Анализ литературного текста хоровой партитуры при работе с хором
Оценка 5

Анализ литературного текста хоровой партитуры при работе с хором

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
музыка
5 кл—8 кл
13.06.2023
Анализ литературного текста хоровой партитуры при работе с хором
Хор «Ел цыган сыр» (русский перевод М. Лапирова) является одной из ярких обработок венгерских народных песен. В основу этого хорового произведения вошли сразу две венгерские народные песни, контрастные по содержанию и характеру.
Мамбурова М. Г. Медногорск Анализ литературного текста.docx

Хоровое произведение З. Кодая
«Ел цыган сыр»

Содержание:
Введение
Основная часть
1. Анализ литературного текста
2. Степень соответствия музыки и текста
Заключение
Cписок литературы

















 

 

ВВЕДЕНИЕ

Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки. Многолетняя плодотворная и разносторонняя деятельность Кодая имела огромное значение для становления современной венгерской композиторской школы. Кодай - основатель единой системы школьного музыкального воспитания в Венгрии. Цель этого воспитания – музыкальная культура должна стать достоянием каждого гражданина.

Хоровое творчество выдающегося венгерского композитора обширно и разнообразно. Им написано около 100 произведений для хора, из них более 80- для хора без сопровождения. В своих произведениях он опирается на оригинальные древние венгерские мелодии и традиции многоголосия эпохи Возрождения. Гармония композитора построена на пентатонике и древних ладах и выходит за пределы классической мажоро-минорной системы. Аккордовое изложение сочетается у него с самостоятельностью отдельных партий, с полифоническим развитием.

Тонко чувствуя ритмику стиха, композитор достигает полного слияния текста и музыки. Содержание поэтического текста убедительно раскрывается и в плавных мелодических фразах, и в речитативах, и в канонических перекличках голосов. Некоторые смешанные и женские хоры Кодая представляют собой обработки народных песен. Кодай писал: «Очень часто в обработках народных песен имеется больше оригинальности и идей, чем в имитациях, считающихся собственным творением». Такова его обработка «Ел цыган сыр.



 

 

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Анализ литературного текста

Хор «Ел цыган сыр» (русский перевод М. Лапирова) является одной из ярких обработок венгерских народных песен. В основу этого хорового произведения вошли сразу две венгерские народные песни, контрастные по содержанию и характеру. Первая песня «Ел цыган солёный сыр» относится к жанру бытовых шуточных песен. Это своеобразная народно-жанровая зарисовка с характерными для народной исполнительской манеры - элементами речевого подражания.

Ел цыган солёный сыр, дуба!
Расшумелся на весь мир, леба!
Стал от сыра злой, как бес, дуба!
С каждым встречным драться лез, леба!
Мне цыган грозил не раз, дуба!
Посадить синяк под глаз, леба!
Шёл бы к деду своему, дуба!
Да подбил бы глаз ему, леба!

Вторая – лирическая, относится к весенним песням. Эта цитата народной песни исполняется от женского лица, в то время как предыдущая – от мужского.
На заре, на бугре распустились почки!

Ри-да, ри-да, бом, бом, бом,
Зацвели цветочки!
Мы цветов наберём на венки – веночки,
На венки – веночки!

Текст произведения довольно лаконичен и в то же время несёт в себе информацию о жизни простого венгерского народа, характерных особенностях простонародного общения (возгласы «дуба», «леба»), иногда достаточно резкого, грубоватого, разухабистого; хлёстко, в чём-то гротескно, показывающего лихой, весёлый нрав. Образ цыгана является центральным, хотя в произведении он, как действующее лицо, не появляется. Представление о нём мы получаем от нескольких персонажей - народа (рассказчик), девушки, парней. Но, раскрывая собирательный образ цыгана, мы получаем представление и о других участниках народного действа. Это позволяет нам постепенно из реплик, фраз, возгласов, представить яркую картинку из народной жизни. Стихотворный материал близок к разговорной, устной речи.

Степень соответствия музыки и текста

 Композитор сумел убедительно передать музыкальным языком, музыкальными красками и шуточный и лиричный характер текста. На протяжении всего произведения композитор использует разные элементы с помощью нисходящих ходов в различных группах хора на слова «Леба!» и «Дуба!», которые схожи с возгласами в белорусских песнях «Гэй!».

Для передачи образного содержания автор использует множество различных хоровых приёмов и композиторских решений: подвижную нюансировку, ладотональные изменения, разнообразие штрихов, приемов звуковедения (parlando), постоянное остинато в альтовых голосах. Секундовые созвучия создают ощущение гула, гомона народа, автор свободно использует различные фактурные приемы (переходы от интервального строения к аккордовому и наоборот), сопоставление хоровых групп, чередование соло и тутти, мастерское использование хоровых тембров создаёт у слушателя ощущение, что хор поёт по ролям.

Ритмическая организация в первой песне проста – использует композитор восьмые длительности. А во второй - появляется необычный ритм (шестнадцатая, восьмая с точкой) который совмещает в себе и синкопу и обратный пунктир, создающее ощущение притопа в хороводном движении.
Мелодика теснейшим образом связана с текстом и в зависимости от него эмоционально выразительна. Использование, на первый взгляд, простых горизонтальных линий нередко приводит к сложным гармоническим комплексам (например, созвучиям из нескольких секунд).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Невозможно представить историю музыки XX века без тех страниц, которые принадлежат Золтан Кодаю – композитору, фольклористу, педагогу и деятелю массового музыкального воспитания. Сохраняя особенности фольклорного первоисточника и его исполнительские черты (стиль parlando rubato), композитор тонко обогащает народно-песенный материал современными выразительными средствами. В то же время мелодии его оригинальных произведений подчас трудно отличить от подлинных крестьянских напевов - так органично связан с фольклором его музыкальный язык. Хоры Кодая отличаются ярким национальным колоритом, красочностью. Использование голосов нередко приводит к сложным гармоническим комплексам (например, созвучиям из нескольких секунд), тональным сдвигам, иногда к политональности; применяются выдержанные звуки и аккорды, сопоставление хоровых групп, соло и тутти. Исполнение таких хоров доступно высококвалифицированным коллективам. Композитор – выдающийся мастер и патриот - отдал родной Венгрии всё своё громадное творческое дарование и прославил её культуру во всём мире.






 

 

 

 

 

Литература:
1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в Венгрии Л.А. // Музыкальное воспитание в Венгрии / Сост. и общ. ред: Л.А. Баренбойм. М.: Сов, композитор, 1983. - 5-40 с.
2. Богданова. Т. Основы хороведения : учебное пособие, Минск : БГПУ, 2009. – 132с.
3. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. – М., 1987 – 95 с.
4. Золтан Кодай. Учебное пособие по сольфеджио / Сост. В. М. Блок. – М.: Композитор, 1993. – 48 с.
6. Келдыш Г. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
7. Копытман Н. Хоровое письмо, М.1974
8. Краснощёков В. Вопросы хороведения, М., Музыка, 1969 - 299с.
9.Мартынов И. З. Кодай.М.- Монография – М.: Сов. Композитор, 1983. -250 с.
10. Романовский Н. Хоровой словарь Л., 2005 – 230с.


 

Хоровое произведение З. Кодая «Ел цыган сыр»

Хоровое произведение З. Кодая «Ел цыган сыр»

ВВЕДЕНИЕ Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки

ВВЕДЕНИЕ Кодай Золтан (1882-1967) - выдающийся венгерский композитор и музыковед-фольклорист, педагог, классик современной венгерской музыки

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Анализ литературного текста

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Анализ литературного текста

Образ цыгана является центральным, хотя в произведении он, как действующее лицо, не появляется

Образ цыгана является центральным, хотя в произведении он, как действующее лицо, не появляется

комплексам (например, созвучиям из нескольких секунд).

комплексам (например, созвучиям из нескольких секунд).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Невозможно представить историю музыки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Невозможно представить историю музыки

Литература: 1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в

Литература: 1. Баренбойм Л. О музыкальном воспитании в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2023