МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Истории, управления и сервиса
Направление подготовки «Педагогическое образование»
Профиль «История и краеведение
Отделение очное
Студент(ка) Качалкин Артем Алексеевич
Зав. кафедрой _______________кин доц, Никандров Александр Юрьевич
(подпись)
Декан ___________________ кин, доц. Соза Лилия Нисоновна
(подпись)
«___» __________ 20_24__г.
Тема: Общий анализ экономического развития стран антигитлеровской коалиции и стран «оси» после 2 мировой войны.
Научная статья
Руководитель ________________ Кэн, доц. Максимова Юлия Юрьевна
(подпись)
Рецензент_________________
Коломна 2024 г.
Содержание.
1.Экономическое развитие США, Великобритании Франции после 2 мировой войны.
2.Особенности восстановления советской экономике и стран восточной Европы в послевоенные годы.
3.Особенности экономического развития Западной Германии, Италии и Японии в начале 2 половине двадцатого столетия.
4.Выводы, заключение
1.Экономическое развитие США, Великобритании Франции после 2 мировой войны.
Вторая мировая война стала серьезным ударом в том числе и по экономике западных стран. Особенно пострадали страны континентальной Европы, на территории которых велись боевые действия, в том числе регулярно подвергавшаяся бомбардировкам Германия, к концу войны лежавшая в руинах. США, как и в Первую мировую войну, пострадали меньше других: на их территории (за исключением владений в Тихоокеанском регионе) не велось боевых действий, а национальную экономику стимулировала активно функционировавшая тяжелая промышленность, обеспечивавшая поставками союзников США. После войны первоочередными задачами для западных стран было восстановление разрушенной инфраструктуры и промышленных объектов, а также реконверсия экономики, то есть ее перевод с военных рельсов на производство продукции мирного времени. США, чья экономика пострадала от войны в меньшей степени, в конце 1940-х годов запустили программу предоставления финансовой помощи странам Европы, получившая название плана Маршалла. План Маршалла во многом способствовал скорейшему восстановлению экономик западных стран (например, Великобритании, Франции, ФРГ) и их последующему активному росту. Вместе с тем план Маршалла отчасти ставил европейские страны в политическую зависимость от США: так, условием получения помощи было выведение коммунистов из состава правительств, план налагал запреты на торговлю со странами Восточного блока. Также план Маршалла критикуется в связи с тем, что он в определенной степени превратил западноевропейские страны в рынок сбыта американских товаров, лишив их экономической самостоятельности.
Послевоенное развитие мировой экономики можно разделить на два основных этапа. Первый начался после окончания второй мировой войны и продолжался до 70-х годов. Развитые страны восстановили свои хозяйства после войны и вышли на траекторию устойчивого роста. Экономические теории, взятые на вооружение правительствами, были близки по духу идеям Д.М. Кейнса. В США и Западной Европе в 60-е годы процветала идеология «общества всеобщего благосостояния». Прохождение страной такого этапа в настоящее время считается совершенно необходимым, чтобы страна могла в дальнейшем воспринять идеи постиндустриального общества. В июле 1944 г. в американском городке Бреттон-Вудс состоялась конференция 44 стран, на которой были определены не только основные черты послевоенного экономического устройства, но и расстановка сил в мировом хозяйстве. На этой конференции Англия прощалась со своим статусом мирового лидера, сохранявшимся за ней два столетия. В Бретгон-Вудсе было решено, что в послевоенный период будет действовать завуалированный золотой стандарт. Мировыми деньгами оставалось золото, а в качестве расчетного средства могла использоваться валюта отдельных государств, которая в таком случае должна была быть обеспечена золотом. Формально любая страна могла предложить свою валюту в качестве мировых денег, но реально на это решились только две – США и Великобритания. Однако, когда после войны Великобритания попыталась на практике осуществить привязку своей валюты к золоту, ее золотые запасы стали стремительно истощаться, поскольку остальные страны стали менять фунты на золото. Через несколько месяцев после начала этого эксперимента Великобритания отказалась поддерживать фунт и в мире осталась одна резервная валюта – доллар, который был привязан к золоту в пропорции: 1 тройская унция = 35 долл. Остальные же страны должны были поддерживать курс своих валют фиксированным по отношению к доллару.
Во Франции же первые месяцы после освобождения объем промышленной продукции составлял всего 38%, а сельскохозяйственной — 60% от довоенного уровня. Машинный парк был старым и изношенным, так как давно не обновлялся. В стране бушевала инфляция: объем бумажных денег в 1945 году превышал соответствующий показатель 1938 года в шесть раз. Резко упал жизненный уровень населения. У Франции накопились огромные внешние долги, а значит, были подорваны ее позиции мирового ростовщика. Объем заграничных капиталовложений по сравнению с довоенными показателями сократился наполовину, а по сравнению с 1913 годом — в 10 раз. Сильный удар по французским капиталовложениям нанесла национализация, проведенная после Второй мировой войны в странах Восточной Европы, которые попали в число так называемых стран народной демократии.
Сразу после освобождения от немецкой оккупации перед Францией встали сложнейшие задачи, главной из них было преодоление экономической разрухи. Самые острые разногласия в правительстве были связаны с разработкой решений по финансово-экономическим проблемам. В частности, министр экономики радикал Пьер Мендес-Франс предлагал «заморозить» заработную плату и цены, блокировать банковские счета, провести обмен денежных банкнот, и все это — с целью снижения масштабов инфляции. Министр финансов Рене Плевен пытался спасти высокие прибыли, которые получали крупные корпорации в годы войны на выполнении военных заказов. Для этого он предлагал выпустить внутренний заем на огромную сумму. Очень острая политическая борьба развернулась вокруг национализации промышленности. Под давлением левых сил в стране была проведена массовая национализация (1945–1947), в ходе которой предприятия угольной, газовой, авиационной, автомобильной отраслей.
Машиностроительные заводы фирмы «Рено», а также предприятия морского судоходства, авиатранспорта и др. передавались в руки государства. В целом национализацией было охвачено около 20% производственных мощностей страны. Были созданы государственные компании «Газ де Франс», «Электрисите де Франс», «Шарбоннаж де Франс». Под контроль государства перешли пять крупнейших банков (в том числе Банк Франции), сберегательные кассы, некоторые страховые компании.
2.Особенности восстановления советской экономике и стран восточной Европы в послевоенные годы.
Главной экономической целью в первые послевоенные годы стало восстановление разрушенного народного хозяйства. Подобную по масштабам задачу СССР уже приходилось решать — в первой половине 1920-х гг. после окончания Первой мировой и Гражданской войн. Но во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг. условия развития хозяйства были иными. К концу 1930-х гг. СССР превратился в индустриальную державу с хорошо развитой тяжёлой промышленностью. Война нанесла тяжкий урон экономике страны, но не уничтожила её. Промышленный потенциал восточных регионов даже вырос. Таким образом, для проведения восстановительных работ был прочный фундамент. Экономическая модель, основанная на строгой централизации управления и директивном (жёстко обязательном для исполнения) планировании, отвечала задачам послевоенного развития. Повышение экономических стимулов, самостоятельности руководителей предприятий в принятии управленческих решений повышало эффективность производства. Но все попытки перемен разбивались об идеологические установки. Бюрократизация системы управления экономикой в послевоенный период лишь нарастала. Число министерств, государственных комитетов и других ведомств только в промышленности увеличилось с 25 в 1945 г. до 34 в 1947 г., а число сотрудников этих организаций выросло в несколько раз.
Ещё одной особенностью, в сравнении с первой половиной 1920-х гг., стала ориентация на первоочередное восстановление тяжёлой промышленности. Лёгкая промышленность и сельское хозяйство финансировались по остаточному принципу. Во многом это было вызвано начавшейся холодной войной — глобальным противостоянием с Западом. Фундаментом военной мощи страны была именно тяжёлая промышленность. Гонка вооружений «съедала» колоссальные средства. В США стоимость производства одной атомной бомбы оценивали в 2 млн долларов. В Советском Союзе подобные сведения были засекречены, но вряд ли сильно отличались. Всего, по оценкам специалистов, на военные расходы в СССР в конце 1940-х гг. шло около четверти национального дохода страны. В таком размере они могли осуществляться только за счёт и в ущерб другим отраслям хозяйства. Кроме того, СССР оказывал значительную помощь странам Восточной Европы, которые оказались после войны в зоне советского влияния и проводили социалистические преобразования. Это выражалось в поставках продовольствия, в том числе в 1946 г., когда многие регионы Советского Союза поразила засуха. Также оказывалась помощь в восстановлении промышленных объектов, разрушенных во время войны. Как и в 1920-е гг., СССР не мог рассчитывать на иностранные кредиты для финансирования восстановительных работ. В 1946 г. рассматривался вопрос о распространении на Советский Союз американского плана Маршалла. Но обе стороны понимали нереальность осуществления этой идеи. Отношения между СССР и США резко обострились. Средства на восстановление экономики шли преимущественно из внутренних источников. Важную роль в пополнении государственного бюджета сыграли займы денежных средств у населения. В 1946 г. были выпущены облигации государственного заёма на восстановление и развитие народного хозяйства, в 1947–1948 гг. состоялись ещё два их выпуска.
Подписка на займы формально была добровольной, но в тоже время активное участие в этом финансовом мероприятии было показателем лояльности режиму. Поэтому нередкими были случаи, когда целые коллективы покупали облигации государственного займа на сумму месячного заработка. В итоге были мобилизованы значительные средства: в 1948 г. на долю займов приходилось 24% доходов государственного бюджета, в 1952 г. — 42%. До 1955 г. на восстановительных работах, особенно на строительстве жилья в разрушенных городах широко использовался труд военнопленных: это тоже были своеобразные репарации — рабочей силой. Несмотря на то, что репарации были значительными по объёму, они компенсировали очень небольшую долю понесённых во время войны потерь. Кроме того, в январе 1950 г. правительство СССР приняло решение сократить репарационные выплаты с ГДР наполовину. В собственность этого нового германского государства было передано более 99 тыс. промышленных предприятий, ранее принадлежавших нацистским преступникам. 23 июня 1945 г. был принят «Закон о демобилизации старших возрастов личного состава Действующей Армии». К мирной жизни до начала 1948 г. вернулось около 8,5 млн военнослужащих, августе 1945 г. началась разработка четвёртого пятилетнего плана. Среди его разработчиков велась острая дискуссия о путях развития народного хозяйства страны после войны. Николай Алексеевич Вознесенский (1903–1950), возглавлявший Государственный плановый комитет (Госплан), предложил смягчить методы руководства экономикой, дать больше самостоятельности руководителям предприятий. Он полагал, что нужно больше внимания уделять развитию лёгкой промышленности, чтобы значительно увеличить производство товаров для населения. Поднимался вопрос и о реформах в сельском хозяйстве: реорганизации неэффективных колхозов и разрешении мелких частных крестьянских хозяйств.
Однако победила иная точка зрения — возврат к экономической модели, которая сложилась в 1930-е гг. Это означало признание приоритетным развитие тяжёлой и военной промышленности. Первую очередь средства выделялись на восстановление металлургических предприятий и топливно-энергетической отрасли. Уже в 1947 г. начали вновь давать продукцию «Запорожсталь» и «Азовсталь», угольные шахты Донбасса, обогатительные фабрики Криворожского железорудного и Никопольского марганцевого бассейнов, в 1950 г. в полную мощь заработал Днепрогэс. Важно отметить что важной задачей советского правительства было возвращение экономике к мирной жизни, переход на мирные рельсы, стоит особо отметить что, отличая от капиталистических стран в нашей стране он прошёл весьма безболезненно и с минимальными потерями.[1]
3.Особенности экономического развития Западной Германии, Италии и Японии в начале 2 половине двадцатого столетия.
В мае 1949 г. на территории американской, английской и французской зон оккупации было образовано парламентское федеративное государство со столицей в Бонне — Федеративная Республика Германия, объединявшая территории Западной Германии. Ведущая роль в осуществлении политического курса по Конституции принадлежит правительству во главе с канцлером, а не президенту. Уже первые выборы в августе 1949 г. показали, что ведущие политические позиции в стране принадлежат блоку ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз и Христианско-социальный союз) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии). Эти политические силы набрали соответственно 31 и 29,2% голосов в бундестаге.
1960-е гг. западногерманская экономика развивалась так же успешно, хотя темпы экономического роста несколько снизились (5,4% в первой половине десятилетия). Интенсивно развивались нефтеперерабатывающая, химическая промышленность, электроника. Всё большую роль стали играть многонациональные корпорации. Доля ФРГ в промышленности западных стран возросла до 12,5%, это второе место в мире после США по экономическим показателям. Уже с 1950-х гг. ФРГ лидировала в мире по выпуску автомобилей и судов, теперь прибавилось лидерство по продуктам точной механики. По размеру экспорта товаров, запасам золота и иностранной валюты ФРГ была на втором месте в мире после США. До середины 1960-х гг. экономическое развитие Италии было успешным: темпы роста экономики составляли в среднем 5,7% в год (в Европе более высокие показатели были только в ФРГ). Италия превратилась из аграрно-индустриальной в развитую индустриальную страну. Этот экономический рывок называют «итальянским экономическим чудом». Важную роль в таком интенсивном развитии сыграли и внутренние, и внешние факторы, например, помощь США по плану Маршалла, либерализация мировой торговли, стабильное финансовое развитие мировой экономики, участие в интеграционных процессах Европы. Среди последних огромное значение в те годы имела высокая степень огосударствления экономики, сохранившаяся ещё с довоенных времен. Под контролем государства были все ведущие банки страны. Были созданы крупные государственные холдинги, некоторые из них превратились в гигантские предприятия с международным размахом. Для их деятельности были характерны крупные инвестиции, в том числе иностранные, использование новейших технологий и научных разработок, поддержание уровня занятости и квалификации своих работников, определённая независимость от правительства.
Правительство проводило реконструкцию экономики, методами налоговой и таможенной политики стимулировало развитие новейших отраслей. Быстрыми темпами развивались химическая промышленность, машиностроение, энергетика, была проведена модернизация чёрной металлургии. Центры крупной промышленности сосредоточились в основном на северо-западе страны. На северо-востоке и в центральных районах интенсивно развивался мелкий и средний бизнес по производству обуви, текстиля, керамики. Общий объём промышленного производства в Италии за 1950–1963 гг. вырос в 2,5–3 раза. Италия вошла в десятку ведущих промышленных стран мира.
В Японии Экономические реформы не дали немедленного положительного результата, ситуация в стране была весьма тяжёлой: объём производства в 1948 г. составлял лишь около 52% от довоенного уровня, высокими были темпы инфляции. «Спасением» для японской экономики стал приход к власти в Китае коммунистического правительства и война в Корее (1950–1953). Если раньше США воспринимали Японию как основного соперника в тихоокеанском регионе, то в условиях «холодной войны» она превратилась в главного союзника. Япония получила значительную финансовую помощь от США — более 2200 млн долларов. Она становилась тыловой базой американских войск в Корее, что вызвало настоящий экономический бум в стране. Согласно американской политике «обратного курса», Япония должна была превратиться в «мастерскую Азии». Политика «обратного курса» — политика США в 1947–1951 гг., направленная на восстановление и модернизацию японской экономики и превращение Японии в главного союзника США в Тихоокеанском регионе.
Американская
финансовая и экономическая помощь, отсутствие военных расходов стали важными
причинами быстрого экономического роста Японии, который начался в середине
1950-х гг. Важными, но не единственными.
Существенным фактором развития стало также активное государственное
регулирование экономических и социальных отношений. В той или иной форме в
послевоенный период оно осуществлялось во всех странах. Государство
организовало централизованное планирование экономического развития. Но это
происходило совсем не так, как в командных экономиках. Парламент и
правительство в разработке планов участия не принимали. Для этого был создан
специальный орган — Управление экономического планирования. В него входили
представители промышленных корпораций и финансовых групп. Общегосударственные
планы определяли темпы роста экономики, а отраслевые — «слабые» места, которые
нуждались в государственной поддержке. Поощрялось
увеличение капиталовложений. Инвестиции в производство составлял около трети
валового национального продукта, то есть совокупных доходов страны.
Значительная их часть приходилась на банковские кредиты, низкие процентные
ставки на которые поддерживались политикой центрального Банка Японии. Ещё
одной причиной быстрого экономического роста стала более высокая степень
эксплуатации наёмных работников. Их зарплата до конца 1960-х гг. была
значительно ниже, чем в западных странах. Например, американские рабочие схожей
специальности зарабатывали в месяц в 3–5 раз больше, чем японские. Свою
роль сыграла и так называемая «пожизненная система» найма. Зарплата только что
принятого в компанию работника очень низка. Ежегодно она увеличивается, при
этом удлиняется отпуск, добавляются другие социальные блага, растёт
потенциальная пенсия.
Перейдя на другое предприятие, работник начнёт с самых низких ступеней, независимо от уровня своего профессионализма. В таких условиях сотрудники заинтересованы и в сохранении рабочего места, и в процветании компании, что способствует росту производительности труда. Все эти причины привели к очень высоким темпам роста японской экономики в 1950–1970-х гг. В среднем они составляли более 15% в год, и получили название «экономическое чудо» .
4.Выводы, заключение
Исходя из проделанной работы можно сделать вывод что вторая половина двадцатого столетия дала большой импульс к экономическому развитию и восстановлению народному хозяйству ведущих стран мира входивших как в блок «оси», так и в антигитлеровскую коалицию. Благодаря чему на мировую арену вышли две сверхдержавы СССР и США на которую пришёлся минимальный ущерб военных действий и общий виток подъёма экономике благодаря чему США смогли поставить многие страны в сферу своего влияния. Но советское правительство благодаря правильному распределению сил и жесткой командно- административной системе смогло полностью восстановить и увеличить как свою экономику, так и народное хозяйство создать условия для помощи дружественным странам и для конкуренции с США поставив в, не допустив жесткого закабалении и эксплуатации рабочего и крестьянского класса к чему прибегали развитые капиталистические страны в том числе США. Великобритания, Япония и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
[1] История коммунистической партии СССР Москва издательство политической литературы 1982г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.