Основные направления работы
МО учителей географии, биологии, химии в 2019 — 2020 учебном году
Методическая тема образовательного учреждения : «Формирование здоровье- сберегающих технологий как один из ресурсов повышения качества образования».
Методическая тема МО : «Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности как форме повышения интереса у обучающихся к предмету».
Цель: разработать систему педагогической деятельности МО учителей географии, биологии, химии, направленную на реализацию новых целей формирования и развития навыков исследовательской деятельности.
Задачи:
• Организовать работу МО в диагностическом режиме, основанном на аналитико — оценочном прогнозе потенциальных возможностей учителей.
• Продолжить работу по апробации передовых педагогических технологий.
• Способствовать более активному использованию технологии личностно — ориентированного обучения и системно- деятельностного подхода в учебно — воспитательном процессе.
• Активизировать участие педагогов в конкурсах педагогического мастерства с использованием результатов при оценке их педагогической деятельности.
• Выявление и распространение педагогического опыта по внедрению современных образовательных технологий в учебный процесс.
• Организация взаимопомощи для обеспечения соответствия требованиям к обучению, воспитанию и развитию школьников стандартам нового поколения.
Основные направления методической работы:
Аналитическая деятельность:
• мониторинг методических потребностей педагогов,
• создание базы данных о педагогических работниках,
• анализ результатов методической работы, выявление затруднений дидактического и методического характера,
• изучение, обобщение и распространение эффективного педагогического опыта
Информационная деятельность:
• формирование банка педагогической информации,
• информирование о новинках педагогической, психологической, методической литературы,
• информирование об опыте инновационной деятельности, о новых направлениях в развитии образования,
• создание медиатеки, информационно- библиографическая деятельность.
Организационно- методическая деятельность:
• оказание помощи в подготовке к аттестации и в межкурсовой период, планирование повышения квалификации,
• разработка программы элективных и предметных курсов,
• участие в разработке целевой программы развития ОУ,
• организация методического сопровождения обучения в ОУ,
• участие в комплектовании фондов учебно- методической литературы,
• организация педагогических чтений, семинаров, научно- практических конференций, конкурсов педагогического мастерства,
• организация взаимодействия различных методических структур(внутри ОУ).
Консультативная деятельность:
• организация консультаций, популяризация результатов новейших педагогических и психологических исследований,
• консультирование родителей по вопросам обучения и воспитательной деятельности.
Задачи, определяющие соответствие качества методической работы современным требованиям:
• Повышение качества педагогического мастерства и профессионального уровня учителей.
• «Выращивание» и распространение передового педагогического опыта.
• Инициирование педагогического творчества.
• Освоение современных образовательных технологий.
• Повышение эффективности образовательного процесса и обеспечение качества образования.
• Дидактическое и методическое обеспечение введение нового содержания, образования и обучения.
• Планирование различных видов деятельности по повышению качества квалификации педагогов.
Совершенствование педагогического мастерства учителей.
• Освоение развивающего обучения.
• Обновление содержания учебных предметов.
• Индивидуальный подход к дифференцированному обучению учащихся.
• Нетрадиционные формы организации образовательного процесса.
• Использование здоровье сберегающих технологий обучения.
• Внедрение технологии личностно — ориентированного обучения через урок и внеурочную деятельность по предметам.
• Диагностика затруднений педагогов.
Организация работы по самообразованию.
Цель самообразования:
1. Расширение обще педагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования методов обучения и воспитания.
2. Углубление знаний в области своего предмета.
3. Овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики.
4. Повышение культурного уровня учителя.
Задачи по организации самообразования:
1. Регулярные собеседования и консультации с учителями по вопросу выбора темы самообразования, темы аттестации.
2. Продолжение работы по освоению новых и переработанных учебно — методических комплектов.
3. Систематическое изучение дидактических материалов, новинок педагогической и специальной литературы для успешной помощи ученикам при подготовке проектов, творческих заданий.
Формы организации методической работы
• защита авторских проектов и разработок;
• изучения наилучшего опыта, накопленного учителями методического объединения; • комплексное изучение коллегами достижений одного учителя;
• проведение семинаров, конференций с показом фактических педагогических достижений;
• обзоры и аннотирование различных педагогических изданий;
• книжно-журнальные выставки по разделам, темам, интересам;
• организация консультативно-методической группы;
• знакомство коллег с наиболее интересными материалами, приобретенными в ходе повышения квалификации и самообразования.
План работы с одаренными обучающимися.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Создание группы обучающихся для подготовки к предметным олимпиадам |
сентябрь |
учителя - предметники |
2 |
Составление графика работы с одаренными детьми |
сентябрь |
учителя - предметники |
3 |
Организация работы по подготовке к олимпиадам по предметам |
сентябрь - октябрь |
учителя - предметники |
4 |
Участие одаренных детей в школьном и муниципальном турах олимпиад по предметам |
октябрь - январь |
учителя - предметники |
5 |
Подготовка к конкурсам, конференциям |
в течение года |
учителя - предметники |
План работы со слабо успевающими обучающимися.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Установление причины отставания слабо успевающих учеников через беседы с классным руководителем |
в течение года |
учителя - предметники |
2 |
Ликвидация пробелов в знаниях, выявленных в ходе проведения контрольных и практических работ. |
в течение года |
учителя - предметники |
3 |
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать индивидуальные посильные задания для слабо успевающих учеников, фиксировать в плане урока. |
в течение года |
учителя - предметники |
4 |
Использовать на уроках различные виды опроса для объективности результата |
в течение года |
учителя - предметники |
5 |
Регулярно и систематически опрашивать и выставлять оценки |
в течение года |
учителя - предметники |
6 |
Поставить обязательно в известность классного руководителя и родителей о низкой успеваемости, если идет накопление неудовлетворительных оценок |
в течение года |
учителя - предметники |
7 |
Вести обязательно тематический учет знаний по предмету. |
в течение года |
учителя - предметники |
Анализ работы
МО учителей географии, биологии и химии
за 2018 — 2019 учебный год.
Цель анализа: способствовать определению уровня продуктивности методической работы МО и ее роли в процессе совершенствования уровня педагогического мастерства учителей, их компетентности в области предмета.
1. Краткая характеристика учебного пространства учебных предметов.
При изучении любого из предметов : географии, биологии или химии, можно обращать внимание на гуманитарную роль науки . При изучении предметов естественнонаучной образовательной области следует помнить о мировоззренческой роли естественных наук в развитии культуры человека. С помощью естественных наук человек строит картины мира, помогающие ему сориентироваться в реальном окружении. Изучение естественных дисциплин осуществляется с целью подготовки человека к выполнению ориентировочной, конструктивной деятельности в условиях стремительно меняющемся внешнем мире, а также с целью подготовки мотивированных школьников и одаренных детей к профессиональной научной деятельности в конкретной области.
Задачи:
1. Расширение познавательной области обучающихся через творческий подход к изучению предметов естественного цикла.
2. Активизация деятельности по повышению учебной мотивации через систему урочной и внеурочной деятельности.
3. Внедрение информационных образовательных технологий в процесс обучения.
2. Методическая тема ОУ « Формирование здоровье- сберегающих технологий как один из ресурсов повышения качества образования».
Методическая тема МО : «Формирование и развитие навыков исследовательской деятельности как форме повышения интереса у обучающихся к предмету».
3. Анализ кадрового состава учителей МО:
• Шеховцова Вера Ивановна — учитель географии и биологии, руководитель МО, педстаж - 22,3 года
• Воинова Оксана Юрьевна — учитель естествознания, педстаж — 13 лет.(Д/о).
• Толстых Анна Васильевна — учитель географии и биологии, педстаж — 9 лет.
• Фомина Светлана Николаевна — учитель химии, педстаж — 25,5 лет.
• Нужных Наталья Геннадьевна - учитель химии, педстаж - 14 лет.
Возраст учителей — 30 — 50 лет.
Квалификационная категория :
• 1 категория — 4, соответствие занимаемой должности — 1.
• Курсы повышения квалификации прошли : Фомина С.Н.- апрель 2016г., по географии Шеховцова В. И. - июнь2018г., нуждается в курсах по предмету и по ИКТ: Толстых А. В. Прошла аттестацию Фомина С.Н. Шеховцова В.И.- готовится к аттестации в 2020 году.
Анализ материально — технической базы .
Материально — техническую базу закрепленных за учителями учебных кабинетов можно считать удовлетворительной. В кабинетах химии, географии нет компьютера, интерактивной доски и проектора. В классных кабинетах Толстых А.В. и Нужных Н.Г. имеются ИКТ, в кабинете естествознания не обновлен набор комплексных карт и коллекций, раздаточного материала недостаточно, микроскопы в неисправном состоянии. В кабинете химии некоторые приборы в неисправном состоянии, набор реактивов не обновлен.
Материально -техническое оснащение кабинетов не позволяет создавать все необходимые условия для общеобразовательных программ, для проведения лабораторных и практических работ, не способствует повышению качества познавательного интереса к предметам.
Анализ учебно — методического обеспечения .
• Ведется работа по преемственности преподавания в среднем и старшем звене. В проектно- исследовательской работе принимают участие обучающиеся среднего и старшего звена. Фомина С.Н. проводила занятия "В мире химии" в 8-х классах в течение года. В рамках декады предоставила отчет о своей работе. Нужных Н.Г. и Толстых А.В. проводили занятия в течение года в 5-х классах "Мы в Экомире", но ни одного отчета не предоставили.
• В учебном году активно использовались информационные технологии на обычных уроках и на методической неделе.
• Учителя размещают свои методические разработки на сайтах «Завуч ИНФО», "Инфоурок".
Изучение передового педагогического опыта учителей МО:
• Нужных Н.Г.: не проявила себя в той степени, которая соответствует категории, обучающиеся 5 -7-8-9-х классов принимали участие в школьном туре олимпиады по биологии. В рамках взаимопосещения уроков посетила уроки географии в 8 "А" классе- учитель Шеховцова В.И., уроки биологии- Толстых А.В.
• Фомина С.Н.: в течение года совместно с обучающимися 10 «Б» класса и 11 "Б" класса, 9 "А" класса участвовала в конкурсе проектов по химии в КГМУ; в течение методической декады Светлана Николаевна организовала интересную выставку кристаллов и выставку газет, представила интересную литературно- музыкальную композицию, посвященную 150-летию периодической таблицы Д,И, Менделеева.
• Толстых А.В.: обучающиеся 5 -6-х классов принимали участие в школьном туре олимпиады по биологии, Анна Васильевна приняла пассивное участие в методической декаде географии, биологии и химии.
• Шеховцова В.И.: в течение года принимала участие в семинарах, проводимых НМЦ, КИРО, входила в состав комиссии по проверке олимпиад по географии муниципального тура. Участвовала с обучающимся 8 «А» класса во Всероссийской образовательной акции по географии на тему "Моря России: угрозы и их сохранение", обучающиеся 5-11 классов активно участвовали в школьном туре олимпиады по биологии, географии и географическому краеведению. Участвовала в организации и проведении методической декады «Самая красивая страна», оформление стенда, проведение предметных пятиминуток на тему охраны природы, провела открытый интерактивный урок в 8" А " классе по теме «Моря России: угрозы и их сохранение». Участвовала во всероссийском этнографическом и географическом диктантах. Являясь руководителем МО учителей географии, биологии и химии, регулярно проводила заседания МО, внутри школьный контроль за качеством преподавания географии, биологии и химии, контроль за ведением и оформлением журналов членами МО, контроль за прохождением программного материала и соответствием программы и записей в журнале. В рамках взаимопосещения уроков посетила уроки биологии в 5 "А" классе- учитель Толстых А.В.
• Выводы: в работе МО учителей естественно- научного цикла есть не значительные результаты, следовательно можно говорить об удовлетворительной работе МО. Учителя: Нужных Н.Г., Шеховцова В.И., Фомина С.Н. занимаются подготовкой обучающихся ЕГЭ и ОГЭ по своему предмету.
Работа с одаренными обучающимися.
• Работа по программе «Одаренные дети» осуществляется систематически. Учителя ведут разъяснительную работу с обучающимися о перспективах изучаемого предмета. Проводятся индивидуальные и групповые занятия по плану программы «Работа с одаренными детьми». Качество занятий по химии у Фоминой С.Н. , по географии у Шеховцовой В.И.сказывается на результате участия в городских олимпиадах и мероприятиях.
Работа со слабо усевающими обучающимися.
• Работа со слабо успевающими обучающимися ведется также регулярно. Используется индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Проводятся индивидуальные консультации после уроков и до уроков. На уроках используется дифференцированный и личностно- ориентированный подходы
Внеклассная работа.
• Предметная декада проводятся регулярно согласно плану. Учителя провели нетрадиционные уроки и мероприятия по предметам.
• Олимпиады . Проведены предметные олимпиады по географии, географическому краеведению, биологии и химии. Учителя совместно с обучающимися участвовали в конкурсах проектов по предметам. Толстых А.В. и Нужных Н.Г.проводили занятия по внеурочной деятельности в 5-х классах "Экомир", Фомина С.Н. - "В мире химии".
Выводы: работу учителей МО в 2018— 2019 году можно назвать удовлетворительной.
Поставленные задачи за учебный год - обеспечение современного качества образования на основе его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства в основном реализованы. Педагоги МО овладевают теоретическими основами и стараются применять на практике различные инновационные технологии урока. На заседаниях МО учителя делились наработками по своим методическим темам. Учителя старались создавать благоприятные условия для развития интеллекта обучающихся, использовали дифференцированный подход в формировании личностных компетенций обучающихся, используя системно — деятельностный подход добивались повышения качества знаний и умений. Вырос уровень качества знаний обучающихся, что позволило им принять участие в олимпиадах, конкурсах. Обучающиеся , интересующиеся естественными науками , выбрали для поступления ВУЗ данного направления. Анализируя деятельность учителей МО необходимо сделать выводы и учесть недостатки. В первую очередь обратить внимание на одаренных детей, так как количество призовых мест в олимпиадах уменьшилось. Во -вторых, провести разъяснительную работу по повышению квалификации учителей географии, биологии и химии, в-третьих, направить работу руководителя МО на сплочение коллектива учителей МО.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.