Урок литературы в 8 классе с использованием методики составления интеллектуальной карты темы.
Тема: Образ России в стихотворении С.Есенина « Край ты мой заброшенный»
Цель: Познакомить со своеобразием лирики Есенина, посмотреть, как раскрывается тема родины в этом стихотворении..
Задачи: Через последовательность этапов урока прийти к раскрытию основной темы творчества С.Есенина, пониманию его художественного мира, дать возможность прикоснуться к прекрасному.
Оборудование и материалы: учебник литературы под редакцией Коровиной В.Я., компьютер, компьютерная презентация «Образ России в стихотворении С.Есенина «Край ты мой заброшенный», ноутбуки, смартфоны с выходом в Интернет
Ход урока
I. Вступительное слово.
На предыдущем уроке мы говорили о стихотворении А.Блока «Россия», сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Край ты мой заброшенный», в котором тоже говорится о России, сравним эти произведения и определим, что в них общего и чем они отличаются.
А общего у них много:
- во-первых, Есенин и Блок - современники, Блок всего лишь на 15 лет старше Есенина.
- во-вторых, они соотечественники, что очень важно; они могут писать об одном и том же и понимать друг друга.
- в-третьих, они ушли из жизни рано, с разницей 4 года.
- в-четвертых, свое стихотворение Блок написал в 1908 году, Есенин в 1914, в этом же году он вошел в литературу с благословления Блока. Направляя Есенина в литературу, Блок писал:
« Я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее».
Действительно, литературный путь Есенина был не из легких, об этом мы поговорим в 11 классе, а сейчас вернемся к теме урока.
II. Тема родины в стихотворении Есенина.
Создание интеллект –карты.
Алгоритм работы:
1.Вставьте в центр листа изображение. Это центральная идея (Россия).
2. Понятие слова «Россия»- ключевые слова. Это родина, страна, береза, природа, родители, любовь ,территория.
3.Ассоциации с понятиями.
Родина – большая и малая, деревня, город, родители.
Природа – береза, территория, поле, река, озеро.
Страна – государство, Отечество.
Любовь – животные, люди, пейзажи.
4.Подбираем слова или словосочетания из стихотворения «Край ты мой заброшенный…» к ключевым словам:
Родина – «Край ты мой заброшенный…»
Природа – «Сенокос некошеный, лес да монастырь…»
Страна – «Избы забоченились»,
Любовь – «Как метель, черемуха», «Жисть твоя и быль…».
5.Рисуем ветви идеи по количеству ассоциативных рядов.
6. На каждую ветвь подбираем иллюстрацию к ключевому слову- примеру из текста
7.В каждой ветви рисуем подветвь – вывод
8.Составляем рассказ – рассуждение о главной идее стихотворения
Вывод – рассуждение (пример):стихотворение о самой любимой теме С.Есенина - Руси… И, конечно же, о себе, о том, что больше всего волнует, о своих чувствах, надеждах, любви.
Автор глубоко переживает, что его любимая деревня, которая является олицетворением родины, привольно раскинувшаяся по правому высокому холмистому берегу Оки, бедная: избы подбоченились, сенокосы нетронутые. Взору открывается необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески , прекрасная черемуха под самым окном.. Все это очень любит поэт,но признает тот факт , что реальность такова, что нет гармонии между природой и жизнью человека.
III. Выразительное чтение стихотворения .Анализ
Предлагаю разделить лист на две колонки: 1- этапы анализа, 2 – результат анализа.
Тема стихотворения.
По тематике лирические произведения делятся на философские, любовные, пейзажные, патриотические, политические, это стихотворение относится к ?.. пейзажной лирике. Почему? Поэт словом рисует родной край. У Есенина в пейзаже всегда выражена авторская оценка, чувство, отношение. Как поэт относится к родному краю?
Композиция.
Стихотворение состоит из пяти строф, вид строфы – катрен, композиционно его можно разделить на три части:
- тезис (Край заброшенный)
- описание родного края
- сказ
Лексика.
1.Разбор непонятных слов:
Гать – настил из бревен или хвороста для прохода через тонкое место, риза - облачение, одежда, церковное одеяние; стропила – опора для устройства кровли, два бруса; окропить – слегка обрызгивать; сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; прутник – ива, ковыль – степной злак, избы забоченились, крыши запенились.
3. Слова-символы
Это слова, которые в художественной речи выполняют особую функцию.
Заря – божественное явление, символ обновления и чистоты, света и благополучия. Борется с тьмою и темным силами, воспринималась, как смена тьмы светом, как знак вечного круговорота жизни.
Ветер – глубоко почитаемый у древних славян образ, стоит в одном ряду с чертом, лешим водяным, обладает огромной силой, разрушая все на своем пути, поэтому к нему можно обратиться за помощью, ему любая задача под силу.
Черемуха – невеста в белом, символ чистоты, божественности.
Ива – символ печали.
Ворон – символ несчастья, смерти, нечистая и зловещая птица. Примета: если бьет в окно, значит путник или кто-то в доме, или на селе умрет.
В гармонию мира врывается черный ворон, птица несчастья, смерти, и он не один – их много, и бьют они без промаха. Значит, неспокойно в этом мире: он зыбок, хрупок, значит, может рухнуть деревенский, крестьянский уклад жизни. (Слайд №6)
4. Церковная лексика.
Риза: природа у Есенина как бы участвует в богослужении, она напоминает храм, приобретает ангельский облик, участвует в богослужении и становится предметом поклонения.
В стихе Есенина сочетается и религиозная лексика, и диалектные слова, и разговорная лексика - жисть
Звукопись. Цветовая семантика.
Ранние стихотворения Есенина полны звуков, запахов, красок.
1.Запахи.
Найти слова, передающие запах деревенского мира: преет солома на крышах, ветер разносит терпкий аромат черемухи, пахнет ковыль.
2. Найти слова, передающие звуки: вороны бьют крылом в окно ,шум ветвей черемухи ,шепот ковыля.
- прочитайте третью строфу стихотворения, найдите звуковой прием, используемый поэтом.
Это аллитерация. Свистящие звуки в третьей строфе дают выразительный звукописный образ бескрайних русских просторов.
3. Цветовая семантика.
Цветовые слова: лес, сенокос, заревая гать, вечер – сизый, золотой, черный, зеленый, темный.
Словесная живопись – характерная особенность есенинского творчества. Поэт обращается к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, темные тона вечера.
Эпитеты – заброшенный край, заревая гать;
олицетворения – черемуха машет, ковыль шепчет;
метафора - рукав черемухи, заревая гать;
стилистические тропы: анафора – Край ты мой заброшенный
Край ты мой пустырь;
инверсия – сенокос некошеный, плесень сизая, заброшенный край;
сравнение – как метель, черемуха машет рукавом
риторический вопрос – Уж не сказ ли в прутнике…нашептал ковыль?
Использование этих приемов в стихотворении оправдано: природа – полноправный герой в лирике Есенина, это предмет восторга и изумления. Иными словами, природа у Есенина
«опоэтизирована». «Опоэтизировано все: звезды, крапива, береза, зори. Одушевленность природы – одна из главных черт поэтического мира поэта. До Есенина такого взгляда на природу не было в мировой поэзии.
Рифма.
Перекрестная, дактилическая, мужская, бедная, точная, простая
Синтаксис.
Обилие простых предложений: назывные, восклицательные, вопросительные, множество
предложений с обращениями.
Еще один ведущий образ творчества Есенина - крестьянская изба. Это не только жилище. Это целая вселенная. Дом, где все взаимосвязано: семья, мать, отец, дети, дед, бабушка. Человек – часть всего живого: деревьев, птиц, растений, животных. Его видение мира – от микромира деревенской жизни до исторической судьбы России.
До последнего вздоха поэт любил свою малую родину, но с первых ее шагов принадлежал
Родине вечной.
IY. Рефлексия.
- что нового узнали о стихотворении при совместном анализе?
- что показалось неожиданным, интересным?
- заинтересовала ли вас лирика Есенина?
Y. Домашнее задание. Пользуясь алгоритмом анализа стихотворения С.Есенина, составить интеллект –карту стихотворения А.Блока «Россия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.