Анализ работы психолога.

  • Особые потребности
  • docx
  • 16.08.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анализ работы психолога включает в себя подробный отчёт о проделанной работе за год - это описание работы с учащимися по всем направлениям, работа с педагогическим коллективом и работу с родителями. Результаты диагностических исследований, консультационная работа с обучающимися, родителями и педагогическим коллективом, психологическое просвещение и профилактика.
Иконка файла материала ОТЧЁТ П 17-18.docx
Анализ работы психолога за 2017­2018 учебный год. Цель работы на 2017 – 2018 год была следующая: психолого­педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса . Задачи: 1. Психологический   анализ   социальной   ситуации   развития,   выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения. Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на 2. каждом возрастном этапе. Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе 3. профессиональной деятельности. 1. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся. 2. Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии. 3. Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно­методическими материалами и разработками в области психологии. 4. Оказание   помощи   в   личностном   развитии   перспективным,   способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения. Работа с учащимися по всем направлениям:  охрана жизни и здоровья детей,  профилактика правонарушений;  психолого – педагогическое  сопровождение учащихся «группы риска»;  психологическое сопровождение детей­инвалидов.  психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ, ГИА. Работа с педагогическим коллективом  проведение индивидуальных консультаций;  просветительская   работа   (выступления   на   собраниях   МО   педагогов,   семинарах, проведение   психолого­педагогических   практикумов, педагогических советах) • •• Работа с родителями.    индивидуальные и групповые   консультации (по запросу и результатам диагностик)   работа по психопросвещению (выступления на родительских собраниях). Организационно­методическая   работа   (планирование   деятельности;   анализ деятельности;   анализ   научной   и   практической   литературы   для   подбора инструментария; разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно­практических   конференциях   и   семинарах;     посещение   совещаний, методических   объединений,   знакомство   с   методической   литературой   и новинками в области психологии и педагогики,  подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов.) Диагностическая работа Включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического   развития,   соответствие   развития   возрастным   нормативам   и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической   готовности   к   школе,   Диагностика   самооценки   психических состояний   учащихся,   для   выявления   личностных   особенностей   (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА. 1) Психолого­педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды:  Диагностика     и   мониторинг   адаптации   к   школе   первоклассников. (1четверть).  Диагностика   учащихся   5,10   классов   (адаптация   к   новым   условиям обучения). (1четверть). Результат адаптационного периода в 2017­2018 уч. году Полученные данные по всем изученным критериям помогли сделать следующий вывод об адаптации учащихся 5­го и 10­го классов. Класс Высокий уровень Кол­во % Средний уровень Кол­во % Низкий уровень Кол­во %5 кл. 10 кл.  9 чел.   3 чел. 56 % 60% 7 чел. 2 чел. 43,75% 40% ­ ­ ­ ­ В   ходе   анкетирования     5­го   и   10­го   классов   было   выявлено,   что   учащиеся испытывают определенные трудности в учебе при переходе в среднее звено, а именно трудности в освоении нового материала на уроке,  в самоорганизации на уроке,   трудности     в   привыкании   к   новому   составу   учителей.     Указали   на отсутствие трудностей в обучении 100 % учащихся в 5 классе и 100% — в 10 классе. В 1   классе   проявили достаточный уровень адаптации к обучению в школе 18 учащихся, что составляет 94%. Уровень адаптации Высокий Средний Низкий Дезадаптация Количество учащихся 12 чел. 6 чел. 1 ­ Процентное соотношение 63% 31% 5,2% — Проблемы адаптации учащихся:  отсутствие саморегуляции поведения и внимания;  перемена условий нахождения, появление новой социальной общности — «школа»;  отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач;  низкая мотивация учебной деятельности;  проявления гиперактивности у учащихся. 2) Определение уровня психологической готовности дошкольника  к обучению в школе. Уровень готовности первоклассников к обучению в школе в 2017­2018 уч. году Уровень готовности первоклассников Н Г У Г  0 % Первоклассников 5,2 % Г 94,7%Общий   уровень   готовности   к   обучению   в   школе   –   высокий,   которому соответствует   достаточный   уровень   развития   всех   психических   процессов, умения  систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений, наличие     запаса   сведений   об   окружающем   мире   и   умение   ими   пользоваться, умение   различать   звуки   в   словах   и     элементарные   математические   навыки, готовность   руки   к   письму,   а   также   умение   действовать   по   инструкции; сформированность проявление самоорганизации и саморегуляции.   самостоятельности     дошкольника,   3)Диагностика   неуспеваемости   и   недисциплинированности     учащихся   1­   4 классов, по запросу классных руководителей и родителей,  в течение года. 4) Диагностика уровня тревожности учащихся 9, 11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА, определение готовности учащихся к сдаче экзаменов по результатам анкетирования учащихся. Изучение уровня тревожности проводилось в марте 2018 года. По результатам получены следующие данные: Уровень тревожности Высокая тревожность Повышенная тревожность Тревожность   не выявлена Всего обследованных учащихся 9 класс Март Кол­во — 2 чел 14 чел   16 чел.   11 класс Март Кол­во — 4 5 чел % — 12% 88% % — 44,4% 55,5%   9 чел. После проведения анкетирования с выявленными учащимися гр. «риска», была проведена   коррекционная   работа   по   снижению   тревожности.   Основными факторами   повышенной   тревожности   стали:   низкая   физиологическая сопротивляемость стрессу; переживание социального стресса.В конце 3 четверти было проведено анкетирование учащихся, с целью выявление готовности учащихся к сдаче экзаменов. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся 11­х классов более подготовлены к сдаче экзаменов, чем уч­ся 9­х классов. О чем свидетельствуют полученные данные: № п/п Критерии оценивания 1 2 9 класс 50% 40% 11 класс 100% 50% 58% 100% 100% 75% 25% 25% 67% 58% 75% 83% 33% 40% 70% 90% Хорошо представляют, как проходит ЕГЭ Полагают,   что   смогут   правильно   распределить время и силы во время ЕГЭ Знают, как выбрать наилучший для себя способ выполнения заданий Считают,   что   результаты   ЕГЭ   важны   для   их будущего Волнуются,   когда   думают   о   предстоящем экзамене Знают,   какие   задания   необходимо   выполнить, чтобы получить желаемую оценку Думают, что у ЕГЭ есть свои преимущества 10% Считают, что могут сдать ЕГЭ на высокую оценку 0% Знают,   как   можно   успокоиться   в   трудной 50% ситуации Понимают, какие качества могут  им помочь при сдаче ЕГЭ Думают,   что   смогут   справиться   с   тревогой   на экзамене Достаточно много знают  про ЕГЭ Чувствуют, что сдать этот экзамен не по силам им 30% 20% 30% 40% 60% 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5) Психолого­педагогическое сопровождение учащихся «группы риска». Ведется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании. В   течение   года   проводится   диагностика   познавательной   и   личностной   сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет. Согласно   плану   и   экстренно   (по   запросам)   проводились   индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.По запросам (как со стороны классных руководителей, так и администрации) проводились   классные   часы   по   нормализации   психологического   климата   в проблемных классах. Коррекционная и развивающая работа. Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей и администрации школы, проводились занятия с  детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении. В 2017­ 2018 учебном году для 1­11 классов коррекционно­развивающая работа состояла из следующих базовых тем: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе «Я – первоклассник!» ­ 26 занятий  Работа с учащимися «группы риска» по программе «Путь к себе» — 15 занятий. Индивидуальные беседы с детьми группы «риска». Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей (работа с эмоциями) в индивидуальной форме. Развитие стратегий саморегуляции поведения. Проводились занятия с учащимися   на   формирование   стратегий   саморегуляции   поведения   в стрессовых ситуациях. Индивидуальные   беседы   с   детьми,   имеющими   нарушения   поведения, тревожности, проблем с адаптацией в новом классе. Сопровождение   процесса   адаптации   пятиклассников   по   программе «Первый раз в пятый класс!» ­ 20 занятий Сопровождение процесса адаптации десятиклассников по программе занятий. «Адаптация десятиклассников» ­ 10 занятий Всего   за   2017   ­2018   учебный   год   проведено     93   групповых   и   34 индивидуальных   коррекционно­развивающих     Причем групповая   работа   носит   в   большей   степени   развивающий   характер,   а индивидуальная направлена на коррекцию.   Консультативная   работа   с   детьми,   родителями, педагогами.   Консультативная работа  велась по двум направлениям: —  индивидуальное консультирование;—  групповое консультирование. Категории обращающихся психологу Учащиеся Родители Педагоги Всего за год Количество индивидуальных приемов к   30 31 34 95 Количество   групповых приемов   4 3 8 15 За год проведено  95  индивидуальных консультаций.  В 32 % случаях за помощью обращались педагоги ,  35%­ родители,  и  33 % — учащиеся. Групповых консультаций за год было проведено — 15.  Из них 41% ­педагоги,  33% учащиеся, 26% — родители. Итого было проведено за год – 110  консультаций. Консультативная работа, беседы с учителями и родителями учащихся велись с целью   более   эффективной   работы   с   детьми.   Наибольшее   количество консультаций   проведено   с   учителями   начальных   классов   по   поводу взаимодействия с гиперактивными детьми в классе, а также по другим вопросам, касающихся проблем поведения, обучения детей. Велись   беседы   с   родителями   детей   «группы   риска».   Консультирование осуществлялось   индивидуально   и   в   группах.   Индивидуальные   консультации проводились   по   запросам.   Групповые   консультации   для   родителей   –   на родительских   собраниях   согласно   плану   работы,   для   обучающихся   –   на классных   часах.     Ведутся   журналы   учета     индивидуальных   и   групповых консультаций. Темы  групповых консультаций: — « Введение в школьную жизнь» — для родителей первоклассников; —   «Аспекты   нравственности   учащихся»   —   для   классных   руководителей   по результатам изучения воспитанности учащихся; —  «Гиперактивный ребенок в школе» — для родителей начальной школы; —   «Психологическая   готовность   ребенка   к   школе»   —   для   родителей дошкольников;— «Подготовка к экзаменам» — для учащихся 9, 11 классов. Психологическое просвещение и профилактика Данная     работа   направлена   на   создание   благоприятного   психологического климата   в   учреждении,   способствует   улучшению   форм   общения   педагогов   с детьми;   психологическое   просвещение   родителей   и   педагогов   по   вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания. В   течение   года   велась   групповая   работа   с   учащимися   с   целью   сплочения, самопознания,   приобретения   и   совершенствования     навыков   саморегуляции, снятия напряжения и возбудимого поведения. Групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче   экзаменов,   а   так   же   упражнения   на   снятие   напряжения,   уменьшение тревоги и агрессии. В   целях   повышения   психологической   культуры   участников   образовательного процесса проведен цикл мероприятий: Категория участников       Учащиеся   Форма мероприятия   Тема мероприятия   Классный час   Акция   в   международный   день борьбы со СПИДом 7­11 классы  Классный час 10­ 11 классы Психологические игры – 5­ 8 кл.     Профилактический час в 1 кл Профилактические   занятия   в 9,11 классах   «Время доверять»   Не   оставайтесь   в   стороне   – возьмите инициативу на себя! Что такое СПИД? Что такое ВИЧ? «Вредные   привычки»,   «Будьте здоровы»,   «Быть   здоровым здорово» « Я­ школьник».   Работа по программе  «Психолого­педагогического сопровождения выпускниковв период подготовки к экзаменам»  Родители    Выступления   на   родительском собрании  Учителя   «Психологические   особенности подготовки к ЕГЭ»   Выступление   на   методическом объединении классных руководителей.     Выступление на педагогическом совете «Синдром дефицита внимания и гипнерактивности» Организационно­методическая работа. Были   созданы   и   заведены   на     учащихся   «группы   риска»   банк   данных   и психологические   карт,     а   также   на   детей­инвалидов   индивидуальные   карты психолого­педагогического   сопровождения.   Все   конфликтные   ситуации, возникшие за время работы психолога, были успешно разрешены.  Повышение квалификации специалистов. Перспективы  работы на 2018— 2019  учебный год. На   2018   —   2019   учебный   год   следует   усовершенствовать   коррекционно­ развивающее направление работы:  Дополнить тематику выступлений на родительских собраниях; Дополнять  банк данных и психологические карты на учащихся «группы риска».  Разработать   программу   индивидуального   сопровождения   учащихся   с агрессивным поведением, с проявлениями гиперактивности.