ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «История кадетства России» разработана для кадет
и воспитанников, обучающихся в 5, 6, 7х классах Брянской кадетской
школы и охватывает период истории России с конца XVII века до XXI века.
Программа дополняет школьный курс истории Отечества сведениями об
историческом пути российских кадетских корпусов, специфике учебной и
воспитательной работы в них и их значении в подготовке
высокопрофессиональных кадров для служения на военном и
государственном поприще и призвана привить интерес к истории кадетских
корпусов и военной истории, дать навыки самостоятельной работы с
литературой и источниками.
Программа и содержательная часть разработаны с учётом хронологии и
историографии становления, развития, реформирования, разрушения,
функционирования на чужбине и возрождения в современной России системы
кадетского образования как составной части русской военнообразовательной
школы за весь период её существования.
При разработке программы использованы рекомендации, изложенные в
действующие
информационных вестниках кадетского образования,
программы предмета
«История кадетских корпусов» Первого
Московского кадетского корпуса, Второго Донского императора
Николая II кадетского корпуса, примерные программы по учебным
предметам История 59 классы,
Москва «Просвещение»,
2010г.,Федеральный закон от 29.12.2012 N 273ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Учебными пособиями для изучения курса являются книга Меньшова
В.М. «Российские кадеты» в 3х томах, СПб., 2003 и поурочная книга для
чтения по истории Российских кадетских корпусов Е. Исакова «Военная
быль: о Доблести, Добре и красоте», Москва, 2000. Так же программа курса
предполагает широкое обращение к монографиям, другой литературе и
мемуарам очевидцев, непосредственных участников исторических событий,
связанных с жизнью и деятельностью кадетских корпусов, их воспитанников
и выпускников, встречи и общение с ветеранами, кадетами и воспитанниками
современных военноучебных заведений.
Курс истории кадетских корпусов не только раскрывает уникальные страницы истории нашего государства, но и показывает значимость таких
военноучебных заведений для повышения обороноспособности страны
Изучение исторического пути, исследование места и роли российских
кадетских корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ в системе
военного образования позволяет кадетам и воспитанникам учитывать
предыдущий опыт, извлекать уроки из допущенных в прошлом ошибок и
осознать личную причастность к истории своей страны, обеспечивает
преемственность важнейших
духовнонравственных,
патриотических и культурных традиций кадетских корпусов.
образовательных,
Цели и задачи курса «История кадетства России» :
овладение историческими знаниями о становлении и развитии системы
кадетского образования, ее месте и роли в общей системе военного
образования в период конца XVII начала XXI веков в контексте истории
Отечества;
развитие интереса к отечественной истории, аналитического
мышления, основанного на сравнении, сопоставлении исторических фактов и
современных аспектов, системного представления о возникновении и развитии
кадетского движения в дореволюционный, советский и постсоветский
периоды на территории России;
воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межличностных
отношений, ориентации на духовно нравственные ценности, культивируемые
в кадетском образовании; создание условий для выработки кадетами
собственной жизненной позиции;
осознание учащимися главных составляющих современного кадетского
образования, его целей и ведущих идей, ценностей и особенностей, его
традиционных и инновационных аспектов, а так же места в общей системе
российского образования.
Роль курса «История кадетства России» в подготовке обучаемых в
комплексе с предметами исторического блока заключается в обеспечении
всестороннего развития личности кадета, формировании его общей
исторической культуры, профессиональной ориентации и привития ему
осознания принадлежности к единому и нерушимому кадетскому братству.
Главными задачами курса «История кадетства России» являются:
обеспечить специальную историческую подготовку
кадет и
воспитанников, которая должна стать одним из фундаментов тех знаний,
умений и навыков, которые в дальнейшем будут способствовать их
профессиональной ориентации на военном поприще и государственной
службе;
знакомство кадет и воспитанников с истоками русской начальной военной школы, раскрытие в хронологическом порядке основных этапов
становления и развития системы кадетского образования и всех ее составных
частей, реформирования, забвения и возрождения на различных этапах
истории;
выработка у кадет и воспитанников представлений об основных
источниках знаний о прошлом и настоящем, о многообразии форм
исторического бытия и деятельности военноучебных заведений, о
неоднородности восприятия, отражения и объяснения исторических событий
истории кадетских корпусов дореволюционного периода и выявление
актуальности деятельности кадетских корпусов в современное время;
развитие у кадет и воспитанников способностей рассматривать события
и явления прошлого и настоящего, пользуясь приемами исторического ана
лиза (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причиннослед
ственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.) и умения
применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных
событий;
формирование у кадет и воспитанников ценностных ориентиров и
убеждений на основе личностного осмысления социального, духовного,
нравственного опыта;
развитие у кадет и воспитанников исторической культуры, приобщение
их к ценностям национальной культуры, воспитание у них уважения к
прошлому, к русским
воинским традициям, к предшественникам, прославившимся на военном и
гражданском
поприще и высокого сознания общественного долга;
привитие кадетам и воспитанникам чувства любви и преданности своему
Отечеству, кадетскому корпусу (школе) и гордости за них;
Содержание программы:
I. Курс «История кадетства России» делится на пять разделов:
Раздел 1. История формирования и развития военноучебных заведений в
России. Исторический путь кадетских корпусов Российской империи.
В разделе представлены три исторических периода деятельности
кадетских корпусов дореволюционного периода:
первый период от военных школ Петра Великого и кадетских корпусов
Анны Иоанновны до дальнейшего развития системы кадетского образования в
XIX в.;
второй период кадетские корпуса в 3040 г.г. XIX века. Преобразования
кадетских корпусов, в военные гимназии в эпоху великих реформ 60х г.г.
XIX века;
третий период восстановление кадетских корпусов в конце XIX в.,
последующий расцвет системы кадетского образования и расформирование
кадетских корпусов после революционной смены государственнопо литического устройства России в 1917 г. Открытие и деятельность русских
кадетских корпусов за рубежом в 2060 гг. ХХ века. Объединения кадет в
эмиграции.
последующие
Исследуются состояние военного дела в конце XVII века, становление
военного образования в начале XVIII века и основные предпосылки создания
кадетских корпусов в России. Детализируются
этапы
формирования и организации кадетских корпусов с прохождением фазы
развития их сети в первый и большую часть времени второго периода и
завершившуюся изменением их статуса и преобразованием в военные
гимназии в пору либеральных реформ 60х г.г. XIX века; фазы ренессанса и
истинным расцветом в третьем из названных периодов. Дается картина
расширения и миграции сети кадетских образовательных учреждений от
новой и старой столиц к губернским городам, в провинцию и на окраины
Российской империи, вследствие их востребованности обществом и высокой
эффективности выполнения поставленных перед ними задач. Анализируются
революционные преобразования 1917 года, приведшие к разрушению системы
кадетского образования в России, исходу кадетских корпусов из страны в
годы Гражданской войны, воссозданию на чужбине и прослеживаются
дальнейшие их судьбы, вплоть до 60х гг. ХХ века, а объединений русских
кадет за рубежом по настоящее время. О каждом из упомянутых в разделе
кадетском корпусе доводится краткий исторический очерк об основных
вехах его существования и деятельности.
образовательные,
Раздел 2. Специфика воспитания,
духовно
нравственные, патриотические, культурные традиции кадетских корпусов.
Образ жизни в кадетских корпусах.
В разделе на протяжении исторического периода от эпохи Просвещения и до
начала XX столетия подробно рассмотрены основные аспекты комплексной
образовательной и воспитательной системы, созданной в кадетских корпусах
и обеспечивающей всестороннее развитие личности кадета и воспитанника.
Значительное внимание уделяется образовательным и культурным традициям,
ролевому значению личности педагога, офицеравоспитателя, а также системе
поощрения и наказания кадет. Детально рассматриваются и обсуждаются
такие важные для истинного гражданина и патриота своей страны, и особенно
для человека, выбравшего военное поприще, категории и качества как:
служение Отечеству; высокий профессионализм; образованность и
эрудиция; чувство войскового товарищества; порядочность и честь.
Приводятся конкретных исторические примеры их проявления питомцами
кадетских корпусов, их воспитателями и духовными наставниками. Показано
влияние внутренней среды на формирование личности кадет и воспитанников,
и в частности: детали быта и режим проживания в общежитии; коллектив,
подобранный в кадетских корпусах; нормы и правила, регулирующие поведение в корпусе; личности, играющие значительную роль для
формирования авторитетов. Дается ретроспективный обзор формы одежды
кадет, описывается военная атрибутика, знаки, знамена кадетских корпусов.
Раздел 3. Кадеты на службе Отечеству.
Биографии и судьбы выдающихся педагогов и воспитанников кадетских
корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ.
Раздел охватывает весь исторический период с появления самых первых
кадетских корпусов и до сегодняшних дней. В нем прослеживаются судьбы и
описываются великие достижения, свершения и подвиги питомцев кадетских
корпусов, суворовских и нахимовских военных училищ, педагогов и
организаторов кадетской системы образования, выдающихся военных и
государственных деятелей. Совместно кадетами определяются ориентиры
нравственного и профессионального роста, активной жизненной позиции на
примере служения Отечеству великими людьми – выходцами из кадетской
среды. Оценивается вклад нынешнего поколения кадет и непосредственно
нашей кадетской школы в копилку славных дел российских кадетских
корпусов и обеспечивается преемственность и передача эстафеты от одного
поколения кадет другому.
Раздел 4. Суворовские и нахимовские военные училища в СССР и
РФ.
В разделе рассматривается период от Великой Отечественной войны
19411945 г.г. до современных времен. Его начало совпадает с появлением
новой формы военноучебных заведений « типа старых кадетских корпусов»
суворовских и нахимовских военных училищ и специальных военных школ,
которые за годы Советской власти успешно решали вопросы, поставленные
перед ними государством. Приведением исторических документов того
времени акцентируются обстоятельства и причины, обусловившие их
появление. (В период Великой Отечественной войны актуализировался вопрос
поддержки государством детейсирот военного времени, а также подготовки
кадрового военного состава для повышения обороноспособности страны)..
Военноучебные заведения советского периода – суворовские и нахимовские
военные училища в новой исторической реальности.
Раздел 5
. Современные кадетские корпуса в России.
В разделе представлен период, начавшийся в 90х годах ХХ века.
Поясняются причины восстановления в России кадетских образовательных
учреждений, даётся характеристика существующей системы кадетского
образования, роли и места в этой системе нашей кадетской школы и ряда
современных кадетских корпусов, которые возникли в кризисные 90е годы
новой России, как уникальные учебные заведения, обеспечивающие
комплексное образование и военнопатриотическое воспитание). Формирование системы управления кадетским движением. Информационное
пространство кадетского сообщества.
Рассматривается история
возникновения, укоренения, преемственности и совершенствования кадетских
заповедей, традиций, символики, ритуалов и церемоний от момента создания
кадетских корпусов до нашего времени. Разъясняются положения локальных
актов кадетской школы; организация, структура, назначение и принципы
функционирования системы и органов кадетского самоуправления.
Содержание разделов и тем.
Раздел 1
в России. Исторический путь кадетских корпусов Российской империи.
. История формирования и развития военноучебных заведений
Тема 1. От военных школ Петра Великого и кадетских корпусов Анны
Иоанновны до дальнейшего развития системы кадетского образования в XIX
веке.
Состояние военного дела в конце XVII века. Военные реформы и
преобразования Петра Великого.
У истоков русской военной школы. Становление военного образования в
начале XVIII века. Навигацкая, артиллерийские, инженерные и другие военные
школы и их питомцы.
Основные предпосылки создания кадетских корпусов в России.
Кадетский корпус новый тип учебного заведения. Отличия Российских
кадетских корпусов.
Первые кадетские корпуса в России. Кадетские корпуса в Санкт
Петербурге: генезис, краткий исторический очерк:
Корпус кадетов шляхетских детей Анны Иоанновны. Сухопутный
Величества кадетский
кадетский корпус (Первый Его Императорского
корпус);
Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус (2й
кадетский императора Петра Великого корпус) и его филиалы; Корпус
чужестранных единоверцев;
Пажеский Его Императорского Величества корпус;
Константиновский кадетский корпус (Дворянский полк);
Горный кадетский корпус.
Тема 2. Кадетские корпуса в 3040 г.г. XIX века. Преобразования кадетских корпусов в военные гимназии в эпоху великих реформ 60х г.г. XIX
века.
Состояние системы кадетского образования к 3040 г.г. XIX века.
Создание системы военноучебных округов.
Расширение сети кадетских корпусов:
Тамбовский и Воронежский кадетские корпуса;
Павловский кадетский корпус (Императорский военносиротский дом);
Николаевский кадетский корпус (Школа гвардейских подпрапорщиков
и кавалерийских юнкеров);
Александровский кадетский корпус для малолетних. Александринский
сиротский кадетский корпус; Новгородский кадетский корпус.
Московские кадетские корпуса: Первый Московский кадетский
корпус;
Третий Московский
кадетский корпус;
Александровский Императора Александра II кадетский корпус.
Второй Московский кадетский корпус;
Преобразования кадетских корпусов в военные гимназии в контексте
реформы военного образования Военного министра Милютина Д.А. 6070х
г.г. XIX века.
Тема 3. Кадетские корпуса на рубеже XIX и ХХ веков. Расцвет и
крушение системы кадетского образования. Русские кадетские корпуса за
рубежом. Объединения кадет в эмиграции.
Восстановление кадетских корпусов в конце XIX в.
Дальнейшее
развитие военнообразовательной реформы в период правления Императора
Александра III, возвращение к системе кадетских корпусов.
Расцвет системы кадетского образования в на стыке XIX и ХХ в.в. под
руководством Великого Князя Константина Константиновича.
Губернские кадетские корпуса:
Гродненский кадетский корпус. Калишский кадетский корпус.
Тульский кадетский корпус. Финляндский кадетский корпус;
Елизаветградский кадетский корпус. Казанский кадетский корпус.
Тульчинский
кадетский корпус. Грузинский кадетский корпус. Александровский кадетский
корпус;
Полоцкий кадетский корпус. Петровский Полтавский кадетский
корпус;
Орловский Бахтина кадетский корпус. 1й Сибирский кадетский
корпус;
Оренбургский кадетский корпус. 2й Оренбургский кадетский корпус;
Воронежский кадетский корпус. Симбирский кадетский корпус.
Ярославский кадетский корпус;
Владимирский Киевский кадетский корпус. Суворовский кадетский
корпус; Тифлисский кадетский корпус Псковский кадетский корпус;
Донской императора Александра IIIго кадетский корпус. Одесский
кадетский корпус. Сумский кадетский корпус. Хабаровский кадетский
корпус;
Ташкентский наследника цесаревича кадетский корпус
Владикавказский кадетский корпус. Вольский кадетский корпус. Иркутский
кадетский корпус.
События 1917 года, Гражданская война в России, кадеты участники
Белого движения. Разрушение системы кадетского образования. Исход
кадетских корпусов из России. Судьба кадетских корпусов после 1917 года.
Русские кадетские корпуса за рубежом: Первый Русский Великого
Князя Константина Константиновича кадетский корпус. Крымский кадетский
корпус. Корпуслицей имени Императора Николая II. Второй Донской
кадетский корпус.
Кадеты Зарубежья и их судьбы. Российские кадетские учреждения за
рубежом. Кадетское движение. Объединения кадет в эмиграции. Рассеяны, но
не расторгнуты!
Тема 4. Деятельность Главного управления военноучебных заведений.
Учреждение и развитие Главного управления военноучебных
заведений. Его задачи, подчинённость, штатная структура, развитие.
Руководители управления.
«… того ради указали Мы: учредить Корпус кадетов…»
Обобщающий урок.
Обобщающее повторение по основным этапам формирования и развития
военноучебных заведений в России и историческому пути кадетских корпусов
Российской империи с использованием элементов игрывикторины.
Раздел 2. Специфика воспитания,
духовно
нравственные, патриотические, культурные традиции кадетских корпусов.
Образ жизни в кадетских корпусах.
образовательные,
Тема 5. Система образования и воспитания в кадетских корпусах
Идеалы Просвещения и педагогическая реформа в системе военного
образования России.
Воспитание в кадетских корпусах в первой половине XIX века.
Развитие гуманистических принципов образования и воспитания в
кадетских корпусах во второй половине XIX — начале XX века.
Многообразие форм воспитательной работы и культурная жизнь
кадетских корпусов конца XIX — начала XX столетия.
Особенности организации учебновоспитательной работы в кадетских
корпусах. Руководство военноучебными заведениями. Учебная работа.
Система общего, военного и дополнительного
образования в кадетских корпусах.
Директора, преподаватели и корпусные офицеры: директорский корпус;
преподавательский состав; корпусные офицеры.
Тема 6. Духовнонравственные и патриотические традиции воспи
танников кадетских корпусов.
Служение Отечеству. Высокий профессионализм. Образованность и
эрудиция.
Чувство войскового
товарищества и кадетское братство.
Порядочность и честь.
Тема 7. Уклад жизни и быт в кадетских корпусах.
Взаимоотношения воспитанников и кадет с начальствующим и
педагогическим составом и между собой. Быт и внутренняя среда в кадетских
корпусах. Церковь в жизни кадетских корпусов. Кадетские корпуса и
благотворительность.
Форма одежды кадет. Появление кадетской формы. Формирование
единого образца кадетской формы. Форма одежды кадетского корпуса в 1732
году. Форма кадетских корпусов в 17961800 годах. Форма кадетских
корпусов в 18011825 годах.
Форма кадетских корпусов в царствование Императора Николая I. Форма
кадетских корпусов в царствование Императора Александра III. Форма
кадетских корпусов в царствование Императора Николая II. Защита проекта
формы одежды для кадетской школы.
Знамена, нагрудные знаки, жетоны и другая военная атрибутика
кадетских корпусов. Геральдическая символика. Разработка современной
кадетской символики и атрибутики, статута кадетских наград.
Раздел 3. Кадеты на службе Отечеству. Биографии и судьбы
выдающихся педагогов и воспитанников кадетских корпусов, суворовских и
нахимовских военных училищ.
Тема 13. Они прославили Россию. Кадетские имена в истории.
Краткий обзор славных дел и достижений питомцев и командно
преподавательского состава кадетских корпусов, суворовских и нахимовских
военных училищ и национальных героев:
Выдающиеся полководцы и флотоводцы: А.В. Суворов и его «Наука
побеждать», М.И. Кутузов, П.А. Румянцев – Задунайский, Ф.Ф. Ушаков,
П.С. Нахимов, Д.Н. Сенявин;
Выдающиеся государственные и политические деятели, педагоги,
руководители и организаторы кадетских корпусов: А.А.Аракчеев, Д.А.
Милютин, П.А. Кропоткин, Великий князь Константин Константинович
Романов, И.И. Бецкой, П.О. Бобровский, А.Б. Йордан.
Герои войн, сражений, героические воиныинтернационалисты: Я.П. Кульнёв, П.П. Коновницын, Д.С. Дохтуров, А.Н. Сеславин, В.А. Корнилов,
Э.И. Тотлебен, А.А. Брусилов, Д.М. Карбышев, И.С. Исаков, Б.В.Громов,
Н.А. Кузнецов, Д.С. Кожемякин.
Выдающиеся писатели, деятели искусства и культуры, спортсмены
Олимпийские чемпионы: М.Ю.Лермонтов, А.И. Куприн, Н.А. Римский
Корсаков, В.В.Верещагин, Н.А. Ярошенко, П.А. Федотов, Ю.П.Власов.
Выдающиеся исследователи,
первооткрыватели,
путешественники, деятели науки, космонавты: В.И. Даль, П.Н. Нестеров, А.Ф.
Можайский, И.Ф. Крузенштерн, Д.И. Менделеев, В.А. Джанибеков.
изобретатели,
Тема 14. Звание скромное и гордое кадет.
Обзор достижений нашей кадетской школы и кадет, обучающихся и
обучившихся в ее стенах. Каким станешь ты – такой будет Россия.
Составление послания последователям и потомкам от нынешнего
поколения кадет школы. Мартиролог преподавателей и персонала школы,
внесших свой вклад в обучение и воспитание нынешнего поколения российских
кадет.
Жизнь Отечеству, честь никому! Быть, а не казаться!
Обобщающий урок.
Обобщающее повторение по особенностям воспитания, духовно
нравственным, патриотическим, образовательным и культурным традициям
кадетских корпусов. Современные кадетские образовательные заведения
наследники и продолжатели славных традиций и истории кадетских корпусов
России предшествующих времен.
Раздел 4
. Суворовские и Нахимовские военные училища в СССР и РФ.
Тема 8. Военноучебные заведения советского периода. Суворовцы и
нахимовцы наследники кадетских корпусов России.
Великая Отечественная война 19411945 гг. Постановление ЦК ВКП (б)
и СНК СССР от 21.08.1943 г. № 901. Развитие СВУ и НВМУ и сети
специальных военных школ в 40х 50х годах. Военные реформы 60х гг. и
судьба суворовских и нахимовских военных училищ.
Тема 9. Суворовские и нахимовские военные училища Российской
Федерации.
Существующая сеть суворовских и нахимовских военных училищ.
Предназначение и приоритеты их деятельности в рамках модернизации
Вооруженных Сил и силовых структур государства.
СанктПетербургское суворовское военное училище.
Санкт
Петербургское нахимовское военноморское училище. Раздел 5
. Современные кадетские корпуса в Российской Федерации.
Тема 10. Кадетским корпусам быть! Восстановление в России кадетских
корпусов в конце XX начале ХХI в.в.
У новой России новые кадетские корпуса и школы. Рост сети кадетских
образовательных учреждений в Москве и России. Всероссийские семинары и
совещания руководителей кадетских образовательных учреждений. Кадетские
съезды как вектор движения системы кадетского образования.
Информационное пространство кадетского сообщества.
Тема 11. Петербург кадетская столица.
Существующая система кадетского образования СанктПетербурга.
Перекличка времен: места, здания и строения, хранящие память о кадетском
прошлом и воссозданные (вновь созданные) кадетские корпуса.
Президентские кадетские корпуса и кадетские училища. Кадетские
корпуса, учрежденные Правительством и Министерством Обороны РФ:
СанктПетербургский
кадетский корпус,
сформированный на базе Кадетского корпуса
железнодорожных войск, Кадетского ракетноартиллерийского корпуса,
Военнокосмического кадетского корпуса. Кронштадтский морской кадетский
корпус.
Кадетские корпуса силовых ведомств и других структур: Кадетский
корпус федеральной пограничной службы. Кадетский корпус Министерства
по чрезвычайным ситуациям. Кадетские классы.
Тема 12.
Кадетские заповеди, традиции, символики, ритуалы и
церемонии: преемственность и современность.
«Заповеди и заветы товарищества и кадетского братства». «Кодекс
кадетской чести» кадетской школы. Торжественное обещание кадета.
Нормативноправовые акты кадетской школы.
Организация кадетского самоуправления. Разработка, формулирование и
обоснование предложений по совершенствованию структуры кадетского
самоуправления.
Символика, ритуалы и церемонии ГАОУ Брянская кадетская школа .
Разработка сценария проведения школьного Дня кадетского братства и
проекта визитной карточкибуклета кадетской школы .
Интернетпоиск с посещением сайтов фонда содействия кадетским
корпусам, кадетских объединений, сообществ и образовательных учреждений.
Сетевое общение с собратьями кадетского сообщества на Брянщине и в
России, представленными в кадетском Рунете с использованием форумов их
сайтов. Планируемые результаты усвоения курса «Истории кадетства
России» обучающиеся должны научиться следующим видам
деятельности:
е ть :
1. Проводить поиск исторической информации в источниках
Ум
различного типа.
2. Выявлять историческую информацию из
литературных
источников, из знаковых систем и иллюстративного материала
(карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.)
3. Различать в исторической информации факты и мнения,
исторические описания и исторические объяснения
4. Устанавливать причинноследственные связи между явлениями
5. Представлять результаты изучения исторического материала в
формах сообщения, презентации, проекта.
6. Участвовать в дискуссиях по военноисторической тематике,
владеть терминологией, уметь убедительно и доказательно
отстаивать свою точку зрения.
Зн
а ть :
1. Основные факты, тенденции, явления, характеризующие
целостность и системность исторического процесса
развития военного образования в России
2. Историческую обусловленность процессов, влияющих на создание
и реформирование системы военного образования
3. Особенности системы военного образования по сравнению с
общеобразовательной системой в России в различные периоды ее
истории
и
героизма русского
4. Основные
принципы
формирования патриотизма
гражданственности кадет на примерах
офицерства на поле боя.
5. Основные термины и понятия
Литература к темам курса.
1.
2.
2007.
Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., Лениздат, 1989.
Васинкин И. Записки офицеравоспитателя. – СПбПушкин, 3.
4.
Волков С.В. Русский офицерский корпус. М., Воениздат, 1993.
Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732—
1917/А.Ю. Воробьева; Худож. О. Пархаев. М., ООО «Издательство ACT»:
ООО «Издательство Астрель», 2003.
5.
Галушко Ю. Школа российского офицерства. М., 1993.
Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. В двух томах.
М., Белый берег, 2005.
6.
2006.
7.
Десять лет пограничным кадетам. Исторический очерк. СПб.,
Журнал объединения кадет российских КК за рубежом
«Кадетская перекличка». НьюЙорк, 1999. № 74.
8.
Журнал объединения кадет российских КК за рубежом
«Кадетская перекличка». НьюЙорк, 2000. № 6667.
9.
Журнал объединения кадет российских КК за рубежом
«Кадетская перекличка». НьюЙорк, 2000. № 6869.
10.
Журнал объединения кадет российских «Кадетская перекличка »
«Российская кадетская перекличка». – М., 2006. № 1.
11. Журнал объединения кадет российских КК за рубежом
«Кадетская перекличка». НьюЙорк, 2003. № 74.
12.
Журнал объединения кадет российских КК «Кадетская
перекличка » «Российская кадетская перекличка». – М., 2007. № 3.
13. Зайончковский П.А. Военные реформы 18601870 гг. в России. М.,
1952.
14.
Исаков Е.П. К завещанной доблести. Педагогические этюды.
М., 2002.
15.
Йордан А.Б. Честь родного погона. Книга о традициях в
Российских кадетских корпусах М., 1999.
16. Кадетское образование в Москве. Выпуск 2. М., 2006.
17.
Крылов, В. В., Семичев М. В. Званье скромное и гордое кадет.
Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России:
Монография. СПб., 2004.
18.
Кушнир А.Г. Первое тысячелетие РусиРоссии. История
Русского государства в документах, материалах, комментариях. Учебное
пособие. Том первый. –М., «Рипол классик», 1999.
19.Кузнецов, А.А. Награды: Энциклопедический путеводитель по истории
российских наград. М.: Современник, 1998. 20.Леонтьева, Г.А. Ключи к тайнам Клио. М.: Просвещение, 1994.
21.Митяев, А.В. Книга будущих командиров. М.: Молодая гвардия, 1974.
22.Толстой Л.Н. Севастопольские рассказы. М.: «Правда», 1977.
23.Юнкера и гардемарины: Сборник. Пермь: «Пермская книга», 1992.
24.Татарников К.В., Юркевич Е.И. Сухопутный шляхетный кадетский
корпус. 1732 1762. Обмундирование и снаряжение. М.: 2009.
25.
Локальные акты кадетской школы. Сборник. Устав школы, Правила
внутреннего распорядка школы, Дисциплинарные правила школы, Положение о
школьном самоуправлении, Положения о наградах и символике кадетской школы и
Правила ношения кадетской формы одежды. – Павловск, 2005 2010.
26.
27.
28.
Лощилов И.Н. Ах, друзья мои кадеты. М., 1993.
Лощилов И.Н. Кадетские истории. СПб., 2003.
Лощилов И.Н. Петербургкадетская столица. Рассказы и очерки
о питерских
кадетах. СПб., 2003.
29.
Лушников А.М. Армия, государство и общество: система военного
образования в социальнополитической истории России. – Ярославль, 1996.
30.
Мезенцев А.Ф. Космические кадеты: Сборник статей,
воспоминаний, документов и фотоматериалов. Тамбов, 2006.
31.
32.
Мезенцев В.М. Российские кадеты. СПб.,Береста, 2003.
Новиков В.С., Филиппов Э.М. России служим с детства. СПб.:
ООО «СПб. СРП « Павел «ВОГ», 2011.
33.
34.
Орлята России. Исторические очерки. М., 2003.
Отечественная история. История России с древнейших времен до
1917 г.: Энциклопедия. Т. 13. М., 1994.
35.
Памятка кадету. Кадетская школа. «Второй Донской Императора
Николая II кадетский корпус». Кононенко В.В., Ростов на Дону, 2004.
36.
Плеханов А.М., Попов А.А. Наследники Суворова. От кадетских
корпусов России к суворовским училищам войск НКВД (МВД), КГБ СССР (17311960
гг.). Исторический очерк. 2е изд. испр. и доп.М., 2001.
37.
Сапожинский В.А. Профессиональная подготовка офицеров ВС РФ //
Военная мысль. – 1993. № 9.
38.
39.
Скоробогатый В.А. Военная школа России: страницы истории. –М., 1990.
Седьмая кадетская памятка юбилейная под редакцией А.Б.
Иордана. НьюЙорк, 1997.
40.
Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность. – СПб., 1997.
41.
Хазин О.А. Пажи, кадеты, юнкера: Исторический очерк (К 200
летию Пажеского Его Императорского Величества корпуса) / Под общ. ред. Г.Г.
Тупикина. М.: Издательство «Социальнополитическая МЫСЛЬ», 2002.
42.Хазин О.А. Трудный путь к Полтаве. М., 2001
Для учителя:
1 Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
2 Воробьева А.Ю. Кадетские корпуса в России в 1732 – 1917. М.:
ООО «Издательство АСТ», 2003.
3 Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М.,
2005.
4 Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже
XIXXX столетий. М., 1973.
5 Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
6 Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России во
второй половине Х1Хначале XX веков. Псков, 1999.
7 Пчелов Е.В. Государственные символы России – герб, флаг, гимн. М.:
«ТИД «Русское слово» РС», 2002.
8 Филиппов Э.М. Кадетские корпуса в России: прошлое и современность.
СПб., 1997.
9 WWW.KADET.RU
10 WWW.ADJUDANT.RU
11 WWW.RUSCADET.RU
Для учащихся:
1. Меньшов В.М. Российские кадеты. В 3х томах.СПб., 2003.
2. Исаков Е.П. Военная быль: о Доблести, Добре и Красоте. Книга для
чтения по истории Российских кадетских корпусов. М., 2000.
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.