Анализ поэтического текста на уроках русского языка

  • Лекции
  • docx
  • 20.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представлена статья на тему Анализ поэтического текста на уроках русского языка Лингвистический анализ текста проводился по следующим вопросам: -Объяснить орфограммы и пунктограммы в 1 строфе. -Почему в первом сложном предложении повторяется простое? (Показано длительность времени, непрерывность) -Разбираем синтаксически 2 предложение. (Есть дополнения, обстоятельство, определение) С какой целью они используются?Исследование языкового материала художественного текста и его использование в эстетических целях т.е. лингвистический анализ и анализ стилистический образуют лингво-стилистический анализ.
Иконка файла материала статья.docx
Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр  специального образования и развития «Открытый мир» Чита, Забайкальский край 2018 г    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Анализ поэтического текста на уроках русского языка         Что же такое лирика? Чем она отличается от эпоса и драмы? Ответ  нахожу в книге «Краткий словарь литературоведческих терминов». Л.И.  Тимофеев и С.В. Тураев — составители пишут: «В отличие от эпоса и драмы,  в которых изображаются законченные характеры, действующие в различных  обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера в  определённый момент жизни. Лирический образ — это образ­переживание,  выражение чувств и мыслей автора в связи с различными жизненными  впечатлениями».        Поэтический текст звучит почти на каждом уроке русского языка.  Строчки А.С Пушкина и А.А. Фета, А. Блока и и М.Ю. Лермонтова, С.  Есенина и М. Цветаевой, Ф. Тютчева и Б. Пастернака воспитывают красоту  слова, развивают лингвистическое чутьё.        В 5 классе изучаем приём звукописи (аллитерацию и ассонанс), пишем  строчки: Оса жужжала, Обнажала Жало, А встретила Шмеля И хвост поджала Устанавливаем, какой звук настойчиво повторяется в стихотворении  С.Смирнова. Для чего? Объясняя орфограммы, выясняем лексическое значение слов в стихотворении Я. Козловского Солнце спряталось (за) бор, Чьи глаза сверкают?Кот (за)брался на (за)бор­ (перед)сном гуляет.      Пятиклассникам интересны стихи С.Маршака, Г. Остера, рифмованные  загадки, прибаутки, шарады.      В основе урока — интересный текст, способствующий духовному развитию ученика, соответствующий возрастным особенностям школьника, вместе с тем содержащий что­то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане,  насыщенный орфографически, грамматически, пунктуационно.      В 8 классе, изучая однородные члены предложения, работаем над  стихотворением Б. Пастернака «Снег идёт»   Снег идёт, снег идёт. К белым звёздочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплёт.   Словно с видом чудака С верхней лестничной площадки, крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака.   Снег идёт, густой­густой, В ногу с ним, стопами теми В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время?   Снег идёт, снег идёт. Снег идёт, и всё в смятении: Убелённый пешеход, Удивительные растения, Перекрёстка поворот.     Лингвистический анализ текста проводился по следующим вопросам: ­Объяснить орфограммы и пунктограммы в 1 строфе. ­Почему в первом сложном предложении повторяется простое? (Показано  длительность времени, непрерывность)­Разбираем синтаксически 2 предложение. (Есть дополнения, обстоятельство,  определение) С какой целью они используются? Какую картину можно  представить? (используется развёрнутая метафора. Деталь у Пастернака  конкретна, значима. Цветы герани маленькие, похожие на звёздочки.  Снежинки­звёздочки­цветы. Вот образ в 1 строфе. И все второстепенные  члены предложения рисуют его) ­Особенно значимы определения. Назовите согласованные и несогласованные  определения. Прокомментируйте их. Читаем 2 строфу. ­Объясните пунктуацию. ­Зачем автор использует деепричастие и деепричастный оборот? ­Объясните, почему нет запятой между определениями? Как называются  определения? Их роль в этой строфе. Читаем 3 строфу. ­В чём особенность однородных членов предложения? ­Почему Б.Пастернак в простом предложении использует пять однородных  членов предложения? Какие эмоции, чувства они передают? (Наводят на  философские размышления: движение времени, уходящее время,  быстротечность нашей жизни, сожаление людей об этом) ­Почему поэт употребляет союз или, а не и? Чтение последней строфы. ­Объясните значение кольцевой композиции. Почему 3 раза повторяется  нераспространённое предложение «Снег идёт»? ­Какое значение имеет обобщающее слово? Объяснить знаки препинания. (И  рефрен «снег идёт», и кольцевая композиция, и обобщающее слово «всё»  подчинено теме и идее стихотворения: снег идёт, идёт жизнь, меняется время  и всё вокруг: пешеход, растения, поворот)    Борис Пастернак, умело используя однородные члены предложения,  деепричастия, интересные слова и конструкции, даёт нам возможность  насладиться языком мастера, почувствовать красоту зимнего дня,  умиротворение, спокойствие и очарование. Кажется, ты стоишь у окна,  глядишь на улицу, и снег идёт...)     Итогом работы над поэтическим текстом стало написание художественной  зарисовки на одну из тем: «Снег», «Снег идёт», «Снегопад».     Ребятам нравятся стихи С.Есенина. Поэтому при изучении односоставных  предложений включаю в урок строчки из есенинских стихотворений: Пишут мне, что ты, тая тревогу,Загрустила шибко обо мне. Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.    Строфа удивительна по лексике, синтаксису, морфологии. Деепричастие  «тая», неопределённое предложение «Пишут мне», просторечное слово  «шибко» устаревшее слово «шушуне» ­ выражают тончайшие оттенки души  человека: любовь, грусть, заботу о матери, нежность.      В другом стихотворении ребята находят определённо­личные  предложения, объясняют их роль. Еду на баркасе, Тычусь в берега. Церквами у прясел Рыжие стога...   Роща синим мраком Кроет голытьбу... Помолюсь украдкой За твою судьбу.     Определённо­личные предложения раскрывают характер, внутреннее  состояние героя. Назывные предложения имеют следующую особенность: в  немногих словах рассказать о многом. Как правильно употреблять назывные  предложения в сочинениях учат стихи С.Есенина Топи да болота Синий плат небес. Хвойной позолотой Взвенивает лес.   Учитель задаёт вопросы учащимся: ­Какие ассоциации возникают, читая эти строки? ­Что даёт поэту использование однородных членов предложения? ­Каково лексическое значение слова «плат»? Подберите синонимы.      Анализируя текст на уроках русского языка, можно добиться  определённых результатов и в комплексном анализе текста, и в написании  рецензии в 11 классе.   Лингвистический анализ текста включает определение лингвистической  сущности следующих фактов:1 устаревших слов и оборотов, 2 непонятных фактов поэтической символики, 3 устаревших перифраз, 4 незнакомых современному читателю диалектов, профессионализмов и  других терминов, 5 индивидуально­авторских новообразований, 6 ключевых слов разбираемого текста, 7 устаревших или ненормативных фактов в области фонетики, морфологии,  синтаксиса.   Таким образом, предметом лингвистического анализа является языковой  материал. Исследование языкового материала художественного текста и его  использование в эстетических целях т.е. лингвистический анализ и анализ  стилистический образуют лингво­стилистический анализ.     Литература:   1 Браже Т.Г. Искусство анализа художественного текста. М.: Просвщение,  1971 2 Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. М.: Просвещение,  1981 3 Нелюбова Н.Я. Подготовка к написанию сочинений­рассуждений разных  жанров. Чита, ЧИПКРО, 2004 4 Плёнкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах М.:  Просвещение, 1975 5 Розенталь Д.Э. Секреты стилистики. М.: Айрис Рольф, 1996 6 Тимофеев Л.И, Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих  терминов. М.: Просвещение, 1985