Отчет руководителя ШМО учителей начальных классов
МБОУ «Рыбинская школа» за 2023-2024 учебный год.
Анализ работы ШМО проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов в 2023-2024 учебном году, разработки целей и задач на 2024-2025 учебный год, определение путей совершенствования работы методического объединения учителей начальной школы.
В объединение ШМО начальных классов входит 4 учителя. Это опытные педагоги, работающие достаточное количество лет..
Работа начальной школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2023-2024 учебный год задачами:
-создание оптимальных условий для обновления и реализации основных образовательных программ образовательного учреждения, включающего три группы требований в соответствии с ФОП;
-создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
-создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися с учетом возрастных, психологических особенностей;
-создание оптимальных условий для формирования и развития полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме;
-совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни;
-повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФОП НОО 2-го поколения;
-совершенствование работы учителей, направленной на формирование у учащихся ключевых компетентностей;
-обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, для развития мотивации к профессиональному и творческому росту.
В связи с этим и с учётом уровня организации учебно-воспитательного процесса в 2023-2024 учебном году МО учителей начальных классов работало над темой «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО».
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и переходу начальной школы на ФОП НОО, формирование универсальных учебных действий учащихся с ОВЗ с ТНР и ЗПР.
Направления, по которым работало МО учителей начальных классов:
1.Аналитическая деятельность
п/п |
Содержание деятельности |
Сроки п проведения |
Ответственные |
1
1. |
Анализ методической деятельности за учебный год и планирование на 2023/2024 учебный год в свете обновлённого ФГОС НОО |
август |
Руководитель МО
|
2 2. |
Изучение направлений деятельности педагогов в области реализации обновлённого ФГОС НОО (тема самообразования). |
сентябрь |
Руководитель МО . |
3 3. |
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи. |
сентябрь- декабрь |
Руководитель МО
|
4 4. |
Аналитика результатов ВПР 2022. Проблемы и пути решения проблем. |
сентябрь |
Зам. директора
|
2. Информационная деятельность.
п/п |
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 1. |
Проведение классных родительских собраний в 1-4 классах, посвященных обучению по обновлённому ФГОС НОО |
август |
учителя начальных классов |
2 2. |
Изучение нормативных документов федерального, регионального уровня, регламентирующих введение обновлённого ФГОС НОО |
август |
учителя начальных классов |
3 3. |
Знакомство с научно-методическим сопровождение ФГОС: конструктором рабочих программ (единая схема для составления рабочей программы) |
август |
учителя начальных классов |
4 4. |
Составление и корректировка рабочих программ по учебным предметам начальной школы в соответствии с обновленным ФГОС НОО |
август |
учителя начальных классов |
5 5. |
Составление и корректировка рабочих программ курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования младших школьников в соответствии с обновленным ФГОС НОО |
август |
учителя начальных классов |
3.Методическая деятельность:
п/п |
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
Ответственные |
1. |
Методическое сопровождение преподавания в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО; |
сентябрь- май- |
учителя начальных классов |
2 2. |
Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразование каждого учителя. |
сентябрь-
|
учителя начальных классов |
3 3. |
Внедрение в практику работы всех учителей МО современных технологий, направленных на формирование профессиональной компетентности педагогов в области реализации обновленного ФГОС НОО. |
|
учителя начальных классов |
4. Консультативная деятельность:
п/п |
Содержание деятельности |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 1. |
Консультирование педагогов по вопросам составления и корректировки рабочих программ в соответствии с обновленным ФГОС НОО. |
август |
Руководитель МО
|
2 2. |
Консультирование педагогов по вопросам введения новых курсов внеурочной деятельности «Разговоры о важном», «Основы финансовой грамотности», «Сто дорог». |
сентябрь |
Зам. директора . |
3 3. |
Консультирование педагогов по вопросу введения курса дополнительного образования в начальной школе «Эколята» |
сентябрь |
Руководитель МО . |
4 4. |
Консультирование педагогов по вопросам в сфере подготовки к ВПР, формирования различных видов функциональной грамотности. |
сентябрь |
Руководитель МО
|
Организационные формы работы:
· Заседания методического объединения;
· Методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов начальной школы, организации внеурочной деятельности;
· Взаимопосещение уроков педагогами;
· Выступления учителей начальных классов на заседаниях МО, семинарах, педагогических советах;
· Посещение семинаров, вебинаров, встреч в образовательных учреждениях района;
· Обеспечение единых педагогических подходов к формированию метапредметных планируемых результатов, удовлетворяющие требованиям обновленного ФГОС НОО.
Формы методической работы:
· Открытые уроки и внеклассные мероприятия;
· Творческие группы;
· Семинары, мастер-классы, презентация опыта;
· Индивидуальные консультации с учителями-предметниками;
· Целевые и взаимные посещения уроков с последующим обсуждением их результатов.
Ожидаемые результаты работы:
· Овладение педагогами МО технологией работы с «Конструктором рабочих программ»;
· Овладение педагогами способами включения в урок способов деятельности, обеспечивающих качественное формирование планируемых результатов (в связи с требованиями обновленного ФГОС НОО).
Согласно плану ШМО проведены 5 заседаний. Все заседания проведены своевременно. На них рассматривались не только теоретические вопросы, но и проводились самоанализы открытых уроков, во время которых учителя обменивались своим опытом работы, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества.
Содержание методической работы на 2023/2024 учебный год
Дата проведения |
Содержание работы |
Ответственные |
29.08.23 |
Заседание №1 Организационное 1.Анализ работы МО. Нерешённые проблемы. Задачи МО на новый учебный год. 2.Планирование учебной работы на 2023/2024 уч.год: · Реализация основной образовательной программы начального общего образования в условиях обновлённого ФГОС НОО. · Научно-методическое сопровождение ФГОС: конструктор рабочих программ. Единая схема для составления рабочей программы. Составление рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности и дополнительного образования; · Анкетирование родителей будущих первоклассников, с целью организации внеурочной деятельности. · Рассмотрение рабочих программ по предметам и программам внеурочной деятельности на МО заседании. · Планирование воспитательной работы на год. · Составление программы адаптации первоклассников к школе, программы формирования УУД учащихся, обучающихся в условиях ФГОС. · Система подготовки учащихся 4 классов к всероссийским проверочным работам. · Утверждение тем самообразования. 3.Изучение нормативно-правовых и нормативно- методических документов. Изучение методического сопровождения преподавания в соответствии с требованиями обновленного ФГОС НОО. Изучение СанПиНа, с целью соблюдения «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии 1 класса и с учетом безбаллового оценивания занятий обучающихся и домашних заданий.
|
Руководитель МО
учителя начальных классов
Зам. директора
|
25.11.23 |
Заседание №2 Тема: « Планирование и организация методической работы учителей на 2023/2024 учебный год» 1.Корректировка и утверждение плана работы МО учителей на новый учебный год. 2.Повторное ознакомление с общим положением о проверке тетрадей в начальной школе. « Инструкция о соблюдении единого орфографического режима в начальных классах» 3.Организация обучения первоклассников в адаптационный период.
4.Организация входной диагностики по математике, литературному чтению, русскому языку в начальной школе. 5. Проведение недели начальных классов 2023/2024 «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО»
|
Руководитель МО
|
27.01.24 |
Заседание №3 Тема: «Особенности обновлённого ФГОС-3 НОО» 1. Знакомство с методической темой МО: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО» 2.Выступление по теме «Обновлённый ФГОС НОО: содержание, механизмы реализации» 4.Выступление по теме «Проектная деятельность в обновлённом ФГОС». 5. Анализ результатов контрольных работ и итогов обучения учащихся начальной школы в первой четверти. 6.Анализ проверки тетрадей в 1-4 классах «Внешний вид. Единый орфографический режим» 7. Проведение открытых мероприятий в начальной школе. 8. Анализ контрольных работ, качества обученности и успеваемости учащихся начальной школы за 1 полугодие. |
|
24.03.24
|
Заседание № 4 Тема: «Как сделать урок воспитывающим?» 1.Выступление по теме самообразования «Структура современного урока. Проектирование урока с позиции требований обновлённого стандарта » 2.Выступление по теме «Базовые образовательные технологии» 3.Открытые уроки, мероприятия, конкурсы, олимпиады, проекты и классные часы в начальной школе, их анализ. 4.Анализ дозировки домашней работы с целью выполнения требований СанПина. Проверка тетрадей по математике и русскому языку. Дифференцированные и творческие задания 5. Анализ контрольных работ, итогов качества обучения и успеваемости учащихся начальных классов за 3 четверть. |
. |
30.05.24 |
Заседание № 5 Итоги результатов работы над темой: «Формирование профессиональной компетентности педагога начальной школы для качественной подготовки и обученности учащихся по обновленному ФГОС НОО» 1. Творческий отчёт о работе по теме методического объединения. 2.Организация взаимопосещений уроков с целью преемственности: начальная школа + средняя школа. 3. Контроль и подготовка учащихся к всероссийским проверочным работам и промежуточной аттестации. 4.Итоги мониторинга уровня сформированности УУД школьников. 5.Открытые мероприятия и классные часы в начальной школе, их анализ. 6.Анализ итоговых контрольных работ, ВПР в 4 классе. 7.Итоги 4 четверти и года. 8.Организация работы детского школьного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием 9.Изучение эффективности методической работы. «Результаты деятельности МО начальной школы по совершенствованию образовательного процесса. Достижения и нерешенные проблемы начальной школы» 10.Предварительный план на новый учебный год. |
Учителя 1-4 классов
|
В 2023-2024 учебном году обучающиеся 1-4 классов активно принимали участие в интернет олимпиадах и марафонах:
1. Всероссийские познавательные онлайн-викторины «Что мы знаем о птицах», «Я и моя семья», Путешествие по сказам Бажова», «По тропам зимних сказок», «Путешествие в страну финансов», «Персонажи русских сказок», «Масленицу встречаем», «Изучаем праздник 23 февраля», «Привет, весна», «Охраняю природу», «Помоги Вшдане с уроками», «Я – художник», « 9 Мая в вопросах и ответах», «Пора в поход», «Явления природы», «Я – музыкант» (дипломы и сертификаты)
2. Всероссийские конкурсы детских рисунков «Я читаю Пушкина», «Грачи прилетели», «Зимушка-зима, прощай!», «Семья глазами ребенка», «Весенняя фантазия» (дипломы и сертификаты)
3. Всероссийский детский конкурс поделок из бумаги «Удивительный мир цветов» (дипломы и сертификаты)
4. Всероссийские детские творческие конкурсы «В мире морских животных», «Этот прекрасный женский день!», « С Днем защитника Отечества!», «Просторы космоса», « В этот День Победы…», «Мои домашние животные», «Эти славные ежи!» (дипломы и сертификаты)
5. Международная олимпиада «Инфоурок» по окружающему миру (1,2,3 места, участники), по математике (1, 3 места, участники), по русскому языку (1,2,3 места, участники).
6. Всероссийская олимпиада «Эколята – молодые защитники природы» (дипломы и сертификаты).
На протяжении многих лет в нашей школе проводится неделя начальных классов. В ней принимают участие учителя и учащиеся начальных классов. Ежегодно с огромным удовольствием участвуют дети в различных мероприятиях в рамках проведения недели. С большой ответственностью относятся учителя к подготовке и проведению открытых учебных занятий, используя различные формы и методы проведения их.
Проводимые уроки отмечались разнообразием приёмов и методов обучения, форм организации. Учителя старались работать творчески, так как современные уроки - это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. В тоже время каждый ученик начальной школы является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки.
Цель: обеспечение активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного урочного времени; воспитание осознания важности знаний в жизни каждого человека; развитие умения работать коллективно; развитие интеллектуальных, творческих и способностей детей.
Задачи:
1. Создать условия, максимально благоприятствующие получению качественного образования каждым учеником в зависимости от его индивидуальных способностей, наклонностей, культурно-образовательных потребностей.
2. Повышать интерес учащихся к учебной деятельности.
3. Помогать учителям и ученикам в раскрытии своего творческого потенциала, организаторских способностей.
4. Формировать коммуникативные навыки, умение подчинять свои интересы интересам коллектива.
Мероприятия недели проводились согласно разработанному плану:
По результатам проведения недели начальной школы можно сделать следующие выводы:
В качестве недочетов и перспектив можно определить следующее:
Итогом предметной методической недели учителей начальных классов стал:
методические материалы (фотоматериалы, компьютерные презентации, разработки сценариев уроков); обобщение коллективного опыта; обобщение индивидуального опыта.
Во время проведения предметной недели происходит активизация мотивации в индивидуальной и коллективной деятельности, развивается самостоятельность, формируются межличностные коммуникации. Творчество приводит к раскрепощению личности, умению ориентироваться в обществе и найти свое место в жизни, быть нужным и полезным людям, а это и есть главный результат нашей работы.
Итоги успеваемости по начальным классам в 2023-2024учебном году
Учебная программа 1-4 классов на 2023-2024 учебный год были составлены на основе ФОП НОО и выполнена полностью. По итогам года 14 обучающихся были награждены Похвальным листом «За отличные успехи в учении»
Члены МО начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы. Они являются слушателями обучающих вебинаров таких издательств как «Просвещение», «Яндекс Учебник», образовательной платформы «Учи.ру» и др. Многие учителя имеют персональные сайты и странички в социальной сети работников образования, где размещают регулярно свои публикации. О чем свидетельствуют полученные сертификаты, дипломы и благодарственные письма.
Все члены МО начальных классов имеют первую и высшую категории.
Понятно, что большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, материал для индивидуальной работы, компьютерная техника.
Таким образом, работу коллектива начальной школы можно считать «удовлетворительной».
Но наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива начальной школы имеются недостатки:
- недостаточное количество взаимопосещенных уроков;
- не всегда велась работа по обмену опытом;
- низкая активность участия педагогов в профессиональных конкурсах.
Рекомендации:
1. Создать условия для активизации участия учителей в профессиональных
конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
2. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового
педагогического опыта.
3. Рекомендовать педагогам школы обобщить свой педагогический опыт
на школьном, районном уровне.
4. Руководителю ШМО способствовать созданию единой системы
обучения и воспитания в школе, обеспечивающей потребности каждого ученика
в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие задачи на 2024- 2025 учебный год:
· уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;
· вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития учащихся;
· спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;
· продолжить работу с мотивированными детьми;
· каждому учителю в обязательном порядке к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение районных семинаров, посещение уроков коллег;
· работать над индивидуальной темой по самообразованию;
· повышать уровень качества знаний обучающихся за счет освоения современных педагогических технологий, способствующих развитию личности каждого ребенка;
· совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями; стимулировать активное использование ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса.
Руководитель ШМО начальных классов: Сахно Т.П.
Годовой отчет
работы методического объединения начальных классов.
2023-2024 уч.год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.