Анализ работы школьной библиотеки за 2023-2024 учебный год МБОУ "Колыванская СОШ №2"
Оценка 5

Анализ работы школьной библиотеки за 2023-2024 учебный год МБОУ "Колыванская СОШ №2"

Оценка 5
doc
24.06.2024
Анализ работы школьной библиотеки за 2023-2024 учебный год МБОУ "Колыванская СОШ №2"
АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА 2023-2024 УЧ. ГОД.doc

Анализ работы школьной библиотеки МБОУ «Колыванская СОШ № 2» за 2023-2024 учебный год

Школьная библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе,  в целях обеспечения прав участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами (учебной, методической, справочной, художественной литературой, периодическими изданиями), способствующими формированию культуры личности учащихся.
       
Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, уставом общеобразовательного учреждения, положением о библиотеке, утвержденным директором общеобразовательного учреждения. Работа школьной библиотеки осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы библиотеки.

 В 2023-2024 учебном году работа школьной библиотеки была направлена на:

        -  формирование библиотечного фонда в соответствии с Федеральным перечнем  учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, с опорой на образовательные программы;

-  обеспечение  участникам образовательного процесса доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях;

- обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;

-  обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;

 - воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;

-  развитие и поддержка в детях привычки чтения, умения пользоваться библиотекой;

-   воспитание любви к книге;

- формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;

-  обучение работе со справочной литературой;

- овладение новыми технологиями работы;

-  воспитание бережного отношения к фонду и к учебникам;

-  информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о перечне учебников, входящих в комплект для обучения в данном классе, о наличии их в школьной библиотеке; 

- оказание помощи в деятельности учащихся и учителей при реализации образовательных проектов; 

- создание комфортной среды в школьной библиотеке для пользователей.

  Основными направлениями деятельности школьной библиотеки являлись:

-  пополнение банка педагогической информации;

- оказание методической, консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информа­ции из библиотеки;

- создание педагогам условий для получения информа­ции о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через каталоги, а также предоставле­ние возможности просмотреть и отобрать необходимое;

- оказание педагогам практической помощи при прове­дении уроков, мероприятий;

- создание (на основе имеющихся в школьной библиотеке методических описаний) обучающих программ для интеллектуального развития учащихся, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследователь­ской работы с различными источниками информации;

- создание условий для чтения книг и периодических изданий.

 Основными функциями деятельности школьной библиотеки  являлись:

•  образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели, сформулированные в концеп­ции школы и программе развития;

• информационная - предоставлять участникам об­разовательного процесса возможность использовать информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя;

       • культурная - организовывать мероприятия, вос­питывающие культурное и социальное самосозна­ние, содействующие эмоциональному развитию уча­щихся, их родителей (законных представителей)  и педагогов;

       • воспитательная -  организовывать мероприятия, ориентированные на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, воспитание патриотизма и любви к родному краю, его истории, к малой родине.

 Работа с библиотечным фондом:

 Основной традиционный ресурс школьной библиотеки – книжные, учебные и журнальные фонды, сосредоточившие в себе огромный образовательный, воспитательный, гуманистический и культурный потенциал, реализуемый в интересах обучающихся. Изучен и проанализирован состав фондов художественной и учебной литературы,  проведена работа с Федеральным перечнем учебников на 2024-2025 учебный год, подготовлен перечень учебников, планируемых к использованию в новом учебном году, сформирован общешкольный заказ на учебники и учебные пособия на 2024-2025 учебный год. В школьной библиотеке организован открытый доступ к библиотечному фонду. Фонд расставлен в систематическом порядке в соответствии с таблицами ББК. Внутри разделов по алфавиту. Художественная литература представлена разделами: «Русская литература», «Иностранная литература», «Литература современных писателей», «Детская литература», литература по отраслям знаний. Документация ведется в печатной и дублируется в электронной форме. Поддерживается необходимый режим хранения и сохранности книжного фонда.

Общий фонд школьной библиотеки представлен – 30499 экземплярами.

Фонд учебников, с учетом поступивших за 2023-2024 учебный год – 3436 экз., составляет – 16793 экземпляров.

Общее число книг - 13706 экз., из которых научно-педагогическая и методическая литература - 3089 экз., художественная литература, входящая в школьную программу, литература для внеклассного  чтения – 8714 экз.

Справочные издания  и прочие издания 1903 экз. Справочный фонд составляют словари и энциклопедии для школьников, специалистов и широкого круга читателей.

Электронные документы -744 экз. 

       Все обучающиеся обеспечены учебниками на 100% по основным предметам. Учебники закупаются строго в соответствии с Федеральным перечнем учебников и УМК по каждому учебному предмету. Обеспеченность учебниками и учебными пособиями в среднем на 1 учащегося начальной школы составляет 13 шт., среднего звена – 18 шт., старшего – 18 шт. На обновление учебного фонда, финансирование которого осуществляется из областного бюджета,   затрачено 1219831, 43 руб.

      Расстановка  в фонде учебников и литературы произведена по классам обучения и в соответствии с таблицами ББК. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. По мере поступления новых учебников, продолжает пополняться и редактироваться картотека учебников. На каждого читателя заведены формуляры, где фиксируются выданные книги и учебная литература. Для учащихся с 1 по 4 классы учебники и учебные пособия получают классные руководители. Учащиеся с 5 по 11 классов учебники получают самостоятельно.

       За исключением книг, принесенных читателями взамен утерянных,  поступлений новой художественной литературы,   в течение учебного года не было. Велась следующая работа: обеспечение свободного доступа в библиотеке к художественной литературе, оформление фонда художественной литературы, создание полочных разделителей, выдача художественной литературы читателям, соблюдение правильной расстановки фонда на стеллажах, систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. Велась работа по сохранности фонда, создание и поддержание комфортных условий для работы читателей, работа по мелкому ремонту художественных изданий, методической и учебной литературы с привлечением учащихся. По анализу читательских формуляров выяснилось, что все учащиеся прошли перерегистрацию, на всех первоклассников заведены формуляры читателя. Вся литература, поступившая в библиотеку, своевременно регистрировалась в инвентарной книге, накладные подшиты, велась книга суммарного учета.

        Работа по сохранности фонда:

       В целях профилактики сохранности учебников и художественной литературы,  педагогом-библиотекарем проводились беседы  с учащимися на абонементе. С учащимися начальной школы проводились библиотечные уроки: «Правила обращения с книгой». Проводились рейды по сохранности учебников.  Ведется папка актов выдачи учебников по начальным классам. Раз в месяц проверяются читательские формуляры, с целью контроля, за своевременным возвратом в библиотеку выданных книг, с должниками ведется соответствующая работа. В случае утраты библиотечных книг читатели приносят аналогичную книгу взамен утраченной.

Особо ценные издания (словари, энциклопедии) хранятся на отдельных стеллажах, ежедневно проверяется их наличие.

      Для обеспечения учета при работе с основным и учебным фондом ведется следующая документация:

- книга суммарного учёта основного фонда;

- инвентарная книга основного фонда;

- папка «Акты списанных изданий»;

- книга учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных;

- книга учёта учебников;

- картотека учета учебников;

- накладные на учебники;

- журнал регистрации учетных карточек;

- папка «Акты списанных учебников».

          Массовая работа. Работа с читателями.

   Приоритетным направлением является развитие личностной культуры учащихся через продвижение чтения и поддержку устойчивого интереса к литературе. Сейчас, как никогда, просматривается тенденция снижения уровня чтения в стране,  и в библиотеке нашей школы, особенно среди учащихся среднего и старшего звеньев. Причина этого невысокого интереса объясняется тем, что в последнее  время  библиотека  не  пополняется  художественной  литературой,  а  та,  которая  есть, со временем устаревает и становится не пригодной для использования.  Еще одна причина – учащиеся  в основном пользуются интернетом для получения какой – либо информации. Осознавая важность этой проблемы, пытаюсь найти пути приобщения детей к чтению. Этому способствует как ежедневная работа с читателем, так и проводимые массовые мероприятия по пропаганде книги и чтению. Так в течение учебного года библиотека использовала различные формы и методы работы, для приобщения к чтению учащихся. Формы работы,  которые применяются чаще всего в библиотеке согласно плану работы:  библиотечные уроки,  интеллектуально-творческие игры, викторины, рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, выставки, индивидуальные консультации у книжных выставок. Часть тем, над которыми работала библиотека: «Патриотическое воспитание»,   «Воспитание культуры чтения», «Здоровый образ жизни», «Культура поведения», «Формирование информационной культуры личности» и др.

С целью повышения читательской активности в  работе  библиотеки  использовались  различные  формы  и  методы  массовой работы. 

 Выставочная деятельность:

 Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке  оформляются разнообразные выставки,  как к юбилейным, так и знаменательным датам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются. Подбирая материал к этим выставкам, рассказываешь не только историю праздника, сообщаешь интересные факты, но и предлагаешь литературу с выставки, беседуешь с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины.

           Одно  из  важных  мест  в  массовой работе занимают внеклассные мероприятия - одна из организационных форм, используемых мной в своей деятельности. В основном, это  интеллектуальные и ролевые игры,  классные часы, встречи, экскурсии, беседы, которые подходят для любой возрастной группы. Ежегодными и традиционными стали такие мероприятия как «Неделя детской книги», «Посвящение в читатели первоклассников»,  «Читатель года». Оформлена информационная стена, посвященная истории возникновения Недели детской книги. Проведены акции:

      -  Подари учебнику и книге вторую жизнь, учащиеся «ремонтировали» книги и учебники. Организована выставка.

      - Акция «Ромашка добрых дел». Каждый ребенок выбирал себе импровизированный лепесток с добрым делом, которое он мог бы совершить, выйдя из библиотеки. Например:  навести порядок в своей комнате, сказать комплимент близкому человеку, смастерить закладку для книг и др. На этих же лепестках написать добрые дела, которые он  уже совершил: присмотр за маленькой сестренкой, помощь больной бабушке, бездомным животным, птицам  и др. В конце мероприятия из лепестков была собрана  «Ромашка добрых дел». Организована фотовыставка.

       - Флешмоб, который был проведен совместно с учителями начальных классов: «Мир семьи от А до Я», который проводился в форме онлайн-фотовыставки в номинации «Моя читающая семья». Учащиеся совместно с родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами читали книги, цитировали отрывки, делились о прочитанном. Организована фотовыставка.

       - Совместно с учителями начальных классов и учителем изобразительного искусства, проведена конкурсно-игровая программа «Яблоко от яблони», где родители узнавали свою семью по рисунку и обведенной карандашом детской ладошке, заранее приготовленными учащимися. Задача родителей была  определить ладонь своего ребенка. Организована фотовыставка.

          Библиотечные уроки  с использованием, как традиционных форм -  урок-беседа, урок-лекция, практикум, урок творчества, так и игровых, соревновательных, интеллектуальных турниров (викторин, библиографических игр, литературных путешествий), которые сегодня актуальны и очень нравятся учащимся, особенно младшего и среднего возраста. В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования,  проводились библиотечные уроки, на которых учащиеся знакомились со строением книги, справочным аппаратом библиотеки, с расстановкой книг в библиотеке.  Первое знакомство первоклассников  с библиотекой прошло во втором полугодии  учебного года. Учащиеся познакомились с понятиями – библиотека, читатель, библиотекарь, как расставлены в библиотеке книги, отгадывали загадки о книгах, о библиотеке.  Благодаря применению библиотечных уроков, повышается познавательная активность учащихся, растёт уровень информационной культуры, развиваются  умения и навыки пользования справочно-библиографической литературой. 

        Анализ «Журнала посещений» и  читательских формуляров показывает, что интерес к чтению не во всех классах высок.    Читателями библиотеки являются учащиеся 1-11 классов,  педагоги. Всего количество читателей из учащихся - 502, из  них учащиеся младшего звена -  205, среднего звена – 272 и старшего – 25. Прочитано одним читателем за год в среднем - 7 экз. Обучающиеся начальных и старших  классов чаще пользуются услугами библиотеки и читального зала. Хочется отметить учащихся начальных классов, а именно учащиеся 1 «а», 1 «б» , 2 «а», 2 «б» и 3 «б» классов по количеству посещений, взятых книг и журналов в школьной библиотеке самые активные читатели. Учащиеся 3 «а», 4 «а» и 4 «б»  классов посещают школьную библиотеку реже.  Хотя учащиеся 1 «а» и 1 «б» классов посещать библиотеку и брать литературу для чтения начали только со 2-го полугодия но, несмотря на это, у учащихся  1-х  классов интерес к чтению более высокий, чем у учащихся  3 и 4–х  классов. 

Среди учащихся среднего и старшего звена посещаемость библиотеки низкая,   спросом   в основном пользуется только школьная  программная  литература. В  дальнейшей  работе  необходимо  обратить  внимание  на  поддержку  интереса  к  чтению, повышение читаемости учащихся через пополнение фонда библиотеки и  виртуальную библиотеку.

    Основные формы индивидуального обслуживания:

- беседы при записи в школьную библиотеку, рекомендательные беседы при выборе книг;

- обслуживание на абонементе и в читальном зале;

- обеспечение доступа к фонду читального зала;

- беседа о прочитанном.

   

    Работа с педагогическим коллективом:

         В течение учебного года систематически проводилась работа с педагогическими работниками в различных направлениях:

- информирование классных руководителей о чтении и посещаемости школьной библиотеки учащимися; совместная работа по вопросам выдачи и сдачи  учебной литературы учащимися; 

- информирование учителей – предметников о новых поступлениях учебной литературы;

- обеспечение учителей – предметников учебной, художественной и справочной литературой; 

- консультационно-информационная работа с методическим объединением учителей – предметников, направленная  на  оптимальный выбор учебников и учебных пособий к новому учебном году;

- утверждение перечня учебников для использования в учебном процессе в 2024 – 2025 учебном году;

- помощь в подготовке и проведении предметных недель, внеклассных мероприятий, классных часов.

        Заключение:

можно выделить следующие успехи и проблемы:

успехи:

-  высокая читаемость учащихся в начальном звене;  

-  ежегодное пополнение фонда учебников (100 % обеспеченность);

-  формирование и развитие у учащихся читательского интереса.

Проблемы:

- снижение  читательской  активности  у учащихся среднего и старшего звена;

-  отсутствие  поступления  фонда  художественной литературы;  

- низкая  обращаемость,  так  как,  в  фонде содержится  устаревшая  литература,  и библиотека  нуждается  в  пополнении  фонда художественной и детской литературой. 

Исходя из обозначенных в анализе успехов и проблем, можно сказать, что задачи, поставленные в начале учебного года,  достигнуты.  

Низкая обращаемость говорит о том, что необходимо дальше работать в направлении обеспечения библиотеки художественным фондом.

Таким образом, задачи библиотечной    работы  на следующий учебный год:

1.  Воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться школьной библиотекой.

2.  Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ.

3. Создание максимально благоприятной среды для работы в школьной библиотеке.

4. Качественное обеспечение учебно – воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационного обслуживания учащихся, родителей и педагогического коллектива школы.

5. Формирование и закрепление  учащимися 1 – 11-х классов  читательских компетенций.

6. Совершенствование библиотечных технологий.

7. Организация массовой и индивидуальной работы библиотеки с применением ИКТ.

8. Формирование и эффективное использование виртуальной библиотеки.

9. Организация мероприятий, ориентированных на воспитание нравственного, гражданско-патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.

10. Повышение  своей квалификации и профессионального уровня.

11. Пополнение и обновление художественного фонда, укрепление материально – технической базы школьной библиотеки.


Анализ работы школьной библиотеки

Анализ работы школьной библиотеки

Основными направлениями деятельности школьной библиотеки являлись: - пополнение банка педагогической информации; - оказание методической, консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информа­ции из библиотеки; -…

Основными направлениями деятельности школьной библиотеки являлись: - пополнение банка педагогической информации; - оказание методической, консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информа­ции из библиотеки; -…

Работа с библиотечным фондом:

Работа с библиотечным фондом:

Расстановка в фонде учебников и литературы произведена по классам обучения и в соответствии с таблицами

Расстановка в фонде учебников и литературы произведена по классам обучения и в соответствии с таблицами

Акты списанных изданий»; - книга учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных; - книга учёта учебников; - картотека учета учебников; - накладные на учебники; -…

Акты списанных изданий»; - книга учёта изданий, принятых от читателей взамен утерянных; - книга учёта учебников; - картотека учета учебников; - накладные на учебники; -…

Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам

Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам

В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования, проводились библиотечные уроки, на которых…

В целях привлечения читателей в библиотеку и формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения, умения и навыков библиотечного пользования, проводились библиотечные уроки, на которых…

Работа с педагогическим коллективом:

Работа с педагогическим коллективом:

Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ

Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2024