Анализ поэтического текста.

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Анализ поэтического текста.docx

Анализ поэтического текста

 

Лес осенью

 

Ты входишь осторожными шагами

в осенний лес. Он молчалив и пуст.

Хрустят сухие листья под ногами, ломаются…

Их напряженный хруст

 

Любой твой шаг в лесу сопровождает.

Твои следы утоплены в листве.

…Редеет клен. Осина облетает…

 

В безропотном древесном существе

Такая гипнотическая сила,

Что стоит только пристально взглянуть,

И строй души, где все так тускло было,

совсем иную обретает суть.

 

На торжестве губительного пира

Среди лесной осенней пестроты

Глубинную немую тайну мира

Вдруг ощущаешь судорожно ты.

 

И сразу же, природе на потеху,

Спешишь назад, шагая широко,

Туда, туда… поближе к человеку,

Где даже если глупо, то легко…

 

(Михаил Грозовский)

 

Михаил Грозовский – современный поэт, автор поэтических сборников “За все плати душою, брат”, “Я встретил хороших людей”, “Стая белых ворон” и др.

 

Текст стихотворения раздается ученикам за несколько дней до урока. Предлагается подумать над следующими вопросами:

 

- Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием? Можно ли стихотворение отнести к пейзажной лирике? Описание леса есть? В какой части стихотворения?

 

- Образ КАКОГО леса встает перед глазами? Откуда звуки в этом лесу?

 

- Какое чувство рождает образ леса: легкое, умиротворенное или тревожное, “напряженное”?

 

- Какими стилистическими средствами создается это чувство “напряженного” ожидания?

 

- Какой вывод о человеке в лесу, о самом лесе (а значит - о природе) можно сделать? Обратите внимание на эпитеты, на ритм стихотворения, сравните предложения по их распространенности…

 

- Как подчеркнута завершенность 1-й строфы композиционно?

 

Анализ стихотворения на уроке

 

1.

 

- Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием?

 

- Стихотворение называется “Лес осенью”. Можно ли его отнести к пейзажной лирике? Стихотворение философское. Оно о человеке и природе, об их взаимном проникновении (непроникновении!), об умирании и воскрешении.

 

- Но описание леса есть? В какой части стихотворения?

 

Зачитывается первая строфа.

 

- Образ какого леса встает перед глазами? Лес молчалив, пуст… каждый шаг отдается в нем резким звуком…

 

- Почему “резким”? Что дает нам право воспользоваться таким эпитетом? Хрустят сухие ветки… Их напряженный хруст… Звуки в этом лесу – только от человека, его шагов. Обратим внимание: лес НЕ тих, а именно молчалив (олицетворение). Далее мы поймем это “молчание”.

 

2.

 

- Какое чувство рождает образ леса? Неспокойное, тревожное, это – “напряженное” ожидание.

 

- Какими стилистическими средствами создается это чувство? Эпитеты: “осторожные” шаги, “напряженный” хруст, “молчалив”, “пуст”… Ритмически: переброс строки, многоточия – психологические паузы…(Ритм 1-й строфы неровный. Лирический герой, осторожно входя в лес, нарушая его тишину, как будто все время прислушивается, чего-то ждет.)

 

Наконец, завершают 1-ю часть два коротких нераспространенных предложения, отграниченных многоточиями от остального текста (…Редеет клен. Осина облетает…) Есть в строфе еще одно короткое предложение, и оно тоже относится к описанию леса. Так будто бы сразу, средствами (пока) синтаксиса, противопоставляются два мира: мир леса – мир человека, два миросозерцания. У нас пока нет оснований сказать, что человек здесь – непрошеный, незваный гость. Но он – НЕ часть этого лесного мира, а следовательно – природы.

 

3.

 

Итак, 1-я часть, описательная, завершена: ее “замкнули” два коротких предложения. Но завершенность описания ощущается и на фонетическом уровне.

 

- Какое словосочетание ключевое для данной строфы? Осенний лес.

 

- Какие звуки из этого словосочетания повторяются во всех строках данной части?

 

- Какими словами строфа заканчивается? Перекликаются звуковым соответствием “осенний лес” – “осина облетает”.

 

Обратим внимание и на разбивку стихов по строфам: строф, в общем-то, пять (четверостиший). Но поэт вторую строфу как бы делит между двумя соседними.

 

- Почему? Микротема закончена. Часть 1 завершена в смысловом, стилистическом и фонетическом отношении.

 

4.

 

Зачитываем вторую строфу.

 

- Какое словосочетание ключевое? Гипнотическая сила. Как вы это понимаете?

 

- Эта сила – в лесе, в деревьях. Каким перифразом заменяется слово лес? Какова его роль? Древесное существо… Лес – живой, единый, у него своя жизнь, своя СУТЬ, (корень -СУЩ-). Стоит приглядеться, “пристально взглянуть” – откроется эта СУТЬ, которая и заворожит, загипнотизирует...

 

- Каким эпитетом сопровождается перифраз? Безропотный.

 

- Но слово “роптать” предполагает нечто, способное этот ропот вызвать. Против чего же НЕ ропщет лес? Против осеннего умирания. Он безропотно принимает судьбу (Он знает “глубинную немую тайну”.)

 

- Какую “иную” суть обретает строй души человека? “Тускло” – это мрачно или неясно? И что открывается человеку, чем “завораживает” его лес?

 

5.

 

Зачитываем третью строфу.

 

- Что же это за “глубинная тайна”, которую знает лес? Умирание – возрождение. Найдите перифраз, которым автор заменяет эти понятия. Губительный пир.

 

- Как называется такое словосочетание и что оно высвечивает? Оксюморон. “Губительно”, но – “пир”! Пир осени, с ее красотой, таинственной прелестью.

 

- Может ли человек так же “безропотно” принять эту тайну (знание)? Нет. Человек не может возродиться. Глубинную немую тайну (слышите гулкое |У| ?) он узнает, но для него она гУбительна (звуковая перекличка подчеркивает эту губительность).

 

- Согласитесь ли, что ключевыми для всего стихотворения являются слова “глубинная немая тайна”? Они акцентированы не только в звуковом отношении, но и в интонационном. Они выпеваются: четырехсложное, трехсложное, двухсложное слова.

6.

- Меняется ли лексика от начала стихотворения к его концу? Где она становится наиболее высокой, торжественной? Третья строфа.

 

- А какое слово выбивается из этого лексического строя? Судорожно. К лесу или к человеку оно имеет отношение?

7.

Читаем последнюю строфу.

 

- Так вписался человек в мир леса? Нет. Он бежит от тайного знания, он не может смириться с ним. Это подчеркнуто и лексически (идет снижение лексики).

 

- Куда же бежит человек? Туда, откуда пришел. Туда, где ЛЕГКО, где можно забыть о глубинной немой тайне леса, природы, мира…

 

- А как природа “реагирует” на переживания человека, на его бегство? Обратим внимание на слова “природе на потеху”…

 

- А что дает нам право говорить в общем: “человек”? Начало: ТЫ входишь… Форма местоимения? Кто это? Это обобщенно и Я, и ТЫ…

 

- Тема завершена, стихотворение закончено. Как его завершенность обозначена композиционно? Ты осторожно входишь (начало) - ты спешишь назад широкими шагами (конец)…

 

         К какому грустному выводу о месте человека в мире природы приводит нас автор? Согласитесь ли вы с поэтом?

Перечитаем стихотворение.