Т ема урока: «Политическое сознание и политические
идеологии»
Цели:
Познавательная - сформировать у обучающихся целостное
представление об основных видах политической идеологии,
сформировать и закрепить понятия: политическая идеология,
либерализм, консерватизм, фашизм, коммунизм.
Развивающая - способствовать развитию у обучающихся
навыков самостоятельной работы и работы в группе, умения
выделять из текста главное, сравнивать и характеризовать
выделенные объекты изучения, делать основные выводы.
Воспитательная - формирование мировоззренческой
позиции, потребности социально-активного поведения.
Методическое оснащение урока:
Презентация (Приложение №1)
Раздаточный материал (Приложение №2, Приложение №3)
Межпредметные связи: история, экономика.
Основные понятия для усвоения: политическая идеология,
либерализм, консерватизм, фашизм, коммунизм.
План урока
Организационный момент. Приветствие. Сообщение и
актуализация целей урока
Подготовка к восприятию нового материала.
Изучение нового материала
Понятие "политическая идеология"
Виды политических идеологий. Ход урока
1. Организационный момент.
В начале урока я предлагаю посмотреть слайды. С их
помощью, в результате логического размышления, мы вместе
определим тему сегодняшнего урока. Помогут вам это
сделать вопросы-подсказки:
1) Какую сферу общественной жизни отражают показанные
слайды?
2) Кем являются лица, представленные в сюжете?
(Приложение №1, слайд№1)
Учащиеся (предполагаемый ответ): показанные слайды
отражают политическую сферу жизни общества, на них мы
видим политических деятелей, лидеров разных партий.
Учитель: Кого мы называем политическим лидером?
Учащиеся (предполагаемый ответ): тех, кто стоит во главе
политических партий, политических движений.
Учитель: А какие политические партии современной России
вы знаете?
Учащиеся (предполагаемый ответ): ЛДПР, "Единая Россия",
КПРФ, "Справедливая Россия".
Учитель: Чем отличаются эти партии друг от друга, в чем вы
видите разницу между ними?
Учащиеся (предполагаемый ответ): эти партии отличаются
идеями, целями, партийными программами, методами
политической борьбы.
Учитель: Совершенно верно! Все, что вы перечислили можно
объединить и назвать одним термином - идеология.
Следовательно, тема нашего урока - "Политическое сознание
и политические идеологии".
(Учащиеся записывают название темы в тетрадях) Учитель: В ходе сегодняшнего урока вы должны получить четкое
представление о том, что такое политическая идеология и какие
существуют виды политических идеологий, что их объединяет, в чем их
отличия; узнать, роль политической жизни .
В 10-м классе мы уже изучали блок тем по
политике. Для актуализации этих знаний и в рамках
подготовки к ЕГЭ я предлагаю вашему вниманию несколько
тренажеров по теме «Политика».
Приложение №1 «Мы общество».
Приложение №2 «ЕГЭ. Блок ПОЛИТИКА».
2. Изучение нового материала.
Учитель: Термин "идеология" - "наука об идеях" впервые
вошел в научный обиход во Франции в конце XVIII века. В
настоящее время идеологию определяют как систему
взглядов определенной социальной группы на устройство и
развитие общества (учащиеся делают запись в тетрадях.
Учитель: итак, политическая идеология - какую же роль она
играет?
Роль политической идеологии выражается в том, что она
формирует ценности людей в системе отношений:
государство-человек, государство-власть-человек,
государство-экономика. Побуждает людей к политическому
действию, мобилизует их волю и активность. Оказывает
влияние на выбор метода политической борьбы,
политического действия. Если интересы представителей
определенной социальной группы соблюдаются, то они
стремятся к сохранению существующего положения вещей,
если же их потребности не удовлетворяются, они становятся
на путь борьбы. Политическая борьба может проводиться
либо в рамках существующих норм закона, либо с их
нарушением, то есть достижение власти осуществляется через свержение существующего строя. Люди, разделяющие
одну идеологию, объединяются в политические организации
- партии, движения.
Политическая идеология выражается в лозунгах и
программах партий. Часто бывает так, что лозунги и
программы партии противоречат друг другу. Поэтому, чтобы
не стать объектом идеологического манипулирования,
необходимо критически относиться к тому, что предлагают
нам в качестве ценностей политические партии. Только в
этом случае мы сможем выбрать то, что нам действительно
подходит и действительно отражает наши интересы.
Учитель: Для того чтобы вам как будущим или уже
состоявшимся избирателям сделать правильный выбор,
определить свои политические пристрастия, мы на этом
уроке познакомимся с основными видами политических
идеологий, которые являются основой, ядром программ
существующих ныне партий.
Учитель: Сейчас мы начинаем самостоятельную работу по
изучению основных политических идеологий. Класс делится
на 4 группы, каждая получает раздаточный материал с
изложение основных положений либерализма,
консерватизма, социализма.
(Ответы учащихся сравниваются с ответами на слайдах
презентации. Приложение №1, слайды №№ 5,6,7)
Таким образом, политическая идеология включает в себя:
во-первых представление о модели желаемого
общественного устройства в социальной, политической и
экономической сферах;
во-вторых - пути построения желаемого общества
(Приложение №1, слайд№8) Учитель: Задание№2 (Приложение №3). Проследить
взаимосвязь политической партии и идеологии на примерах
российских партий, выдвинуть своего кандидата в
парламент и представить "Модели желаемого общества".
анализа всех идеологий выдвигает проект своей
национальной идеи
Итак, на сегодняшнем уроке мы
выяснили сущность понятия «идеология»,
изучили структуру и функции идеологии,
основные идейные направления современности: либерализм,
консерватизм, социализм – их принципы, проблемы, значение в жизни
общества.
сделали вывод о ведущей роли идеологии в политической
деятельности, в развитии современного общества.
Учитель: Как мы с вами уже отмечали в начале урока, в
основе программы любой политической партии лежат
принципы той или иной идеологии. Политическая идеология -
явление развивающееся. Программы современных
политических партий, в том числе и российских, нельзя четко
отнести к той или иной идеологии, они базируются на
принципах нескольких политических идеологий. В этом мы с
вами убедимся на следующем уроке, посвященном
партийной системе современной Росси
Вводится понятие электорат.
3. Подведение итогов урока.
1. Какие конкретные взгляды либералов вам близки, которые вы разделяете?
Почему? 2. С какими принципами консерваторов вы не можете согласиться? Почему?
3. Как вы думаете, играет ли фашистская идеология важную роль в
современной политической жизни России? Какие профашистские движения в
России вы знаете?
4. Как вы думаете, можно ли создать четкую политическую программу на
основе коммунистических взглядов, которая будет поддержана большинством
населения России?
5. В чем преимущество реформаторского пути развития общества перед
революционным, а в чем его недостаток?
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Анализ историко-культурного стандарта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.