Анализ стихотворения С.Есенина "Край ты мой заброшенный"
Оценка 4.7

Анализ стихотворения С.Есенина "Край ты мой заброшенный"

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
русская литература
29.03.2020
Анализ стихотворения С.Есенина "Край ты мой заброшенный"
Урок литературы в 8 классе с использованием приема интеллект -карт
Разработка УРОКА.doc с применением интеллект -карты.doc

 Урок литературы в 8 классе с использованием методики составления интеллектуальной карты темы.

 Тема: Образ России в стихотворении С.Есенина « Край ты мой заброшенный»

Цель: Познакомить со своеобразием лирики Есенина, посмотреть, как раскрывается тема родины в этом стихотворении..

Задачи: Через последовательность этапов урока прийти к раскрытию основной темы творчества С.Есенина, пониманию его художественного мира, дать возможность прикоснуться к прекрасному.

Оборудование и материалы: учебник литературы под редакцией Коровиной В.Я., компьютер, компьютерная презентация «Образ России в стихотворении С.Есенина «Край ты мой заброшенный», ноутбуки, смартфоны с выходом в Интернет

Ход урока

I.  Вступительное слово.

На предыдущем уроке мы говорили о стихотворении А.Блока «Россия», сегодня  мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Край ты мой заброшенный», в котором тоже  говорится о России, сравним  эти произведения и определим, что в них общего и чем они отличаются.

    А общего у них много:

- во-первых, Есенин и Блок - современники, Блок всего лишь на 15 лет старше Есенина.

- во-вторых, они соотечественники, что очень важно; они могут писать об одном и том же и понимать друг друга.

- в-третьих, они ушли из жизни рано, с разницей 4 года.

- в-четвертых, свое стихотворение Блок написал в 1908 году, Есенин в 1914, в этом же году он вошел в литературу с благословления Блока. Направляя Есенина в литературу, Блок писал:

 « Я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий  и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».

Действительно, литературный путь Есенина был не из легких, об этом мы поговорим в 11 классе, а сейчас вернемся к теме урока.

II. Тема родины в стихотворении Есенина.

Создание  интеллект –карты.

Алгоритм работы:

1.Вставьте в центр листа изображение. Это центральная идея  (Россия).

2. Понятие слова «Россия»- ключевые слова. Это  родина, страна, береза, природа, родители, любовь ,территория.

3.Ассоциации с понятиями.

Родина – большая и малая, деревня, город, родители.

Природа – береза, территория, поле, река, озеро.

Страна – государство, Отечество.

Любовь – животные, люди, пейзажи.

4.Подбираем слова или словосочетания из стихотворения «Край ты мой заброшенный…» к ключевым словам:

Родина – «Край ты мой заброшенный…»

Природа – «Сенокос некошеный, лес да монастырь…»

Страна – «Избы забоченились»,

Любовь – «Как метель, черемуха», «Жисть твоя и быль…».

5.Рисуем ветви идеи по количеству ассоциативных рядов.

6. На каждую ветвь подбираем иллюстрацию к ключевому слову- примеру из текста

7.В каждой ветви рисуем подветвь – вывод

8.Составляем рассказ – рассуждение о главной идее стихотворения

 

Вывод – рассуждение (пример):стихотворение о самой любимой теме С.Есенина -  Руси… И, конечно же, о себе, о том, что больше всего волнует, о своих чувствах, надеждах, любви.

Автор глубоко переживает, что его любимая деревня, которая является олицетворением родины, привольно раскинувшаяся  по правому высокому холмистому берегу Оки, бедная: избы подбоченились, сенокосы нетронутые.  Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески , прекрасная черемуха под самым окном.. Все это очень любит поэт,но признает тот факт , что реальность такова, что нет гармонии между природой и жизнью человека.

III. Выразительное чтение стихотворения .Анализ

Предлагаю разделить лист на две колонки: 1- этапы анализа, 2 – результат анализа.

Тема стихотворения.        

По тематике лирические произведения делятся на философские, любовные, пейзажные, патриотические, политические, это стихотворение относится к ?.. пейзажной лирике. Почему? Поэт словом рисует родной край. У Есенина в пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение. Как поэт относится к родному краю?

Композиция.

Стихотворение состоит из пяти строф, вид строфы – катрен, композиционно его можно разделить на три части:

- тезис (Край заброшенный)

- описание родного края

- сказ

 Лексика.

1.Разбор непонятных слов:

Гать – настил из бревен или хвороста для прохода через тонкое место,  риза -  облачение, одежда, церковное одеяние;  стропила – опора для устройства кровли, два бруса; окропить – слегка обрызгивать; сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; прутник – ива, ковыль – степной злак,  избы забоченились, крыши запенились.

       3. Слова-символы

Это слова, которые в художественной речи выполняют особую функцию.

Заря – божественное явление, символ обновления и чистоты, света и благополучия. Борется с тьмою и темным силами, воспринималась, как смена тьмы светом, как знак вечного круговорота жизни.

Ветер – глубоко почитаемый у древних славян образ, стоит в одном ряду с чертом, лешим водяным, обладает огромной силой, разрушая все на своем пути, поэтому к нему можно обратиться за помощью, ему любая задача под силу.

Черемуха – невеста в белом, символ чистоты, божественности.

Ива – символ печали.

Ворон – символ несчастья, смерти, нечистая и зловещая птица. Примета: если бьет в окно, значит путник или кто-то в доме, или на селе умрет.

В гармонию мира врывается черный ворон, птица несчастья, смерти, и он не один – их много, и бьют они без промаха. Значит, неспокойно в этом мире: он зыбок, хрупок, значит, может рухнуть деревенский,  крестьянский уклад жизни.                                                                          (Слайд №6)

4. Церковная лексика.

Риза: природа у Есенина как бы участвует в богослужении, она напоминает храм, приобретает ангельский облик, участвует в богослужении и становится  предметом поклонения.

В стихе Есенина сочетается и религиозная лексика, и диалектные слова, и разговорная лексика -  жисть                                                             

Звукопись. Цветовая семантика.

Ранние стихотворения Есенина полны звуков, запахов, красок.

1.Запахи.

Найти слова, передающие запах деревенского мира: преет солома на крышах, ветер разносит терпкий аромат черемухи, пахнет ковыль.

2. Найти слова, передающие звуки: вороны бьют крылом в окно ,шум ветвей черемухи ,шепот ковыля.

    - прочитайте третью строфу стихотворения, найдите звуковой прием, используемый поэтом.

Это аллитерация. Свистящие звуки в третьей строфе дают выразительный звукописный образ бескрайних русских просторов.

3. Цветовая семантика.

Цветовые слова:  лес, сенокос, заревая гать, вечер – сизый, золотой, черный, зеленый, темный.

Словесная живопись – характерная особенность есенинского творчества. Поэт обращается к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, темные тона вечера.

Эпитеты – заброшенный край, заревая гать;

           олицетворения – черемуха машет,  ковыль шепчет;

            метафора -  рукав черемухи, заревая гать;

           стилистические тропы: анафора –   Край ты мой заброшенный

                                                            Край ты мой пустырь;

           инверсия – сенокос некошеный, плесень сизая, заброшенный край;

           сравнение – как метель, черемуха машет рукавом

            риторический вопрос – Уж не сказ ли в прутнике…нашептал ковыль?

Использование этих приемов  в стихотворении оправдано: природа – полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления. Иными словами, природа у Есенина

 «опоэтизирована». «Опоэтизировано все: звезды, крапива, береза, зори. Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира поэта. До Есенина такого взгляда на природу не было в мировой поэзии.

Рифма.

Перекрестная, дактилическая, мужская, бедная, точная, простая

Синтаксис.

Обилие простых предложений: назывные, восклицательные, вопросительные, множество

предложений с обращениями.

Еще один ведущий образ творчества Есенина - крестьянская изба. Это не только жилище. Это целая вселенная. Дом, где все взаимосвязано: семья, мать, отец, дети, дед, бабушка. Человек – часть всего живого: деревьев, птиц, растений, животных. Его видение мира – от микромира деревенской жизни до исторической судьбы России.

До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых ее шагов принадлежал

Родине вечной.

IY.  Рефлексия.

 - что нового узнали о стихотворении при совместном анализе?

- что показалось неожиданным, интересным?

- заинтересовала ли вас лирика Есенина?

Y. Домашнее задание. Пользуясь алгоритмом анализа стихотворения С.Есенина, составить интеллект –карту стихотворения А.Блока «Россия


Урок литературы в 8 классе с использованием методики составления интеллектуальной карты темы

Урок литературы в 8 классе с использованием методики составления интеллектуальной карты темы

В каждой ветви рисуем подветвь – вывод 8

В каждой ветви рисуем подветвь – вывод 8

Звукопись. Цветовая семантика

Звукопись. Цветовая семантика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2020