Анализ педагогической деятельности по теме "Особенности организации учебной деятельности в сельской малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС"
Оценка 5

Анализ педагогической деятельности по теме "Особенности организации учебной деятельности в сельской малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС"

Оценка 5
doc
01.08.2020
Анализ педагогической деятельности по теме "Особенности организации учебной деятельности в сельской малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС"
анализ педагогической деятельности .doc

 «Особенности организации учебной деятельности в сельской малокомплектной школе в условиях реализации ФГОС».

Школа в которой я работаю, является малокомплектной. В условиях введения ФГОС НОО я столкнулась со следующими проблемами:

1)    в классе с небольшим количеством учащихся, несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. Причина: учитель часто спрашивает, ученик – часто отвечает. Учитель контролирует практически каждое действие ученика.  Все это неизбежно приводит к увеличению эмоциональной нагрузки на учащихся;

2)    обучение ведётся в классе-комплекте. В объединенном классе учитель одновременно ведет два урока с двумя классами учащихся разных возрастных групп. Внимание учителя постоянно переключается, нагрузка увеличивается. Ученики, реагируя на действия учителя, когда он работает с другим классом, отвлекаются.

В этих условиях основной целью моей педагогической деятельности стало изучение и применение на практике современных форм, приёмов и методов обучения, способствующих снятию эмоциональной нагрузки и повышению качества образования в условиях реализации ФГОС НОО в классе-комплекте сельской малокомплектной школы.

Для реализации данной цели мне предстояло решить следующие задачи:

·       рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической практике пути решения профессиональной проблемы;

·       отработать на практике полученные знания, выявить наиболее продуктивные методы, приёмы работы с классом-комплектом;

·       оценить возможность реализации поставленной цели с использованием имеющейся материально-технической базы школы;

·       оценить результаты педагогической деятельности.

После изучения методической литературы пришла к выводу, что теоретически без ограничений в начальной малокомплектной школе могут использоваться все общие методы обучения. Их при­менение корректируется возрастом и специфическими особенностями работы в классах-комплектах. Остановлюсь на тех, которые, с моей точки зрения, наиболее эффективные в условиях реализации ФГОС НОО.

В классах-комплектах методы обучения выполняют свои обычные функции: мотивационную, учебную, развивающую, воспи­тательную, организационную.

В своей педагогической деятельности часто использую

1)    словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, инструк­таж;

2)    наглядные: иллюстрация, демонстрация, самостоятельные наблюдения учеников;

3)    практические: упражнения, работа с книгой.

 Общие методы обучения чередую с элементами проблемного, компьютерного обучения.

На практике убедилась, что наибольший эффект при изучении нового материала дает сочетание методов устного изложения с наглядностью. В ходе бесе­ды я выясняю, что уже знают мои ученики, какой у них запас чувственных представлений, и, опираясь на это, подвожу их к вос­приятию нового материала, объясняю его, показываю, как применяются знания на практике. Все это сопровождаю наглядностью - демонстрацией предметов, рисунков, схем, фрагментов кинофильмов, видеоматериалов. Использую простую, красочную и реалистичную наглядность.

В условиях малокомплектной школы большое место занимает самостоятельная работа учащихся. Мной этот вид работы используется на всех этапах урока и применяется с различными дидактическими целями:

·  для усвоения учащимися новых знаний,

·  для развития творческих способностей учащихся,

·  в качестве одного из видов текущего учета и контроля знаний.

На уроках использую следующие виды самостоятельной работы:

·  упражнения по алгоритмам,

·   работа с учеником,

·  работа со справочным материалом,

·  работа с видеозаписями,

·  практические задания,

·  работа в парах постоянного и  сменного состава и др.

Организуя самостоятельную работу, тщательно отбираю средства, формы, методы, которые стимулируют познавательную активность учащихся, обеспечивают условия эффективности работы на уроке. Задания для самостоятельной работы использую преимущественно дифференцированные, составленные отдельно для сильных, средних и слабых учеников.

Самостоятельную работу использую и для изучения нового материала.  Мой педагогический опыт подтвердил, что если у учеников нет проблем с чтением и по­ниманием прочитанного, то самостоятельные работы можно успеш­но использовать и для усвоения новых знаний. При этом хорошо развиваются познавательные способности детей, а главное — успеш­но формируются навыки самообразования.

В условиях одновременной работы с несколькими классами, я лишена возможности постоянного контроля за ходом выполнения самостоятельной работы учащихся, поэтому для меня важно научить детей самоконтролю. Элементы самоконтроля ввожу уже к концу первого класса.

Для вводного, промежуточного, заключительного контроля я использую тесты, которые дифференцирую по нескольким уровням. Минимальный из которых удовлетворяет требованиям школьной программы, максимум уже выбирается по желанию. Чем труднее тесты, тем большую степень владения материалом показывает ученик. Тесты различаются не только по количеству и качеству заданий, но и по объему.

Использую работу разновозрастных пар, где дети не только усваивают изучаемый материал, но и учатся взаимопомощи. У ученика, оказавшегося в позиции старшего, возникают дополнительные возможности утвердиться, показать свои знания и умения, получить признание.

Таким образом, школьники включены в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимают самостоятельные решения, берут на себя ответственность, как за свою работу, так и за работу пары. Благодаря совместной деятельности детей разного возраста развиваются такие индивидуальные качества, как активность, ответственность, инициативность, заботливость.

При планировании и проведении урока считаю целесообразным использовать общие этапы урока, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение, играют, выполняют задание.  Например: на уроках русского языка общими могут быть занятие по чистописанию, словарный диктант, работа с картиной, звукобуквенный разбор и т.д.; на уроках математики - устный счет, работа с геометрическим материалом, работа над задачей и другие.

Поскольку учащиеся работают в разном темпе, предусматриваю возможные варианты дополнительных заданий для более сильных учащихся, либо готовлю дифференцированный раздаточный материал с разным уровнем сложности в нетрадиционном виде, например, в виде кроссвордов, занимательных задач по предмету, шарад, ребусов, загадок и т.д..

Активно применяю метод проектов в своей педагогической деятельности. Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик выбирает для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничая друг с другом, решая творческие задачи,  расширяя свой кругозор.

Проектная деятельность позволяет моим учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Я считаю, что моя задача, как учителя заключается  ещё и в том, чтобы умело поддерживать ситуацию успеха каждого ученика. Помогает мне в этом использование важного метода саморефлексии – создание портфеля достижений учащегося. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфеля достижений повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Это  позволяет мне проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения и во внеурочной деятельности.

Получению качественного результата способствует материально-техническая база школы.

Кабинет, в котором веду преподавание, оснащён легкой, мобильной мебелью, что позволяет менять планировку в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, индивидуальной, групповой, коллективной). Он обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Имеются компьютер, ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, экранно-звуковые пособия, CD-диски, печатный демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно - методическую  литературу, материалы текущей периодики. Для удобного поиска информации создана система каталогов. Мною накоплен банк печатных и электронных дидактических материалов.

Всё это позволяет быстро менять виды деятельности, размещать учащихся по интересам, презентовать творческие проекты, организовать контроль за результативностью учебного процесса.

Таким образом, условия кабинета  и используемая в учебном процессе литература и интерактивные средства обучения способствуют реализации поставленной цели.

УМК «Школа России», по которому ведётся преподавание, построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ. В системе учебников  учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные воз­можности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообраз­ные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующи­ми повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной. Также в учебниках представлен материал для регу­лярного проведения учеником самооценки результатов собственных до­стижений на разных этапах обучения. Система заданий, направлен­ных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личност­ной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.

Обучая  и воспитывая детей, я и сама постоянно совершенствую свои знания: отслеживаю, новинки методической литературы, материалы методических журналов, применяю информационные технологии.

        Делюсь собственным опытом с коллегами, выступая с докладами, открытыми уроками и мастер-классами на заседаниях школьного, межшкольного, районного методических объединений (приложение №1-таблица).

С обобщением своего опыта выступаю на страницах педагогических изданий. (Приложение №2-сертификаты)

      Повышение квалификации и профессионализма осуществляю посредством обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки, занимаясь самообразованием  (приложение №3-копия диплома курсы).

              Всё выше изложенное позволяет мне добиваться высоких результатов в педагогической деятельности:

  • в период с 2011 по 2015 годы при 100% абсолютной успеваемости

наблюдается рост качественной успеваемости по математике (с 60% до 75%), по русскому языку (с 50% до 75%), по литературному чтению ( с 75% до 100%). Качественная успеваемость по окружающему миру остаётся стабильно высокой (100%) (приложение №4).

 

·        наблюдается позитивная динамика во внеурочной деятельности (приложение №5).

За  многолетний добросовестный труд, активное участие в общественной жизни отмечена благодарственными письмами организационных комитетов конкурсов различных уровней (приложение №6.), грамотами администрации школы (приложение №7).


Особенности организации учебной деятельности в сельской малокомплектной школе в условиях реализации

Особенности организации учебной деятельности в сельской малокомплектной школе в условиях реализации

Их при­менение корректируется возрастом и специфическими особенностями работы в классах-комплектах

Их при­менение корректируется возрастом и специфическими особенностями работы в классах-комплектах

На уроках использую следующие виды самостоятельной работы: · упражнения по алгоритмам, · работа с учеником, · работа со справочным материалом, · работа с видеозаписями, ·…

На уроках использую следующие виды самостоятельной работы: · упражнения по алгоритмам, · работа с учеником, · работа со справочным материалом, · работа с видеозаписями, ·…

Тесты различаются не только по количеству и качеству заданий, но и по объему

Тесты различаются не только по количеству и качеству заданий, но и по объему

Проектная деятельность позволяет моим учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию,…

Проектная деятельность позволяет моим учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию,…

Мною накоплен банк печатных и электронных дидактических материалов

Мною накоплен банк печатных и электронных дидактических материалов

Обучая и воспитывая детей, я и сама постоянно совершенствую свои знания: отслеживаю, новинки методической литературы, материалы методических журналов, применяю информационные технологии

Обучая и воспитывая детей, я и сама постоянно совершенствую свои знания: отслеживаю, новинки методической литературы, материалы методических журналов, применяю информационные технологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.08.2020