Анализ типичных ошибок по математике при подготовке к ОГЭ обучающихся с нарушением слуха
Ермилова Н.А.
учитель математики высшей категории
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 3 г. Энгельса»
Математика — одна из самых сложных школьных дисциплин, вызывающая трудности у многих обучающихся, т.к. требует понимания, практики и систематизированных знаний. Основная задача, которая стоит перед учителем в подготовки к ОГЭ это успешное её прохождение. Структура контрольно-измерительных материалов ОГЭ по математике за последние годы существенно изменилась. Начиная с 2014 года к модулю «алгебра», добавились модуль «геометрия» и модуль «реальная математика». Изменился характер проведения экзамена. Возросло количество заданий. Соответственно, значительно возрос объем повторяемого материала, включающего математику 5–6 классов, алгебру и геометрию, изменились требования к сдаче экзамена, возросли интеллектуальные и психологические нагрузки учащихся . Учитывая допущенные ошибки на пробном экзамене, мною разработан план занятий с обучающимися по отдельным темам с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика, а так же большое внимание уделяю основным направлениям, которые, на мой взгляд, обусловливаются предупреждением типичных ошибок и затруднений школьников в решении прототипов заданий основного государственного экзамена. Для успешной сдачи ОГЭ по математике важно:
1. Внимательное чтение условия задачи
Неправильно прочитанный вопрос естественно приводит к неправильному ответу. После получения ответа следует проверить, отвечает ли он на вопрос, поставленный в задаче. Реален ли полученный ответ с точки зрения здравого смысла? Может ли такая величина получиться в принципе? Не стоит спешить приступать к следующему заданию, пока не произведена простая логическая проверка предыдущего.
2. Устный счет
Надо признать, что с устным счетом у многих обучающихся не все в порядке, ведь все давно привыкли считать на калькуляторе. Избежать ошибок устного счета помогут внимательность и тренировка.
3. Знание основных формул и утверждений
Часто бывает так, что в ответственный момент самые элементарные вещи, такие как таблица умножения или определения синуса и косинуса, могут перепутаться в голове, и возникает обидная ошибка. Единственное, что поможет ее избежать - это сосредоточенность, потому как распознать и исправить эту ошибку бывает нелегко, ведь чаще всего мы уверены, что ошибиться в таких простых и элементарных вещах мы не могли.
4. Проверка ответа подстановкой
В случае, если задача допускает недолгое выполнение проверки подстановкой правильного значения, рекомендуется этим воспользоваться и уделить полминуты на теорему Пифагора или подстановку полученного корня в исходное уравнение.
5. Проверка черновика
Как ни странно, этот способ самоконтроля часто помогает обнаружить собственные вычислительные ошибки, особенно в спешке и при неряшливой записи в черновик. Потеря знака, неправильное извлечение корня.
Можно утверждать, что полученные учащимися баллы в большинстве случаев могли бы быть значительно выше. Это возможно в случае, если ученики более критично отнеслись бы как к приводимым ими ответам, так и к заполнению бланков и записи решения задач с развернутым ответом.
При проверке пробных диагностических и тренировочных работ, первое, что бросается в глаза – это неграмотное заполнение бланка с кратким ответом. Приведем примеры:
· К заданиям, где требуется установить соответствие, а это соответствие в КИМах предлагается привести в форме таблицы, учащиеся нередко переносят в бланк ответов как «А2Б1В3», или «2,1,3», или «2;1;3», или «2 1 3» вместо верного «213».
· Запятую или точку с запятой ученики также часто приводят и в ответах к заданиям, где требуется указать номера верных (неверных) утверждений, в то время, как имеется указание на то, что ответом к этим заданиям является последовательность цифр, записанных в любом порядке без пробелов и использования других символов.
· Нередко ученики в бланк ответов вписывают единицы измерения, что нельзя делать (единицы длины, веса, градус).
· В некоторых работах встречается, что числа написаны небрежно, иногда бывает невозможно понять, что написано 6 или 0, 5 или 6, 1 или 7, 3 или 9. Данное замечание относится и к записи решения задач с развернутым ответом – иногда просто невозможно понять, что написано учеником.
· Дана задача: «Найдите корень уравнения x2-17x + 72 = 0. Если уравнение имеет более одного корня, укажите меньший из них». При невнимательном прочтении условия, обучающиеся в ответ записывают оба корня.
· В одном из заданий на чтение графиков требовалось по заданному графику указать число месяца, когда впервые выпало ровно 1,5 мм осадков. По графику несложно устанавливается, что 1,5 мм осадков выпадало 9, 11, и 15 числа месяца. Ошибочный ответ «91115». Казалось бы, что перечисленных ошибок, которые можно назвать техническими, при должном внимании можно было бы избежать, однако учащиеся упорно продолжают их делать. Соответственно необходима работа по их предупреждению.
Типичными ошибками являются:
- раскрытие скобок и применение формул сокращенного умножения (задание 7)
- неверное применение формул и свойств фигур при решении геометрических задач
- логические ошибки при решении текстовых задач
- вычислительные оценки
Анализ итогов ОГЭ по математике показывает, что у учащихся при выполнении заданий базового уровня наибольшие затруднения вызывают следующие темы:
· Упрощение выражения с переменными и вычисление его значения
· Соотнесение графиков функций с формулами, их задающими, и свойствами функций
· Вычисление величины угла, вписанного в окружность
· Задача на проценты и части
Учащиеся не всегда могут применить изученный учебный материал в ситуации, которая даже незначительно отличается от стандартной. Отсутствие самоконтроля приводит к появлению ответов, невероятных в рамках условия решаемого задания (задачи с практическим содержанием).
Исходя из этого основными направлениями в работе с учащимися можно определить:
· Совершенствование у учащихся навыков самостоятельного решения задач
· Развитие у учащихся логического мышления, формирование познавательного интереса, а также умения правильно излагать свои мысли
· Выработка у школьников умения концентрироваться и продуктивно работать в условиях экзамена
· Получение учащимися знаний в объеме, достаточном для успешного написания экзамена
Одним из принципов построения содержательной подготовки к ОГЭ следует рассматривать то, что все тренировочные и подготовительные тесты нужно проводить с ограничением времени. Выстраивать подготовку, соблюдая правило – от простого к сложному, использовать задания из одной темы, но с разной формулировкой.
Рекомендации 1. Использовать при подготовке учащихся к ГИА новые формы и методы работы с дидактическим материалом; тренинги, репетиционные экзамены и т. д.
2. Активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. Тренировочные тесты проводить по каждой теме с жестким ограничением времени. Вводить доказательные рассуждения при решении задач.
3. Для успешной подготовки к итоговой аттестации в 11 классе требуется целенаправленное и систематическое повторение разделов курса математики 5 -9 классов, а также систематический мониторинг продвижения учащихся по ликвидации пробелов за основную школу.
4. Для обеспечения прочного овладения всеми учащимися основными элементами содержания не только на базовом, но и на повышенном уровне, необходимо шире включать в учебный процесс устные упражнения.
5. Сосредоточить усилия на решении геометрических задач. Практика показывает, что учащиеся плохо справляются даже с несложными задачами по геометрии. Включать в учебный процесс устные упражнения.
6. Использование различных форм заданий, обеспечивая разнообразие формулировок и приучая учащихся к пониманию.
7. Заполнять индивидуальные диагностические карты по подготовке к ОГЭ.
8. Сконцентрировать свои усилия в учебном процессе на формирование у слабых учащихся базовых математических умений, а у сильных учащихся развивать умения решать задачи повышенного уровня сложности;
9. Использовать для подготовки уроков задачи открытого банка данных для подготовки к ОГЭ, пониманию сути задания, которая может выражаться по- разному.
10. Следует приучать учащихся к внимательному чтению и неукоснительному выполнению инструкций;
11. Немаловажным фактором для успешной сдачи экзамена является психологическая подготовка школьников. Надо формировать в них твердое убеждение в том, что можно получить хорошие результаты, если приложить к этому усилия. Выше описанная система подготовки к ОГЭ по математике, на мой взгляд, дает возможность снизить риск получения учащимися неудовлетворительной отметки за экзамен.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.