МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья
Волжская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
О ПРОВЕДЕННОЙ РАБОТЕ
Педагог-психолог
Лазарева Л.В.
Волжский 2014-2015
Работа психолога школы строилась в соответствии с нормативными документами и общешкольным планом.
Цель: способствовать созданию оптимальных условий для психического и психологического здоровья субъектов образовательного процесса.
Задачи:
· обеспечить информационное пространство школы
· систематически отслеживать как положительную динамику развития учащихся, так и их деградацию с одного уровня на другой, с целью построения индивидуального образовательно – развивающего маршрута учащихся.
· создавать оптимальные социально – психологические условия для оказания помощи детям, имеющим трудности в обучении и развитии
· своевременно фиксировать изменения типологических особенностей детей различных клинических групп
Основные направления работы психолога:
· Психодиагностика
· Индивидуальное консультирование
· Групповое консультирование
· Просвещение
· Коррекционно-развивающая работа
· Психопрофилактика
Работа по направлениям велась со следующими категориями участников учебного процесса:
· Учащиеся
· Родители
· Педагоги
I. Работа с учащимися
Задачи:
1. Создание условий для реализации возрастных и индивидуально-психологических возможностей учащихся в коррекционном образовательном процессе.
2. Отслеживание психического развития детей и социально-психологического развития ученических коллективов.
3. Проектирование и реализация коррекционно-развивающей работы на основании психолого-педагогической диагностики учащихся, испытывающих трудности в обучении и развитии.
В рамках работы по первому направлению были осуществлены следующие виды работ:
I. Психологическая диагностика учащихся: наблюдения, исследования, проведённые в 2014-2015 учебном году:
А) Анализ социально-психологической адаптации учащихся 1-5-х классов
Б) Обследование вновь прибывших с целью оказание своевременной психологической помощи В) Групповая диагностика профессиональных интересов и склонностей у учащихся 9-го классов.
2. Проектирование и реализация коррекционно-развивающей работы на основании психолого-педагогической диагностики учащихся, испытывающих трудности в обучении и развитии
Развивающая деятельность ориентирована на создание социально-психологических условий для целостного психического развития учащихся, а психокоррекционная – на решение в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия. Выбор конкретной формы обусловлен результатами психодиагностики.
В рамках работы по данному направлению решались следующие задачи:
1) Коррекция сенсорно-перцептивной и познавательной деятельности;
2) Коррекция эмоционального развития ребёнка в целом;
3) Психологическая коррекция поведения учащихся;
4) Коррекция личностного развития (в целом и отдельных его аспектов).
Для решения поставленных задач, на основании данных полученных при проведёнии мониторинга психодиагностических исследований были разработаны психокоррекционные программы по развитию и управлению эмоционально – волевой, коммуникативной сферой с учетом возрастных и индивидуально–личностных особенностей, велась работа по их реализации. С целью повышения эффективности психолого-педагогического воздействия, были проведены занятия по следующим программам:
· индивидуальная коррекция агрессивного поведения детей и подростков с отклонениями в развитии;
· развитие сенсорной, перцептивной, познавательной сферы;
· коррекционная работа с детьми группы риска;
· индивидуальная коррекционная работа с тревожными детьми
· игра, игротерапия с использованием сенсорного оборудования.
В конце учебного года обозначено новое направление работы - арт-терапия. Арт-терапия, как коррекционный, а так же психотерапевтический метод работы с детьми, основанный на использовании художественного творчества. Арт-терапевтическая практика заключается в том, что наиболее важные мысли переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение в виде образов в рисунках, так как детям часто трудно вербализовать свои состояния.
Ограниченное, преимущественно групповое общение детей с взрослыми, отсутствие личного времени, которым ребёнок мог бы распоряжаться по своему усмотрению, не оставляют ребёнку шанса обрести самостоятельность: твёрдый режим дня, постоянные указания взрослого, контроль – всё это исключает возможность развития творческой активности. А между тем развитие творческого мышления и воображения – необходимое условие для самореализации, успешной адаптации личности в социуме, выстраивания позитивной «Я-концепции».
Таким образом, были проведены диагностики внутренних состояний личности при помощи методик «Несуществующее животное», «Дерево», «Дом-дерево-человек», «Нарисуй свой характер».
Результаты в развитии, коррекции и решении личностных проблем.
№ |
Показатели |
Год (количество учащихся) 2013-2014 (110 учащихся) |
1 |
Доля учащихся, охваченных групповыми коррекционно-развивающими программами (уроки, тренинги, развивающие занятия и т.п.) |
77% 84 учащихся |
2 |
Доля учащихся, имеющих стабильные положительные результаты в развитии, коррекции. |
96 % 81 учащийся |
3 |
Доля учащихся, охваченных индивидуальной коррекционно-развивающей работой (уроки, тренинги, развивающие занятия и т.п.)
|
33,3% 28 учащихся |
3 |
Доля учащихся, охваченных индивидуальной коррекционно-развивающей работой (уроки, тренинги, развивающие занятия и т.п.)
|
33,3% 28 учащихся |
4 |
Доля учащихся, имеющих положительные результаты в развитии, коррекции. |
93% 26 учащихся |
Хотелось бы отметить, что доминирующим видом деятельности педагога-психолога, работающего в учреждении VIII вида, является коррекционно-развивающая работа. Программа по сенсорному и психомоторному развитию выполнена в полном объеме. Занятия проводились в кабинете педагога-психолога, где имеется необходимое оборудование для сенсорного развития. Формы, организации детей на занятии использовались самые разнообразные: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за партами или расположившись в разных концах кабинета. Так же использовалось пространство других помещений школы интерната и прилегающих территорий (для упражнений по ориентировке в пространстве и времени и др.). При планировании коррекционно-развивающих занятий было продумано формулирование целей, отбор конкретных методик и техник для работы, подготовку необходимых материалов и оборудования, выбор формы организации детей на занятии.
Занятия проводились индивидуально и по группам. Содержание работы:
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие тонкой моторики;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- развитие внимания, его распределения;
- развитие памяти, зрительной, тактильной, образной;
- развитие мышления, в том числе образного и элементов логического;
- развитие операций анализа и синтеза;
- развитие наблюдательности;
- развитие восприятия;
- развитие воображения;
- развития умения классифицировать предметы и их свойства;
- развития умения определять последовательность событий и т.д.
По итогам коррекционных занятий в 1-4 классах достигнуты определенные положительные результаты и наблюдается динамика в развитии сенсорных процессов у детей, что связано с формированием их личности, обогащением их чувственного опыта.
В процессе психологической профилактики и просвещения основная деятельность строилась через игрокоррекцию, психологический практикум и коммуникации, через работу факультативов «Азбука общения», «Мы все люди», а также совместное проведение с классным руководителем классного часа на тему: «Выработка навыков общения у конфликтных подростков».
3. Психологическое консультирование учащихся
В течение 2014-2015 учебного года в психологическую службу обращались учащиеся, с которыми осуществлялось индивидуальное психологическое консультирование. Основной спектр проблем:
1. Консультирование учащихся, имеющих трудности во взаимоотношениях с родителями, сверстниками, учителями.
2. Индивидуальные консультации с учащимися, испытывающими трудности в обучении, общении и психическом самочувствии.
3. Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.
II. Организация работы с педагогами-предметниками, классными руководителями, воспитателями в 2014-2015 учебном году
В рамках работы по данному направлению осуществлялись следующие виды работ:
1. Психологические консультации учителей и воспитателей по вопросам реализации психологически адекватных программ обучения и воспитательного воздействия с учётом коррекционной направленности школы.
2. Консультирование педагогов по проблемным вопросам обучения, поведения и межличностным взаимодействиям конкретных учащихся.
3. Консультирование по результатам обследования, наблюдения.
Решение актуальных проблемных вопросов. Совместная разработка действий по психолого-педагогическому сопровождению коррекционного учебно-воспитательного процесса.
Психологическое просвещение учителей, логопедов и воспитателей в соответствие с текущей деятельностью педагогического коллектива и коррекционной направленностью деятельности. В 2014-2015 учебном году педагогами-психологами посещались уроки учителей начальных классов, учителя ЛФК, внеклассные занятия воспитателей, с последующим психологическиманализом урока. По итогам наблюдения, структурного анализа занятий были разработаны рекомендации для учителей и воспитателей по организации работы с отдельными учащимися, требующими индивидуального подхода и особых условий обучения и развития.
Темы просветительских часов:
· «Использование системного подхода в деятельности классного руководителя»
· «Использование ароматерапии в работе с детьми».
Круглый стол в рамках ПМПк
· Особенности детей с РАС и рекомендации по работе с учеником 6 класса
· Сеанс релаксации для педагогов:
· «Профилактика эмоционального выгорания»
III. Работа с родителями
1. Психологическое консультирование родителей
На протяжении всего учебного года в психологическую службу обращались родители учащихся. В ходе психологического консультирования оказывалась помощь в решении актуальных вопросов и проблем обучения и воспитания детей с умственной отсталостью. Консультирование проводилось по инициативе, как родителей, так и психологов. Оно выполняло различные функции. Прежде всего, это:
· информирование родителей о проблемах ребенка ;
· оказание помощи в организации эффективных детско-родительских отношений.
Достаточно часто родители обращались к психологам с просьбой сформулировать рекомендации по эффективному взаимодействию в системе отношений педагог – учащийся – родитель. Кроме того, психологическое консультирование осуществлялось по результатам обследования уровня актуального развития учащихся. Также психологические консультации были направлены на решение актуальных проблемных вопросов: трудности включения в образовательный процесс, сложности взаимодействия с одноклассниками, агрессивные реакции.
2. Психологическое просвещение родителей
В процессе психологического просвещения и профилактики психологами осуществлялась передача знаний о возрастных, личностных особенностях детей, о влиянии семьи, складывающихся в ней отношений на развитие ребенка.
В 2014-2015 учебном году психологом проведён ряд выступлений на родительских гостиных и собраниях.
Темы родительских гостиных:
· Формирование позитивных детско-родительских отношений
· Речедвигательные игры и упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков учащихся
Темы выступлений на родительских собраниях:
1. Профилактика нежелательного поведения
2. Психологическая специфика школьной тревожности
3. Ваш ребенок – пятиклассник (с элементами тренинга)
4. Как реагировать на детскую влюбленность (с элементами тренинга)
6. Адаптация первоклассников к школе
7. Кризис подросткового возраста
8. Профильное ориентирование
Методическая работа в рамках города и области
1. Благодарности за участие и выступление на областном научно-практическом семинаре. Тема: «Мандала»: использование элементов в коррекционных занятиях для развития коммуникативной компетенции
2. Участие в семинарах ГБСУ СО ЦРДИ «Надежда»
3. Награждение грамотой за 2-е место во Всероссийском конкурсе на лучшую статью «Обучение и воспитание школьников с ОВЗ в контексте современных Федеральных государственных образовательных стандартах»
4. Награждение грамотой за 1-е место в Международном конкурсе «Слава, воинам – победителям!» за лучшую методическую разработку
Методическая работа в рамках школы
Участие и работа в МС и МО школы
Прохождение курсов повышения квалификации
НОУ ДПО «Институт дистанционного повышения квалификации» г. Новосибирск
Темы:
· «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности» 72 часа
· «Нарушения психического развития: профилактика, психодиагностика, психокоррекция» 144 часа
Статистический отчет о проведенной работе за 2014-2015 учебный год.
Наименование |
Взрослых |
Детей |
Всего |
Индивидуальные обследования |
1 |
38 |
39 |
Индивидуальные консультации |
П-9 Р-30 |
10 |
49 |
Групповые обследования |
- |
41 |
41 |
Групповые консультации/семинары |
П-37 Р-68 |
10 |
115 |
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия |
- |
28 |
28 |
Групповые коррекционно-развивающие занятия |
- |
84 |
84 |
Внеурочная деятельность (кружки) |
- |
15 |
15 |
В целом работа педагога - психолога реализована согласно поставленного плана. В следующем учебном году продолжать работу по повышению психологической компетентности педагогов и родителей путем проведения семинаров, занятий с элементами тренинга, лекций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.