Анализ поэтического текста на уроках русского языка
Оценка 4.7

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Оценка 4.7
Лекции
docx
русский язык
Взрослым
20.03.2018
Анализ поэтического текста на уроках русского языка
Представлена статья на тему Анализ поэтического текста на уроках русского языка Лингвистический анализ текста проводился по следующим вопросам: -Объяснить орфограммы и пунктограммы в 1 строфе. -Почему в первом сложном предложении повторяется простое? (Показано длительность времени, непрерывность) -Разбираем синтаксически 2 предложение. (Есть дополнения, обстоятельство, определение) С какой целью они используются?Исследование языкового материала художественного текста и его использование в эстетических целях т.е. лингвистический анализ и анализ стилистический образуют лингво-стилистический анализ.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр  специального образования и развития «Открытый мир» Чита, Забайкальский край 2018 г    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Анализ поэтического текста на уроках русского языка         Что же такое лирика? Чем она отличается от эпоса и драмы? Ответ  нахожу в книге «Краткий словарь литературоведческих терминов». Л.И.  Тимофеев и С.В. Тураев — составители пишут: «В отличие от эпоса и драмы,  в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных  обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в  определённый момент жизни. Лирический образ — это образ­переживание,  выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными  впечатлениями».        Поэтический текст звучит почти на каждом уроке русского языка.  Строчки А.С Пушкина и А.А. Фета, А. Блока и и М.Ю. Лермонтова, С.  Есенина и М. Цветаевой, Ф. Тютчева и Б. Пастернака воспитывают красоту  слова, развивают лингвистическое чутьё.        В 5 классе изучаем приём звукописи (аллитерацию и ассонанс), пишем  строчки: Оса жужжала, Обнажала Жало, А встретила Шмеля И хвост поджала Устанавливаем, какой звук настойчиво повторяется в стихотворении  С.Смирнова. Для чего? Объясняя орфограммы, выясняем лексическое значение слов в стихотворении Я. Козловского Солнце спряталось (за) бор, Чьи глаза сверкают? Кот (за)брался на (за)бор­ (перед)сном гуляет.      Пятиклассникам интересны стихи С.Маршака, Г. Остера, рифмованные  загадки, прибаутки, шарады.      В основе урока — интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что­то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане,  насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно.      В 8 классе, изучая однородные члены предложения, работаем над  стихотворением Б. Пастернака «Снег идёт»   Снег идёт, снег идёт. К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт.   Словно с видом чудака С верхней лестничной площадки, крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.   Снег идёт, густой­густой, В ногу с ним, стопами теми В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?   Снег идёт, снег идёт. Снег идёт, и всё в смятении: Убелённый пешеход, Удивительные растения, Перекрёстка поворот.     Лингвистический анализ текста проводился по следующим вопросам: ­Объяснить орфограммы и пунктограммы в 1 строфе. ­Почему в первом сложном предложении повторяется простое? (Показано  длительность времени, непрерывность) ­Разбираем синтаксически 2 предложение. (Есть дополнения, обстоятельство,  определение) С какой целью они используются? Какую картину можно  представить? (используется развёрнутая метафора. Деталь у Пастернака  конкретна, значима. Цветы герани маленькие, похожие на звёздочки.  Снежинки­звёздочки­цветы. Вот образ в 1 строфе. И все второстепенные  члены предложения рисуют его) ­Особенно значимы определения. Назовите согласованные и несогласованные  определения. Прокомментируйте их. Читаем 2 строфу. ­Объясните пунктуацию. ­Зачем автор использует деепричастие и деепричастный оборот? ­Объясните, почему нет запятой между определениями? Как называются  определения? Их роль в этой строфе. Читаем 3 строфу. ­В чём особенность однородных членов предложения? ­Почему Б.Пастернак в простом предложении использует пять однородных  членов предложения? Какие эмоции, чувства они передают? (Наводят на  философские размышления: движение времени, уходящее время,  быстротечность нашей жизни, сожаление людей об этом) ­Почему поэт употребляет союз или, а не и? Чтение последней строфы. ­Объясните значение кольцевой композиции. Почему 3 раза повторяется  нераспространённое предложение «Снег идёт»? ­Какое значение имеет обобщающее слово? Объяснить знаки препинания. (И  рефрен «снег идёт», и кольцевая композиция, и обобщающее слово «всё»  подчинено теме и идее стихотворения: снег идёт, идёт жизнь, меняется время  и всё вокруг: пешеход, растения, поворот)    Борис Пастернак, умело используя однородные члены предложения,  деепричастия, интересные слова и конструкции, даёт нам возможность  насладиться языком мастера, почувствовать красоту зимнего дня,  умиротворение, спокойствие и очарование. Кажется, ты стоишь у окна,  глядишь на улицу, и снег идёт...)     Итогом работы над поэтическим текстом стало написание художественной  зарисовки на одну из тем: «Снег», «Снег идёт», «Снегопад».     Ребятам нравятся стихи С.Есенина. Поэтому при изучении односоставных  предложений включаю в урок строчки из есенинских стихотворений: Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне. Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.    Строфа удивительна по лексике, синтаксису, морфологии. Деепричастие  «тая», неопределённое предложение «Пишут мне», просторечное слово  «шибко» устаревшее слово «шушуне» ­ выражают тончайшие оттенки души  человека: любовь, грусть, заботу о матери, нежность.      В другом стихотворении ребята находят определённо­личные  предложения, объясняют их роль. Еду на баркасе, Тычусь в берега. Церквами у прясел Рыжие стога...   Роща синим мраком Кроет голытьбу... Помолюсь украдкой За твою судьбу.     Определённо­личные предложения раскрывают характер, внутреннее  состояние героя. Назывные предложения имеют следующую особенность: в  немногих словах рассказать о многом. Как правильно употреблять назывные  предложения в сочинениях учат стихи С.Есенина Топи да болота Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.   Учитель задаёт вопросы учащимся: ­Какие ассоциации возникают, читая эти строки? ­Что даёт поэту использование однородных членов предложения? ­Каково лексическое значение слова «плат»? Подберите синонимы.      Анализируя текст на уроках русского языка, можно добиться  определённых результатов и в комплексном анализе текста, и в написании  рецензии в 11 классе.   Лингвистический анализ текста включает определение лингвистической  сущности следующих фактов: 1 устаревших слов и оборотов, 2 непонятных фактов поэтической символики, 3 устаревших перифраз, 4 незнакомых современному читателю диалектов, профессионализмов и  других терминов, 5 индивидуально­авторских новообразований, 6 ключевых слов разбираемого текста, 7 устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии,  синтаксиса.   Таким образом, предметом лингвистического анализа является языковой  материал. Исследование языкового материала художественного текста и его  использование в эстетических целях т.е. лингвистический анализ и анализ  стилистический образуют лингво­стилистический анализ.     Литература:   1 Браже Т.Г. Искусство анализа художественного текста. М.: Просвщение,  1971 2 Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. М.: Просвещение,  1981 3 Нелюбова Н.Я. Подготовка к написанию сочинений­рассуждений разных  жанров. Чита, ЧИПКРО, 2004 4 Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах М.:  Просвещение, 1975 5 Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. М.: Айрис Рольф, 1996 6 Тимофеев Л.И, Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих  терминов. М.: Просвещение, 1985

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка

Анализ поэтического текста на уроках русского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018