Программа курса внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Акварелька"
Оценка 4.8

Программа курса внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Акварелька"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство
1 кл—4 кл
16.10.2024
Программа курса внеурочной деятельности художественно-эстетического направления "Акварелька"
Рабочая программа кружка «Акварелька» для учащихся 7-9 лет составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.
..1 кл. акварелька.docx

«Рассмотрено»

Руководитель МС

основной

общеобразовательной школы филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС»

_______С.Н.Филиппова

«____» __________2024 г.

 

«Согласовано»

Заместитель главного врача по педагогической работе филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС»

_________Л.М.Шигапова

«____» _________2024 г.

 

«Утверждено»

Главный врач филиала ГАУЗ «РКПД» - «ДТС»

________ Н.Р.Валиев

«____» __________2024 г.

Приказ № _________

от «____» ______   2024 г.

 

 

 

 

 

Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

художественно - эстетического направления

«Акварелька»

1 класс (33 часа, 1 час в неделю)

основной общеобразовательной школы

филиала Государственного автономного учреждения здравоохранения

«Республиканский клинический противотуберкулезный диспансер»

- «Детский туберкулезный санаторий»

(ООШ филиала ГАУЗ «РКПД» – «ДТС»)

 

 

2024 - 2025 учебный год

 

 

 

 

 

 

Принято на заседании

педагогического совета школы

Протокол № ___от «___» ______2024 г.

 

 

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I.

Пояснительная записка………………........................................................

2-3

II.

Общая характеристика учебного предмета……………………………….

3

III.

Описание места учебного предмета ………………………………………

3

IV.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  …………………………………………………............

 

4

V.

Содержание учебного предмета……………………………………………

4-6

VI.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности…………………………………………………………………

 

7-11

VII.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………………..

 

12

VIII

Планируемые результаты изучения учебного предмета………………….

12

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

         Рабочая программа составлена и реализуется на основе следующих документов:

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273  ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;                                                                                                                                         2. Федерального закона от  31.07.2020 г. № 304 ФЗ «О внесении изменений в ФЗ» Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся;                                                                          3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных стандартов начального общего образования»;

4. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373»;

5.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

6.Учебного плана на 2024-2025 учебный год.

7. Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.

Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.

8.Методических рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

9. Положения об организации внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО

10. Авторской программы художественно - эстетического направления «Смотрю на мир глазами художника». Автор - Е.А. Коротеева (Сборник программ внеурочной деятельности. под редакцией В.А. Горского. Москва «Просвещение» 2011, в соответствии с требованиями ФГОС).

Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством,  прекрасным в жизни и в творчестве.

    Рабочая программа кружка «Акварелька» для учащихся 7-9 лет составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. Новым стандартом предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.

   Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.  Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.

 Цель: Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.

Основные задачи:

§  Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства

§  Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению

§  Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления.

 

 

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Акварелька» рассматривается, как программа, реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания.

Направленность детского объединения – художественная.

Программа «Акварелька» рассчитана на детей от 7 до 9 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Занятия 1 раз в неделю. Срок реализации 1 год.

Формы организаций занятий:

  •   информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
  •   художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
  •   изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.

 художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.

 

 

III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Программа в 1 классе рассчитана на 33 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.

IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные

§  развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

§  умение организовать рабочее место;

§  бережное отношение к инструментам, материалам;

§  развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;

§  ознакомление с художественными терминами и понятиями;

§  развитие наблюдательности зрительной памяти;

§  развитие художественного вкуса

Метапредметные

§  приобретение навыка работы в паре, группе;

§  диагностирование причин успеха (неуспеха) и формирование способности действовать в различных ситуациях;

§  Участие в коллективном обсуждении.

Предметные

§  овладение основами художественной грамоты

§  знание цветов и рисовальных материалов

§  умение передавать форму, величину изображения.

§  соблюдение последовательности выполнения работы.

§  Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет.

 

 

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Для этого возраста органичны занятия изобразительным искусством. Для ребёнка 7 - 8 лет необходим определённый уровень графических навыков, важно научиться чувствовать цвет.

Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей страны и мира. Дети знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.

Формы проведения:

Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа предусматривает чередование  индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.

        Обновленное содержание художественного образования предусматривает два вида художественно-творческой деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

 

Тематический план

 

1.      Золотая осень. 9ч.

Какого цвета осень? Живая природа: цвет. Пейзаж в живописи. Твой осенний букет.

Декоративная композиция. Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы. В сентябре у рябины именины.

Декоративная композиция. Щедрая осень. Живая природа: форма. Натюрморт: композиция.

Красота природы русского леса

Многоцветие земли в произведениях художников

И снова осень к нам пришла

Выставка рисунков  «Дары  осени»

Узоры на вазе.

Форма в живописи и графике

Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)

Богатый урожай

Филимоновская игрушка. Русская глиняная игрушка.

Готовимся к выставке.

 

2.      Зимняя сказка 6ч.

Зимнее дерево. Живая природа: пейзаж в графике. Зимний пейзаж: день и ночь. Зимний пейзаж в графике. Белоснежные узоры. Вологодские кружева.

            Мы рисуем сказочную птицу

Мы готовимся к рисованию любимой сказки

Иллюстрирование любимой сказки. О неразлучности доброты, красоты и фантазии. Образ сказочного героя.

 

Гжельская роспись на предметах быта

Чародейка-зима в произведениях художников. Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.( Цвета радуги в новогодних игрушках.)

Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!»

 

3.      Русские картины 8 ч.

По следам зимней сказки. Декоративная композиция. Зимние забавы. Сюжетная композиция.

Зимний пейзаж в произведениях художников.

Зимние развлечения с друзьями.

            Лыжная прогулка.

Русские воины. Защитники земли русской. Образ богатыря.

Волшебный мир русского костюма. Краски природы в наряде русской красавицы. Народный костюм.

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Украшение деревянных саночек (детской деревянной лошадки). Открой секреты дымки. Русская глиняная игрушка.

Нетрадиционные формы рисования

 

 

 

 

4.      Весенние деньки 10 ч.

Тематическая композиция о весне.  Весна разноцветная. Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет. Птицы – вестники весны.

Космическая красота.

Полхов-Майданские игрушки.

Образ доблестного воина.

Праздничный салют. В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета. Красуйся красота по цветам лазоревым. Цвет и оттенки.

Цветы нашей Родины. Какого цвета страна родная. Пейзаж в живописи.

Элементы растительного орнамента

Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.

Нетрадиционные формы рисования

 

 

 

 

 

 

 

           

 

.

 


VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Да-та

 

 

 

№ заня

тия

 

Тема

(раздел)

Планируемые результаты

Возможные виды деятельности

Возмож-ные формы контроля

Возможные направления творческой, исслед-ой, проектной деятельн-ти

Базовые понятия

УУД

 

Задания

Золотая осень (9 часов)

 

1

Красота природы русского леса

Многоцветие земли в произведениях художников

Знать/понимать

- начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре;

              -  об основных цветах спектра;                                                    -  основные жанры и виды искусств;

 художественные росписи по дереву, фарфору, глине;

-   об особенностях работы акварелью и гуашью.

Уметь:

высказывать простейшие суждения о картинах

 

 

Расширять кругозор учащихся.

Формировать умение составлять композиции по рисункам.

Познакомить с ролью художественных произведений.

Формировать у уч-ся умение подбирать тематические рисунки.

Правильно подбирать цвета.

Беседа. Рисование на заданную тему «Осень»

Нарисуй свой город, поселок, село

Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.

 

Беседы.

 

Рисование на заданные  темы. Декоративная композиция

Текущий

Рисунок

 

 

 

 

2

И снова осень к нам пришла

Рисование с натуры осенних листьев. Лепка и рисование пластилином.

Текущий

Рисунок, рисунок пластилином, лепка

 

3

Выставка рисунков  «Дары  осени»

Отобрать рисунки к выставке

Выставка

Рисунок

 

4

Узоры на вазе.

Роспись вазы.

Текущий

Роспись

 

5

Форма в живописи и графике

Рисование с натуры натюрморта

Текущий

Рисунок

 

6

Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)

Рисование цветов

Текущий

Рисунок

 

7

Богатый урожай

 

Рисование на заданную тему

Беседы. Рисование на заданные  темы. Декоративная композиция

Текущий

Рисунок

 

8

Филимоновская игрушка

Декоративная композиция по мотивам филимоновской игрушки

Текущий

Рисунок, роспись

 

9

Готовимся к выставке

Отбор

рисунков к выставке

Выставка работ

 

 

«Зимняя сказка» (6 часов)

 

10

Мы рисуем сказочную птицу

Знать:

- основные жанры и виды искусств;

 художественные росписи по дереву, фарфору, глине; -

 - об особенностях работы акварелью и гуашью

- об основных цветах спектра.

Уметь:

-  высказывать простейшие суждения о картинах; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения.

Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.

  -  лепить 

Дать учащимся первоначальное представление об оформлении своего рисунка, своей работы. Познакомить учащихся с различными художественными понятиями (напр. – палитра). Формировать умение составлять текст по сюжетным рисункам.

Развитие связной речи.

Декоративная работа

Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению.

Рисунки в цвете и карандаше.

Рисование по памяти.

Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки.

Текущий

Рисунок

 

11

Мы готовимся к рисованию любимой сказки

Выполнение набросков по памяти. 

Текущий

Рисунок

 

12

Иллюстрирование любимой сказки

1) Рисунок в карандаше.

2) Рисунок в цвете

Текущий

Иллюстрация

13

Гжельская роспись на предметах быта

Вариации по мотивам гжельской росписи

Текущий

Роспись

 

14

Чародейка-зима в произведениях художников

Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года.

Нарисуй  красавицу зимнего леса

Самостоятельное выполнение эскизов, украшений для елки

Текущий

Работа с цветной бумагой (украшение для ёлки)

 

 

 

15

Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!»

Оформление выставки.

Выставка работ

 

«Русские картины» (8 часов)

 

16

Зимний пейзаж в произве-дениях художников

Знать: основные жанры и виды искусств;

 художественные росписи по дереву, фарфору, глине;

Уметь:

- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет;

- отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

-  лепить животных, игрушки;

- составлять простейшие аппликационные композиции.

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

Формировать умение составлять композиции к известным учащимся сказкам, называть главных героев.

Пополнятьсловарный запас учащихся.

Учиться выполнять различные роли в группе.

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке.

Расширять кругозор учащихся.

Формировать умение составлять композиции по рисункам.

 

Рисование по памяти и по представленю

Рисование по памяти, представлению и  с использованием наглядности. Рисование на заданную тему.

Декоративная композиция.

Изображение фигуры человека в рисунке и лепке.

Текущий

Рисунок

 

17

Зимние развлечения с друзьями

Рисование на заданную тему:

1)беседа о творчестве И. Шишкина;

2)выполнение рисунка в цвете

Текущий

Рисунок

 

18

Лыжная прогулка.

Лепка тематической композиции

Текущий

Рисунок, рисунок пластилином, лепка

 

19

Русские воины

Рисование по представлению

Текущий

Рисунок

 

20

Волшебный мир русского костюма

Декоративная композиция

Текущий

Аппликация

 

21

Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина.

Рисование по представлению

Текущий

Рисунок

 

22

Украшение деревянных саночек(детской деревянной лошадки)

Декоративная композиция

Текущий

Аппликация, рисунок

 

 

 

 

23

Нетрадиционные формы рисования

Подготовка своей лучшей работы к выставке.

Выставка работ

 

«Весенние деньки» (10 часов)

 

24

Тематическая композиция о весне.  Весна разноцветная.

Знать:

 основные жанры и виды искусств;

-  об основных цветах спектра.

Уметь:

- высказывать простейшие суждения о картинах;

-  верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет.

                                                                     

 

Знать о роли художников и их произведений в жизни человека.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.Учиться работать в паре.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

 

Рисование по памяти

Рисование по памяти, представлению и с натуры.

Вариации по мотивам народной росписи.

Составление сюжетной аппликации.

Рисование элементов орнамента. Декоративная композиция.

Текущий

Аппликация, рисунок

 

25

Космическая красота.

Рисование по представлению

Текущий

Рисунок

 

26

Полхов-Майданские игрушки

Вариации по мотивам народной росписи

Текущий

Рисунок, рисунок пластилином, лепка

 

27

Образ доблестного воина.

Рисование по представлению

Текущий

Рисунок

 

28

Праздничный салют

Составление сюжетной аппликации

Текущий

Аппликация, рисунок

 

29

Цветы нашей Родины

Рисование с натуры или по памяти цветов

Текущий

Рисунок, рисунок пластилином, лепка, аппликация

 

30

Элементы растительного орнамента

Рисование элементов орнамента

Текущий

Аппликация, рисунок

 

31

Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.

Декоративная композиция

Выставка работ

Составление композиции

32

33

Нетрадицион-ные формы рисования

 

Творческие работы

Выставка работ

Рисунок

 


VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-наглядные пособия:

 Учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных, декоративно-прикладного и народного искусства.

Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Фотографии с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.

Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…

 Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

Методическое обеспечение:

Видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных художников);

Дидактические материалы на различных носителях.

Методические материалы, наглядные пособия.

Материально-техническое обеспечение:

Помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;

оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации информационного, дидактического,  наглядного материала.)

Инструменты и приспособлениякраски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.

 

 

VIII.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Знать/понимать:

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России.

Уметь:

 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

 узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;

 сравнивать различные виды и жанры искусства;

 использовать различные художественные материалы;

 применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,

    декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

 самостоятельной творческой деятельности;

 обогащения  опыта восприятия произведений искусства;

 оценки произведений искусства при посещении выставок.

 


 

Рассмотрено» Руководитель

Рассмотрено» Руководитель

ОГЛАВЛЕНИЕ I .

ОГЛАВЛЕНИЕ I .

Рабочая программа кружка «Акварелька» для учащихся 7-9 лет составлена на основе авторских программ «

Рабочая программа кружка «Акварелька» для учащихся 7-9 лет составлена на основе авторских программ «

IV . ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

IV . ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Тематический план 1.

Тематический план 1.

Весенние деньки 10 ч. Тематическая композиция о весне

Весенние деньки 10 ч. Тематическая композиция о весне

VI . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

VI . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Форма в живописи и графикеРисование с натуры натюрмортаТекущийРисунок 6Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)Рисование цветов

Форма в живописи и графикеРисование с натуры натюрмортаТекущийРисунок 6Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования)Рисование цветов

Составлять простейшие аппликационные композиции

Составлять простейшие аппликационные композиции

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук

Развитие мелкой мускулатуры кистей рук

Тематическая композиция о весне

Тематическая композиция о весне

VII . ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО

VII . ОПИСАНИЕ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.10.2024