Анализ фактуальной, подтекстовой и концептуальной информации текста
как способ формирования функциональной (читательской) грамотности на уроках литературы
Ланг Светлана Петровна,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ «Первоманская СШ»
Компоненты функциональной грамотности
ИНТЕГРАТИВНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Читательская (базовая)
коммуникативная
социальная
информационная
языковая
литературная
математическая
естественнонаучная
общекультурная
финансовая
правовая
экологическая
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – способность человека ПОНИМАТЬ и использовать тексты, РАЗМЫШЛЯТЬ о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности…
Полное и глубокое понимание текста возможно через
овладение определенными ЧИТАТЕЛЬСКИМИ УМЕНИЯМИ
ПОНИМАТЬ – главный элемент читательской деятельности, научить понимать - важнейшее направление педагогической работы
РАЗМЫШЛЯТЬ – использовать собственный опыт, мысли и чувства для понимания авторской позиции
КАК?
3 ВИДА ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ (по Гальперину)
Вид | Что содержит? | Роль данной информации |
1.Фактуальная | 1. События, факты, место, время, герои, поступки, движение сюжета (Что, где, когда, с кем происходит?) | 1. Позволяет увидеть внешнюю сторону текста, о чём говорится открыто |
2.Концептуальная (художественный, научно-популярный текст) | 1.Позиция автора, его взгляд, мысли о «должном» миропорядке, понимание причинно-следственных связей | Объединяет текст. Идея текста, основная мысль, |
3. Подтекстовая (скрытый смысл, нравственная проблематика) | 1. Скрытая информация, которая станет понятна только после переработки фактуальной и концептуальной (выдаёт отношение автора текста к событиям) | Позволяет по-новому увидеть и понять концептуальную информацию, дополнительные смыслы |
Фаза | Стратегии, приёмы работы |
1.Предкоммуникативная (прогнозирование содержания перед чтением) – формирование мотивации к чтению | 1. Задания на прогнозирование («О чем может идти речь в тексте с таким…. названием?») |
2. Коммуникативная – непосредственный контакт с текстом | 1. «Чтение с остановками» («Что будет дальше?») |
3.Посткоммуникативная (после чтения) - присвоение ценностей текста как личностно значимых | 1. Создание рекламы произведения, «паспорта текста», сочинения |
3 ФАЗЫ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА
Формирование читательской грамотности на уроке литературы через анализ фактуальной, концептуальной и подтекстовой информации с учетом этапов восприятия текста на примере рассказаВ.П. Астафьева «И милосердия…»
Приёмы и стратегии работы предкоммуникативной фазы восприятия текста:
1. Приём предвосхищения, предугадывания содержания (О чём может говориться в тексте под названием «И милосердия...»? О чём может идти речь в тексте, если в нем есть такие слова… (такое первое предложение)
2. Толкование лексического значения слов («милосердие», «затесь», молитва», «ми воздаждь»)
3. Составление собственного текста по словам из рассказа («девочка, отец, мёртвые голуби, истребляют, милосердие»)
А теперь познакомимся с текстом В.П. Астафьева…
Формируемые читательские умения:
интегрировать, интерпретировать, осмысливать информацию
Фактуальная информация | |||||
Автор | Род и жанр произведения | Время действия | Место действия | Герои | События/ |
Анализ фактуальной информации
Формируемые читательские умения:
находить, извлекать, интегрировать, осмысливать информацию (определять род и жанр, характеризовать особенности сюжета, формулировать тему)
Почему плачет рассказчик? Что вызвало у него столь сильные эмоции?
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Какие образы показались наиболее выразительными?
Приёмы работы коммуникативной фазы восприятия текста:
(вопросы после чтения текста)
Фактуальная информация | |||||
Автор | Род и жанр | Время действия | Место действия | Герои | Главные факты, события/ |
В.П.Астафьев | Эпическое произведение, рассказ, «затесь» | Конец 20 века, 1981 год | Двор или парк возле дома, скамейка | Девочка, её отец, герой-рассказчик | Герой «затеси» видит, как девочка, смеясь, кормит голубей отравленной крупой, которую дал ей отец, а ночью отец загрузил мёртвых голубей, увёз на свалку и сжёг. Увиденное заставляет героя вспомнить и о других делах «борцов» «за здоровье людей», он размышляет о губительном влиянии человека на природу, плачет и просит бога в своей молитве , чтобы он сделал всех «жестоких и беззаботных» людей милосердными. |
Результат работы
Концептуальная информация | |
Мировоззрение писателя, авторская позиция, понимание причинно-следственных связей в мире, | Художественные приемы, использованные для выражения авторской позиции |
Анализ подтекстовой информации
Формируемые читательские умения:
находить, извлекать, интегрировать, интерпретировать, осмысливать, оценивать информацию
(умения выявлять авторскую позицию, знать/понимать теоретико-литературные понятия)
Приёмы, направленные на выявление подтекстовой информации:
1. Разделите рассказ на смысловые части.
2. Подчеркните ключевые слова в каждой части
3. Охарактеризуйте, опираясь на ключевые слова и словосочетания, девочку (1 группа), отца девочки (2 группа), героя-рассказчика(3 группа)
4. Проблемные вопросы:
В чём заключается «двойная игра» отца?
Какова роль кавычек в тексте?
Почему у отца девочки имени?
Почему девочка «улыбается», отец «спокоен», а рассказчик «плачет»?
Почему рассказчик не проклинал людей, «истребляющих птиц», а «молил»?
Концептуальная информация | |
Мировоззрение писателя, авторская позиция, понимание причинно-следственных связей в мире, его мысли о «должном» миропорядке | Художественные приемы, использованные для выражения авторской позиции |
1. Нельзя беззаботно и жестоко истреблять природу (птиц, леса...), тем более руками детей | 1. Повторы («спокойного отца, спокойно рассказывающего», « и милосердия ми воздаждь» ) |
Результат работы
Подтекстовая информация (скрытый смысл, нравственная проблематика) | |
1. О чем хотел сказать автор? Что происходит с нами, «спокойными и беззаботными»? |
Анализ концептуальной информации
Формируемые читательские умения:
интегрировать, осмысливать, оценивать информацию
(умения формулировать идею, проблематику произведения, выражать свое отношение к прочитанному)
Концептуальная информация (скрытый смысл, нравственная проблематика) | |
1. О чем хотел сказать автор? Что происходит с нами, «спокойными и беззаботными»? | 1.Под маской «борьбы за здоровье людей», бездумно и беззаботно человек истребляет природу, цинично это делает «руками детей». Видя такое поведение взрослых, дети вырастают и становятся неспособными к проявлению сострадания. Необходимо остановиться, задуматься, разумно и заботливо относиться к природе, проявлять милосердие ко всему и всем. |
Результат работы
Приёмы и стратегии работы посткоммуникативной фазы восприятия текста: (цель - присвоение ценностей текста как личностно значимых)
1. Разработка и реализация творческого проекта (создание плаката, рекламы, буктрейлера по мотивам рассказа)
2. Написание сочинения – завершения рассказа (в нём есть какая-то недосказанность…)
3. Написание письма отцу девочки («О чем вы хотите у него спросить, какие вопросы задать?»)
Формируемые читательские умения:
интегрировать, осмысливать, оценивать информацию
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.