Аналитический отчет результатов ВПР по учебному предмету ХИМИЯ
МБОУ «СОШ п. Яйва»
2023- 2024 учебный год
Участники ВПР |
Пермский край, чел. |
АМО чел. |
СОШ п. Яйва чел. |
Обучающиеся текущего года |
8642 |
79 |
32 |
|
Пермский край |
АМО |
|
СОШ п. Яйва |
|||
чел. |
% |
чел |
|
% |
чел |
% |
|
Получили «2» |
666 |
7,71 |
8 |
|
10,13 |
2 |
6,25 |
Получили «3» |
3049 |
35,28 |
31 |
|
39,24 |
12 |
37,5 |
Получили «4» |
3383 |
39,15 |
29 |
|
36,71 |
10 |
31,25 |
Получили «5» |
1555 |
17,86 |
11 |
|
13,92 |
8 |
25 |
Результаты ВПР в МБОУ «СОШ п. Яйва»
Успеваемость |
Качество знаний |
Средняя отметка по пятибалльной шкале |
Средний первичный балл (максимальный 36)
|
93,75% |
56,25% |
3,75 |
21,1 |
Группы участников |
Кол-во участников, чел. АМО |
% |
Кол-во участников чел. СОШ п. Яйва |
% |
Понизили (Отметка < Отметка по журналу) % |
12 |
14,1 |
1 |
3,12 |
Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) % |
50 |
64,1 |
18 |
56,25 |
Повысили (Отметка > Отметка по журналу) % |
17 |
21,79 |
13 |
40,63 |
Всего |
79 |
100 |
32 |
100 |
1.2. ВЫВОДЫ о характере изменения количества участников ВПР по предмету и о характере результатов ВПР по предмету в 2024 году.
Данный вид мониторинга проводился в образовательной организации в четвертый раз.
В выполнении всероссийской проверочной работы по химии по программе 8 класса в мае 2023-2024 учебного года приняли участие 32 обучающихся 8-х классов.
Двое из 32 школьников не смогли преодолеть минимальный барьер, набрав менее 10 первичных баллов, и получили за работу отметку «2», что составляет 6,25 % от общего числа участников; 93,75 % школьников справились с заданиями работы (37,5% - на отметку «3», 31,25 % - на отметку «4», 25 % - на отметку «5»).
Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 6.2, 6.3 оценивается 1 баллом. Ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 3.2, 4, 5, 6.1, 6.4, 6.5, 7 оценивается в соответствии с критериями. Полный правильный ответ на задание 3.1 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (неправильно заполнена одна клетка таблицы), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки (неправильно заполнены две клетки таблицы), выставляется 1 балл, если все клетки таблицы заполнены неправильно – 0 баллов.
Полный правильный ответ на каждое из заданий 8 и 9 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Максимальный первичный балл – 36.
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
5 |
Первичные баллы |
0–9
|
10–18 |
19–27 |
28–36 |
Согласно статистическим результатам, 56,25% (в прошлом году - 48,48%) обучающихся, принявших участие в ВПР по химии, подтвердили свою отметку по журналу, 3,12 %школьников получили за работу отметку ниже, чем четвертная в журнале, 40,63% участников повысили свою отметку.
Назначение ВПР по учебному предмету «Химия» - оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
Проверяемые элементы содержания проверочной работы сгруппированы в шесть основных разделов - «Первоначальные химические понятия», «Воздух. Кислород. Водород»,
«Вода. Растворы», «Важнейшие классы неорганических соединений»,
«Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь», «Количественные отношения в химии».
Каждый вариант проверочной работы содержит 9 заданий, из которых первые семь заданий состоят из нескольких частей (от двух до пяти), всего их в работе в сумме 22.
Задания ВПР различаются по содержанию и проверяемым требованиям.
Задания 1, 2, 7.3 основаны на изображениях конкретных объектов и процессов, требуют анализа этих изображений и применения химических знаний при решении практических задач.
Задание 5 построено на основе справочной информации и предполагает анализ реальной жизненной ситуации.
Задания 6-8 объединены общим контекстом.
Задания 1, 3.1, 4, 6.2, 6.3, 8 и 9 требуют краткого ответа. Остальные задания проверочной работы предполагают развернутый ответ.
Задания 1, 2, 3, 5, 8, 9 проверочной работы относятся к базовому уровню сложности.
Задания 4, 6, 7 проверочной работы относятся к повышенному уровню сложности.
Максимальный первичный балл - 36.
Время выполнения работы - 90 минут.
Согласно методическим рекомендациям ФИПИ, соответствующие элементы предметного содержания / навыки, умения, виды деятельности в КИМ ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) по химии считаются освоенными, если средний процент выполнения заданий базового уровня составляет от 60 до
90%, а для заданий повышенного уровня - от 40 до 60%.
Рассматривая в аспекте указанных критериев результаты поэлементного анализа ВПР- 2024 по химии в 8-х классах в МБОУ «СОШ п. Яйва»,можно сказать, что 35% проверяемых диагностической работой требований (умений) обучающимися 8-х классов школы не освоены в полном объеме. Данному утверждению соответствуют как некоторые задания базового (2.2, 3.2, 5 . 1 , 5.2), так и повышенного уровня сложности (6.4, 6.5, 7.1, 7.3.2).
Задания 1, 2, 3, 5, 8, 9 проверочной работы относятся к базовому уровню сложности. Задания 4, 6, 7 проверочной работы относятся к повышенному уровню сложности.
Следует также отметить, что в задании 5.2 относящегося, согласно спецификации работы, к заданиям базового уровня сложности, средний процент решаемости оказался ниже некоторых заданий повышенного уровня.
Красным цветом выделены результат тех заданий, где процент выполнения в ОУ выше средних по ПК.
2.1.3. Достижение планируемых результатов
Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС) |
Макс балл |
ПК |
ОУ |
|
|
8958 уч. |
32 уч. |
1.1. Первоначальные химические понятия. Тела и вещества. Чистые вещества и смеси. • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • называть соединения изученных классов неорганических веществ; • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека |
1 |
72,92 |
84,38 |
1.2. Первоначальные химические понятия. Тела и вещества. Чистые вещества и смеси. • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • называть соединения изученных классов неорганических веществ; • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека |
3 |
58,32 |
63,54 |
2.1. Первоначальные химические понятия. Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций • различать химические и физические явления; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека |
1 |
36,71 |
63 |
2.2. Первоначальные химические понятия. Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций • различать химические и физические явления; • называть признаки и условия протекания химических реакций; • выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека |
1 |
31,65 |
53,67 |
3.1. Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Атомно- молекулярное учение. Химическая формула. Относительная молекулярная масса. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; • раскрывать смысл закона Авогадро; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества |
3 |
69,62 |
71,36 |
3.2. Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Атомно- молекулярное учение. Химическая формула. Относительная молекулярная масса. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; • раскрывать смысл закона Авогадро; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества |
2 |
66,46 |
55,12 |
4.1. Состав и строение атомов. Понятие об изотопах. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера элемента. Строение электронных оболочек атомов первых двадцати химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Химическая формула. Валентность химических элементов. Понятие об оксидах |
2 |
61,39 |
70,59 |
4.2. • раскрывать смысл понятий «атом», «химический элемент», «простое вещество», «валентность», используя знаковую систему химии; • называть химические элементы; • объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева; |
2 |
67,72 |
69,38 |
4.3. • характеризовать химические эле-менты (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; |
1 |
67,09 |
68,31 |
4.4. • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; • составлять формулы бинарных соединений |
2 |
47,47 |
53,47 |
5.1. Роль химии в жизни человека. Вода как растворитель. Растворы. Понятие о растворимости веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Роль растворов в природе и жизни человека. • вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; • приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; |
1 |
36,71 |
53,24 |
5.2. • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; • понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. |
1 |
20,25 |
39,03 |
6.1. Химическая формула. Массовая доля химического элемента в соединении. Расчеты по химической формуле. Расчеты массовой доли химического элемента в соединении. |
3 |
48,95 |
57,76 |
6.2. Кислород. Водород. Вода. Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды. Основания. Кислоты. Соли (средние). Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газов. |
1 |
53,16 |
68,73 |
6.3. • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии; • составлять формулы бинарных соединений; • вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; • вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; |
1 |
31,65 |
46,47 |
6.4. • характеризовать физические и химические свойства воды; • называть соединения изученных классов неорганических веществ; • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; |
1 |
24,05 |
30,31 |
6.5. • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; • составлять формулы неорганических соединений изученных классов; • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах |
1 |
34,18 |
38,34 |
7.1. Химическая реакция. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). Кислород. Водород. Вода. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Правила безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием. Способы разделения смесей. Понятие о методах познания в химии. • раскрывать смысл понятия «химическая реакция», используя знаковую систему химии; • составлять уравнения химических реакций; |
2 |
23,42 |
35,47 |
7.2. • определять тип химических реакций; • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; • получать, собирать кислород и водород; • характеризовать физические и химические свойства воды; • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; • проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; |
1 |
27,85 |
43,29 |
7.3.1• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; |
1 |
60,76 |
52,93 |
7.3.2• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов; |
1 |
29,11
|
31,25 |
8. Химия в системе наук. Роль химии в жизни человека • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека |
2 |
66,46 |
60,98 |
9. Химия в системе наук. Роль химии в жизни человека. Правила безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием. Способы разделения смесей. Понятие о методах познания в химии. • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; • оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни; |
2 |
77,22 |
68,64 |
Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по химии в 8 классах показал, что статистически в целом можно считать достаточным усвоение школьниками следующих элементов содержания/умений и видов деятельности:
- Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ.
- Использовать знаковую систему химии, называть химические элементы и соединения изученных классов неорганических веществ.
- Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева.
- Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.
- Определять тип химических реакций.
- Соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.
Нельзя считать достаточным уровень усвоения следующих элементов содержания/умений и видов деятельности:
Ø выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
Ø объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;
Ø вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;
Ø характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;
Ø определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;
Ø составлять уравнения химических реакций;
Повышение образовательных результатов, диагностируемых КИМ Всероссийских проверочных работ по химии, предполагает наличие комплекса мер, в реализации которых должны быть задействованы все участники образовательного процесса - обучающиеся, педагогические работники общеобразовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.
Рекомендации
1. Коррекция дефицитных результатов по итогам ВПР (как предметных, так и меж- и метапредметных) должна носить планомерный и системный характер, а для этого педагогу необходимо либо внести изменения в рабочую программу предмета и закрепить их на институциональном уровне, либо разработать специальную педагогическую программу, содержащую перечень конкретных действий и/или мероприятий по коррекции дефицитов.
Изменения в поурочном планировании рабочих программ по химии могут касаться как корректировки самого предметного содержания с акцентированием на наиболее западающих темах, так и перераспределения времени с выделением резерва для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем, приведения в систему знаний основных понятий и теорий химии, выделения главного, установления причинно-следственных закономерностей и взаимосвязи между составом, строением, свойствами и применением веществ. При разработке и коррекции рабочих программ также целесообразно провести анализ химических экспериментов, предполагаемых программой основного общего образования, и выделить те из них, которые реально реализовать в условиях конкретной школьной лаборатории, а впоследствии всеми силами добиваться их осуществления. Важно также подобрать качественные электронные издания, позволяющие провести в виртуальном режиме те лабораторно-практические работы, выполнение которых невозможно в школе ввиду отсутствия необходимого оборудования и реактивов или неосуществимо ввиду дистанционного обучения.
Что касается специальных корректирующих педагогических программ, разрабатываемых педагогом, то они должны носить не обобщенный, а дифференцированный или индивидуализированный характер. Для этого рекомендуется проектирование специальных программ основывать на результатах анализа ВПР, текущих диагностических работ, а так же педагогических наблюдениях.
Простейший анализ результатов ВПР по классу можно осуществить в виде сводной таблицы, содержащей ФИО обучающихся и номера заданий работы с указанием проверяемых ими требований. В соответствующих ячейках напротив ФИО каждого ученика либо выставляются «+» и «-», обозначающие выполнение или невыполнение задания, либо с помощью цифр указываются набранные в каждой части баллы. Для визуализации результатов можно ячейки таблицы с разными данными залить разными цветами. Таким образом, сразу станет видно, какие задания оказались наиболее проблемными для учеников данного класса. В случае наличия одинаковых дефицитных результатов у многих обучающихся программы коррекции могут носить групповой характер. Для каждой выделенной группы школьников необходимо создать свой комплекс мер, обеспечивающих достижение запланированных образовательных результатов, с определенными видами деятельности учителя и обучающихся, дидактикой, сроками, формами контроля результатов.
2. Обратить особое внимание на повторение, закрепление и на выполнение домашних заданий при изучении тем включенных в здания ВПР, например, строение химических веществ и их классификация, нахождение элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, составление химических реакций по словесным описаниям, расчет химических задач, вещества, применение, правила техники безопасности и т.д.
3. Усилить работу по применению полученных знаний для решения практических задач.
4. Научить учащихся правильно формулировать аргументированный ответ на поставленный вопрос, делать правильные выводы.
5. Формировать у обучающихся умение находить в перечне согласно условию задания необходимую информацию.
6. Систематизировать работу по решению задач.
7. Рекомендуется активнее использовать при организации урочной и внеурочной предметной деятельности возможности цифровой образовательной среды, в том числе образовательных ресурсов, позволяющих повторять материал в интерактивном режиме, выполнять тренировочные упражнения с возможностью сразу видеть результат и допущенные ошибки. Помощь педагогам в планировании такой деятельности с учениками могут оказать онлайн - ресурсы Российской электронной школы, сервис учебных интерактивных приложений LearningApps и другие ресурсы.
Для родителей (законных представителей) обучающихся результаты ВПР по химии могут служить ориентиром как для выявления проблемных предметных и общеучебных умений детей, так и для определения дальнейшей образовательной (в т.ч. профессиональной) траектории. Поэтому рекомендуется ознакомиться с анализом работы, подготовленной учителем, и по возможности контролировать участие ребенка в дополнительных образовательных мероприятиях по коррекции дефицитных результатов - как в ОО, так и в домашних условиях.
ФИО специалиста, выполнявшего анализ результатов ВПР по предмету |
место работы, должность |
Литвиненко Наталья Ивановна |
учитель химии МБОУ «СОШ п. Яйва» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.