Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет
• изменение поведенческих реакций ребенка,
• расстройство сна и аппетита.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый, подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Благодаря мероприятиям по адаптации должны бытьдостигнуты следующие составляющие успешной адаптации:
Три фазы адаптационного процесса
1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.
Степени тяжести адаптации
Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.
Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).
Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО АДАПТАЦИОННОМУ ПЕРИОДУ ДЕТЕЙ
СРЕДНЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ МБДОУ д/с «Колокольчик» х.Комаров педагога
психолога Кириченко О.С.
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей раннего возраста: из знакомой
семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет
изменение поведенческих реакций ребенка,
расстройство сна и аппетита.
Семье ребенка тоже требуется какоето время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным
обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: острый,
подострый и компенсационный. Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это
моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная
реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в
начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к
нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.
Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим
постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ. Благодаря мероприятиям по адаптации должны
бытьдостигнуты следующие составляющие успешной адаптации:
Три фазы адаптационного процесса
1. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и
игровой активности (длится примерно 1 месяц).
2. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным
параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 35 месяцев).
3. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность.
Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.
Степени тяжести адаптации
Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.
Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического
стресса.
Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и
психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).
Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском
саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.
Задачи работы педагогапсихолога в адаптационный период с детьми группы:
1.
Способствовать снятию эмоционального напряжения; развитию восприятия; навыков общения и
взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
2.
3.
4.
Развитие произвольности поведения, игровых навыков, умения подчиняться правилам; переходить
от игры «рядом» к игре «вместе».
Способствовать снятию мышечного напряжения, координации движений, развитию общей и мелкой
моторики.
Активизация речевого развития.
Итоги адаптации
С 1 сентября по 10 октября 2016 года в д/с поступило 6 человек, дети в возрасте от 2,8 до 3 лет.
1.09.2016г. Кадыров Алихан
6.09.2016г. Утробин Артем
13.09.2016г. Матвиенко София3.10.2016г. Кириченко Софья
3.10.2016. Лиходеев Никита
10.10.2016г. Рыльков Артем
Работа воспитателя началась задолго до прихода детей, потому что не все родители понимают
необходимость в посещении их ребенком детского сада.
Несмотря на то, что это рекомендованный возраст для поступления в детский сад, заранее было
известно, что адаптация осложнится изза языкового барьера турецкоязычных детей. Многократно
проводились беседы с родителями о том, во сколько раз они осложняют жизнь своим детям, разговаривая с
ребенком дома на турецком языке и не знакомя даже с теми русскими словами, которые используются в
бытовой речи. Ребенок должен если не говорить, то хотя бы понимать, что от него хотят. Это такие слова
как «кушать», «пить», «туалет» и т.д.
На собрании перед поступлением ребенка в детский сад директор детского сада, воспитатель и
педагогпсихолог рассказывали о правилах поведения в детском саду, знакомили с режимом дня и другими
особенностями нашей работы, расспрашивали о привычках, умениях и навыках их малыша, давали первые
советы о правильном преподнесении малышу его будущей жизни в садике. Особое место в нашей беседе
было выяснение культурногигиенических умений малыша, навыкам поведения за столом, а также
процедуре укладывания ребенка спать. Были даны следующие советы родителям: не приучать к одной
посуде, игрушке, увеличивать контакты с посторонними взрослыми, чтобы ребенок знал, как себя вести и
не пугался постороннего взрослого. Родителям детей, очень привязанных к маме, было рекомендовано
оставлять ребенка ненадолго под присмотром других членов семьи, постепенно увеличивая время.
Так же в процессе нашего разговора мы выясняли, как настроены сами родители на поступление
их ребенка в дошкольное учреждение, что их особенно тревожит. Естественно, старались все подробно
объяснить и показать, развеять все их страхи. Родителям посоветовали забирать детей примерно в одно и
то же время со всеми, чтобы ребенок не испытывал стресс, видя как другого ребенка забрали, а он
остается.
Первое знакомство у некоторых малышей произошло до поступления в сад. Мы рекомендовали это
всем родителям, но не все родители отнеслись к этому с должным вниманием. При первом расставании с
мамой малыши плакали, хотя и не все. Им объясняли, что мама скоро придет, успокаивали и
заинтересовывали играми.
В первый день мы оставляли малыша до обеда, смотрели на его самочувствие, на поведение. На
третий – четвертый день он оставался на дневной сон. К процессу укладывания мы относились очень
осторожно и бережно, старались уговорить малыша, ласково объяснить, что он отдохнет и за ним придет
мама. Некоторых детей приходилось укачивать – это Софья и Никита. Другие дети засыпали сами.
Об окончании адаптации для многих детей говорит их спокойное пребывание в саду весь день,
знание режимных моментов, хороший аппетит и качественный сон. У детей сформированы основы
совместной деятельности, они уже умеют себя занять, активно принимают участия в занятиях с педагогом,
повторяют прибаутки, дыхательную и пальчиковую гимнастику. Просят сами рассказать особенно
полюбившиеся стихи. Дети сопереживают друг другу и успокаивают того, кто плачет.
Двоедетей характеризуются легкой степенью адаптации, это Матвиенко София,Рыльков Артем.
Двоеэто Кириченко Софья и Лиходеев Никита средней степенью тяжести.Что касается Кадырова
Алихана, то такая адаптация прогнозировалась на основе бесед с родителями – ребенок очень привязан к
маме, не знает русского языка. Утробин Артем изза многочисленных пропусков по болезни, так и не смог
адаптироваться лучшим способом, так как адаптируются лучше те дети, которые ходят без пропусков и
привыкают к режиму пять дней в садике – два дня дома.
Отнесенный к средней степени тяжести адаптации Лиходеев Никита проявляет некоторые
агрессивные наклонности: щипается, может стукнуть, жадничает. Такими способами он охраняет свою
зону комфорта. Также он часто засовывает руку в трусы и не редко сосет указательный палец (по этому
поводы с родителями Никиты была проведена беседа).
Педагогпсихолог Кириченко Ольга Сергеевна