«Рассмотрено» Руководитель МС основной общеобразовательной школы филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС» _______С.Н.Филиппова «____» __________2024 г. |
|
«Согласовано» Заместитель главного врача по педагогической работе филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС» _________Л.М.Шигапова «____» _________2024 г. |
|
«Утверждено» Главный врач филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС» ________ Н.Р.Валиев «____» __________2024 г. Приказ № _________ от «____» ______ 2024 г.
|
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
художественно - эстетического направления
«Акварелька»
1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
основной общеобразовательной школы
филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения
«Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер»
- «Детский туберкулезный санаторий»
(ООШ филиала ГАУЗ «РКПД» – «ДТС»)
2024 - 2025 учебный год
|
Принято на заседании педагогического совета школы Протокол № ___от «___» ______2024 г.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
|
||
I. |
Пояснительная записка………………........................................................ |
2-3 |
II. |
Общая характеристика учебного предмета………………………………. |
3 |
III. |
Описание места учебного предмета ……………………………………… |
3 |
IV. |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета …………………………………………………............ |
4 |
V. |
Содержание учебного предмета…………………………………………… |
4-6 |
VI. |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности………………………………………………………………… |
7-11 |
VII. |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………………….. |
12 |
VIII |
Планируемые результаты изучения учебного предмета…………………. |
12 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена и реализуется на основе следующих документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федерального закона от 31.07.2020 г. № 304 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ» Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся; 3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных стандартов начального общего образования»;
4. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;
5.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
6.Учебного плана на 2024-2025 учебный год.
7. Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
8.Методических рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
9. Положения об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО
10. Авторской программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор - Е.А. Коротеева (Сборник программ внеурочной деятельности. под редакцией В.А. Горского. Москва «Просвещение» 2011, в соответствии с требованиями ФГОС).
Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, прекрасным в жизни и в творчестве.
Рабочая программа кружка «Акварелька» для учащихся 7-9 лет составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.
Цель: Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Основные задачи:
§ Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства
§ Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению
§ Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька» рассматривается, как программа, реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания.
Направленность детского объединения – художественная.
Программа «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 9 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Занятия 1 раз в неделю. Срок реализации 1 год.
Формы организаций занятий:
художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа в 1 классе рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
§ развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
§ умение организовать рабочее место;
§ бережное отношение к инструментам, материалам;
§ развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
§ ознакомление с художественными терминами и понятиями;
§ развитие наблюдательности зрительной памяти;
§ развитие художественного вкуса
Метапредметные
§ приобретение навыка работы в паре, группе;
§ диагностирование причин успеха (неуспеха) и формирование способности действовать в различных ситуациях;
§ Участие в коллективном обсуждении.
Предметные
§ овладение основами художественной грамоты
§ знание цветов и рисовальных материалов
§ умение передавать форму, величину изображения.
§ соблюдение последовательности выполнения работы.
§ Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 - 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Формы проведения:
Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.
Обновленное содержание художественного образования предусматривает два вида художественно-творческой деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Тематический план
1. Золотая осень. 9ч.
Какого цвета осень? Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. Твой осенний букет.
Декоративная композиция. Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. В сентябре у рябины именины.
Декоративная композиция. Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция.
Красота природы русского леса
Многоцветие земли в произведениях художников
И снова осень к нам пришла
Выставка рисунков «Дары осени»
Узоры на вазе.
Форма в живописи и графике
Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)
Богатый урожай
Филимоновская игрушка. Русская глиняная игрушка.
Готовимся к выставке.
2. Зимняя сказка 6ч.
Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. Белоснежные узоры. Вологодские кружева.
Мы рисуем сказочную птицу
Мы готовимся к рисованию любимой сказки
Иллюстрирование любимой сказки. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя.
Гжельская роспись на предметах быта
Чародейка-зима в произведениях художников. Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.( Цвета радуги в новогодних игрушках.)
Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!»
3. Русские картины 8 ч.
По следам зимней сказки. Декоративная композиция. Зимние забавы. Сюжетная композиция.
Зимний пейзаж в произведениях художников.
Зимние развлечения с друзьями.
Лыжная прогулка.
Русские воины. Защитники земли русской. Образ богатыря.
Волшебный мир русского костюма. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.
Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки). Открой секреты дымки. Русская глиняная игрушка.
Нетрадиционные формы рисования
4. Весенние деньки 10 ч.
Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная. Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. Птицы – вестники весны.
Космическая красота.
Полхов-Майданские игрушки.
Образ доблестного воина.
Праздничный салют. В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета. Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.
Цветы нашей Родины. Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.
Элементы растительного орнамента
Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.
Нетрадиционные формы рисования
.
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Да-та
|
№ заня тия
|
Тема (раздел) |
Планируемые результаты |
Возможные виды деятельности |
Возмож-ные формы контроля |
Возможные направления творческой, исслед-ой, проектной деятельн-ти |
|||||
Базовые понятия |
УУД
|
Задания |
|||||||||
Золотая осень (9 часов) |
|||||||||||
|
1 |
Красота природы русского леса Многоцветие земли в произведениях художников |
Знать/понимать - начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре; - об основных цветах спектра; - основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; - об особенностях работы акварелью и гуашью. Уметь: высказывать простейшие суждения о картинах
|
Расширять кругозор учащихся. Формировать умение составлять композиции по рисункам. Познакомить с ролью художественных произведений. Формировать у уч-ся умение подбирать тематические рисунки. Правильно подбирать цвета. |
Беседа. Рисование на заданную тему «Осень» Нарисуй свой город, поселок, село |
Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.
Беседы.
Рисование на заданные темы. Декоративная композиция |
Текущий |
Рисунок
|
|||
|
2 |
И снова осень к нам пришла |
Рисование с натуры осенних листьев. Лепка и рисование пластилином. |
Текущий |
Рисунок, рисунок пластилином, лепка |
||||||
|
3 |
Выставка рисунков «Дары осени» |
Отобрать рисунки к выставке |
Выставка |
Рисунок |
||||||
|
4 |
Узоры на вазе. |
Роспись вазы. |
Текущий |
Роспись |
||||||
|
5 |
Форма в живописи и графике |
Рисование с натуры натюрморта |
Текущий |
Рисунок |
||||||
|
6 |
Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования) |
Рисование цветов |
Текущий |
Рисунок |
||||||
|
7 |
Богатый урожай |
|
Рисование на заданную тему |
Беседы. Рисование на заданные темы. Декоративная композиция |
Текущий |
Рисунок |
||||
|
8 |
Филимоновская игрушка |
Декоративная композиция по мотивам филимоновской игрушки |
Текущий |
Рисунок, роспись |
||||||
|
9 |
Готовимся к выставке |
Отбор рисунков к выставке |
Выставка работ |
|
||||||
«Зимняя сказка» (6 часов) |
|||||||||||
|
10 |
Мы рисуем сказочную птицу |
Знать: - основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; - - об особенностях работы акварелью и гуашью - об основных цветах спектра. Уметь: - высказывать простейшие суждения о картинах; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения. Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц. - лепить |
Дать учащимся первоначальное представление об оформлении своего рисунка, своей работы. Познакомить учащихся с различными художественными понятиями (напр. – палитра). Формировать умение составлять текст по сюжетным рисункам. Развитие связной речи. |
Декоративная работа |
Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению. Рисунки в цвете и карандаше. Рисование по памяти. Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки. |
Текущий |
Рисунок |
|||
|
11 |
Мы готовимся к рисованию любимой сказки |
Выполнение набросков по памяти. |
Текущий |
Рисунок |
||||||
|
12 |
Иллюстрирование любимой сказки |
1) Рисунок в карандаше. 2) Рисунок в цвете |
Текущий |
Иллюстрация |
||||||
13 |
Гжельская роспись на предметах быта |
Вариации по мотивам гжельской росписи |
Текущий |
Роспись |
|||||||
|
14 |
Чародейка-зима в произведениях художников Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года. |
Нарисуй красавицу зимнего леса Самостоятельное выполнение эскизов, украшений для елки |
Текущий |
Работа с цветной бумагой (украшение для ёлки) |
||||||
|
15 |
Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!» |
Оформление выставки. |
Выставка работ |
|
||||||
«Русские картины» (8 часов) |
|||||||||||
|
16 |
Зимний пейзаж в произве-дениях художников |
Знать: основные жанры и виды искусств; художественные росписи по дереву, фарфору, глине; Уметь: - верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет; - отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения; - лепить животных, игрушки; - составлять простейшие аппликационные композиции. |
Развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Формировать умение составлять композиции к известным учащимся сказкам, называть главных героев. Пополнятьсловарный запас учащихся. Учиться выполнять различные роли в группе. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке. Расширять кругозор учащихся. Формировать умение составлять композиции по рисункам.
|
Рисование по памяти и по представленю |
Рисование по памяти, представлению и с использованием наглядности. Рисование на заданную тему. Декоративная композиция. Изображение фигуры человека в рисунке и лепке. |
Текущий |
Рисунок |
|||
|
17 |
Зимние развлечения с друзьями |
Рисование на заданную тему: 1)беседа о творчестве И. Шишкина; 2)выполнение рисунка в цвете |
Текущий |
Рисунок |
||||||
|
18 |
Лыжная прогулка. |
Лепка тематической композиции |
Текущий |
Рисунок, рисунок пластилином, лепка |
||||||
|
19 |
Русские воины |
Рисование по представлению |
Текущий |
Рисунок |
||||||
|
20 |
Волшебный мир русского костюма |
Декоративная композиция |
Текущий |
Аппликация |
||||||
|
21 |
Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. |
Рисование по представлению |
Текущий |
Рисунок |
||||||
|
22 |
Украшение деревянных саночек(детской деревянной лошадки) |
Декоративная композиция |
Текущий |
Аппликация, рисунок |
||||||
|
23 |
Нетрадиционные формы рисования |
Подготовка своей лучшей работы к выставке. |
Выставка работ |
|
||||||
«Весенние деньки» (10 часов) |
|||||||||||
|
24 |
Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная. |
Знать: - основные жанры и виды искусств; - об основных цветах спектра. Уметь: - высказывать простейшие суждения о картинах; - верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет.
|
Знать о роли художников и их произведений в жизни человека. Учиться работать по предложенному учителем плану. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Учиться работать в паре. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
|
Рисование по памяти |
Рисование по памяти, представлению и с натуры. Вариации по мотивам народной росписи. Составление сюжетной аппликации. Рисование элементов орнамента. Декоративная композиция. |
Текущий |
Аппликация, рисунок |
|||
|
25 |
Космическая красота. |
Рисование по представлению |
Текущий |
Рисунок |
||||||
|
26 |
Полхов-Майданские игрушки |
Вариации по мотивам народной росписи |
Текущий |
Рисунок, рисунок пластилином, лепка |
||||||
|
27 |
Образ доблестного воина. |
Рисование по представлению |
Текущий |
Рисунок |
||||||
|
28 |
Праздничный салют |
Составление сюжетной аппликации |
Текущий |
Аппликация, рисунок |
||||||
|
29 |
Цветы нашей Родины |
Рисование с натуры или по памяти цветов |
Текущий |
Рисунок, рисунок пластилином, лепка, аппликация |
||||||
|
30 |
Элементы растительного орнамента |
Рисование элементов орнамента |
Текущий |
Аппликация, рисунок |
||||||
|
31 |
Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков. |
Декоративная композиция |
Выставка работ |
Составление композиции |
||||||
32 33 |
Нетрадицион-ные формы рисования |
|
Творческие работы |
Выставка работ |
Рисунок |
||||||
|
|||||||||||
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно-наглядные пособия:
Учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных, декоративно-прикладного и народного искусства.
Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Фотографии с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.
Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Методическое обеспечение:
Видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных художников);
Дидактические материалы на различных носителях.
Методические материалы, наглядные пособия.
Материально-техническое обеспечение:
Помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.
VIII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать/понимать:
основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
известные центры народных художественных ремесел России;
ведущие художественные музеи России.
Уметь:
различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;
сравнивать различные виды и жанры искусства;
использовать различные художественные материалы;
применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,
декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
самостоятельной творческой деятельности;
обогащения опыта восприятия произведений искусства;
оценки произведений искусства при посещении выставок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.