Анализ исследований по проблеме развития моторики кисти руки.
Оценка 4.7

Анализ исследований по проблеме развития моторики кисти руки.

Оценка 4.7
docx
20.08.2020
Анализ исследований по проблеме развития моторики кисти руки.
статья 5.docx

Анализ исследований по проблеме развития моторики кисти руки

Павловский принцип изучения функций мозга как целостной деятельности в настоящее время является главенствующим в исследованиях. В отечественной и зарубежной физиологии этот принцип утверждён трудами Э.А.Асраняна, П.С.Купалова, Ф.Розенблатт, Г.Уолтер и др. Изучение механизмов интеграции, обеспечивающих целостную деятельность мозга, является одной из наиболее актуальных задач физиологии.

М.М.Кольцова напоминает, что И.М.Сеченов первым высказал мысль о том, что в мозге происходит анализ проприоцептивных импульсов (т.е. предположил наличие двигательного анализатора) и указал, что мышечное чувство не только усиливает, но и объединяет все другие ощущения. С точки зрения М.М.Кольцовой досадным пробелом в физиологии является отсутствие анализа роли двигательного анализатора в функциональном развитии мозга ребёнка. Имеются наблюдения и экспериментальные данные, показывающие влияние предметных действий на ход развития высших форм интеграции, таких как обобщающая функция слова, активная речь.  Имеющиеся данные разрознены, не систематизированы. Это обстоятельство побудило М.М.Кольцову предпринять попытку восполнить этот пробел. В своих исследованиях и выводах она частично опиралась на положения У.Пенфилда и Г. Джаспера о том, что высшим интегративным центром, где составляется план движений, является кора.

  Произвольные движения подразумевают взаимодействие ряда анализаторов коры мозга в целом. Лобные доли играют большую роль в развитии произвольных движений. М.М.Кольцова напоминает, что сначала все движения проявляются как врождённые и лишь в ходе развития они приобретают условнорефлекторный характер. Например, врождённый хватательный рефлекс вначале угасает, а затем  хватательное движение в результате обучения перерастает в  захватывание предметов всей ладонью и пальцами.

Среди других двигательных функций движение пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности. В лаборатории М.М.Кольцовой обнаружили, что уже в первые дни жизни младенца двигательная область коры является наиболее реактивной. В ней отмечаются максимальные амплитуды всех видов колебаний и вспышки ритмической активности. При этом все другие сенсорные зоны ещё не отвечают на раздражение.

В лаборатории выявлена ещё одна функция двигательного анализатора: движение является мощным фактором подкрепления. Доказано, что движение как фактор подкрепления играет чрезвычайно важную роль в развитии деятельности мозга ребёнка. М.М.Кольцова убеждается в правильности выводов Н.М. Щелованова о том, что в разные периоды развития ребёнка роль различных видов подкрепления изменяется: на первом году жизни доминирующими подкреплениями являются – пищевое  (сосательный рефлекс) и оборонительный (мигательный), на втором и третьем году – ориентировочное подкрепление (поворот глаз и головы) и игровое (действия руками). Кроме этих основных двигательных актов отмечено сопутствующее движение: сжимание пальцев, которое повышало тонус коры мозга и ускоряло замыкание условных связей. Отмечена так же связь ритмических движений с голосовыми реакциями ребёнка: ребёнок издаёт звук и одновременно взмахивает руками или подпрыгивает это активизирует звуко- и слогообразование. Когда ребёнок начинает произносить слова, важное значение имеют тонкие движения пальцев рук. Так в лаборатории было доказано, что наибольшей способностью устанавливать связи во время движения обладает моторная зона. Артикуляция звуков, так называемая «моторная речь» заключается в координации движений языка, губ, ротовой полости, гортани, дыхательных движений. Двигательная проекция органов речи находится в нижней части передней извилины, а процесс координации движений осуществляется в двигательной речевой области Брока, расположенной в нижней лобной извилине.

В данной лаборатории Л.В.Фомина доказала, что при тренировке тонких движений пальцев рук голосовые реакции развиваются не только интенсивнее, но и оказываются более совершенными. В настоящее время для определения уровня развития речи детей до трёх лет предлагается использовать следующую пробу: показать один пальчик, два, три, четыре пальчика с образцом выполнения. Таким образом, не говоря с ребёнком, можно определить достаточно ли у него развита речь.

Трохимчук Л.Ф., Шквирина О.И., Бабенко Т.И. глубоко изучили и проанализировали проблему развития моторики кисти руки. В своем исследовании они  убеждают нас в тревожной тенденции снижения уровня развития кистевой моторики у детей младшего школьного возраста. Приведенные факты, связаны с отмечаемыми в последнее время отечественными и зарубежными педагогами трудностями обучения письму, встречаемыми сейчас гораздо чаще, чем 30 – 40 лет назад.

         Трохимчук Л.Ф. анализирует результаты исследований Сиротиной Л.А., Пешковой Н.Г., Косовой К.С. Сиротина Л.А. успешно применяет на уроках пальчиковую гимнастику, что, по её мнению, способствует повышению работоспособности, облегчает усвоение навыка письма. Интересен творческий поиск Косовой К.С. Для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями она умело использует штриховку, работу в тетрадях, составленных Н.Г. Пешковой и Т.А. Бутенко, письмо простым карандашом. Только в третьей четверти детям, успешно овладевшим навыками письма, она разрешила перейти на письмо ручкой.

         Проведенные исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у ребенка. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни Фомина провела такой опыт: просила ребенка показать один пальчик, два, три (сделай вот так, показывали). Дети, которым удается повторить изолированное движение пальцев, хорошо говорят. И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или наоборот вялые, ватные, не делают отдельных движений. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся. Тесную связь пальцевой моторики  с работой речевых зон подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте не редко является одной из причин возникновения заиканий.

         Таким образом, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. Это наглядно выявляется при наблюдении за детьми одного и того же  возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по – видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 – 2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.

         Они разработали комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи. Каждый комплекс разучивается в течение недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала делаются упражнения. Потом потешка с движением обеих рук одновременно.

Комплекс

1.       Замок (на счет «1» - ладони вместе, на счет «2» - пальца соединяются в «замок»).

2.       Лиса и заяц (лиса «крадется» - все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает», перебирая пальцами, быстро двигается назад.

3.       Паук (пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу).

4.       Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»).

5.       Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Игра-потешка «Ну-ка, братцы за работу».

Ну-ка братцы за работу

Покажи свою охоту.

Большому – дрова нарубить.

Печи все тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

         Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочередно разгибают все пальцы.

         Овчинникова Т.С. (16) предлагает систему работы по формированию устойчивых связей между видимыми движениями рук, пальцев, ног и аналогичными «невидимыми» движениями артикуляционного аппарата. В этой связи она предлагает использовать упражнения пальчиковой и ручной гимнастики. Все упражнения предложены в определённой последовательности, которая предусматривает на каждом этапе освоение всё более сложных движений ручной моторики для становления соответствующих ручных навыков.

Для постановки гласных звуков необходимо дать возможность ребёнку почувствовать кисти рук свободными и сильными, ловкими и умелыми, которые помогут добиться активности кистей рук при сжимании и разжимании, а затем при участии всей руки.

На этапе работы над свистящими и шипящими звуками основное внимание должно быть направлено на дифференцированные движения пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка.

 В работе при подготовке к произношению звуков «р» и «л» необходимо активизировать работу кончиков пальцев на плоскости в упражнениях для поочерёдного касания. Необходимо помнить, что залогом чёткой артикуляции является активное выполнение движений.

         Гризик Т.И., Тимощук Л.И. подтверждают, что рука ребенка физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития.

         Мелкая моторика ребенка 3-5 лет развита недостаточно.  Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, то есть действуют все вместе. Движение пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается не полная амплитуда движений и быстрая утомляемость. При выполнении статических поз дети не могут сохранять принятую позу длительное время. Тактильные ощущения трех летнего ребенка развиты слабо.

         Наблюдения за детьми показывают, что им трудно захватывать карандаш (правильно держать его тремя пальцами – щепотью). При выполнении различных действий (например, при рисовании) ребенку трудно правильно управлять посредником (в данном случае – карандашом).

         Карандаш, ручка, мелок являются посредниками  между рукой ребенка и бумагой, доской и т.п.  Зажатый в руке карандаш как бы удлиняет кисть, является её своеобразным продолжением. Поэтому маленький ребенок сосредотачивает свое внимание не на захвате, а на точке соприкосновения карандаша и бумаги. И это часто является причиной формирования  у него неправильного захвата карандаша (кисточки, ручки и др.), что скажется на качестве формируемых навыков рисования, а последующем и письма.

         При этом особенно заметен несоответствующий работе мышечный тонус (тонус – это длительно сохраняющееся  состояние упругости (возбуждения) мышц). У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий. Есть дети с повышенным тонусом мелкой мускулатуры. В этом случае рука ребенка быстро устает, он не может окончить работу без дополнительного отдыха.

         Очень часто у детей с вялыми мышцами рук отмечается слабость мышц артикуляционного аппарата. У детей с высокой упругостью мышц мелкой моторики рук наблюдается повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата. Воздействуя на тонус руки ребенка, мы можем влиять на тонус речевого аппарата.

         Начать работу по подготовке руки к письму (развивать тактильные ощущения, щепоть – содружество трех пальцев руки (большого, указательного, среднего), удерживающих орудие труда; формировать правильный захват карандаша; упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки).

         В семье развивать мелкую моторику рук через игровые упражнения (типа «Пальчик, пальчик, где ты был?» и т.п.), развитие ручной умелости (давать детям в домашних условиях под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить, перебирать крупу и т.п.).

         О.В. Бачина, Н.Ф.Коробова ссылаются на положение, доказанное  М.М.Кольцовой о том, что формирование речевых областей в коре головного мозга совершается под влиянием импульсов от движений рук. Это, по мнению авторов, убеждает в том, что навык письма, почерк, скорость письма находятся в тесной связи с особенностями моторики кисти руки, насколько ребёнок управляет мышцами пальцев, в целом руки . Бачина О.В. и Коробова Н.Ф. выделяют ряд условий достижения качественного управления мышцами:

         - умение ощущать движение мышц;

         - достаточная эластичность мышц;

         - достаточный уровень переключаемости движений, связанный  со своевременностью дифференцировочного торможения в коре головного мозга;

         - достаточный зрительно-моторный контроль;

         - осознанность выполнения движений.

         Процесс написания каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма цепочки последовательных моторных действий при написании буквы идут от центра к периферии, т.е. от коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подаётся ровно столько, сколько элементов у буквы.

         Чтобы действия были легко переключаемы, мышечные волокна должны быть податливыми, эластичными, что обеспечивает своевременное реагирование на сигналы из коры головного мозга для выполнения необходимого движения кистью руки и пальцами.

          Бачина О.В. и Коробова Н.Ф. разработали комплекс мер по развитию и совершенствованию тонких движений пальцев рук. Они предлагают комплексы упражнений с ученической ручкой и катушкой

Алябьева Е.А.  разработала структуру комплекса психогимнастики, в которой три фазы. Первая из них тесно связана с речью, которая сопровождается мимикой. Мимика часто нарушена у детей с дефектами речи.

I  фаза.  Мимически и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев, отвращение, презрение, страх и др.) и некоторых эмоционально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и других). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение черт, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. Гармонизация личности ребенка. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Фаза носит психопрофилактический характер.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на одного ребенка или группу в целом.

         Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

Дети должны усвоить примерно восемь понятий, связанных с переживаниями основных эмоций, и десять представлений, оценивающих личностные качества человека.

Цвынтарный Валерий Викторович выявил, что у детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Так, малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пира мидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички .

Таким образом, мы можем отметить, что проблема развития моторики кисти руки изучается многими ученными и педагогами. Они рассматривают её в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Доказано бесспорное влияние кистевой и пальчиковой моторики на подготовку детей к овладению произносительными навыками.


 

Анализ исследований по проблеме развития моторики кисти руки

Анализ исследований по проблеме развития моторики кисти руки

Среди других двигательных функций движение пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности

Среди других двигательных функций движение пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают влияние на развитие высшей нервной деятельности

Брока, расположенной в нижней лобной извилине

Брока, расположенной в нижней лобной извилине

И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или наоборот вялые, ватные, не делают отдельных движений

И, наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или наоборот вялые, ватные, не делают отдельных движений

Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»)

Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - «бабочка машет крыльями»)

На этапе работы над свистящими и шипящими звуками основное внимание должно быть направлено на дифференцированные движения пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка

На этапе работы над свистящими и шипящими звуками основное внимание должно быть направлено на дифференцированные движения пальцев, которые являются проекцией активного кончика языка

У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий

У детей можно наблюдать слабый (вялый) тонус, что ведет к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий

Процесс написания каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие

Процесс написания каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций

Таким образом, мы можем отметить, что проблема развития моторики кисти руки изучается многими ученными и педагогами

Таким образом, мы можем отметить, что проблема развития моторики кисти руки изучается многими ученными и педагогами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2020