АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
по итогам работы за 2022 - 2023 учебный год
Воспитательная работа в классном коллективе второго года обучения сложна и многообразна: это воспитание в процессе обучения, воспитания в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, общественной деятельности, самодеятельности, самотворчества и самоуправления.
Основной целью воспитательной работы было:
- создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
- выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их душу, ум, сохранять и укреплять здоровье.
Для реализации поставленной цели передо мною, как классным руководителем, стояли воспитательные задачи:
1. Воспитание общительности, своей общности с классным коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
2. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.
3. Формирование важных трудовых навыков и нравственных представлений.
4. Развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня.
5. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, в формировании самостоятельности.
6. Стимулировать инициативу, творчество, помочь самовыражению коллектива и самого ученика.
Такие задачи были поставлены исходя из того, что в данном возрасте ведущими качествами личности ребенка выступают:
1. любовь к Родине, дому, где вырос;
2. способность к сотрудничеству;
3. милосердие к больным, престарелым, животным;
4. трудолюбие;
5. самостоятельность, честность;
6. организованность;
7. готовность охранять и защищать природу.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания (всеобучи), консультации, индивидуальные беседы. С целью продолжения изучения семей, их изменения социального статуса на первом родительском собрании было проведено анкетирование. Результаты анкет имеются в сводной ведомости социального среза класса. В результате анкетирования было выявлено:
Всего семей – 10
1. Полных семей –7
2. Неполных семей – 2 ( Стебенюк И., Орлов А)
3. Малообеспеченные семьи – 4 ( Стебенюк И, Игдавлетова А, Юдина В.Тарасова Р)
4. Многодетные – 4( Рахметов А., Стебенюк И., Тарасова Р. Юдина В)
5. Опекаемая семья – 1 (Орлов А.)
В классе был создан классный уголок под названием «Цветик - семицветик», имеющим девизи различные рубрики: «Наши обязанности», «График дежурства», «Наши дела», «Поздравляем!», командиром класса является Мансуров Аким. Все задания ребята старались выполнять ответственно, дети сплотились общими интересами и идеями. В коллективе распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Каждый из детей смог сам выбрать поручение себе по душе, если у ребёнка гас интерес к поручению, то давалась возможность сменить поручение. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Дети участвуют в планировании мероприятий, пытаются организовать свою деятельность. Пока это у них получается только под руководством учителя. Во многих делах дети проявляют недостаточную активность, творчество, организованность. Над этим предстоит работать во 2 классе.
Многие ребята участвовали в различных конкурсах, играх. Самыми активными участниками являются Игдавлетова А, Мансуров А, Туганбаева А, Денисова К., Стебенюк И. Они принимали участие в общешкольных конкурсах рисунков, спортивных мераприятиях. В течение года класс принял участие во многих общешкольных, муниципальных мероприятиях. Таких как: поделки из природного материала «Зеркало природы», «Дорога в космос», «Рисуем победу» Лучшие работы были отобраны для муниципального конкурса.(Игдавлетова А.) Больше половины детей принимали участие в различных конкурсах рисунков по здоровому образу жизни, по пожарной безопасности, по правилам дорожного движения и т.д. Каждый учащийся имеет портфолио, где фиксирует результаты своей работы.
Одним из основных направлений в формировании личности и коллектива является работа над культурой поведения, дисциплиной. Навыки взаимоотношений между людьми, культура поведения в общественных местах формировались во время проведения классных часов и бесед: «Вежлив ли ты?», «О правилах этикета», «Умеем ли мы общаться?», «Безопасность детей в интернете». Наблюдаются сдвиги в плане осознания правил и норм поведения, но на практике дети не всегда ведут себя, как следовало бы. В связи с этим работа над умением правильно себя вести будет продолжена.
Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление учащимися здоровья являются одной из важнейших задач. Ежедневно в течение года проводились физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, снятия физической усталости.В рамках безопасности жизнедеятельности были проведены инструктажи, закреплялись знания детей о безопасности на дорогах. Таким образом, на протяжении всего учебного года велась работа по формированию здорового образа жизни: «Предупреждение пожаров дома и в школе», закрепление правил поведения в различное время года в лесу и на водоемах, на проезжей части, «Не попади в беду», «Растём здоровыми!», «Секреты здоровья», Были проведены уроки-здоровья «В гостях Мойдодыр», « Азбука правильного питания»», Чистота – залог здоровья». Все учащиеся по подгруппам посещали кружок «Подвижные игры» Важность данного направления требует продолжения в этом учебном году.
Воспитание школьников в духе уважения к традициям, истории родной земли, гражданско –патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений воспитания подрастающего поколения.. Во время недели правовых знаний прошли мероприятия: классный час “Поговорим о наших правах”. По окончании дети получили буклеты.В рамках празднования Великой Победы уч-ся приняли участие в нескольких акциях “Окна Победы”.), украшение витража школы, акция “Поздравь ветерана” (все изготовили открытки.)
Проводилась дифференцированная работа с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. А также проводились индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, подготовку ребят к будущим олимпиадам.
Появилась одна замечательная традиция: поздравление именинников в виде добрых пожеланий. Так дети учатся делать комплименты, видеть положительные качества именинника и быть раскрепощенными в своих высказываниях. В конце года решили праздновать «День именинника» чаепитием, играми и подарками для всех. Здесь, конечно, родители играют важную роль, помогая учителю в организации и проведении данного праздника. Работа с родителями проводилась с целью: привлечь родителей стать активными участниками учебно-воспитательного процесса.
Постоянно ведётся работа по укреплению связи с родителями обучающихся, на основе дифференцированного подхода к семье.
В основу работы были положены принципы: сотрудничество родителей и классного руководителя; ответственность родителей и классного руководителя за результаты воспитания детей; взаимного доверия.
Планируя работу с родителями, учитывалась не только их заинтересованность, но и социально-психологическая совместимость.
Это предусматривает следующие направления деятельности:
- изучение семей учащихся ( в начале учебного года мною были посещены все семьи)
- педагогическое просвещение родителей;
- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе;
- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;
- индивидуальная работа с родителями;
- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.
Родители стараются участвовать в классных собраниях, педагогических лекториях. Наиболее активными родителями являются: Стебенюк В.В., Пугач С.А, Мамедова Г.Г.
В течение года проводились ежемесячно родительские всеобучи:
Сроки |
Тема |
Цель |
Сентябрь |
Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во 3 классе |
ознакомить родителей с особенностями развития детей – учеников второго класса, предложить практические рекомендации по воспитанию детей данного возраста |
Октябрь |
Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста |
предложить рекомендации родителям по выявлению и развитию индивидуальных особенностей детей |
Ноябрь |
Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства |
определить значение и важность детства для развития ребенка как личности |
Декабрь |
Самооценка младшего школьника |
предложить родителям способы формирования у младшего школьника адекватной самооценки |
Январь |
Общение родителей с детьми младшего школьного возраста |
привлечь внимание родителей к важности доверительного общения с ребенком; предложить рекомендации по организации общения с ребенком |
Февраль |
Воспитание коллективизма в начальной школе |
определить роль коллектива в жизни младшего школьника; предложить рекомендации по включению ребенка в коллектив сверстников |
Март |
Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения |
предложить информацию о направлениях сохранения здоровья школьника; дать рекомендации по воспитанию здорового ребенка |
Апрель |
Детская агрессивность и ее причины |
обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка; сформировать у родителей понимание проблемы детской агрессии и путей ее преодоления |
Май |
Cемейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста |
определить место и значение семейных традиций в жизни ребенка; предложить практические рекомендации по формированию семейных традиций |
В течение учебного года проводились индивидуальные беседы по проблемам поведения и учёбы учащихся : Рахметов А, Орлов А., Стебенюк И., Мансуров А.
По итогам работы школы и классного руководителя было проведено также как и в прошлом учебном году анкетирование «Уровень удовлетворённости уч-ся работой школы». Результаты анкетирования остались на уровне прошлого года дастаточно высокие. В анкетировании приняли участие все 9 уч-ся класса. Анкетирование было проведено анонимно.
Итог:
– высокая степень удовлетворенности - 6 уч-ся ( 77%)
– средняя степень удовлетворенности - 3 уч-ся ( 23%)
– низкая степень удовлетворенности - 0 уч-ся ( 0%)
В новом учебном году следует продолжить работу над реализацией поставленной цели:
создание условий для социализации учащихся, для развития успешной личности через систему воспитательных мероприятий.
Работать над:
- созданием дружного коллектива детей и родителей, созданием положительной репутации класса;
- добиваться высокого процента удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов - жизнедеятельностью класса и школы.
Помнить и способствовать тому, что «Воспитанник начальной школы - творческая, жизнелюбивая, нравственная личность».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.