Анализ поэтического текста

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ поэтического текста Текст стихотворения раздается ученикам за несколько дней до урока. Предлагается подумать над следующими вопросами: - Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием? Можно ли стихотворение отнести к пейзажной лирике? Описание леса есть? В какой части стихотворения? - Образ КАКОГО леса встает перед глазами? Откуда звуки в этом лесу? - Какое чувство рождает образ леса: легкое, умиротворенное или тревожное, “напряженное”? - Какими стилистическими средствами создается это чувство “напряженного” ожидания? - Какой вывод о человеке в лесу, о самом лесе (а значит - о природе) можно сделать? Обратите внимание на эпитеты, на ритм стихотворения, сравните предложения по их распространенности… - Как подчеркнута завершенность 1-й строфы композиционно?
Иконка файла материала Анализ поэтического текста.doc
Анализ поэтического текста Лес осенью Ты входишь осторожными шагами  в осенний лес. Он молчалив и пуст. Хрустят сухие листья под ногами, ломаются… Их напряженный хруст Любой твой шаг в лесу сопровождает. Твои следы утоплены в листве. …Редеет клен. Осина облетает… В безропотном древесном существе Такая гипнотическая сила, Что стоит только пристально взглянуть, И строй души, где все так тускло было, совсем иную обретает суть. На торжестве губительного пира Среди лесной осенней пестроты Глубинную немую тайну мира Вдруг ощущаешь судорожно ты. И сразу же, природе на потеху, Спешишь назад, шагая широко, Туда, туда… поближе к человеку, Где даже если глупо, то легко… (Михаил Грозовский) Михаил Грозовский – современный поэт, автор поэтических сборников “За все плати душою, брат”, “Я встретил  хороших людей”, “Стая белых ворон” и др. Текст стихотворения раздается ученикам за несколько дней до урока. Предлагается подумать над  следующими вопросами: ­ Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием? Можно ли  стихотворение отнести к пейзажной лирике? Описание леса есть? В какой части стихотворения? ­ Образ КАКОГО леса встает перед глазами? Откуда звуки в этом лесу? ­ Какое чувство рождает образ леса: легкое, умиротворенное или тревожное, “напряженное”? ­ Какими стилистическими средствами создается это чувство “напряженного” ожидания? ­ Какой вывод о человеке в лесу, о самом лесе (а значит ­ о природе) можно сделать? Обратите внимание на  эпитеты, на ритм стихотворения, сравните предложения по их распространенности… ­ Как подчеркнута завершенность 1­й строфы композиционно? Анализ стихотворения на уроке 1. ­ Какова тема стихотворения? Можно ли сказать, что она исчерпывается названием? ­ Стихотворение называется “Лес осенью”. Можно ли его отнести к пейзажной лирике? Стихотворение  философское. Оно о человеке и природе, об их взаимном проникновении (непроникновении!), об умирании и  воскрешении. ­ Но описание леса есть? В какой части стихотворения? Зачитывается первая строфа.­ Образ какого леса встает перед глазами? Лес молчалив, пуст… каждый шаг отдается в нем резким звуком… ­ Почему “резким”? Что дает нам право воспользоваться таким эпитетом? Хрустят сухие ветки… Их  напряженный хруст… Звуки в этом лесу – только от человека, его шагов. Обратим внимание: лес НЕ тих, а  именно молчалив (олицетворение). Далее мы поймем это “молчание”. 2. ­ Какое чувство рождает образ леса? Неспокойное, тревожное, это – “напряженное” ожидание. ­ Какими стилистическими средствами создается это чувство? Эпитеты: “осторожные” шаги, “напряженный”  хруст, “молчалив”, “пуст”… Ритмически: переброс строки, многоточия – психологические паузы…(Ритм 1­й  строфы неровный. Лирический герой, осторожно входя в лес, нарушая его тишину, как будто все время  прислушивается, чего­то ждет.) Наконец, завершают 1­ю часть два коротких нераспространенных предложения, отграниченных многоточиями  от остального текста (…Редеет клен. Осина облетает…) Есть в строфе еще одно короткое предложение, и оно  тоже относится к описанию леса. Так будто бы сразу, средствами (пока) синтаксиса, противопоставляются два  мира: мир леса – мир человека, два миросозерцания. У нас пока нет оснований сказать, что человек здесь –  непрошеный, незваный гость. Но он – НЕ часть этого лесного мира, а следовательно – природы. 3. Итак, 1­я часть, описательная, завершена: ее “замкнули” два коротких предложения. Но завершенность  описания ощущается и на фонетическом уровне. ­ Какое словосочетание ключевое для данной строфы? Осенний лес. ­ Какие звуки из этого словосочетания повторяются во всех строках данной части? ­ Какими словами строфа заканчивается? Перекликаются звуковым соответствием “осенний лес” – “осина  облетает”. Обратим внимание и на разбивку стихов по строфам: строф, в общем­то, пять (четверостиший). Но поэт вторую  строфу как бы делит между двумя соседними. ­ Почему? Микротема закончена. Часть 1 завершена в смысловом, стилистическом и фонетическом отношении. 4. Зачитываем вторую строфу. ­ Какое словосочетание ключевое? Гипнотическая сила. Как вы это понимаете? ­ Эта сила – в лесе, в деревьях. Каким перифразом заменяется слово лес? Какова его роль? Древесное  существо… Лес – живой, единый, у него своя жизнь, своя СУТЬ, (корень ­СУЩ­). Стоит приглядеться,  “пристально взглянуть” – откроется эта СУТЬ, которая и заворожит, загипнотизирует... ­ Каким эпитетом сопровождается перифраз? Безропотный. ­ Но слово “роптать” предполагает нечто, способное этот ропот вызвать. Против чего же НЕ ропщет лес? Против  осеннего умирания. Он безропотно принимает судьбу (Он знает “глубинную немую тайну”.) ­ Какую “иную” суть обретает строй души человека? “Тускло” – это мрачно или неясно? И что открывается  человеку, чем “завораживает” его лес? 5. Зачитываем третью строфу. ­ Что же это за “глубинная тайна”, которую знает лес? Умирание – возрождение. Найдите перифраз, которым  автор заменяет эти понятия. Губительный пир. ­ Как называется такое словосочетание и что оно высвечивает? Оксюморон. “Губительно”, но – “пир”! Пир осени,  с ее красотой, таинственной прелестью.­ Может ли человек так же “безропотно” принять эту тайну (знание)? Нет. Человек не может возродиться.  Глубинную немую тайну (слышите гулкое |У| ?) он узнает, но для него она гУбительна (звуковая перекличка  подчеркивает эту губительность). ­ Согласитесь ли, что ключевыми для всего стихотворения являются слова “глубинная немая тайна”? Они  акцентированы не только в звуковом отношении, но и в интонационном. Они выпеваются: четырехсложное,  трехсложное, двухсложное слова. 6. ­ Меняется ли лексика от начала стихотворения к его концу? Где она становится наиболее высокой,  торжественной? Третья строфа. ­ А какое слово выбивается из этого лексического строя? Судорожно. К лесу или к человеку оно имеет  отношение? 7. Читаем последнюю строфу. ­ Так вписался человек в мир леса? Нет. Он бежит от тайного знания, он не может смириться с ним. Это  подчеркнуто и лексически (идет снижение лексики). ­ Куда же бежит человек? Туда, откуда пришел. Туда, где ЛЕГКО, где можно забыть о глубинной немой тайне  леса, природы, мира… ­ А как природа “реагирует” на переживания человека, на его бегство? Обратим внимание на слова “природе на  потеху”… ­ А что дает нам право говорить в общем: “человек”? Начало: ТЫ входишь… Форма местоимения? Кто это? Это  обобщенно и Я, и ТЫ… ­ Тема завершена, стихотворение закончено. Как его завершенность обозначена композиционно? Ты осторожно  входишь (начало) ­ ты спешишь назад широкими шагами (конец)… ­ К какому грустному выводу о месте человека в мире природы приводит нас автор? Согласитесь ли вы с поэтом? Перечитаем стихотворение.