Анализ Экспозиции 1 части Сонаты №1 G-dur В. А.Моцарта
По времени создания (1774- 1775 год) соната № 1 примыкает к кругу оперы «Мнимая садовница» , постановку которой в Мюнхене готовил молодой композитор. Жизнерадостные и озорные персонажи комической оперы проявили себя и в характере тем Сонаты соль мажор.
Экспозиция:
Г.П.- 1- 16 такты G-dur
Связующая партия 16- 29 такты
1 П.П.-30 -37 такты D - dur
2 П.П.- 37-47 такты D – dur
Заключительная партия 47- 59 такт D - dur
Первая часть Сонаты В.А.Моцарта G-dur принадлежит к числу лирических частей в которой, при подвижном темпе allegro находится кантиленное начало. Весь тематический материал главной и побочной партии желательно исполнять вокально. Это же относится к фигурациям, встречающимся в тексте.
Соната написана в традиционной форме сонатного allegro с разработкой.
Главная партия основана на коротких вокальных интонациях, включающих в себя вопрос, ответ – вокальный диалог. Состоит из трёх элементов:
1-ый элемент изящного, танцевального характера.
2-ой элемент ГП изложен несколько иначе: сохраняется пунктирный ритм, но регистр несколько выше, нет пауз, а изменения динамического плана (появляются сначала fp, а затем и f ) и аккомпанемента (становится лаконичным и конкретным) меняют характер
3-ьего элемент: жизнерадостный взлёта гаммообразного пассажа.
В связующей партии представлен новый образ, содержащий предостерегающий, властный характер.
Побочная партия включает в себя три элемента:
Вокальный умоляющий
Строгий
Примиряющий, ласковый.
1-ая побочная партия (ПП). Звучит в доминанте. Первое проведение этой темы - новый образ – лирический
Переход ко 2-ой ПП заслуживает особого внимания.: неоднократно появляются мотивы - вторжения, которые несут в себе определённый драматургический смысл. Это и вторжение терций в ГП (в экспозиции пока ещё мягкое), и вторжение короткого мотива из трёх секст в ЗП, и существенно изменённая именно из-за вторжений терцовых мотивов ГП в репризе. Каждый раз эти вторжения влияют на течение, смысл и характер не только тем, в которые они вторгаются, но и на драматургию этой части в целомМожно представить эти контрастирующие мотивы в виде диалога.
Как итог этого диалога - вторая часть этой темы (можно услышать в этом проведении вариант 2-ой ПП). Появляются арпеджированные мотивы в правой руке, в которых слышно скрытое голосоведение, из верхний звуков складывается мелодия, как бы парящая над всей остальной фактурой.
За этим следует небольшая связка-переход к заключительной партии. Здесь используется новый полифонический приём – стреттные имитации.
Заключительная партия – Заключительная партия (ЗП) перекликается по характеру с 1-ой ПП, она лирична, кантиленна, звучит на piano, изложена явно трёхголосно. В правой руке выписанное двухголосие. Звуковое преимущество отдаётся верхнему голосу, хотя этот голос изложен синкопировано и в нюансе piano. Между двумя проведениями ЗП появляется мотив – вторжение.. Короткий и ярко - контрастный мотив, состоящий 6 всего из трёх секст, исполняемых staccato. В заключительных тактах жизнерадостно, звонко (по правилам классики в доминантовой тональности) заканчивается экспозиция.
http://pedrazvitie.ru/servisy/publik/publ?id=8346
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.