Анализ эпизода эпического произведения

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 09.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка помогает "пошагово" проанализировать эпизод прозаического произведения. Это Дуэль Печорина и Грушницкого из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Материал можно использовать как для фронтальной, так и для групповой, парной работы или в качестве индивидуального задания для учеников, которым трудно включиться в общее обсуждение текста произведения.
Иконка файла материала Анализ эпизода2.doc
Анализ эпизода «Дуэль Печорина с Грушницким» Проанализировать эпизод  – это значит:  ­   определить   место   эпизода   в   произведении   и   показать,   что   дает   этот   эпизод   для   понимания характеров действующих лиц и их взаимоотношений, ­ увидеть композиционные элементы эпизода и как они раскрывают состояние души и переживания персонажей в моменты кульминации и развязки, ­   сделать   вывод   о   выявленных   чертах   характера,   нравственных   качествах,   идеалах,   жизненных целях персонажей, ­ ответить на вопрос, какие художественные средства и приемы использовал автор для того, чтобы выразить свое отношение к героям, ­ обнаружить связь эпизода с другими эпизодами произведения (других произведений), ­ понять роль данного эпизода в развитии действия и конфликта, важного для понимания  идейного смысла произведения. Предварительная работа. 1.   Печорин   и   представители   «водяного   общества»:   интересы,   занятия,   принципы.   Повесть «Княжна   Мери»   ­   исповедь   Печорина,   осмеивающего  притворство,   фальшь   и   пустоту  светского общества. Для чего Печорин любыми средствами стремится сорвать внешнюю маску героев? 2. Что явилось поводом для вызова героя на дуэль? А каковы истинные причины враждебности «водяного   общества»   по   отношению   к   Печорину?   Что   отличает   Печорина   от   людей   его   круга? Почему против него устраивается «заговор»? 3. Сравните Грушницкого и Печорина. Отношение героев к любви, дружбе, чести. Что означает фраза:   «Мы   когда­нибудь   с   ним   столкнемся   на   узкой   дороге,   и   одному   из   нас   несдобровать»? Мучительные поиски своего места в жизни и игра в «разочарованность». «Быть» или «казаться»? Основная работа.  Эпизоды, предваряющие данную сцену. Какие   печальные   истины   открыла   герою   бессонная   ночь   перед   дуэлью?   Проанализируйте внутренний монолог героя.  Покажите романтическое восприятие утра перед дуэлью.  Что   заставляет   Печорина   участвовать   в   бесчестном   поединке?   В   чем   состоит   Нравственный эксперимент, проводимый Печориным во время дуэли?  Сюжет и композиция эпизода. Определите  завязку эпизода. Дуэль как финал отношений героев.  Как выглядит  каждый из присутствующих? Каковы особенности лермонтовской прозы? Развитие   действия.   Проследите   движение   чувств   обоих   героев.   Грушницкий   на   дуэли:   от предательства   до   бесчестия,   от   позерства   до   презрения   к   самому   себе.   Как   проявляется оскорбленное самолюбие Печорина? Для чего он ведет опасную игру­борьбу, когда решает бросить жребий   и   меняет   условие   проведения   дуэли?   Как   объяснить   хладнокровное   выражение   лица Печорина и его лихорадочный пульс? Кульминация сцены.  Выдержал ли Грушницкий нравственное испытание (быть или казаться)? Почему Печорин­убийца лучше и выше Грушницкого­жертвы?    Развязка. Каким мы видим Печорина в эту минуту? Каков тон его последней фразы? Каково его душевное состояние? Объясните значение фразы: «Вернер с ужасом отвернулся».  Роль данной сцены в развитии действия и конфликта пьесы. Каково символическое звучание и значение данной сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения? Как она связана с названием комедии? Какие черты романтического героя проявились   в   личности   Печорина?   В   чем   состоит   трагизм   судьбы   и   жизни   Печорина?   Кто оказывается   «лишним»   в   жизни:   пустые   позеры   или   незаурядная   натура   с   огромной   жаждой действий и постоянными поисками применения своих сил?    Внешние связи эпизода.Чем   отличаются   сцены   дуэли   в   «Евгении   Онегине»   и   в   «Герое   нашего   времени»?   Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина и сочувственно следит за его судьбой и называет его героем времени? Докажите примерами из текста.

Посмотрите также