Анализ типичных ошибок.
Оценка 4.9

Анализ типичных ошибок.

Оценка 4.9
doc
24.01.2020
Анализ типичных ошибок.
Анализ типичных ошибок.doc

Учитель-логопед МОУ СОШ 32

г. Комсомольск-на-Амуре

 

Анализ типичных ошибок логопеда, начинающего   работу с «неговорящим» ребенком.

(для учителей-логопедов ДОУ)

Тема развития устной речи у детей с ОНР I, I-II уровня является наиболее актуальной в среде логопедов, дефектологов и родителей, так в последние годы увеличилось количество детей в возрасте 3-4 лет с данным речевым заключением. В нашем городе из-за отсутствия логопедических групп младшего и среднего дошкольного возраста,  данная категория детей обучается и воспитывается в логопедических группах с 5 лет. Это приводит к большим трудностям в реализации задач логопедического воздействия  за два года вместо четырех положенных. Такая ситуация очень часто приводит  к недостаточности купирования речевого дефекта у ребенка до школы. Чтобы добиться максимального результата обучения детей с ОНР  I, I-II уровня в данных условиях, логопеду важно не допустить ряд ошибок.

1 ошибка логопеда: При выставлении речевого заключения детям до 3 лет писать – «общее недоразвитие речи I, I-II уровня». При выставлении речевого заключения «неговорящему» ребенку после 3 лет писать-  «моторная или сенсорная алалия».

         Для постановки речевого заключения и прогнозирования успеха работы логопед должен выяснить природу  «молчания» ребенка. Для изучения речевого расстройства следует опираться на принцип диагностики - комплексности (логопед должен выявить медицинский, психологический, педагогический аспект речевого нарушения через тщательное обследование ребенка неврологом, психиатром, психологом).

            В раннем возрасте (с 1г. до 3 лет) «неговорящему» ребенку ставится речевое заключение – задержка речевого развития (ЗРР)

        Общее недоразвитие речи I, I-II уровня ставиться ребенку, если глубокая ЗРР, выставленная до 3 лет не преодолена.   

      Клиническое разнообразие проявления ОНР можно разделить на 3 группы:

  1группа. Задержка речевого развития у детей или ОНР I-II уровня связаны  с задержанным созреванием третичных полей анализаторов при сохранных первичных зонах речедвигательного и речеслухового анализатора. У ребенка нет выраженных нарушений нервно-психической деятельности.

            Данная ЗРР может быть вызвана социальными причинами: воспитание ребенка глухими взрослыми, пребывание ребенка в асоциальных условиях, а также  физической ослабленностью ребенка, частыми заболеваниями, инфекциями, недоношенностью.

2 группа. Задержка созревания третичных полей анализаторов может быть в свою очередь связана с замедленным созреванием мозговых структур или негрубым их повреждением в следствии воздействия неблагоприятных факторов в перинатальный период. У детей наблюдается ярко выраженная неврологическая симптоматика, связанная 

  -с замедленным созреванием структур левого полушария, в первую очередь лобной и теменной областей, а также внутриполушарных и межполушарных связей. Ребенок как бы оказывается на более ранней ступени развития эмоционально-волевой сферы (синдром психического инфантилизма). Эмоционально-волевая незрелость (повышенная внушаемость, беспечность и т.д.) сочетается с негрубыми нарушениями познавательной деятельности, повышенной истощаемостью активного внимания, недоразвитием  речи;

         -с нарушением мозговой деятельности, чаще всего при гипертензионно- гидроцефальном синдроме, церебрастенический синдроме, которые характеризуются низкой устойчивостью нервной системы к умственной и физической нагрузке, у детей задерживается речевая активность;

          -с задержкой в созревании структур мозга, отвечающих за произвольность поведения (гипердинамический синдром). У детей наблюдается двигательная расторможенность, повышенная возбудимость, обилие лишних движений.  Они плохо подчиняются требованиям дисциплины, у них возникают проблемы в общении, что в свою очередь ведет к ЗРР.

          -с легкими и средней степени тяжести геми-, -монопарезами, изменением мышечного тонуса, легких и средней степени тяжести парезов в периферическом отделе речедвигательного анализатора и т.д. (синдром двигательных расстройств у детей).  

       Нередко возможно сочетание у ребенка двух или всех вышеназванных синдромов.

        3 группа. Во всех остальных случаях общее недоразвитие речи I, I-II уровня является признаком грубого органического поражения определенных отделов (центральных, проводниковых) центральной нервной системы в перинатальном периоде (ОНР в следствии у детей с моторной алалии, анартрии, нарушения зрения, слуха).

      

2 ошибка: Формирование речи лучше начинать с 5 лет.

-Специальными исследованиями неврологов, физиологов показано, что для развития анализаторов большое значение имеет непрерывный поток импульсации с рецепторных полей. Если рецепторы долго не вводить в работу («не раздражать»), то может наступить «неккоректируемое» в последующем недоразвитие коркового центра. В нашем случае для создания нового речедвигательного и речеслухового анализатора у ребенка с поврежденной речевой функцией  требуется, как можно раньше начать работу, воздействуя на периферические рецепторы, для того, чтобы избежать невозможность коррекции речевых и неречевых процессов  в дальнейшем.

  -Согласно    концепции    Л С Выготского,    в формировании высших психических функций (ВПФ) речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль.  Выполняя функцию общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения. Чем раньше ребенок овладеет устной речью, тем больше у него шансов для развития психических функций, поведения.

 

3 ошибка: Формирование речи- единственное направление работы логопеда.

                   В тяжелых случаях не направить ребенка к дефектологу, психологу.

            -В каждом конкретном случае необходимо выяснить, в какой степени  пострадали  у ребёнка психические процессы и функции (память, внимание, мыслительные способности, эмоционально-волевая сфера и пр.), являются ли они первичными или вторичными в структуре речевого дефекта, поскольку их нарушение затрудняет работу над речью или даже делает её невозможной. Поэтому было бы неправильно проявлять заботу только о речи ребёнка, оставив без внимания при формировании речи все остальные симптомы: их наличие будет препятствовать и восстановлению речи. Таким образом, при устранении речевого расстройства важное значение имеет принцип логопедии  – выделение ведущего расстройства, осуществление комплексного воздействия на речевую и неречевую симптоматику в структуре дефекта.

           - Не менее важной  является работа по реализации принципа ориентированно- личностного подхода к ребенку

             Занятие должно иметь четкую коррекционно- образовательную (речевую), развивающую, воспитательную направленность.                   

4 ошибка: Работу по реализации новой образовательной задачи по формированию экспрессивной речи проводить на групповых занятиях.

           Работу над новой темой проводить на индивидуальных занятиях, что позволит:

реализовать все специальные дидактические принципы, которые способствуют эффективности решения, поставленных задач перед ребенком на занятии.  * Дидактические принципы см.ниже.                                    

 

5 ошибка:     Начинать работу с постановки трудных для произношения звуков.

Невыполнение  одного из принципов логопедической работы- онтогенетического принципа, предусматривающего осуществление логопедического воздействия с  учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе.

 

6 ошибка: Начинать работу без перспективного планирования

             Составленный логопедом перспективный план- это условие реализации принципа логопедической работы- принципа развития, согласно которому в работе необходимо выделять задачи, трудности, этапы, которые находятся  в «зоне ближайшего развития ребенка». Другими словами логопед должен четко знать, какие  знания и умения, навыки должен усвоить ребенок в данный период времени (здесь говориться о «зоне ближайшего развития ребенка»). Реализация перспективного планирования поможет логопеду в дальнейшем вывести ребенка на второй уровень развития («зону актуального развития»).

Опираясь на имеющиеся речевые навыки, ребенок сможет перейти к новому витку своего речевого развития.

 

7 ошибка: Все виды деятельности и направления работы по формированию устной речи  подчинять определенной лексической теме.

              Программа формирования экспрессивной речи должна идти в нескольких  направлениях:

1.Работа над звуком (изолированный звук, слог с вызванным звуком, слова с вызванным звуком);

2.Работа над слогом (прямые, обратные слоги, интерактивной позиции, переключение слогов с различной звуковой наполняемостью);

2.Работа над словом (здесь правильнее вести параллельную работу по накоплению и активизации словаря по лексической теме и работу над словом определенной слоговой структуры, над словами, относящиеся к разным частям речи и т.д);

3.Работа над простой фразой (в составе предложений предлагается бытовой словарь).

 

8 ошибка: Осуществлять логопедическую работу, не привлекая родителей.

                Воздействие на микросоциальное окружение важный принцип логопедической работы. Исключительную важность соблюдения этого принципа для успешного преодоления речевых расстройств трудно переоценить. Неправильный подход к ребёнку со стороны родителей или других находящихся в постоянном контакте с ним людей нередко приводит к появлению у него нарушений речи. Вполне понятно, что если в условиях уже начавшейся логопедической работы этот неправильный подход не будет изменён, то это не может не сказаться отрицательно на её результатах. По этой причине логопед обычно устанавливает тесный контакт с родителями и ведёт с ними необходимую разъяснительную работу. При правильном с их стороны подходе к ребёнку и помощи ему в деле усвоения еще недостаточно прочных навыков полноценной речи значительно сокращаются сроки логопедической работы, и повышается её общая эффективность.

 

9 ошибка: Не выполнение специальных дидактических принципов на логопедических занятиях.

- Принцип развития  динамичности восприятия должен реализовываться через использование заданий, речевого материала с постепенно нарастающей трудностью. Первые темы занятий с ребенком должны быть максимально приближены к окружающему его быту (Например, «Семья», «Игрушки», «Туалетные принадлежности» и т.д.). Речевой материал подбирается из двухсложных слов с открытыми слогами, включающими в свой фонетический состав дефектные для произношения ребенком звуки.      На данном этапе важно привлечь внимание ребенка к неосознанной ритмизации слова. Данная задача решается через такой прием, как отхлопывание ритмического рисунка слова  с помощью логопеда (логопед помогает ребенку говорить и одновременно хлопать). Не смотря на однотипность упражнений, ребенок начинает самостоятельно произносить ритмический рисунок слова, пропуская дефектные согласные, но произнося ударный гласный и последующий гласный (например, слово «Лиза», ребенок мог произнести, так «Иа», «Ита»).

-Принцип продуктивности  обработки информации состоит в том, чтобы обеспечить детям полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации на выполняемое ребенком задание, действие. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.

Основным способом реализации данного принципа являются:

-Метод- прямой помощи ребенку. Педагог, обращаясь к ребенку с вопросом, просьбой назвать предмет, действие, поручением, выполняет задание сам, тем самым, развивая у него «зону ближайшего развития». Данному методу при обучении ребенка с ОНР I-II уровня уделяется большое внимание, так как у данного контингента детей переход от получения базовых знаний и накопленных навыков к их активному применению в более усложненных ситуациях значительно затруднен.       

-Метод - дозированной поэтапной помощи детям. На начальном этапе обучения при произнесении первых форм слов ребенком логопед помогает начать говорить слово с помощью фенеритмического движения, сопряженным отхлопыванием и проговариванием слоговой структуры слова, затем  побуждает ребенка договаривать начатое им слово, далее закончить начатое предложение, строчку потешки, стихотворения с опорой на предмет или его изображение и т.д.

               -Принцип параллельного развития и коррекции высших психических функций и речи  реализуется через выполнение на занятиях заданий с опорой на несколько анализаторов, через включение специальных упражнений по развитию психических процессов и сенсомоторных функций.

 Системе таких упражнений в условиях коррекции и формирования лексико-грамматических детей придается особое значение. Например:

-на обогащение и активизацию словаря по теме «Игрушки», согласование существительных с прилагательным детям предлагается найти игрушки синего цвета, красного цвета, игрушки похожие на круг, игрушки похожие на квадрат, тем самым у детей развивается зрительное восприятие;

-на обогащение словаря по теме «Продукты питания», согласование существительных с прилагательными с детьми проводятся игры «Что в мешочках?», дети руками трогали крупяные изделия, «Язычок – лизунок», дети на вкус пробуют соленые, сладкие, горькие продукты, что способствует развитию тактильных, осязательных ощущений;

- Принцип обеспечения  мотивации к учению предполагает поддержание постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагается выполнить. Данный интерес достигается с помощью разнообразных игровых ситуаций: «Отправимся  в страну, где живут игрушки», «Будем помогать Петрушке», «Превращение в зверят»,  или путем создания в групповой комнате особой обстановки  (комната была похожа на лесную зимнюю поляну: под елкой притаилась лиса, в берлоге спал медведь, под кустиком спрятался заяц, в норке спал еж, за деревом прятался волк, на елочке сидела белка, роли животных выполняли сами дети), или проведением занятия с опорой на любимое дело ребенка (рисование изучаемых предметов в альбоме, изготовление предметов из бумаги).

Широко используется система поощрения, призов, развернутая положительная словесная оценка и т. п.

- Принцип концентрической системы изучения материала. Необходимо повторение известного и введение нового лексического, грамматического и т.д. материала. Благодаря данному принципу, дети с большими трудностями в усвоении материала постоянно возвращаются к раннее изученному, повторяют пройденное и показывают осмысленные знания на новом витке предлагаемого вновь грамматического материала.

 

 

 

 

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.

Анализ типичных ошибок.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2020