МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет истории, управления и сервиса
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Профиль «История и краеведение»
Отделение очное
Студент(ка) Качалкин Артем Алексеевич
Зав. кафедрой _______________ кин доц, Никандров Александр Юрьевич
(подпись)
Декан ___________________ кин, доц. Соза Лилия Нисоновна
(подпись)
«10___» ___апреля 2024__г.
Тема: Анализ педагогических взглядов А.И Герцена и их использование в реализации образовательной и молодёжной политике.
Научная статья
Руководитель ________________ дпн, проф. Великова Галина Сергеевна
(подпись)
Рецензент_________________
Коломна 2024 г.
Содержание
1. Общая концепция деятельности А.И Герцена.
2. Влияние деятельности А.И Герцена на педагогику.
3. Использование идей А.И Герцена в реализации образовательной и молодёжной политике.
1.Общая концепция деятельности А.И Герцена.
Александр Иванович Герцен (1812-1870) - Революционер, писатель, философ, публицист. Родился в Москве, в семье богатого помещика-аристократа И. А. Яковлева. Мать - немка Луиза Гааг. Родители не были обвенчаны, поэтому их сын Александр считался незаконнорожденным и носил фамилию, которую придумал отец. Воспитывался в родительском доме сначала под наблюдением иностранцев-гувернеров, потом и русских учителей. Герцену было 14 лет, когда в Петербурге состоялась расправа над декабристами. Восстание на Сенатской площади оказало решающее влияние на формирование мировоззрения Герцена. «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души», - писал он. В 16 лет вместе с Н. П. Огаревым они поклялись на Воробьевых горах быть верными идеалам казненных декабристов. В 1829 г. Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета. В университетские годы вокруг Герцена и Огарева сложился кружок революционного направления, в котором обсуждались возможные пути улучшения общества, устранения социального неравенства и другие вопросы. «Герцен, - писал В. И. Ленин, - создал вольную русскую прессу за границей - в этом его великая заслуга. «Полярная звезда» подняла традицию декабристов. «Колокол» (1857-1867) встал горой за освобождение крестьян». Наряду с критикой царского правительства, и в частности его реакционной политики в области народного просвещения.
«Колокол» предлагал свою программу
народного образования в России. Эта программа была направлена против официальной
(государственной) педагогики «самодержавия, православия и народности». Она
служила политическим целям подготовки русских людей к активному участию в
переустройстве всего общества на демократических и социалистических началах. Широкое
распространение «Колокола» в России способствовало объединению демократических
и революционных сил. Герцен педагог философ. А.
И. Герцен явился продолжателем революционного дела декабристов и в области
просвещения, выступив за широкое требование грамотности среди народа. Он считал
народ главной движущей силой истории и стремился развивать народное
самосознание. В
отношении к природе Герцен продолжал материалистическую традицию М. В.
Ломоносова и особенно Н. А. Радищева, развивал тезис о том, что человек и
природа находятся в неразрывном единстве между собой. А. И. Герцен справедливо
критиковал взгляды французских просветителей и социалистов-утопистов за их
односторонность, подчеркивал, что события столько же создаются людьми, сколько
люди -событиями. Без личного
участия, без воли, без труда ничего не делается. Постоянная деятельность в
соответствии со своими убеждениями есть один из самых важных факторов
формирования человека. Но к этому же ведет и другой фактор - планомерное
воспитание, укрепляющее характер, вырабатывающее умение настоять на своем.
Особая роль принадлежит науке, умственному образованию.
2.Влияние деятельности А.И Герцена на педагогику.
В наследии Герцена нет специальных теоретических работ о воспитании. Однако в течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции. Педагогические взгляды Герцена определились философскими Герцен страстно боролся с мистикой, идеализмом, духовенством, был убежден в том, что «союз науки с религией невозможен». Ярый враг крепостничества и самодержавия, Герцен был в то же время блестящим критиком капитализма. Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину. Однако в отличие от западноевропейских социалистов-утопистов он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Герцен вместе с Огаревым создал за границей вольную русскую типографию и прессу, распространял нелегальную литературу, в которой звал на борьбу с самодержавием. Герцен назвал царствование Николая I тридцатилетним гонением на школы и университеты и показал, как николаевское министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по словам Герцена, «подстерегало ребенка при первом шаге в жизни и развращало кадета-дитя, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно в них человеческие зародыши, отучало их, как от порока, от всех людских чувств, кроме покорности. За нарушение дисциплины оно малолетних наказывало так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников». Герцен указывал, что церковь все более и более усиливает свое влияние на народное образование, что «школы задавлены надзором». Он решительно выступал против внедрения религии в воспитание, против превращения школ и университетов в орудие укрепления крепостничества и самодержавия. Герцен подверг критике не только крепостническую систему воспитания, но и складывающуюся в его время систему воспитания в буржуазном обществе, которую он наблюдал в странах Западной Европы и отчасти в России. Эта новая система общественного и частного воспитания, как и та, которой она идет на смену, тоже направлена на утверждение неравенства, идеалистических воззрений и религиозных представлений, она готовит дельцов, прививает детям мещанские воззрения на жизнь. Герцен показал противоречия буржуазной педагогики и системы образования. Герцен высказал очень ценные суждения о педагогических теориях Руссо и Оуэна. Отмечая прогрессивное историческое значение этих теорий, он в то же время отчетливо показал и их недостатки. Он высмеивал сентиментально-романтические идеалы воспитания, проповедуемые Руссо, Песталоцци и другими педагогами, стоящими на позициях идеализма, отмечал, что человек, воспитанный в соответствии с их взглядами, не способен к жестокой, суровой борьбе, без которой передовые идеалы не могут быть воплощены в жизнь. Герцен критиковал Руссо за изоляцию детей от окружающей жизни, игнорирование в системе умственного образования опыта, приобретенного человечеством. ««Как будто», - говорил Герцен, - воспитание не есть привитие родовой жизни одному лицу». ·Самым решительным образом он выступал против теории «свободного воспитания», требовал, чтобы у детей с юных лет воспитывали ответственность за их поступки, чувство долга, сознательность и дисциплинированность. В романе «Кто виноват?» Герцен показал, как в условиях жестокой крепостнической действительности лучшие юноши, воспитанные на прогрессивных идеях гуманно настроенными воспитателями, не могут найти себе применения, становятся «лишними людьми». Виной этому он считал тяжелые общественные условия, в которых происходило формирование молодых людей, а также полученное ими воспитание.
Герой его романа Бельтов не нашел своего места в жизни потому, что его воспитание проходило в отрыве от него. Воспитатели оберегали его от всяких столкновений с суровой действительностью, скрывали от него все ее теневые стороны. И в итоге они воспитали человека, проникнутого гуманными стремлениями, но в то же время лишенного способности «разбирать связный почерк живых событий», противостоять злу и несправедливости, бороться за свои прогрессивные убеждения. Герцен в произведении «Былое и думы» с одобрением отзывается о социальных и педагогических мероприятиях, проведенных Робертом Оуэном в Нью-Лэнарке, отмечает, что опыт его «костью стоит в горле людей, постоянно обвиняющих социализм в утопиях и в неспособности что-нибудь осуществить на практике». И в то же время он считает многие теоретические положения Оуэна неправильными, решительно выступает против его учения о том, что «главный путь водворения нового порядка - воспитание», что человек является пассивным продуктом обстоятельств и воспитания. Он говорит, что активная роль людей в истории формируется в процессе борьбы с общественным злом и несправедливостью. В критике учения социалистов-утопистов Герцен довольно близко подошел к историческому материализму, однако он не осознал до конца преобразующей, революционной роли рабочего класса в истории общества. ·Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах. Огромное значение в борьбе против деспотизма и общественного произвола, за освобождение народа он придавал науке. Герцен страстно добивался распространения просвещения и знаний среди народа, призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием.
Придавая
большое революционизирующее значение просвещению, Герцен много внимания уделял
умственному образованию, формированию материалистического мировоззрения.
Важнейшим средством умственного образования он считал естествознание, которое
научно объясняет то, что кажется таинственным, мистическим; естественные науки
подрывают корни религиозных заблуждений и предрассудков, располагают точными
методами изучения действительности. Герцен
решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми.
Детям должны быть предоставлены условия для свободного развития. «Разумное
признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого
достоинства», - писал он. ·в повседневной воспитательной деятельности важную
роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребенку,
уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая
семейная обстановка и правильные отношения между детьми и воспитателями
являются необходимым условием нравственного воспитания. Воспитателям следует,
опираясь на врожденные склонности детей к общению, развивать в них общественные
стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные
детские игры, общие занятия. Дети и подростки, общаясь с товарищами,
приобретают ценные социальные качества: умение сдерживаться, подчиняться
требованиям других, быть инициативными и самостоятельными. Герцен
боролся против подавления детской воли, но в то же время придавал большое
значение дисциплине, считал установление дисциплины необходимым условием
правильного воспитания. ««Без дисциплины», - говорил он, - нет ни спокойной
уверенности, ни повиновения, ни способа оградить здоровье и предупредить
опасность». Воспитатели обязаны предъявлять детям определенные требования,
продиктованные условиями семейной и общественной жизни, и добиваться их
выполнения
3.Использование идей А.И Герцена в реализации образовательной и молодёжной политике.
Многие педагогические взгляды, которые заложил А.И Герцен пропагандирую беззаветную любовь к своей родине, гордость за её историческое прошлое и готовность пожертвовать собой за её интересы, а также бороться за счастье нашего народа. Именно такую концепцию взглядов Герцена мы должны развивать и использовать в как в сфере образования, так и в сфере молодёжной политике на базе домов культуры и молодёжных центров. Особенно на внеклассной работе и внеурочной деятельности так прямая обязанность педагога и заключается в заложении в подрастающем поколении нравственных и патриотических качеств.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.