Анализ профориентационной работы
в МОУ «Основная общеобразовательная школа № 69»
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди обучающихся, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Цели
· оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
· выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
· получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях выпускников для разделения их по профилям обучения;
· обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.
Профориентационная работа построена по следующим направлениям:
· Методическое
· Диагностическое
· Консультативное
· Информационно – справочное
· Организационное
· Взаимодействие
- система образования в России;
- система профориентационной работы в городе;
- методика профориентационной работы по возрастным группам;
- психологическая и социальная обусловленность выбора профессии
старшеклассниками;
- методические основы профориентации во внеклассной работе;
- профориентация в процессе изучения основ наук.
Диагностическое направление.
С обучающимися 9 «А» класса проводилось диагностическое мероприятие «Карта интересов» по методике Е.А. Голомштокина с целью выявления предпочтения сфер деятельности
2010-2011 учебный год - 23 человек
Сферы деятельности |
2010-2011 Уч.год |
Физика |
2,0 |
Математика |
5,7 |
Экономика и бизнес |
4,3 |
Техника и электроника |
4,4 |
Химия |
3,0 |
Биология и сельское хозяйство |
9,6 |
Медицина |
5,8 |
География и геология |
5,0 |
История |
6,0 |
Филология и журналистика |
4,8 |
Искусство |
5,0 |
Педагогика |
4,6 |
Труд в сфере обслуживания |
10,1 |
Военное дело |
10,0 |
Спорт |
19,1 |
Анализируя результаты, можно сделать вывод, что выпускники данного класса отдали свое предпочтение сфере спорта, военной службе и обслуживающего труда.
Выбор профессии без учета индивидуальных личностных качеств ведет к более длительной адаптации человека в профессии. Для предупреждения этой проблемы с учащимися 9 «А» классов проводилось диагностическое мероприятие по методике Е.А. Климова, позволяющее выявить тип личности и наиболее приемлемые для этого типа сферы профессиональной деятельности, что дает возможность составить картину о профессиональных склонностях и предпочтениях для каждого учащегося.
|
9 «А» |
Человек-человек |
6 |
Человек-техника |
4 |
Человек - природа |
5 |
Человек - знаковая система |
3 |
Человек – художественный образ |
4 |
Неопределились |
1 |
Всего |
23 |
На основе полученных данных проводилась индивидуальная просветительская работа, в ходе которой был выявлен рейтинг профессий предпочитаемых обучающимися.
Рейтинг профессий выбираемых выпускниками
|
2010-2011 уч.год |
Программист |
17,0% |
Юрист |
14,0% |
Врач |
3,6% |
Парикмахер |
2,7% |
Психолог |
5,4% |
Повар |
2,7% |
Экономист |
13,2% |
Инженер |
10,7% |
Оператор ЭВМ |
6,3% |
Водитель категории «В и С» |
7,3% |
Слесарь по ремонту автомобилей |
10,0% |
Кондитер |
7,0% |
Продавец |
6,7% |
Сварщик |
3,6% |
Учитель |
6,3% |
Страховое дело |
10,0% |
Из таблицы видно, что выпускники отдают предпочтение следующим профессиям:
Для того, чтобы профориентационная работа в школе была эффективной, учащиеся посещали учебные заведения города, музеи, выставки, ярмарки учебных мест, экскурсии на предприятия города, оформляются и распространяются буклеты, стенгазеты с тематикой «Моя будущая профессия». Знакомились с профессиями в рамках школьных творческих объединений по видам деятельности: спортивно – оздоровительная, художественная, интеллектуальная. Оформлен информационный стен по профориентационной работе «Твой выбор», на классных часах реализовывался специальный курс «Найди себя», в ходе которого оказывалась помощь обучающимся в выявлении их индивидуальных качеств личности, склонностей к выполнению определённых видов деятельности, определению профессиональных предпочтений. В 2010-2011 учебном году проводились элективные курсы по препрофильной подготовке: «Условия успешной коммуникации», «Избранные вопросы математики», «Основы менеджмента», «Решение расчетных задач по химии».
Так же в течение учебного года обучающиеся посетили Дни открытых дверей многих учебных заведений: Технический лицей № 25; Лесотехнический колледж, МОУ СОШ № 8, МОУ СОШ № 10, МОУ СОШ № 20, Северодвинская СОШ с медицинским профилем.
Обучающиеся 9 «А» класса под руководством классного руководителя в течение учебного года посещали занятия в МОУ ЦППиМСПДиП «Леда» по теме: «Мое будущее самоопределение».
Подводя итоги профориентационной работы в учреждении можно сделать выводы:
1. В образовательном учреждении ведется целенаправленная работа по профориентации обучающихся с учетом запроса экономики современного общества.
2. План профориентационной работы 9 «А» реализован на достаточном уровне.
3. В организации профориентационной деятельности с обучающимися используются разнообразные формы внеклассной деятельности, современные педагогические технологии.
Предложения:
1.Активизировать взаимодействие родителей и педагогов, оказывающих непосредственное влияние на формирование профессионального определения обучающихся.
2.Ориентировать обучающихся на выбор профессий, востребованных в г. Архангельск.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.