состязания”, “Жим лежа 50 кг.”, “Силовое троеборье”, соревнования по волейболу, баскетболу и футболу. А также фунционируют спортивные секции по волейболу, футболу, баскетболу и атлетической гимнастики, где задействовано более 50 студентов нашего лицея.
Для анализа своей деятельности я провожу ежегодный мониторинг состояния физической подготовленности студентов с целью:
1. Выявить состояние физической подготовленности и здоровья студентов.
2. Разработать рекомендации для индивидуальной работы по совершенствованию физической подготовленности учащихся.
3. Проанализировать результативность работы по физическому воспитанию, сохранению и укреплению здоровья студентов в лицее.
Данный мониторинг провожу по такой схеме:
Тестирование студентов в начале учебного года |
Создание банка данных о физической подготовленности |
Составление списков с уровнем физического развития |
Ежемесячное тестирование студентов |
Отслеживание динамики и изменения показателей физической подготовленности |
Разработка рекомендаций на отстающие физические качества |
Тестирование студентов в конце учебного года
|
Анализ результатов |
К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляю тесты президентских состязаний, провожу их не два раза в год, а каждые три месяца. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования выделяются группы студентов, нуждающиеся в корректировке, с ними провожу коррекционную работу. Для этого разрабатываю комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств.
Результаты тестирования каждого группы заношу в “Паспорт здоровья”, а студенты заполняют дневники самоконтроля, в которых очень наглядно видно: наблюдается ли положительная динамика или нет, и над чем стоит поработать особенно. Таким образом, многие учащиеся стараются улучшить свои результаты, а мне остается только подсказать, как это сделать.
Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы по здоровьесберегающим образовательным технологиям позволило:
1.Повысить успеваемость по предмету.
2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.
3.Повысить интерес студентов к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
4.Повысить динамику состояния здоровья учащихся
Здоровьесберегающие технологии, которые применяю в своей работе содействует развитию физических способностей, силы и быстроты, выносливости, способствует формированию физических качеств и навыков, несомненно, использование оздоровительных методик ведет к снижению показателей заболеваемости студентов, улучшая психологический климат на уроках физической культуры повышая интерес в здоровом образе жизни.
Здоровье – не всё,
но всё без здоровья – ничто.
Сократ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.