Анализ образовательных программ
Оценка 4.7

Анализ образовательных программ

Оценка 4.7
Образовательные программы +1
docx
изобразительное искусство
Взрослым
02.04.2018
Анализ образовательных программ
В материале представлен анализ образовательных программ по предмету изобразительное искусство. Взяты авторы Неменский, Шпикалова, Кузина, отмечены особенности программ, основные теоретические и методические базы обучения, концепции программ, основные виды деятельности, а также сравнительный анализ всех трех программ с подробным описанием характеристик.
Прыскина.docx
Программа Б.М.Неменский о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1­9 классы». Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный ТРУД. Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю. При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических навыков и навыков  художественного воспитания. Концепция и задачи  Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной: формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта  художественной культуры; обеспечение поступательного художественного развития ребенка; развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение  образным языком искусства; усвоение эмоционально­ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально­ ценностных критериев жизни; развитие художественно­образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности детей. Основные виды деятельности: Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемно­ пространственное моделирование; проектно­конструктивная деятельность; художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений  действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение  художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,  классических, современных). Программа В.С.Кузина. «Изобразительное искусство. 1­9 классы» (автор IM '.Кучин, К.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.: Дрофа, 2004. Программа и ее особенности Основная теоретическая и методическая база обучения ­ классическая школа реализма, рисования с натуры. Программа рассчитана на 1 час в неделю, но можно добавить 1 час из вариативной части Базисного учебного плана. Концепция и задачи: 1 формирование духовной культуры личности; 2) овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры,  по памяти, представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно­прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 3) развитие у  детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания  прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству? Основные виды деятельности: Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению.; рисование на темы и иллюстрирование (композиция); декоративная работа; лепка; аппликация с элементами дизайна; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг  нас. Программа Т.Я. Шпикаловой.«изобразительное искусство и художественный труд. 1­4 классы» (авторы: Е.В. Алексеенко, С.И.Ьоюва, Г.А. Велнчкииа и др.  Научный руководитель I .Я.Шпикалова) (М.: Просвещение., 2003). Программа и ее особенности: Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные художественно­культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства. традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью. Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом», на предметах произведений мастеров родного края; учатся понимать, что искусство своего региона и  Отечества ­ путь к познанию искусства любых эпох и народов. 1 час ­ изобразительная деятельность, 1 час ­ изобразительной области «технология» или из Вариативной части Базисного учебного плана. «Изобразительное искусство. 5­9 классы», (авторы Т.Я. Шпикалова, Т.Я.Ершова, В.И. Колякина и др. Научный руководитель Т.Я. Шпикалова) (М. Просвещение,  2005). Продолжает и развивает связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 ­ 4 классы» . Концепция и задачи: Формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами интегрированного курса изобразительного искусства и художественного  труда на народных традициях; содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию их собственными силами нравственно­ эстетической среды с искусством  с учетом многообразия его видов; формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом  и жизнью народа; формирование особых качеств мышления, творческого воображения, культурно­исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России. Основные виды деятельности: Рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение  декоративных композиций (сюжетно­тематический натюрморт, орнамент); выполнение декоративных композиций­импровизаций; моделирование и художественное  конструирование изделий из бумаги; лепка; художественная роспись; аппликация; работа с тканью; работа с природными материалами. Программа № 1 «Изобразительное искусство»  разработана под руководством В.С. Кузина  (действует более 25 лет). ориентирована на обучение реалистическим  основам изображения через освоение графической  грамоты. Ведущий вид деятельности – рисование с  натуры, хотя и декоративной работе, и  тематическому рисованию, и беседам об искусстве  уделяется внимание на протяжении всех лет  обучения. Программа № 3 «Изобразительное искусство.  Основы народного и декоративно­прикладного  искусства» разработана под руководством Т.Я.  Шпикаловой (действует более 15 лет). уделяет должное внимание освоению основ  изобразительной грамоты с учетом выявления  взаимосвязей народного и профессионального  изобразительного искусства, выраженных в  художественном образе, а также приобщает к  истокам русской национальной культуры, при этом  акцент делает на изучении орнаментов и  традиционных видов декоративного искусства  России и мира. Программа № 2 «Изобразительное искусство и  художественный труд» разработанная под  руководством Б.М. Неменского (действует более 25 лет). на первое место ставит эмоционально­образное  развитие детей, постижение закономерностей  искусства, но методике обучения основам  реалистического изображения не уделяет должного  внимания. Авторы полагают, что учащимся надо  предоставить как можно больше свободы  творчества, и очень часто ограничиваются весьма  общими рекомендациями типа: работу надо  начинать с основных, крупных форм, сразу  подчеркивая движения, а детализировать только  после того, как решена общая композиция (лепка  фигуры человека или животного в движении по  выбору за один урок, 3 кл). соединены принципы конструкции, идущие от со­ держания искусства, с языковым принципом,  выработанным еще в программе Б.П. Юсова,  элементы которой органически вошли в программу  № 2. И это не случайно, так как люди, их создавшие работали рука об руку, а учителя­ экспериментаторы просто были одни и те же. Одной их концептуальных позиций программы Б.М. Неменского является то, что восприятие искусства  и действительности должно находиться в не­ отрывном единстве с практической деятельностью.  Именно данный момент способствует  формированию целостности осознания  художественного явления — будь то вид, жанр  искусства, элементы его языка или проявления в  жизни. При таком объединении занятий  открываются возможности направить весь процесс  познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Однако практика при этом страдает, так как при  продолжительности урока в 45 мин. на освоение  изобразительной грамоты просто практически не  остается времени. За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения. Программу № 1 первоначально упрекали в  отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков  уроков были введены. Они связаны с видами и  жанрами изобразительного искусства, временами  года, календарными праздниками, историей России,  устным народным творчеством, сокровищами  мировой культуры и др. В программе № 1 логика смены тем четвертей  состоит в том, что темы варьируются из года в год,  особенно не отличаясь разнообразием – в каждом  классе дети рисуют природу, урожай, натюрморты,  иллюстрации к сказкам или литературным  произведения, тематические композиции типа  «Наша Родина», осваивают традиционные народные  художественные промыслы, орнаменты и др. Так,  тема осени повторяется дважды (2 и 3 классы), тема сказки также и др. Однако, повторяясь, темы  каждый раз усложняются не по содержанию, а по  уровню постановки учебных задач. Так, если в 1­2  кл. учащиеся рисуют фрукты и овощи больше по  представлению, то затем они переходят к  рисованию с натуры простейших натюрмортов и  сложных постановок с гипсовым орнаментом и  драпировками в 7­8 кл. Принципиальная позиция  авторов состоит именно в том, чтобы в каждом  классе было рисование с натуры, рисование на  темы, иллюстрирование, изучение народного  искусства и декоративная работа. В программе №1 со временем раздел «Рисования с  натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись»,  при этом сохранился раздел «Тематическое  рисование», в котором в практических заданиях так же выполняется рисунок и живопись. Можно  понять, откуда взялось это «изменение»: из про­ Программу № 2 отличает то, что с самого начала  своего существования (1974 г.) она основывалась на  четком тематизме. Графическая модель концепции  программы выглядит как храм, в основании  которого (1­4 кл.) познание связей с искусством (от  личности ребенка, через окружающий мир вещей и  явлений, до связей с представлениями у разных  народов о красоте). На следующем этапе (5­9 кл.)  познание связей ИЗО идет вглубь, рассматриваются  декоративное искусство, архитектура и  монументальное искусство. Далее учащиеся  подводятся к пониманию синтеза искусств и на  новом уровне обращаются к теме начальной школы  «Ты и искусство». К сожалению, в настоящее время обучение ИЗО  обычно заканчивается в 7 кл. или в лучшем случае в  8 кл. В концепции Б.М. Неменского выстроена  идеальная модель, которая предполагает  возможность обучения до 11 кл. В старших классах  теоретические и практические занятия предлагается разделить. Теоретический курс – «Основы  художественной культуры». Крышу здания  составляют два практических курса, предлагаемых  на выбор – «Основы изобразительной грамоты» и  «Основы конструктивной грамоты». В программе № 2 темы авторами выстроены в  целостную линию поэтапного расширения познания  связей искусства с жизнью. От художественных  связей с природой и личной жизнью (1 класс) через  осознание личных связей с искусством (2 класс) к  пониманию его роли сперва в близком окружении (3 класс), затем в широком (4 класс). От личности —  вширь. Такова начальная школа. И тема каждой  четверти жестко привязана к данному году­блоку, а фессиональной художественной школы, где эти  членения в форме «Рисунка», «Живописи»,  «Композиции», «Истории искусств» всегда су­ ществовали. Однако в общеобразовательной школе  не только возможности (1 час в неделю — против  более 10­20 часов), но и задачи­то совсем иные.  Понятно стремление авторов сделать программу,  более современной, но провозгласить в целях то,  что восприятие произведений искусства должно  осуществляться в единстве с практической  деятельность, не значит действительно достигнуть  этого. Вероятно, эта формулировка возникла в  программе №1 под влиянием программы №2. Пути  достижения этой цели в программах разные. Программа № I на первое место ставит  вопрос, что изображено (предметы, явления,  события). Это прослеживается в конструкции  (названии) четвертей и содержании уроков, в  восприятии искусства и в практических заданиях.  «Как?» рассматривается в связи с выполнением  конкретных заданий или при анализе произведений  искусства. Вопрос «зачем?» ставится в рамках  идейно­нравственного и патриотического  воспитания. не к другому. Попробуйте переставить темы  четвертей или уроков 4 класса в 1 или 2 класс (или  наоборот) — распадется система, распадется  логика познания.  Программа № 2 ставит акцент на  том, зачемизображено (декорировано,  конструировано), т.е. подчеркивает социальную  цель искусства. Ответы на вопросы «что?» и «как?», естественно, включаются в программу,— без этого  невозможно осознать ответа на вопрос «зачем?», но  они не главные. Примеры художественно­образных тем:  «Выражение намерений человека через  конструкцию и декор» и «Образ человека и его  характер» (2 кл.), «Образ художественной культуры Японии» и «Образ художественной культуры  средневековой Западной Европы» (4 кл.) и т.п.  Однако таких тем немного. Большинство же тем  уроков формулируется как «Гуашь, три основных  цвета», «Бумага, ножницы, клей», «Линия как  средство выражения. Ритм линий» и т.п. Это значит, что основным для авторов является вопрос, как  освоить художественные материалы и средства  выразительности, что при этом изображать,  украшать или строить становится не так важно. В  тоже время ряд тем конкретно называет объекты  изучения: «В музеях хранятся портреты»,  «Мемориалы воинской славы», «Афиша», «Витрины на улицах», «Ажурные ограды» и др. При этом, по  В программе № 3 вопросы «что?» и «как?»  равнозначны (в структуре программы одинаково  важны темы, посвященные языку ИЗО и образу  художественной вещи), а ответ на вопрос «зачем?»  раскрывает особенности духовно­нравственного и  патриотического воспитания. Выделены темы  разделов «Основы художественного изображения»,  «Орнамент в искусстве народов мира: построение и  виды», «Народный орнамент России: творческое  изучение в процессе изображения»,  «Художественный труд на основе знакомства с  народным и декоративно­прикладным искусством  (основы художественного ремесла)» (программа  «Изобразительное искусство. Основы народного и  декоративно­прикладного искусства»). названию темы не понятно, какая предполагается  практическая работа, что нужно для освоения  изобразительных умений и навыков и зачем все это  делать, ради освоения каких идей? За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения. В программе №1 раздел «Рисования с натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись», при этом  сохранен раздел «Тематическое рисование», в котором в практических заданиях там так же выполняется  рисунок и раскрашивается красками. Можно понять, откуда взялось это «изменение»: из про­ фессиональной художественной школы, где эти членения в форме «Рисунка», «Живописи»,  «Композиции», «Истории искусств» всегда существовали. Однако в общеобразовательной школе не только возможности (1 час в неделю — против более 10­20 часов), но и задачи­то совсем иные. Затем был сделан ещеодин позитивный шаг, прежний раздел «Беседы об искусстве» был превращен в  раздел «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», тем самым было расширено  представление о связи искусства с действительностью. Понятно стремление авторов сделать программу  №1 более современной. Считаем, что это желание возникло во многом под влиянием программы №2. В ней восприятие искусства и действительности находится в неотрывном единстве с практической  деятельностью.И это ее важнейшее отличие: именно данный момент способствует формированию  целостности осознания художественного явления — будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или  проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на  понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Эта возможность скорее всего  является серьезным преимуществом данной программы. В очередной редакции программы №1 также  провозглашается, что в нее на равных правах входят эстетическое восприятие действительности и  искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Однако, провозгласить это – еще не  значит достигнуть, так как авторы программ шли к этому разными путями. Поскольку программа №2 и №3 создавались как программы интегрированных курсов, объединяющих  уроки ИЗО и труда, который превращался исключительно в художественный, то они, несомненно, имели  преимущество перед программой №1 как по времени (3 часа в неделю против 1 часа), так и по  возможности включать конструктивно­пластические виды деятельности в уроки. Безусловно, идея  расширить границы общения с искусством в школе была весьма прогрессивной для своего времени. На  протяжении всей истории развития методов обучения ИЗО вопрос количества часов на этот предмет  вызывал самые жаркие споры. Борьба за увеличение часов продолжается и в настоящее время. Успешность обучения ИЗО проверяется тем, достигнут ли уровень художественного развития ребенка,  зафиксированный в программе и Госстандарте.

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ

Анализ образовательных программ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018