Аналитический отчет результатов ВПР по учебному предмету ХИМИЯ
Оценка 4.8

Аналитический отчет результатов ВПР по учебному предмету ХИМИЯ

Оценка 4.8
pdf
химия
Детсад
24.06.2024
Аналитический отчет результатов ВПР по учебному предмету ХИМИЯ
анализ_ВПР_8_кл_Химия_177fd.pdf

Аналитический отчет результатов ВПР по учебному предмету ХИМИЯ  

МБОУ «СОШ п. Яйва» 

2023- 2024 учебный год

 

1.1. Количество участников ВПР по учебному предмету по программе 8 класса

 

 

Участники ВПР

Пермский край, чел.

АМО чел.

СОШ п. Яйва чел.

Обучающиеся текущего года

8642

79

32

  

1.2. Основные результаты ВПР по предмету

1.2.1. Результаты ВПР

 

 

Пермский край

               АМО

 

СОШ п. Яйва

чел.

%

чел

 

%

чел

%

Получили «2»

666

7,71

8

 

10,13

2

6,25

Получили «3»

3049

35,28

31

 

39,24

12

37,5

Получили «4»

3383

39,15

29

 

36,71

10

31,25

Получили «5»

1555

17,86

11

 

13,92

8

25

Результаты ВПР в МБОУ «СОШ п. Яйва»

Успеваемость

Качество знаний

Средняя отметка по пятибалльной шкале

Средний первичный балл (максимальный 36)

 

93,75%

56,25%

3,75

21,1

 

1.1.1. Сравнение полученных отметок с отметками по журналу

 

 

 

Группы участников

Кол-во участников, чел.

АМО

 

%

Кол-во участников чел.

СОШ п. Яйва

 

%

Понизили (Отметка < Отметка по журналу) %

12

14,1

1

3,12

Подтвердили (Отметка = Отметке по журналу) %

50

64,1

18

56,25

Повысили (Отметка > Отметка по журналу) %

17

21,79

13

40,63

Всего

79

100

32

100

 

1.2. ВЫВОДЫ о характере изменения количества участников ВПР по предмету и о характере результатов ВПР по предмету в 2024 году.

Данный вид мониторинга проводился в образовательной организации  в четвертый  раз.  

В выполнении всероссийской проверочной работы по химии по программе 8 класса в мае 2023-2024 учебного года приняли участие 32 обучающихся 8-х классов.   

Двое из 32 школьников не смогли преодолеть минимальный барьер, набрав менее 10 первичных баллов, и получили за работу отметку «2», что составляет 6,25 % от общего числа участников; 93,75 % школьников справились с заданиями работы (37,5% - на отметку «3»,  31,25 % - на отметку «4»,  25 % - на отметку «5»).

 

Система оценивания выполнения отдельных заданий и ВПР в целом 

Правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 6.2, 6.3 оценивается 1 баллом. Ответ на каждое из заданий 1.2, 2, 3.2, 4, 5, 6.1, 6.4, 6.5, 7 оценивается в соответствии с критериями. Полный правильный ответ на задание 3.1 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (неправильно заполнена одна клетка таблицы), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки (неправильно заполнены две клетки таблицы), выставляется 1 балл, если все клетки таблицы заполнены неправильно – 0 баллов. 

Полный правильный ответ на каждое из заданий 8 и 9 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра, или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Максимальный первичный балл – 36.

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

5

Первичные баллы

0–9

 

10–18

19–27

28–36

Согласно статистическим результатам, 56,25% (в прошлом году - 48,48%) обучающихся, принявших участие в ВПР по химии, подтвердили свою отметку по журналу, 3,12 %школьников получили за работу отметку ниже, чем четвертная в журнале, 40,63% участников повысили свою отметку.

 

2.1. Анализ результатов выполнения отдельных заданий или групп заданий по предмету

 

2.1.1. Краткая характеристика КИМ по предмету

Назначение ВПР по учебному предмету «Химия» - оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Проверяемые элементы содержания проверочной работы сгруппированы в шесть основных разделов - «Первоначальные химические понятия», «Воздух. Кислород. Водород»,  

«Вода.   Растворы»,   «Важнейшие   классы   неорганических   соединений»,

«Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение   атомов.   Химическая   связь»,  «Количественные отношения в химии».

Каждый вариант проверочной работы содержит 9 заданий, из которых первые семь заданий состоят из нескольких частей (от двух до пяти), всего их в работе в сумме 22.

Задания ВПР различаются по содержанию и проверяемым требованиям.

Задания 1, 2, 7.3 основаны на изображениях конкретных объектов и процессов, требуют анализа этих изображений и применения химических знаний при решении практических задач.

Задание 5 построено на основе справочной информации и предполагает анализ реальной жизненной ситуации.

Задания 6-8 объединены общим контекстом.

Задания 1, 3.1, 4, 6.2, 6.3, 8 и 9 требуют краткого ответа. Остальные задания проверочной работы предполагают развернутый ответ.

Задания 1, 2, 3, 5, 8, 9 проверочной работы относятся к базовому уровню сложности.

Задания 4, 6, 7 проверочной работы относятся к повышенному уровню сложности.

Максимальный первичный балл - 36.

Время выполнения работы - 90 минут.

 

2.1.2. Статистический анализ выполняемости заданий и групп заданий проверочной работы в 2024 году

Согласно методическим рекомендациям ФИПИ, соответствующие элементы предметного содержания / навыки, умения, виды деятельности в КИМ ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) по химии считаются освоенными, если средний процент выполнения заданий базового уровня составляет от 60 до

90%, а для заданий повышенного уровня - от 40 до 60%. 

 

Рассматривая в аспекте указанных критериев результаты поэлементного анализа ВПР- 2024 по химии в 8-х классах в МБОУ «СОШ п. Яйва»,можно сказать, что 35% проверяемых диагностической работой требований (умений) обучающимися 8-х классов школы не освоены в полном объеме.  Данному утверждению соответствуют как некоторые задания базового (2.2, 3.2, 5 . 1 , 5.2), так и повышенного уровня сложности (6.4, 6.5, 7.1, 7.3.2).

Задания 1, 2, 3, 5, 8, 9 проверочной работы относятся к базовому уровню сложности. Задания 4, 6, 7 проверочной работы относятся к повышенному уровню сложности.

Следует также отметить, что в задании 5.2  относящегося, согласно спецификации работы, к заданиям базового уровня сложности, средний процент решаемости оказался ниже некоторых заданий повышенного уровня. 

Красным цветом выделены результат тех заданий, где процент выполнения в ОУ выше средних по ПК.

2.1.3. Достижение планируемых результатов

Блоки ПООП обучающийся научится / получит возможность научиться или проверяемые требования (умения) в соответствии с ФГОС (ФК ГОС)

Макс балл

 

ПК

 

ОУ

 

 

8958 уч.

32 уч.

1.1. Первоначальные химические понятия. Тела и вещества. Чистые вещества и смеси.

  описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

72,92

 

 

 

 

 

  

84,38

1.2. Первоначальные химические понятия. Тела и вещества. Чистые вещества и смеси.

  описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  называть соединения изученных классов неорганических веществ;

  составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

  объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 58,32

 

 

 

 

 

  

63,54

 

2.1. Первоначальные химические понятия. Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций

  различать химические и физические явления;

  называть признаки и условия протекания химических реакций;

  выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

  объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

36,71

 

 

 

 

 

 

 

 

63

2.2. Первоначальные химические понятия. Физические и химические явления. Химическая реакция. Признаки химических реакций

различать химические и физические явления;

называть признаки и условия протекания химических реакций;

выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

31,65

 

 

 

 

 

 

 

 

53,67

3.1. Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Атомно- молекулярное учение. Химическая формула. Относительная молекулярная масса. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро

                  вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

                  раскрывать смысл закона Авогадро;

                  характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

69,62

 

 

 

 

 

 

71,36

3.2. Атомы и молекулы. Химические элементы. Знаки химических элементов. Относительная атомная масса. Простые и сложные вещества. Атомно- молекулярное учение. Химическая формула. Относительная молекулярная масса. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро

                  вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

                  раскрывать смысл закона Авогадро;

                  характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества

 

2

66,46

55,12

4.1. Состав и строение атомов. Понятие об изотопах. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового номера элемента. Строение электронных оболочек атомов первых двадцати химических элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Химическая формула. Валентность химических элементов. Понятие об оксидах

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

61,39

 

 

 

 

 

70,59

4.2. • раскрывать смысл понятий «атом», «химический элемент», «простое вещество», «валентность», используя знаковую систему химии;

                  называть химические элементы;

                  объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И.

Менделеева;

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

67,72

 

 

 

 

 

69,38

4.3. • характеризовать химические эле-менты (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

 

1

67,09

68,31

4.4. • составлять схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева;

составлять формулы бинарных соединений

 

2

 47,47

53,47

5.1. Роль химии в жизни человека. Вода как растворитель. Растворы. Понятие о растворимости веществ в воде. Массовая доля вещества в растворе. Роль растворов в природе и жизни человека.

                  вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

                  приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

                  грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

36,71

 

 

 

 

 

 

53,24

5.2. • использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

                  объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

                  понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

20,25

 

 

 

 

 

 

39,03

 

6.1. Химическая формула. Массовая доля химического элемента в соединении. Расчеты по химической формуле. Расчеты массовой доли химического элемента в соединении.

 

3

48,95 

57,76

6.2. Кислород. Водород. Вода. Важнейшие классы неорганических соединений.

Оксиды. Основания. Кислоты. Соли (средние). Количество вещества. Моль.

Молярная масса. Молярный объем газов.

 

1

53,16

68,73

6.3. • раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», используя знаковую систему химии;

  составлять формулы бинарных соединений;

  вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

  вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; • характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

31,65

 

 

 

 

46,47

6.4. • характеризовать физические и химические свойства воды;

называть соединения изученных классов неорганических веществ; • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

 

 

1

24,05

30,31

6.5. • определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

  составлять формулы неорганических соединений изученных классов; • описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

  объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах

 

 

 

1

 

34,18

 

38,34

7.1. Химическая реакция. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Типы химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена). Кислород. Водород. Вода. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Правила безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием. Способы разделения смесей. Понятие о методах познания в химии.

                  раскрывать смысл понятия «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

                  составлять уравнения химических реакций;

 

2

 

 

 

23,42

 

 

 

35,47

7.2. • определять тип химических реакций;

                 характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

                 получать, собирать кислород и водород;

                 характеризовать физические и химические свойства воды;

                 характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

                 проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

27,85

 

 

 

 

43,29

7.3.1• характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

                  соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

                  пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

                  характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; • составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

 

 

 

 

 

         1

 

 

 

60,76

 

 

 

52,93

7.3.2•  характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;  пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; 

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

   

 

 

 

1

 

 

 

29,11

 

 

 

 

31,25

8. Химия в системе наук. Роль химии в жизни человека

  грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

  объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека

 

 

 

2

 

66,46

 

60,98

9. Химия в системе наук. Роль химии в жизни человека. Правила безопасного обращения с веществами и лабораторным оборудованием. Способы разделения смесей. Понятие о методах познания в химии.

                  соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

                  пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

                  оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

                  грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

77,22

 

 

 

 

68,64

 

2.2. ВЫВОДЫ

Анализ результатов Всероссийской проверочной работы по химии в 8 классах  показал, что статистически в целом можно считать достаточным усвоение школьниками следующих элементов содержания/умений и видов деятельности:

-                Вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ.

-                Использовать знаковую систему химии, называть химические элементы и соединения изученных классов неорганических веществ.

-                Объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева.

-                Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов.

-                Определять тип химических реакций.

-                Соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни.

 

 

 

 

Нельзя считать достаточным уровень усвоения следующих элементов содержания/умений и видов деятельности:

Ø  выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

Ø  объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинноследственные связи между данными характеристиками вещества;

Ø  вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

Ø  характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

Ø  определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

Ø  составлять уравнения химических реакций;

 

2.2.              РЕКОМЕНДАЦИИ

Повышение образовательных результатов, диагностируемых КИМ Всероссийских проверочных работ по химии, предполагает наличие комплекса мер, в реализации которых должны быть задействованы все участники образовательного процесса - обучающиеся, педагогические работники общеобразовательных организаций, родители (законные представители) обучающихся.

Рекомендации  

1.       Коррекция дефицитных результатов по итогам ВПР (как предметных, так и меж- и метапредметных) должна носить планомерный и системный характер, а для этого педагогу необходимо либо внести изменения в рабочую программу предмета и закрепить их на институциональном уровне, либо разработать специальную педагогическую программу, содержащую перечень конкретных действий и/или мероприятий по коррекции дефицитов.

Изменения в поурочном планировании рабочих программ по химии могут касаться как корректировки самого предметного содержания с акцентированием на наиболее западающих темах, так и перераспределения времени с выделением резерва для повторения и закрепления наиболее значимых и сложных тем, приведения в систему знаний основных понятий и теорий химии, выделения главного, установления причинно-следственных закономерностей и взаимосвязи между составом, строением, свойствами и применением веществ. При разработке и коррекции рабочих программ также целесообразно провести анализ химических экспериментов, предполагаемых программой основного общего образования, и выделить те из них, которые реально реализовать в условиях конкретной школьной лаборатории, а впоследствии всеми силами добиваться их осуществления. Важно также подобрать качественные электронные издания, позволяющие провести в виртуальном режиме те лабораторно-практические работы, выполнение которых невозможно в школе ввиду отсутствия необходимого оборудования и реактивов или неосуществимо ввиду дистанционного обучения.

Что касается специальных корректирующих педагогических программ, разрабатываемых педагогом, то они должны носить не обобщенный, а дифференцированный или индивидуализированный характер. Для этого рекомендуется проектирование специальных программ основывать на результатах анализа ВПР, текущих диагностических работ, а так же педагогических наблюдениях.

Простейший анализ результатов ВПР по классу можно осуществить в виде сводной таблицы, содержащей ФИО обучающихся и номера заданий работы с указанием проверяемых ими требований. В соответствующих ячейках напротив ФИО каждого ученика либо выставляются «+» и «-», обозначающие выполнение или невыполнение задания, либо с помощью цифр указываются набранные в каждой части баллы. Для визуализации результатов можно ячейки таблицы с разными данными залить разными цветами. Таким образом, сразу станет видно, какие задания оказались наиболее проблемными для учеников данного класса. В случае наличия одинаковых дефицитных результатов у многих обучающихся программы коррекции могут носить групповой характер. Для каждой выделенной группы школьников необходимо создать свой комплекс мер, обеспечивающих достижение запланированных образовательных результатов, с определенными видами деятельности учителя и обучающихся, дидактикой, сроками, формами контроля результатов. 

 

2.       Обратить особое внимание на повторение, закрепление и на выполнение домашних заданий при изучении тем включенных в здания ВПР, например, строение химических веществ и их классификация, нахождение элементов в периодической системе Д.И. Менделеева, составление химических реакций по словесным описаниям, расчет химических задач, вещества, применение, правила техники безопасности и т.д.

3.       Усилить работу по применению полученных знаний для решения практических задач.

4.       Научить учащихся правильно формулировать аргументированный ответ на поставленный вопрос, делать правильные выводы.

5.       Формировать у обучающихся умение находить в перечне согласно условию задания необходимую информацию.

6.       Систематизировать работу по решению задач.

7.       Рекомендуется активнее использовать при организации урочной и внеурочной предметной деятельности возможности цифровой образовательной среды, в том числе образовательных ресурсов, позволяющих повторять материал в интерактивном режиме, выполнять тренировочные упражнения с возможностью сразу видеть результат и допущенные ошибки. Помощь педагогам в планировании такой деятельности с учениками могут оказать онлайн - ресурсы Российской электронной школы, сервис учебных интерактивных приложений LearningApps и другие ресурсы.

 

Для родителей (законных представителей) обучающихся результаты ВПР по химии могут служить ориентиром как для выявления проблемных предметных и общеучебных умений детей, так и для определения дальнейшей образовательной (в т.ч. профессиональной) траектории. Поэтому рекомендуется ознакомиться с анализом работы, подготовленной учителем, и по возможности контролировать участие ребенка в дополнительных образовательных мероприятиях по коррекции дефицитных результатов - как в ОО, так и в домашних условиях.

 

ФИО специалиста, выполнявшего анализ результатов ВПР по предмету

место работы, должность

Литвиненко Наталья  Ивановна

учитель химии МБОУ            «СОШ п. Яйва»

 

Аналитический отчет результатов

Аналитический отчет результатов

В выполнении всероссийской проверочной работы по химии по программе 8 класса в мае 2023-2024 учебного года приняли участие 32 обучающихся 8-х классов

В выполнении всероссийской проверочной работы по химии по программе 8 класса в мае 2023-2024 учебного года приняли участие 32 обучающихся 8-х классов

Задания 1, 2, 7.3 основаны на изображениях конкретных объектов и процессов, требуют анализа этих изображений и применения химических знаний при решении практических задач

Задания 1, 2, 7.3 основаны на изображениях конкретных объектов и процессов, требуют анализа этих изображений и применения химических знаний при решении практических задач

Первоначальные химические понятия

Первоначальные химические понятия

Периодической системе Д.И.

Периодической системе Д.И.

Химическая реакция. Химические уравнения

Химическая реакция. Химические уравнения

Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в

Характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в

Что касается специальных корректирующих педагогических программ, разрабатываемых педагогом, то они должны носить не обобщенный, а дифференцированный или индивидуализированный характер

Что касается специальных корректирующих педагогических программ, разрабатываемых педагогом, то они должны носить не обобщенный, а дифференцированный или индивидуализированный характер

Литвиненко Наталья Ивановна учитель химии

Литвиненко Наталья Ивановна учитель химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024