АНАЛИЗ
работы социального педагога областного государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Шебекинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов» Белгородской области
за 2019-2020 учебный год
В 2019-2020 учебном году была поставлена
цель - «Способствовать созданию благоприятного микроклимата. Развитию способностей, творческой и социальной активности обучающихся. Воспитанию духовно-нравственных ценностей».
В связи с этим были поставлены задачи:
1. Содействие саморазвитию личности ребенка, оказание помощи в социальной адаптации и реабилитации обучающихся.
2. Создание условий для оказания ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем.
3. Формирование здоровых, гуманных отношений детей в социуме.
Основными направлениями деятельности
социального педагога являлись:
· организационная работа;
· деятельность, направленная на получение бесплатного основного и среднего образования, предупреждение отсева и посещаемости;
· профилактическая работа с учащимися по предупреждению правонарушений и работа с неблагополучными семьями;
· социальная работа с детьми инвалидами и детьми из многодетных семей и их семьями;
· социально правовая защита детей;
· организация горячего питания в школе;
· организационно-методическая деятельность.
Организационная работа.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
В плане работы были обозначены цели, задачи и мероприятия на текущий год. Совместно с классными руководителями были проведены социально-педагогические исследования с целью выявления социальных и личностных проблем детей всех возрастов, выявлены различные категории (для сравнения указаны 3 года):
КАТЕГОРИЯ |
Количество учащихся в 2017-2018 |
Количество учащихся в 2018-2019 |
Количество учащихся в 2019-2020 |
Дети из многодетных семей |
115 |
118 |
123 |
Дети-инвалиды |
11
|
13 |
|
Дети, находящиеся под опекой |
6 |
9 |
10 |
Неблагополучные семьи |
4 |
3 |
2 |
Дети группы риска |
8 |
6 |
2 |
Дети, состоящие на школьном учёте |
6 |
6 |
2 |
Дети, состоящие на учёте в КДН |
6 |
4 |
2 |
Дети, состоящие на учёте в ПДН |
6 |
4 |
2 |
Дети матерей-одиночек |
6 |
5 |
3 |
Неполные семьи |
73 |
72 |
68 |
За год посещены 358 раз семьи социальным педагогом и 121 раз классными руководителями по вопросам:
· изучение условий жизни,
· неблагополучные семьи,
· семьи детей, находящихся под опекой,
· семьи детей инвалидов.
Созданы электронные банки данных на все категории учащихся. Изучены и проанализированы культурно-бытовые отношения в семьях учащихся.
Деятельность социальной службы направленная на получение бесплатного основного и среднего образования, предупреждение отсева и посещаемости.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
В школе были выявлены обучающиеся «группы риска», которые находились под постоянным контролем социального педагога, администрации школы, классного руководителя. Таких детей в начале 2019-2020 учебного года было 4 человека (Подсадний К., Хоперсткий В., Шевчук Р., Сапрыкин А.). Все они в течение года приглашались на заседания Совета профилактики. Этих учащихся посещали на дому классные руководители, социальный педагог, администрация школы, школьный инспектор, проводились беседы и консультации для родителей и учащихся. Проверялась готовность к урокам, наличие необходимых школьных принадлежностей.
Обучающие, состоящие на школьном учёте, успешно сдали экзамены. Систематически пополнялся банк данных на этих детей, где собраны общие сведения об ученике, характеристика.
В целях повышения контроля над посещаемостью ежедневно собирались общие данные о количестве отсутствующих учеников по школе, с последующим анализом проделанной работы классного руководителя, социального педагога по предотвращению прогулов уроков, неуспеваемости. Это позволяло наблюдать за динамикой поведения ученика, вовремя оказывать ему помощь и предупреждать новые нарушения.
Проводились социологические опросы, диагностические обследования условий жизни учащихся из «группы риска» для оказания помощи – все обучающиеся к концу года сняты с учета.
В работе с трудными семьями отлажено чёткое взаимодействие школы, КДН, ПДН, врача нарколога, социальной защиты, УО.
Профилактическая работа с учащимися по предупреждению правонарушений и работа с неблагополучными семьями.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
В целях профилактической работы с учащимися по предупреждению правонарушений проводились с детьми девиантного поведения и их семьями изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения. Выявлялись позитивные и негативные влияния на ребёнка, а также различного рода проблемы. Устанавливали причины отклоняющегося поведения детей, причины социального неблагополучия семьи. Были организованы системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой помощи семьям и детям групп социального риска. Социальным педагогом устанавливались доверительные отношения с ребёнком, оказывалась помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния, конфликтов между детьми и семьями.
Осуществлялась связь в интересах ребёнка между семьёй и образовательным учреждением и ближайшим окружением ребёнка. Особое внимание оказывалось обучающимся: Мироненко М., Хмелевским Н. и хмеливской А..
Проведено 761 беседа с обучающимися и родителями, «круглый стол» для родителей «Знаете ли вы, о проблемах вашего ребенка?». Были проведены классные часы в 7-9 классах: «Как я представляю свои права и обязанности», родительские собрания в 8-9 классах, «Мир и покой в семье», «круглый стол с чаепитием» для детей с ограниченными возможностями «Правила толерантного общения», тренинговое занятие для учащихся «Умеем ли мы общаться», анкетирование родителей «Семейные отношения», анкетирование обучающихся на отношение к наркотикам, Дети принимали участие в конкурсе «Мы за здоровый образ жизни», проведены беседы в 8-9 классах по предотвращению суицида, приняли участие в конкурсе «Шаг к будущему - здоровое поколение!». Проведены мероприятия по разъяснению о Детском телефоне доверия. Оформлен стенд для родителей «Социально-педагогическая помощь родителям». Провели мониторинг деятельности школы по вопросу профилактики психоактивных веществ и отношения обучающихся к наркомании.
Проводились беседы с участием инспектора ПДН, представителем отдела опеки и попечительства и педагогом-психологом С.В. Плотниковой, социальным педагогом Л.Н.Вечной. Школьники ознакомились с материалами об опасных последствиях потребления наркотических средств, степени ответственности граждан, предусмотренной законодательством; тематическими видеоматериалами и компьютерными играми на сайте ФСКН России.
В 8-9 классах проведены классные часы на тему «Мы выбираем здоровье!» с посещением интернет-ресурсов территориального органа наркоконтроля, с сайтами местных общественных объединений и молодежных организаций, пропагандирующих здоровый образ жизни.
Социальным педагогом проведены профилактические беседы с родителями обучающихся, которые состоят на профилактическом учете, о социальных и медицинских аспектах употребления психоактивных веществ.
Социальной службой на стенде размещены телефоны доверия. Проведена выставка плакатов «Мы за здоровый образ жизни!»
Продолжалась работа Совета профилактики. Проведено 9 заседаний. Проводились малые педсоветы на параллелях 9-10 классов, где есть учащиеся девиантного поведения, психолого-педагогические консилиумы среди 5-х, 10-х классов.
В этом учебном году школа тесно сотрудничала с КДН. Совместно секретарем КДН, социальным педагогам Вечной Л.Н. и педагогом-психологом Плотниковой С.В. посещались неблагополучные семьи: Хмелевских, Мироненко. Проводились разъяснительные беседы. Уменьшилось число обучающихся состоящих на учёте в ПДН и КДН, школьном.
Дети состояли на учетах |
УЧЕБНЫЙ ГОД |
||
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
КДН |
6 |
4 |
- |
ПДН |
6 |
4 |
1 |
ВШК |
7 |
6 |
1 |
Особую тревогу вызывают учащиеся, состоящие на учёте из неполных семей, где родители заняты устройством личной жизни, зарабатыванием денег, ребёнок предоставлен сам себе, ему не уделяется внимание. Работа с такими учащимися и их семьями включена в план следующего года.
Особое внимание уделялось учащимся из семей, где родители алкоголики, проблемам защиты ребёнка от родительской жестокости.
В работе с неблагополучными семьями встречались наибольшие трудности, так как многие родители злоупотребляют спиртным, ведут аморальный образ жизни, на беседы и увещевания реагируют мало. В школе выявлено неблагополучных семей:
Семьи состояли на учетах |
УЧЕБНЫЙ ГОД |
||
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
4 |
3 |
2 |
В работе с неблагополучными семьями прослеживалось взаимодействие школы, полиции, врача нарколога.
Социальный педагог принимала активное участие в работе школьной службы медиации в решении конфликтных ситуаций.
Педагогическим коллективом школы была проделана работа по разъяснению закона Белгородской области «Об ответственности родителей за воспитание детей» (постановление от 20.01.05г. № 38-2-ПП) среди обучающихся и родителей.
Реализован план мероприятий направленный на искоренение сквернословия среди учащихся.
Проведено 17 консультациЙ для обучающихся, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.
Пропаганда здорового образа жизни выражается в проведении мероприятий, распространение информации, которая способствует выработке негативного отношения к вредным привычкам.
Социальный педагог совместно с классными руководителями под руководством зам. директора организует встречи-беседы с сотрудниками ПДН, врачом наркологом Добрыдневой Л.С..
Следующее направление работы, которому уделялось внимание не только со стороны социального педагога, но и классных руководителей, администрации школы – это обеспечение социально-педагогической поддержки семьи в формировании личности учащегося, это выявление неблагополучных семей, создание банка данных, пополнение новой информацией по неполным семьям, опекунским семьям и другим категориям.
В 2019 году в школе для улучшения информированности родителей об организации учебно-воспитательного процесса, а также для оказания им социальной и психологической помощи был создан консультативный центр для родителей.
В результате повысился уровень компетенции педагогов и родителей в вопросах правовой культуры, социальной защиты. Уменьшилось количество детей и семей состоящих на профилактическом учете. (2 учащихся и 2 семьи) ).
Количество обучающихся, состоявших на различных видах учёта по годам:
Социальная работа с детьми-инвалидами и их семьями
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
В этом году продолжался социальный патронаж семей, которые нуждаются в особой защите.
Обновлён банк данных на детей-инвалидов. Проведена работа по вовлечению учащихся в кружки и спортивные секции. Организовывался досуг во время каникул (дети участвовали в школьных мероприятиях: конкурсы, викторины, спортивные соревнования). Соц. педагогом и классными руководителями посещены все семьи детей-инвалидов. Проведено 92 беседы с учащимися. Каждую четверть проводились консультации для родителей с целью информирования о социальных льготах. Соц. педагогом на каникулах проводились круглые столы для учащихся
«Как быть толерантность?», «Здоровью спорт помогает», анкетирование « Традиции моей семьи».
Дети-инвалиды принимали активное участие в школьных выставках, фестивале «Каждый человек талантлив!».
Проведена работа по организации щадящего режима обучения и сдачи экзаменов.
Социально- правовая защита детей.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
В целях социально-правовой защиты детей выявлены категории детей, нуждающихся в помощи государства. Одна из категорий – дети из многодетных семей, которые были обеспечены бесплатным проездом ( 66 обучающихся) и бесплатным питанием в столовой (124 обучающихся).
Дети из многодетных семей |
УЧЕБНЫЙ ГОД |
||
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
|
99 |
123 |
124 |
Проводились дважды в год контрольные обследования жилищно-бытовых условий детей, находящихся под опекой (10 обучающихся), велась разъяснительная работа среди опекунов и попечителей о требованиях УО по уходу за подопечным. Своевременно оказывалась социальная помощь и поддержка учащимся из социально-незащищённых категорий, разрабатывали коррекционные программы, совместно с психологом и другими специалистами.
В рамках информационной кампании по «Противодействие жестокому обращению с детьми» проведены:
- конкурсы рисунков, фестиваль, посвященный Дню защиты детей, в оздоровительном лагере;
- разместили для родителей информацию по вопросам соблюдения законодательства об обеспечении прав детей;
- разместили информацию о действующих в муниципалитете, регионе службах экстренной психологической помощи обучающимся.
Организационно-методическая деятельность
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Социальный педагог Вечная Л.Н. приняла участие:
· Член методического совета социальных педагогов при Центре диагностики и консультирования.
· Успешно прошла дистанционное обучение по учебному курсу: «Подготовка организаторов в аудитории ППЭ в основной период 2019года.
· Выступила на семинаре социальных педагогов по теме: «Защитные возможности психического и физического здоровья детей».
· Приняла участие в семинаре «Опыт комплексной профилактики деструктивного поведения в современных условиях».
· Опубликовала на сайте infourok.ru методическую разработку «Развитие личности ребенка в семье».
· Активное участие в работе службы медиации.
Выводы и предложения по всем видам деятельности:
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Считаю возможным, повысить эффективность работы за счёт более тщательного планирования на следующий год с учетом задач.
Организационная работа.
Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Предложения:
1. Включить в планы воспитательной работы каждого классного руководителя посещение семей учащихся с целью сбора информации (особенно по вновь прибывшим учащимся).
2. Всем классным руководителям активно включаться в определение социального паспорта класса с целью оказания социально-правовой защиты и профилактики ранних правонарушений, выявление детей из неблагополучных семей.
3. Социальному педагогу выступить на педагогическом совете с информацией: по требованиям к документам по каждой льготной категории обучающихся.
4. Работать над построением единой содержательной линии педагогической и родительской деятельности, обеспечивающей эффективное развитие школьника.
Деятельность школы, направленная на получение бесплатного основного и среднего образования, предупреждение отсева и не посещаемости.
Начальное звено, среднее звено, старшее звено
С целью предупреждения не посещаемости считаю возможным включение в план мероприятий:
1. Продолжить работу Совета профилактики, график заседаний вывешивать заранее. Составить план работы Совета профилактики на год.
2. Проводить малые педсоветы на классах, в которых обучаются учащиеся девиантного поведения.
3. С целью предупреждения отсева организовать рейды по проверке готовности школьников к урокам (социальный педагог, школьный инспектор, зам. директора по воспитательной работе). При выявлении нарушений ставить в известность родителей.
4. Продолжить работу службы школьной медиации.
Профилактическая работа с учащимися по предупреждению правонарушений и работа с неблагополучными семьями.
Начальное звено, среднее звено, старшее звено
Для повышения эффективности работы необходимо:
· изучить особенности семей, где проживают дети из «группы риска» (диагностика), выявить проблемы семьи в социально-экономических условиях;
· определить тип и особенности воспитания;
· разработать индивидуальный педагогический маршрут для каждого учащегося из «группы риска»;
· организовать психолого-педагогическое просвещение родителей, родительские лектории;
· организовать дни правовых знаний;
· организовать экскурсии для детей из «группы риска» в ДЮСШ, ДЮЦ, СЮТур, ЭБЦ, с целью вовлечения в спортивные секции, кружки;
· Продолжить работу школьной службы медиации и работу Совета профилактики.
Социально-правовая защита детей.
Начальное звено, среднее звено, старшее звено
Продолжить:
1. Выявление детей льготных категорий.
2. Составить письма в УО о включении этих детей в списки для организации летнего отдыха в санаториях и лагерях, в службу социальной защиты населения о выделении помощи нуждающимся семьям.
3. Оказывать психолого-педагогическую помощь молодым родителям, родителям, разведённым или находящимся в состоянии развода.
4. Своевременно оказать социальную помощь и поддержку учащимся из социально-незащищённой категории.
Директора школы И. Вялова
Социальный педагог Л. Вечная
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.