Анализ учебника по биологии
Д.В. Колесов «Биология. Человек: Учебник для 8 классов общеобразовательных учебных заведений» - М.: Дрофа, 2000.
Предлагаемый учебник входит в линию учебников по биологии для основной школы (5-9 классы), созданную под руководством В.В. Пасечника. В учебник включён материал о происхождении человека, расширены сведения о гомеостазе, высшей нервной деятельности и психологии человека. Большое внимание уделено вопросам гигиены и доврачебной помощи.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю. В учебнике отражены такие процедуры обучения, как выяснение смысла изучаемого предмета и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, рефлексивное осознание образовательной деятельности и ее результатов.
В его концепции заложены научность, гуманизм, историзм, связь биологии с другими отраслями знания, системно-структурный подход к обучению биологии. Он последовательно формирует у учащихся основополагающие биологические и экологические понятия, закладывает представление о живом и об общих признаках жизни.
Фиксированный формат создаёт жёсткую структуру учебника, что является положительной чертой, так как прослужит дольше, и его можно будет передавать «из рук в руки». Обложка выполнена в нежном тоне розового цвета и основное содержание отражено на ней. Разворотный принцип построения учебника в сочетании с унифицированным построением основных разделов и каждого разворота облегчает работу с учебником, как для учителя, так и для ученика.
Содержание материала учебника «Биология» для 8 класса дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся. В основу отбора, содержания и структурирования материала положены функциональный и системный подходы. Системный подход позволяет формировать у школьников знания о целостности организма.
Теоретические сведения, содержащиеся в учебнике, сопровождаются развёрнутой системой вопросов, позволяющих закрепить изучаемый материал, задействовать имеющийся жизненный опыт школьников и знания, получаемые ими при изучении других предметов.
В учебнике заложено оптимальное сочетание основных структурных компонентов, к которым относятся:
1. основной текст, передающий главное содержание курса биологии и обеспечивающий его обязательный минимум
2. пояснительные тексты в виде схем
3. элементы аппарата организации усвоения – вопросы в начале и в конце параграфов, системы практических заданий
4. иллюстративные материалы – схемы, рисунки, иллюстрации
5. элементы аппарата ориентировки – выделение в тексте основных понятий, терминов курсивом, а учёные выделены разрежённым шрифтом.
Вводный текст даёт краткую информацию о том, чему посвящена глава. Основной текст, в котором, помимо собственно текста, отражающего содержание образовательного стандарта, обязательно присутствуют рубрики: «Имена в биологии», «Исследования в биологии», итоговые вопросы к параграфу на закрепление материала, иллюстрационный материал. Каждую главу завершают выводы. Они акцентируют внимание на главном, первостепенном материале. В начале учебника есть «Введение», которое знакомит учащихся с предметом «Анатомия и физиология человека». В конце учебника – «Оглавление», в котором название глав выделены жирным курсивом, а названия параграфов напечатаны обычным шрифтом. Все это помогает учащимся лучше ориентироваться в учебнике в целом, а также в каждой главе и параграфе.
Аппарат организации усвоения учебного материала представлен в учебнике системой вопросов и заданий. Вопросы охватывают проверкой основное содержание, ориентируют учащихся на воспроизведение знаний и на их применение в той или иной ситуации. Контроль интеллектуальных умений школьников осуществляется через эксперименты и функциональные пробы, а также через задания, способствующие овладению логикой и методами мышления. К каждому параграфу предложены вопросы для обсуждения, актуализации ранее усвоенных знаний.
В структуре и содержании учебника предусмотрены средства организации продуктивной деятельности учащихся. С этой целью в него включены задания творческого характера, например: «Итальянский учёный Анджело Моссо положил человека поверх больших, но очень устойчивых весов и уравновесил их. Когда он предложил испытуемому решить арифметическую задачу, его голова стала опускаться вниз. Объясните это опыт».
В рассмотренной мною главах по теме «Кровеносная система человека» были даны вопросы и задания:
1. вопросы для закрепления и самопроверки полученных знаний – 87
2. вопросы, способствующие овладению логикой и методами мышления (обобщение, сравнение) – 19
3. задания, требующие приложения полученных знаний (эксперименты, функциональные пробы) – 5
Наглядность изложения учебного материала обеспечена рисунками, схемами, иллюстрациями. Все они имеют подписи и сопровождаются ссылками в тексте. Иллюстрации достаточно полно показывают особенности строения кровеносной системы человека. При иллюстрировании найдены грамотные цветовые и тональные решения с учётом возрастных особенностей учащихся. Работа с разнообразными рисунками к параграфам, вопросами и заданиями поможет формированию у учащихся общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, развитию интереса и способностей.
В рассмотренных мною главах по теме «Кровеносная система человека», включающих в себя 9 параграфов, занимающих 50 страниц учебника, из которых 20 страниц занимают иллюстрации (40%).
Деятельностная функция в данном учебнике реализована за счёт особенностей изложения материала и его практической направленности. Так, в конце каждого параграфа содержатся понятия, которые необходимо уметь объяснить. Они отделены от основного текста двумя красными линиями сверху и снизу, а сам текст напечатан жирным шрифтом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.