Анализ образовательных программ

  • Образовательные программы
  • Памятки
  • docx
  • 02.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале представлен анализ образовательных программ по предмету изобразительное искусство. Взяты авторы Неменский, Шпикалова, Кузина, отмечены особенности программ, основные теоретические и методические базы обучения, концепции программ, основные виды деятельности, а также сравнительный анализ всех трех программ с подробным описанием характеристик.
Иконка файла материала Прыскина.docx
Программа Б.М.Неменский о «Изобразительное искусство и художественный труд. 1­9 классы». Авторы Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская и др. Научный руководитель Б.М.Неменский. М: Просвещение, 2005 г. Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный ТРУД. Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю. При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических навыков и навыков  художественного воспитания. Концепция и задачи  Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной: формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта  художественной культуры; обеспечение поступательного художественного развития ребенка; развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение  образным языком искусства; усвоение эмоционально­ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально­ ценностных критериев жизни; развитие художественно­образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности детей. Основные виды деятельности: Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению); декоративная и конструктивная работа; лепка; аппликация; объемно­ пространственное моделирование; проектно­конструктивная деятельность; художественное фотографирование и видеосъемка; восприятие явлений  действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение  художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,  классических, современных). Программа В.С.Кузина. «Изобразительное искусство. 1­9 классы» (автор IM '.Кучин, К.В.Шорохов, Э.И.Кубышкина и др.) (М.: Дрофа, 2004. Программа и ее особенности Основная теоретическая и методическая база обучения ­ классическая школа реализма, рисования с натуры. Программа рассчитана на 1 час в неделю, но можно добавить 1 час из вариативной части Базисного учебного плана. Концепция и задачи: 1 формирование духовной культуры личности; 2) овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры,  по памяти, представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно­прикладного и народного искусства, лепки и аппликации; 3) развитие у  детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания  прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству?Основные виды деятельности: Рисование с натуры (рисунок, живопись) включает в себя изображение объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению.; рисование на темы и иллюстрирование (композиция); декоративная работа; лепка; аппликация с элементами дизайна; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг  нас. Программа Т.Я. Шпикаловой.«изобразительное искусство и художественный труд. 1­4 классы» (авторы: Е.В. Алексеенко, С.И.Ьоюва, Г.А. Велнчкииа и др.  Научный руководитель I .Я.Шпикалова) (М.: Просвещение., 2003). Программа и ее особенности: Раскрываются доступные пониманию учащихся исконные художественно­культурные ценности, взаимосвязи народного и классического искусства. традиций путем раскрытия разнообразных связей искусства с жизнью. Учащиеся учатся видеть и ценить мир искусства «рядом», на предметах произведений мастеров родного края; учатся понимать, что искусство своего региона и  Отечества ­ путь к познанию искусства любых эпох и народов. 1 час ­ изобразительная деятельность, 1 час ­ изобразительной области «технология» или из Вариативной части Базисного учебного плана. «Изобразительное искусство. 5­9 классы», (авторы Т.Я. Шпикалова, Т.Я.Ершова, В.И. Колякина и др. Научный руководитель Т.Я. Шпикалова) (М. Просвещение,  2005). Продолжает и развивает связи с программой «Изобразительное искусство и художественный труд. 1 ­ 4 классы» . Концепция и задачи: Формирование целостной личности на основе высших гуманитарных ценностей средствами интегрированного курса изобразительного искусства и художественного  труда на народных традициях; содействие проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию их собственными силами нравственно­ эстетической среды с искусством  с учетом многообразия его видов; формирование чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом  и жизнью народа; формирование особых качеств мышления, творческого воображения, культурно­исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России. Основные виды деятельности: Рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение  декоративных композиций (сюжетно­тематический натюрморт, орнамент); выполнение декоративных композиций­импровизаций; моделирование и художественное  конструирование изделий из бумаги; лепка; художественная роспись; аппликация; работа с тканью; работа с природными материалами.Программа № 1 «Изобразительное искусство»  разработана под руководством В.С. Кузина  (действует более 25 лет). ориентирована на обучение реалистическим  основам изображения через освоение графической  грамоты. Ведущий вид деятельности – рисование с  натуры, хотя и декоративной работе, и  тематическому рисованию, и беседам об искусстве  уделяется внимание на протяжении всех лет  обучения. Программа № 3 «Изобразительное искусство.  Основы народного и декоративно­прикладного  искусства» разработана под руководством Т.Я.  Шпикаловой (действует более 15 лет). уделяет должное внимание освоению основ  изобразительной грамоты с учетом выявления  взаимосвязей народного и профессионального  изобразительного искусства, выраженных в  художественном образе, а также приобщает к  истокам русской национальной культуры, при этом  акцент делает на изучении орнаментов и  традиционных видов декоративного искусства  России и мира. Программа № 2 «Изобразительное искусство и  художественный труд» разработанная под  руководством Б.М. Неменского (действует более 25 лет). на первое место ставит эмоционально­образное  развитие детей, постижение закономерностей  искусства, но методике обучения основам  реалистического изображения не уделяет должного  внимания. Авторы полагают, что учащимся надо  предоставить как можно больше свободы  творчества, и очень часто ограничиваются весьма  общими рекомендациями типа: работу надо  начинать с основных, крупных форм, сразу  подчеркивая движения, а детализировать только  после того, как решена общая композиция (лепка  фигуры человека или животного в движении по  выбору за один урок, 3 кл). соединены принципы конструкции, идущие от со­ держания искусства, с языковым принципом,  выработанным еще в программе Б.П. Юсова,  элементы которой органически вошли в программу  № 2. И это не случайно, так как люди, их создавшие работали рука об руку, а учителя­ экспериментаторы просто были одни и те же. Одной их концептуальных позиций программы Б.М. Неменского является то, что восприятие искусства  и действительности должно находиться в не­ отрывном единстве с практической деятельностью.  Именно данный момент способствует  формированию целостности осознания  художественного явления — будь то вид, жанр  искусства, элементы его языка или проявления в  жизни. При таком объединении занятий  открываются возможности направить весь процесс  познания ученика на понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Однакопрактика при этом страдает, так как при  продолжительности урока в 45 мин. на освоение  изобразительной грамоты просто практически не  остается времени. За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения. Программу № 1 первоначально упрекали в  отсутствии тематизма и в 1982 г. темы блоков  уроков были введены. Они связаны с видами и  жанрами изобразительного искусства, временами  года, календарными праздниками, историей России,  устным народным творчеством, сокровищами  мировой культуры и др. В программе № 1 логика смены тем четвертей  состоит в том, что темы варьируются из года в год,  особенно не отличаясь разнообразием – в каждом  классе дети рисуют природу, урожай, натюрморты,  иллюстрации к сказкам или литературным  произведения, тематические композиции типа  «Наша Родина», осваивают традиционные народные  художественные промыслы, орнаменты и др. Так,  тема осени повторяется дважды (2 и 3 классы), тема сказки также и др. Однако, повторяясь, темы  каждый раз усложняются не по содержанию, а по  уровню постановки учебных задач. Так, если в 1­2  кл. учащиеся рисуют фрукты и овощи больше по  представлению, то затем они переходят к  рисованию с натуры простейших натюрмортов и  сложных постановок с гипсовым орнаментом и  драпировками в 7­8 кл. Принципиальная позиция  авторов состоит именно в том, чтобы в каждом  классе было рисование с натуры, рисование на  темы, иллюстрирование, изучение народного  искусства и декоративная работа. В программе №1 со временем раздел «Рисования с  натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись»,  при этом сохранился раздел «Тематическое  рисование», в котором в практических заданиях так же выполняется рисунок и живопись. Можно  понять, откуда взялось это «изменение»: из про­ Программу № 2 отличает то, что с самого начала  своего существования (1974 г.) она основывалась на  четком тематизме. Графическая модель концепции  программы выглядит как храм, в основании  которого (1­4 кл.) познание связей с искусством (от  личности ребенка, через окружающий мир вещей и  явлений, до связей с представлениями у разных  народов о красоте). На следующем этапе (5­9 кл.)  познание связей ИЗО идет вглубь, рассматриваются  декоративное искусство, архитектура и  монументальное искусство. Далее учащиеся  подводятся к пониманию синтеза искусств и на  новом уровне обращаются к теме начальной школы  «Ты и искусство». К сожалению, в настоящее время обучение ИЗО  обычно заканчивается в 7 кл. или в лучшем случае в  8 кл. В концепции Б.М. Неменского выстроена  идеальная модель, которая предполагает  возможность обучения до 11 кл. В старших классах  теоретические и практические занятия предлагается разделить. Теоретический курс – «Основы  художественной культуры». Крышу здания  составляют два практических курса, предлагаемых  на выбор – «Основы изобразительной грамоты» и  «Основы конструктивной грамоты». В программе № 2 темы авторами выстроены в  целостную линию поэтапного расширения познания  связей искусства с жизнью. От художественных  связей с природой и личной жизнью (1 класс) через  осознание личных связей с искусством (2 класс) к  пониманию его роли сперва в близком окружении (3 класс), затем в широком (4 класс). От личности —  вширь. Такова начальная школа. И тема каждой  четверти жестко привязана к данному году­блоку, афессиональной художественной школы, где эти  членения в форме «Рисунка», «Живописи»,  «Композиции», «Истории искусств» всегда су­ ществовали. Однако в общеобразовательной школе  не только возможности (1 час в неделю — против  более 10­20 часов), но и задачи­то совсем иные.  Понятно стремление авторов сделать программу,  более современной, но провозгласить в целях то,  что восприятие произведений искусства должно  осуществляться в единстве с практической  деятельность, не значит действительно достигнуть  этого. Вероятно, эта формулировка возникла в  программе №1 под влиянием программы №2. Пути  достижения этой цели в программах разные. Программа № I на первое место ставит  вопрос, что изображено (предметы, явления,  события). Это прослеживается в конструкции  (названии) четвертей и содержании уроков, в  восприятии искусства и в практических заданиях.  «Как?» рассматривается в связи с выполнением  конкретных заданий или при анализе произведений  искусства. Вопрос «зачем?» ставится в рамках  идейно­нравственного и патриотического  воспитания. не к другому. Попробуйте переставить темы  четвертей или уроков 4 класса в 1 или 2 класс (или  наоборот) — распадется система, распадется  логика познания.  Программа № 2 ставит акцент на  том, зачемизображено (декорировано,  конструировано), т.е. подчеркивает социальную  цель искусства. Ответы на вопросы «что?» и «как?», естественно, включаются в программу,— без этого  невозможно осознать ответа на вопрос «зачем?», но  они не главные. Примеры художественно­образных тем:  «Выражение намерений человека через  конструкцию и декор» и «Образ человека и его  характер» (2 кл.), «Образ художественной культуры Японии» и «Образ художественной культуры  средневековой Западной Европы» (4 кл.) и т.п.  Однако таких тем немного. Большинство же тем  уроков формулируется как «Гуашь, три основных  цвета», «Бумага, ножницы, клей», «Линия как  средство выражения. Ритм линий» и т.п. Это значит, что основным для авторов является вопрос, как  освоить художественные материалы и средства  выразительности, что при этом изображать,  украшать или строить становится не так важно. В  тоже время ряд тем конкретно называет объекты  изучения: «В музеях хранятся портреты»,  «Мемориалы воинской славы», «Афиша», «Витрины на улицах», «Ажурные ограды» и др. При этом, по  В программе № 3 вопросы «что?» и «как?»  равнозначны (в структуре программы одинаково  важны темы, посвященные языку ИЗО и образу  художественной вещи), а ответ на вопрос «зачем?»  раскрывает особенности духовно­нравственного и  патриотического воспитания. Выделены темы  разделов «Основы художественного изображения»,  «Орнамент в искусстве народов мира: построение и  виды», «Народный орнамент России: творческое  изучение в процессе изображения»,  «Художественный труд на основе знакомства с  народным и декоративно­прикладным искусством  (основы художественного ремесла)» (программа  «Изобразительное искусство. Основы народного и  декоративно­прикладного искусства»).названию темы не понятно, какая предполагается  практическая работа, что нужно для освоения  изобразительных умений и навыков и зачем все это  делать, ради освоения каких идей? За долгие годы своего существования программы № 1 и № 2 претерпели некоторые изменения. В программе №1 раздел «Рисования с натуры» был заменен на «Рисунок» и «Живопись», при этом  сохранен раздел «Тематическое рисование», в котором в практических заданиях там так же выполняется  рисунок и раскрашивается красками. Можно понять, откуда взялось это «изменение»: из про­ фессиональной художественной школы, где эти членения в форме «Рисунка», «Живописи»,  «Композиции», «Истории искусств» всегда существовали. Однако в общеобразовательной школе не только возможности (1 час в неделю — против более 10­20 часов), но и задачи­то совсем иные. Затем был сделан ещеодин позитивный шаг, прежний раздел «Беседы об искусстве» был превращен в  раздел «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», тем самым было расширено  представление о связи искусства с действительностью. Понятно стремление авторов сделать программу  №1 более современной. Считаем, что это желание возникло во многом под влиянием программы №2. В ней восприятие искусства и действительности находится в неотрывном единстве с практической  деятельностью.И это ее важнейшее отличие: именно данный момент способствует формированию  целостности осознания художественного явления — будь то вид, жанр искусства, элементы его языка или  проявления в жизни. При таком объединении занятий открываются возможности направить весь процесс познания ученика на  понимание явлений искусства в полном единстве теории и практики. Эта возможность скорее всего  является серьезным преимуществом данной программы. В очередной редакции программы №1 также  провозглашается, что в нее на равных правах входят эстетическое восприятие действительности и  искусства и практическая художественная деятельность учащихся. Однако, провозгласить это – еще не  значит достигнуть, так как авторы программ шли к этому разными путями. Поскольку программа №2 и №3 создавались как программы интегрированных курсов, объединяющих  уроки ИЗО и труда, который превращался исключительно в художественный, то они, несомненно, имели  преимущество перед программой №1 как по времени (3 часа в неделю против 1 часа), так и по  возможности включать конструктивно­пластические виды деятельности в уроки. Безусловно, идея  расширить границы общения с искусством в школе была весьма прогрессивной для своего времени. На  протяжении всей истории развития методов обучения ИЗО вопрос количества часов на этот предмет  вызывал самые жаркие споры. Борьба за увеличение часов продолжается и в настоящее время. Успешность обучения ИЗО проверяется тем, достигнут ли уровень художественного развития ребенка,  зафиксированный в программе и Госстандарте.

Посмотрите также