Анализ работы психолога включает в себя подробный отчёт о проделанной работе за год - это описание работы с учащимися по всем направлениям, работа с педагогическим коллективом и работу с родителями. Результаты диагностических исследований, консультационная работа с обучающимися, родителями и педагогическим коллективом, психологическое просвещение и профилактика.
Анализ работы психолога за 20172018 учебный год.
Цель работы на 2017 – 2018 год была следующая: психологопедагогическое
сопровождение субъектов образовательного процесса .
Задачи:
1.
Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление
основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их
разрешения.
Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на
2.
каждом возрастном этапе.
Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе
3.
профессиональной деятельности.
1. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом
здоровье, а также развитии обучающихся.
2. Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в
области отечественной и зарубежной психологии.
3. Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы
научнометодическими материалами и разработками в области психологии.
4. Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным,
одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения.
Работа с учащимися по всем направлениям:
охрана жизни и здоровья детей, профилактика правонарушений;
психолого – педагогическое сопровождение учащихся «группы риска»;
психологическое сопровождение детейинвалидов.
психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ, ГИА.
Работа с педагогическим коллективом
проведение индивидуальных консультаций;
просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов,
семинарах,
проведение психологопедагогических практикумов,
педагогических советах)
•
••
Работа с родителями.
индивидуальные и групповые консультации (по запросу и результатам
диагностик)
работа по психопросвещению (выступления на родительских собраниях).
Организационнометодическая работа (планирование деятельности; анализ
деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора
инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в
научнопрактических конференциях и семинарах;
посещение совещаний,
методических объединений, знакомство с методической литературой и
новинками в области психологии и педагогики, подготовка бланков, наглядного
материала, создание картотеки тестов.)
Диагностическая работа
Включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода
психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и
адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в
психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение
психологической готовности к школе, Диагностика самооценки психических
состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность,
фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также
изучение готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА.
1) Психологопедагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в
переходные периоды:
Диагностика
и мониторинг адаптации к школе первоклассников.
(1четверть).
Диагностика учащихся 5,10 классов (адаптация к новым условиям
обучения). (1четверть).
Результат адаптационного периода в 20172018 уч. году
Полученные данные по всем изученным критериям помогли сделать следующий
вывод об адаптации учащихся 5го и 10го классов.
Класс
Высокий уровень
Колво
%
Средний уровень
Колво
%
Низкий уровень
Колво
%5 кл.
10 кл.
9 чел.
3 чел.
56 %
60%
7 чел.
2 чел.
43,75%
40%
В ходе анкетирования 5го и 10го классов было выявлено, что учащиеся
испытывают определенные трудности в учебе при переходе в среднее звено, а
именно трудности в освоении нового материала на уроке, в самоорганизации на
уроке, трудности в привыкании к новому составу учителей. Указали на
отсутствие трудностей в обучении 100 % учащихся в 5 классе и 100% — в 10
классе.
В 1 классе проявили достаточный уровень адаптации к обучению в школе 18
учащихся, что составляет 94%.
Уровень адаптации
Высокий
Средний
Низкий
Дезадаптация
Количество учащихся
12 чел.
6 чел.
1
Процентное соотношение
63%
31%
5,2%
—
Проблемы адаптации учащихся:
отсутствие саморегуляции поведения и внимания;
перемена условий нахождения, появление новой социальной общности —
«школа»;
отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач;
низкая мотивация учебной деятельности;
проявления гиперактивности у учащихся.
2) Определение уровня психологической готовности дошкольника к обучению в
школе.
Уровень готовности первоклассников к обучению в школе в 20172018 уч. году
Уровень готовности первоклассников
Н Г
У Г
0 %
Первоклассников 5,2 %
Г
94,7%Общий уровень готовности к обучению в школе – высокий, которому
соответствует достаточный уровень развития всех психических процессов,
умения систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений,
наличие запаса сведений об окружающем мире и умение ими пользоваться,
умение различать звуки в словах и элементарные математические навыки,
готовность руки к письму, а также умение действовать по инструкции;
сформированность
проявление
самоорганизации и саморегуляции.
самостоятельности
дошкольника,
3)Диагностика неуспеваемости и недисциплинированности учащихся 1 4
классов, по запросу классных руководителей и родителей, в течение года.
4) Диагностика уровня тревожности учащихся 9, 11 классов при подготовке к
ЕГЭ и ГИА, определение готовности учащихся к сдаче экзаменов по результатам
анкетирования учащихся.
Изучение уровня тревожности проводилось в марте 2018 года. По результатам
получены следующие данные:
Уровень
тревожности
Высокая
тревожность
Повышенная
тревожность
Тревожность не
выявлена
Всего
обследованных
учащихся
9 класс
Март
Колво
—
2 чел
14 чел
16 чел.
11 класс
Март
Колво
—
4
5 чел
%
—
12%
88%
%
—
44,4%
55,5%
9 чел.
После проведения анкетирования с выявленными учащимися гр. «риска», была
проведена коррекционная работа по снижению тревожности. Основными
факторами повышенной тревожности стали: низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу; переживание социального стресса.В конце 3 четверти было проведено анкетирование учащихся, с целью выявление
готовности учащихся к сдаче экзаменов. По результатам анкетирования можно
сделать вывод, что учащиеся 11х классов более подготовлены к сдаче экзаменов,
чем учся 9х классов. О чем свидетельствуют полученные данные:
№ п/п Критерии оценивания
1
2
9 класс
50%
40%
11 класс
100%
50%
58%
100%
100%
75%
25%
25%
67%
58%
75%
83%
33%
40%
70%
90%
Хорошо представляют, как проходит ЕГЭ
Полагают, что смогут правильно распределить
время и силы во время ЕГЭ
Знают, как выбрать наилучший для себя способ
выполнения заданий
Считают, что результаты ЕГЭ важны для их
будущего
Волнуются, когда думают о предстоящем
экзамене
Знают, какие задания необходимо выполнить,
чтобы получить желаемую оценку
Думают, что у ЕГЭ есть свои преимущества
10%
Считают, что могут сдать ЕГЭ на высокую оценку 0%
Знают, как можно успокоиться в трудной
50%
ситуации
Понимают, какие качества могут им помочь при
сдаче ЕГЭ
Думают, что смогут справиться с тревогой на
экзамене
Достаточно много знают про ЕГЭ
Чувствуют, что сдать этот экзамен не по силам
им
30%
20%
30%
40%
60%
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
5) Психологопедагогическое сопровождение учащихся «группы риска».
Ведется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании.
В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы
подростков, поставленных на внутришкольный учет.
Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные
консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.По запросам (как со стороны классных руководителей, так и администрации)
проводились классные часы по нормализации психологического климата в
проблемных классах.
Коррекционная и развивающая работа.
Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей
и администрации школы, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в
обучении, адаптации, поведении.
В 2017 2018 учебном году для 111 классов коррекционноразвивающая работа
состояла из следующих базовых тем:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Я
– первоклассник!» 26 занятий
Работа с учащимися «группы риска» по программе «Путь к себе» — 15
занятий.
Индивидуальные беседы с детьми группы «риска».
Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы
детей (работа с эмоциями) в индивидуальной форме.
Развитие стратегий саморегуляции поведения. Проводились занятия с
учащимися на формирование стратегий саморегуляции поведения в
стрессовых ситуациях.
Индивидуальные беседы с детьми, имеющими нарушения поведения,
тревожности, проблем с адаптацией в новом классе.
Сопровождение процесса адаптации пятиклассников по программе
«Первый раз в пятый класс!» 20 занятий
Сопровождение процесса адаптации десятиклассников по программе
занятий.
«Адаптация десятиклассников» 10 занятий
Всего за 2017 2018 учебный год проведено 93 групповых и 34
индивидуальных коррекционноразвивающих
Причем
групповая работа носит в большей степени развивающий характер, а
индивидуальная направлена на коррекцию.
Консультативная работа с детьми, родителями,
педагогами.
Консультативная работа велась по двум направлениям:
— индивидуальное консультирование;— групповое консультирование.
Категории
обращающихся
психологу
Учащиеся
Родители
Педагоги
Всего за год
Количество
индивидуальных приемов
к
30
31
34
95
Количество групповых
приемов
4
3
8
15
За год проведено 95 индивидуальных консультаций. В 32 % случаях за
помощью обращались педагоги , 35% родители, и 33 % — учащиеся.
Групповых консультаций за год было проведено — 15. Из них 41% педагоги,
33% учащиеся, 26% — родители. Итого было проведено за год – 110
консультаций.
Консультативная работа, беседы с учителями и родителями учащихся велись с
целью более эффективной работы с детьми. Наибольшее количество
консультаций проведено с учителями начальных классов по поводу
взаимодействия с гиперактивными детьми в классе, а также по другим вопросам,
касающихся проблем поведения, обучения детей.
Велись беседы с родителями детей «группы риска». Консультирование
осуществлялось индивидуально и в группах. Индивидуальные консультации
проводились по запросам. Групповые консультации для родителей – на
родительских собраниях согласно плану работы, для обучающихся – на
классных часах. Ведутся журналы учета индивидуальных и групповых
консультаций.
Темы групповых консультаций:
— « Введение в школьную жизнь» — для родителей первоклассников;
— «Аспекты нравственности учащихся» — для классных руководителей по
результатам изучения воспитанности учащихся;
— «Гиперактивный ребенок в школе» — для родителей начальной школы;
— «Психологическая готовность ребенка к школе» — для родителей
дошкольников;— «Подготовка к экзаменам» — для учащихся 9, 11 классов.
Психологическое просвещение и профилактика
Данная работа направлена на создание благоприятного психологического
климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с
детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам,
касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.
В течение года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения,
самопознания, приобретения и совершенствования навыков саморегуляции,
снятия напряжения и возбудимого поведения.
Групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к
сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение
тревоги и агрессии.
В целях повышения психологической культуры участников образовательного
процесса проведен цикл мероприятий:
Категория
участников
Учащиеся
Форма мероприятия
Тема мероприятия
Классный час
Акция в международный день
борьбы со СПИДом 711 классы
Классный час 10 11 классы
Психологические игры – 5 8 кл.
Профилактический час в 1 кл
Профилактические занятия в
9,11 классах
«Время доверять»
Не оставайтесь в стороне –
возьмите инициативу на себя!
Что такое СПИД?
Что такое ВИЧ?
«Вредные привычки», «Будьте
здоровы»,
«Быть здоровым
здорово»
« Я школьник».
Работа по программе
«Психологопедагогического
сопровождения выпускниковв период подготовки к
экзаменам»
Родители
Выступления на родительском
собрании
Учителя
«Психологические особенности
подготовки к ЕГЭ»
Выступление на методическом
объединении
классных
руководителей.
Выступление на педагогическом
совете
«Синдром дефицита внимания и
гипнерактивности»
Организационнометодическая работа.
Были созданы и заведены на учащихся «группы риска» банк данных и
психологические карт, а также на детейинвалидов индивидуальные карты
психологопедагогического сопровождения. Все конфликтные ситуации,
возникшие за время работы психолога, были успешно разрешены.
Повышение квалификации специалистов.
Перспективы работы на 2018— 2019 учебный год.
На 2018 — 2019 учебный год следует усовершенствовать коррекционно
развивающее направление работы:
Дополнить тематику выступлений на родительских собраниях; Дополнять банк данных и психологические карты на учащихся «группы
риска».
Разработать программу индивидуального сопровождения учащихся с
агрессивным поведением, с проявлениями гиперактивности.