Аналитико-исследовательская работа по тексту. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет».
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
русская литература
10 кл
15.02.2018
Аналитико-исследовательская работа по тексту.
Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет».
Эпиграфы: «Да святится имя твое…»
«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»
А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…
Луи Арагон, французский поэт
00000000.docx
Аналитикоисследовательская работа по тексту.
Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет».
Эпиграфы: «Да святится имя твое…»
«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается
индивидуальность. Но в любви»
А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
Луи Арагон, французский поэт
Учитель: В рассказе «Гранатовый браслет» нашла отражение «вечная» тема – любовь.
Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…
А какая эта любовь? Какие эпитеты применимы к тому чувству, что описано в этом
рассказе?
(Страстная, возвышенная, идеальная, необыкновенная, чистая, неразделённая, безответная.)
Кто же оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков.)
Отчего же эта страстная любовь Желткова неразделённая?
(Разный социальный статус героев (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и
замужество Веры.)
Учитель: Сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало
«только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».
Чем же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера?
Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как
развлекаются? Как Куприн описывает гостей?
Кто выделяется среди них?
(Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь
есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице
черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в
азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.
Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый
служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много
рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей,
кто разбирается в музыке.)
Учитель: Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются
эти знатные люди; ктото ещё числится в какихто благотворительных заведениях.
Когда происходит завязка действия рассказа?
(В день именин Веры – 17 сентября (по старому стилю)
Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день?
(Вера «всегда ожидала от дня именин чегото счастливочудесного». Она получает подарок
от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. –
браслет.) Учитель: Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой
рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.
Что значит для Желткова это гранатовый браслет?
(Для него браслет – фамильная драгоценность.)
Учитель: Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую
магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в
письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет
свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые
мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»
Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?
(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть чтото плохое и не
допустить этого. Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить
свою любовь к ней.)
Что почувствовала героиня, получив этот подарок?
(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чегото неприятного. В этом браслете она
видит какоето предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью:
браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры
было нарушено.)
Учитель. Куприн в рассказе не делает особого акцента на «неравенстве состояний», не
критикует открыто общество, к которому принадлежит главная героиня. Автор находит другой
способ для того, чтобы показать ту пропасть, которая разделяет главных героев и которая
делает невозможным взаимное чувство. Этим способом является описание поведения людей из
окружения княгини Веры Шеиной.
Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?
(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами,
пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за
посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого
человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.)
А способны ли на настоящую любовь эти богатые, влиятельные люди? Была ли в их
жизни пылкая, страстная любовь? Например, у Веры Николаевны, у генерала Аносова,
у Анны Николаевны?
(Анна лишь флиртует; генерал никогда не любил; Вера любила страстно мужа, князя Василия
Шеина, но отчегото угасла – Куприн ничего не говорит об этом.)
Верят ли они в то, что ещё существует страстная, бескорыстная любовь? Как
генерал Аносов объясняет Вере отсутствие настоящей любви? Кто, по его мнению, в
этом виноват?
(Гл. 8. Генерал Аносов, рассказал две истории о «любви». Первая история – о жене полкового
командира и новоиспеченном прапорщике, а вторая – о Леночке, которая сошлась с поручиком
Вишняковым, и её, мужеолухе для которого самым главным было «счастье Леночки».
«Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими
душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и
обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией.
Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, «так… какаято кислятина…»)
Аналитико-исследовательская работа по тексту. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет».
Аналитико-исследовательская работа по тексту. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет».
Аналитико-исследовательская работа по тексту. Обсуждение рассказа «Гранатовый браслет».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.