Курс внеурочной деятельности «Занимательная орфография» способствует развитию познавательных способностей обучающихся как основы учебной деятельности, а также коммуникативных умений школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на занимательном орфографическом материале расширить, углубить и закрепить у школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что орфография не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения
Анализ реализации курса внеурочной деятельности
«Занимательная орфография»
в 6х классах по итогам 20172018 учебного года.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная орфография» способствует развитию
познавательных способностей обучающихся как основы учебной деятельности, а также
коммуникативных умений школьников с использованием современных средств обучения.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию
к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся познакомиться со многими интересными
вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить
целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций
активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие»,
знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками
исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности,
приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только
желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной целью его является на
занимательном орфографическом материале расширить, углубить и закрепить у
школьников знания по русскому языку, показать обучающимся, что орфография не свод
скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому
языку на разных ступенях обучения
В процессе развития основных
слово,
словосочетание, предложение, текст, развитие фонематического слуха, культуры
звукопроизношения) серьезное внимание уделяется овладению учениками способами
работы с алгоритмами, приобретению ими опыта рассуждения, закреплению
орфографических правил.
содержательных линий
(звук,
Не менее важным фактором реализации данной программы является стремление
развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие
задачи, а также совершенствовать навыки
аргументации собственной позиции по
определенному вопросу.
Цель данной программы заключается в том, чтобы помочь обучающимся 6 класса
разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации с помощью изучения истории
языка, систематизировать знания учеников по этим разделам, отработать шаги и звенья
единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в
целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими родным языком.
Задача данной программы – воспитывать интерес к родному языку, его истории,
научить видеть взаимосвязь языковых явлений, помочь обучающимся совершенствовать
основные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, развить способности
учеников осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно,
логически стройно, выразительно передавать собственные мысли, учитывая условия
общения, подготовить школьников к предметной олимпиаде.
Программа «Занимательная орфография» входит во внеурочную деятельность по
направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Общий объём учебного времени
составляет 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
«Занимательная орфография»:
Требования к результатам освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать
другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинноследственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
речевые средства для решения различных
адекватно использовать
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ:
игровые элементы игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки,
головоломки,
грамматические сказки.
кроссворды,
рифмовки,
считалки,
ребусы,
Формы организации работы: сочетание индивидуальной и групповой форм
работы.
Основные методы и приёмы работы:
лекция;
беседа;
объяснение учителя;
создание проблемной ситуации;
анализ текстов различных стилей и типов;
работа с тестами ;
различные виды грамматического разбора;
работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
создание таблиц, схем, алгоритмов;
обсуждение, диалог; написание и редактирование орфографических диктантов;
самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.
В течение года были проведены игры «Знаешь ли ты пословицы?», «Подбери слово»,
« Кто быстрее?», «Проверь себя по словарю», «Лишнее слово», «Найди и исправь ошибку»,
беседы «Богатство родного языка», «Практическое значение алфавита», рассказбеседа о
роли словарей, «Как составить словарь трудных слов», составлялись и разгадывались
кроссворды и загадки.
Показатель степени роста увлеченности учащихся
занятиями с творческой направленностью
РАБОТА С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ
ПОДГОТОВКА ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В КЛАССЕ
АКТИВНОСТЬ НА ЗАНЯТИЯХ
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
ПОСЕЩЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГ КРУЖКА
0%
УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ
ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
начало года
конец года
Наблюдается стабильное увеличение роста увлеченности учащихся занятиями
творческой направленности. Это привело к тому, что обучающиеся стали регулярно
участвовать во всероссийских, региональных, муниципальных, школьных конкурсах и
олимпиадах.
В течение учебного года обучающиеся 6х классов приняли участие в
следующих мероприятиях:
Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово» (7 обучающихся приняли
участие, Курьянова Ева – 1 место), обучающиеся 6б и 6в класса приняли участие в
многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда» по русскому языку, в городском
заочном детскоюношеском поэтическом конкурсе «Учителя славлю!» обучающаяся 6б
класса Пивоварова П. стала победителем, в городском творческом конкурсе «Письмо
Деду Морозу» обучающаяся 6в класса Курьянова Ева стала победителем, воВсероссийском лингвистическом конкурсе «Письмо Деду Морозу» Курьянова Е. заняла 1
место.
В результате внеурочной деятельности повысилась мотивация изучения русского
языка, как предмета, ребята стали более самостоятельными, активными, их речь стала
более развита, они расширили и углубили знания по русскому языку.
Таким образом, можно сделать вывод о позитивных результатах внеурочной
деятельности: наблюдается рост участников и победителей в олимпиадах и творческих
конкурсах; дети проявляют интерес к знаниям; расширяют свой кругозор; развиваются
коммуникативные, интеллектуальнопознавательные и творческие способности каждого
обучающегося.
Учитель русского языка и литературы ________________________ /Гаврилова Т.Н./