Анализ экспозиции 1 части Сонаты Ре мажор Йозефа Гайдна
Йозефа Гайдна принято считать одним из основателей Венской симфонической школы, представители которой ввели в музыкальный репертуар музыкантов XVIII жанры сонаты, симфонии, увертюры, концерта, инструментальных ансамблей. Произведения австрийского маэстро лишены шаблонов и схематизма, они не перестают удивлять находками мелодизма и построения формы.
Экспозиция:
Г.П.1-8 такты, тональность ре мажор 4/4
Связующая партия 9- 16 такты
П.П.17-43 такты Ля мажор
Заключительная партия – 43-46 такты Ля мажор
Соната предположительно создана в 1779 или 1780 году. Она, как и предыдущая ей соната До мажор, посвящена сестрам фон Ауэнбруггер.
В сонате 3 части. Первая и третья части быстрые, действенные, радостные. Вторая часть медленная, глубоко сосредоточенная, скорбная.
I часть в Ре мажоре, Allegro con brio, в размере C. Сонатная форма.
В основе I части лежит следующий "сюжет". В теплый солнечный летний день так хорошо повеселиться, посмеяться, поиграть и побегать. Лишь налетевшая на короткое время гроза приостанавливает игру. Гроза проходит - и игра начинается снова.
Экспозиция. Тема главной партии брызжет весельем, смехом и игрой. Теплая и светлая тональность Ре мажор, смешные нисходящие октавные скачки, форшлаги и морденты в мелодии, форте, быстрый темп, особые штрихи - вот ее выразительные средства (1 - 8 такты).
Тема связующей партии изложена ровными шестнадцатыми - она ассоциируется с постоянным движением, бегом (9 -16 такты).
Тема побочной партии - в Ля мажоре, в ритме быстрого шага (в аккомпанементе - восьмые). Мелодия ее - из одного мотива (форшлаг и опевание, круг - ля-соль#-ля-си-ля), повторяемого от разных нот. Тема грациозна и капризна.
Возвращаются октавные интонации главной партии, сопровождаемые шестнадцатыми, в них - продолжение смеха, игры и бега. Картина меняется в 26 такте, когда шестнадцатые в обеих руках "изображают" дуновение ветра. В 29 такте появляется "холодный" ля минор, в 30, 31 и 32 тактах аккорды в левой руке и ломаные нисходящие арпеджио в правой "рисуют" гром и молнии. Гром и молнии выделены разными гармоническими красками - сначала секстаккордом второй низкой ступени (он имеет мажорную окраску и поэтому звучит очень ярко), потом - вводным септаккордом двойной доминанты (звучность уменьшенного септаккорда - уже другая краска).
Неожиданно картина грозы прерывается - кадансовый квартсекстаккорд и доминантсептаккорд Ля мажора "проясняют" колорит. Трель в верхнем голосе может ассоциироваться с трелью соловья. Звучат кадансовые формулы заключительной партии. Так заканчивается экспозиция.
Источник
http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98HYPERLINK "http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98&catid=52&id=1290&option=com_content&view=article"&HYPERLINK "http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98&catid=52&id=1290&option=com_content&view=article"catid=52HYPERLINK "http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98&catid=52&id=1290&option=com_content&view=article"&HYPERLINK "http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98&catid=52&id=1290&option=com_content&view=article"id=1290HYPERLINK "http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98&catid=52&id=1290&option=com_content&view=article"&HYPERLINK "http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98&catid=52&id=1290&option=com_content&view=article"option=com_contentHYPERLINK "http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98&catid=52&id=1290&option=com_content&view=article"&HYPERLINK "http://www.lafamire.ru/index.php?Itemid=98&catid=52&id=1290&option=com_content&view=article"view=article
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.