Анализ Экспозиции 1 части Соната №5 Л.В.Бетховена
Впервые для композитора Соната для фортепиано № 5 Бетховена состоит из трёх частей: 1) Allegro molto е con brio, 2) Adagio molto, 3) Prestissimo.
Первую часть сонаты Allegro molto е con brio, c-moll, отличает от более ранних произведений композитора большая гармоничность и стройность. в экспозиции появляются множество тем с различной эмоциональной окраской. Разработка контрастирует с героикой главной партии, привнося в музыку образы душевного смятения и неопределённости. В репризе повторяется тема главной партии.
В экспозиции появляются множество тем Контрастных в эмоциональном отношении. Разработка первой части сонаты несет в себе образы душевного смятения и неопределённости; реприза возвращает настроение главной партии.
С первых тактов звучит гениальная по простоте и глубине завязка— своим противопоставлением героического фанфарного порыва и печального, скорбного вздоха. Это внутреннее противоречие духа, готового к борьбе и деятельности, но не свободного от сомнений.
Трехдольный ритм, «поступательные» возможности которого были оценены еще предшественниками Бетховена, превосходно используется композитором (Позднее в этом ритме будет написана первая часть героической симфонии.).
Экспозиция:
1.Г.П. 1- - 31 такты
связующая партия -32-55 такты
2. П.П. – 56 – 93
заключительная партия -93- 104 такты
В первой части сонаты (Allegro molto е con brio, c-moll) Ленц справедливо видел симфонический размах. Он, траковал музыку первой части как картину охоты с перезвоном рогов в лесу. Однако представляя сегодня весь круг образов Бетховена того времени, это представление уступает место героическому пониманию фанфарности, которая существенно ближе внутренним интересам композитора.
Все изложение главной партии, чередующее порывы, вздохи и «говорящие» паузы (тт. 1—31) развивает исходное противоречие. Очень решительное окончание главной партии подчеркивает, что сила на стороне волевого начала.
После генеральной паузы и «валторновой» вступительной ноты es в левой руке — как бы издалека, на фоне звуковой перспективы вырисовывается и влечет за собой связующая партия. Это новый фазис — спокойного раздумья, светлого созерцания. Не задерживаясь на красивой антитезе, Бетховен властно ведет слушателя по пути быстрого развития и смены эмоций.
С удивительной непринужденностью (разобраться в ней можно, тщательно проанализировав ход ритмических и тематических связей) созерцательность переходит в душевную подвижность, в изящные, грациозно-манящие фигуры побочной партии (с т. 56). Затем переживание становится страстным, тревожным.
В заключении экспозиции (возврат укороченных пунктированных групп из главной партии придает интонациям патетическую прерывистость. А в самом конце экспозиции как бы затихание биений взволнованного сердца. Ни в одной из более ранних сонат Бетховену не удавалось с такой цельностью и пластичностью передать столь широкий круг развития эмоций.
https://www.belcanto.ru/beethoven_ps_5.html
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.