Анализ КДР8 по ЕГ
Автор: Зотова Елена Васильевна, заместитель директора по УВР МБОУ Приморская СШ имени Героя Советского Союза М.А.Юшкова
Цель: выявить дефициты обучающихся 8 класса и прописать шаги устранения через организацию работы с обучающимися групп риска и резерва.
Задачи:
-определить группы риска и резерва, используя данные ЦОКО по ЕГ8
-выявить проблемные группы умений;
- оценить положение дел в области формирования естественно-научной грамотности в 8 классе, чтобы повысить качество образования в школе.
В декабре 2019 года обучающиеся 8 класса выполняли диагностическую работу по естественно-научной грамотности в присутствии общественного наблюдателя из Управления образованием администрации Балахтинского района, проверялись муниципальной экспертной комиссией. Работу выполняли 13 обучающихся 8 класса, отсутствовали ВА и ГВ. В контрольную работу вошли задания на материале биологии, физики и физической географии.
Процент среднего тестового балла по классу соответствует ожидаемому результату. Средний процент верно выполнивших в среднем по классу всей работы составляет 37,18%. Уровни достижения учащихся класса по всей работе составляют: ниже базового – 30,77%, базовый – 69,23%. Средний показатель по классу выше среднего значения по региону по первой (на 0,73%) и второй (на 0,3%) группам умений и ниже по третьей группе (на 9,71%).
Ниже базового уровня достижений продемонстрировали 4 ученика, базовый уровень – 9 обучающихся 8 класса.
Группы умений → |
Описание и объяснение естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний |
Распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования |
Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов |
Суммарный первичный балл |
|||||||||||||||||||||
№ → заданий |
7 |
9 |
17 |
18 |
23 |
1 |
2 |
4 |
6 |
8 |
11 |
12 |
14 |
15 |
21 |
3 |
5 |
10 |
13 |
16 |
19 |
20 |
22 |
||
Умения→
|
вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления |
обосновывать способ научного исследования поставленного естественнонаучного вопроса |
предлагать или оценивать способ научного исследования поставленного естественнонаучного вопроса |
распознавать и формулировать цель естественнонаучного исследования |
выдвигать объяснительные гипотезы, планировать проведение экспериментальной работы |
делать и научно обосновывать прогнозы о протекании естественнонаучного процесса или явления |
прогнозировать протекание естественнонаучного процесса или явления |
делать и научно обосновывать прогнозы о протекании естественнонаучного процесса или явления |
предлагать или оценивать способ научного исследования поставленного естественнонаучного вопроса |
анализировать и интерпретировать экспериментальные данные, делать соответствующие выводы |
анализировать и интерпретировать экспериментальные данные |
анализировать и интерпретировать экспериментальные данные, делать соответствующие выводы |
анализировать и интерпретировать данные, делать соответствующие выводы |
||||||||||||
№ п/п |
ФИ↓ |
||||||||||||||||||||||||
1 |
АГ |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
11 |
2 |
АЗ |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
н |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
н |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
н |
12 |
3 |
БА |
2 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
15 |
4 |
ДА |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
н |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
н |
6 |
5 |
ЗИ |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
17 |
6 |
НА |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
11 |
7 |
ПА |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
15 |
8 |
ФеА |
2 |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
н |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
13 |
9 |
ФиА |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6 |
10 |
ФрИ |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
1 |
1 |
0 |
15 |
11 |
ЧА |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
12 |
ША |
0 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
0 |
14 |
13 |
ЛИ |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
5 |
Всего справились |
7 |
13 |
7 |
2 |
0 |
3 |
8 |
3 |
1 |
8 |
1 |
1 |
1 |
9 |
3 |
10 |
4 |
3 |
7 |
9 |
4 |
5 |
3 |
|
|
Ср.% усв-я |
50,55% |
37,18% |
28,67% |
|
Из данных таблицы можно определить наименее выполняемые группы умений. По первой группе умений, а именно «вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления» в двух последних заданиях из пяти выполняют менее половины обучающихся; по второй группе умений, а именно «распознавание научных вопросов и применение методов естественнонаучного исследования» в семи заданиях из десяти и по третьей группе умений, а именно «интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов» в пяти заданиях из восьми, то есть более 50 % обучающихся не справились. Обучающиеся 8 класса не умеют применять правила на практике, соотносить, не владеют способом описания процессов и явлений. Либо учитель не владеет способом описания явлений, не использует задания на формирование этих компетентностей, либо нет системы в данной работе.
Ни один обучающийся не справился с описанием и объяснением естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний в задании 23. Один обучающийся овладел умением выдвигать объяснительные гипотезы, планировать проведение экспериментальной работы в задании 6, прогнозировать протекание естественнонаучного процесса или явления в задании 11 и делать и научно обосновывать прогнозы о протекании естественнонаучного процесса или явления в заданиях 12 и 14.
Результаты по работе в целом свидетельствуют о том, что лучше всего освоена первая группа читательских умений, связанная с описанием и объяснением естественнонаучных явлений на основе имеющихся научных знаний. Самые низкие результаты по третьей группе умений, невысокие по второй. Это свидетельствует о том, что на уроках педагоги не в системе включают задания по формированию умений 2 и 3 групп. На диаграмме видно, что по всем группам умений на базовом уровне педагоги школы работают равномерно ниже 50%. Возможно педагоги не владеют данной методикой.
Двое учеников из четырех показавших уровень ниже базового в начальных классах обучались по адаптированной программе для детей с ЗПР, кроме того, один по заявлению учителя сопровождался узкими специалистами в учебном процессе, четвертый прибыл в школу за неделю до проведения КДР (поэтому причину неудачи трудно описать по данному ученику). Возможно, педагогами не используют индивидуальный подход в образовательном процессе.
Деятельность по становлению у педагогов умения работать по формированию естественно-научной грамотности обучающихся:
- предусмотреть использование на учебных занятиях по биологии, физики и физической географии другим устным предметам заданий направленных на формирование второй и третьей групп умений;
- использовать групповые и парные формы работы на учебных занятиях (20% учебных занятий);
- провести рефлексию ИОП педагогов, определить совместную деятельность с другими педагогами или запланировать курсы повышения квалификации;
- организовать посещение и взаимопосещение уроков, обсуждение на ШМО и РГ;
- использовать в ОП разноуровневые задания, индивидуальный подход;
- занятия организовывать в соответствии с ФГОС.
Управленческие решения:
· Включить в группу риска ДА, ФА, ЧА, ЛИ; группу резерва – АГ, ЗИ, ПА, ФА
· При посещении занятий контролировать организацию проведения урока: применение приемов по формированию второй и третьей групп умений, использование парной и групповой работ, особое внимание обращая на дифференцированный подход и работу с группами риска и резерва.
· Организовать методическую работу по формированию ЕГ на учебных занятиях (методические часы, открытые занятия).
· Организовать контроль по ЕГ в 7 классе в конце учебного года. Административная к/р в формате КДР8 (демо-версия, другой вариант…)
Перспективы:
· Формирование ЕГ (2, 3 группы умений) оставить одной из задач деятельности ОУ на 2020-2021 учебный год
· Скорректировать план контроля на 2019/2020 учебный год включив посещение уроков с целью контроля за применением приемов по формированию ЕГ на уроках.
· Ко всем видам работ по формированию ЕГ подключить всех учителей- предметников 1-11 классов.
· Администрации школы при посещении учебных занятий контролировать дифференцированный подход (ГРи и ГРе).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.