Цели:
I. Образовательно-развивающие цели:
1. Усвоение нового понятия: волшебная сказка
2. Применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент, элемент реальной действительности; волшебный сюжет, волшебные герои,
3. Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовой признаки в содержании понятия, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или умозаключения), выявлять противоречия и пути их разрешения.
4. Развитие специальных умений: находить в произведении элементы сказки, выявлять общие, особенные и единичные признаки сказки, устанавливать волшебных героев произведения, давать оценку их поступкам на основе причинно-следственных связей.
II. Воспитательные цели: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное, возможность – действительность.
Анализ русской народной сказки "Царевна-лягушка"
Цели:
I. Образовательноразвивающие цели:
1. Усвоение нового понятия: волшебная сказка
2. Применение опорных понятий: сказка, сказочный элемент, элемент реальной действительности;
волшебный сюжет, волшебные герои,
3. Развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, выделять родовой и видовой
признаки в содержании понятия, формулировать проблемные вопросы, ответы в виде суждения или
умозаключения), выявлять противоречия и пути их разрешения.
4. Развитие специальных умений: находить в произведении элементы сказки, выявлять общие, особенные и
единичные признаки сказки, устанавливать волшебных героев произведения, давать оценку их
поступкам на основе причинноследственных связей.
II. Воспитательные цели: формирование диалектикоматериалистического мировоззрения на основе
философских категорий: причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное,
возможность – действительность.
Заявка на оценку:
«5» – 22 балла и более
«4» – 17 – 21 баллов
«3» – 11 – 16 баллов
Оборудование: компьютер, текст сказки, карточки философских категорий, лист заданий.
Деятельность учителя
Этапы
урока
Оргмомент.
Проверка готовности учащихся к
уроку (наличие карточек, анкет
обратной связи).
Знакомство учащихся с заявкой
на оценку и критериями оценки
Знакомство с листом заданий.
Выбор координатора урока.
I.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
II.
2.1.
Ход урока
Деятельность учащихся
Баллы,
время
2 мин.
Учащиеся показывают наличие карточек,
информируют учителя о количестве вопросов в
анкете обратной связи.
Знакомятся с предполагаемой оценкой урока.
Проверяют наличие листов с заданиями,
подписывают их.
Напоминание функций координатора (фиксирует
активность учащихся в течение урока,
поощрительные баллы, определяет лидера).
Вариант ответа:
Сегодня на уроке мы будем анализировать русскую
народную сказку «Царевналягушка»: определим
сюжет сказки, выявим героев, проанализируем язык
сказки (средства выразительности)
Анализ темы урока.
Беседа по теме урока:
– Прочитайте тему урока. Как
вы ее понимаете?
2 мин.
2 балла8 мин.
2 мин.
1 балл
1 балл
3 балла
1 мин.
2
балла
5 мин.
3
балла
2 балла
3 балла
2 балла
Вариант ответа:
– Что называется сказкой?
– В содержании понятия обязательно указываются
родовой признак и видовые признаки.
Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического
характера, имеющий зачин, (В) противопоставление
добрых героев злым, счастливый конец.
Вариант ответа:
– Как доказать, что данное произведение является
сказкой?
Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование
фантастического характера, имеющее зачин,
деление героев на добрых и злых, счастливый конец,
считается сказкой.
А «Царевналягушка» – это художественное
повествование, имеющее зачин, деление героев на
добрых и злых, счастливый конец.
Следовательно, произведение «Царевналягушка»
является сказкой.
III.
3.1.
Работа по теме урока.
Беседа:
– Исходя из темы урока,
сформулируйте вопроспонятие.
3.2.
3.3.
– Прежде чем ответить на
вопрос, давайте вспомним,
какие существенные признаки
нужно выделить в содержании
понятия?
– Учитывая структуру
определения, ответьте на
вопроспонятие
Задание 1.
– Используя карточку №2,
сформулируйте вопрос
суждение к теме урока.
Индивидуальный труд
– Попробуйте дать ответ в виде
умозаключения на
сформулированный вопрос–
суждение, используя карточку
№6
1. Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии
ответа?
2. Если Вы правильно
сформулировали вопрос
суждение, то поставьте себе 2
балла.
– Если умозаключение
сформулировано верно,
поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены
неточности, то – 2 балла.
IV.
Анализ текста сказки.
28 мин.
4.1.
Вариант ответа:– Ответьте на вопроспонятие:
Каковы свойства и виды сказок?
2 мин.
4.2.
– По какому признаку можно
поделить сказки?
– Перечислите признаки
волшебной сказки.
– Пользуясь текстом сказки,
докажите, что «Царевна
лягушка» волшебная сказка.
– Сформулируйте свой ответ в
виде умозаключения, используя
карточку №6.
Индивидуальный труд.
4.3.
4.4.
Герои сказки.
– По какому принципу делятся
герои сказки?
4.5.
Задание 2.
– Сформулируйте 2 суждения
на сравнения, используя
карточку №6, и выявите общие и
особенные признаки героев
сказки.
1.Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии
ответа?
2.Самооценка:
Свойства сказки:
– особая композиция (зачин, счастливый конец),
– добро всегда побеждает зло,
– герою помогают волшебные помощники,
– прием троекратного повтора, – особые речевые
обороты.
– По характеру развития сюжета сказки делятся на
волшебные, бытовые, сказки о животных.
– Основные признаки волшебной сказки: волшебный
сюжет, волшебные герои, волшебные помощники,
волшебный конец.
Вариант ответа:
Волшебный сюжет, превращения Василисы
Премудрой, выполнение заданий царя, волшебный
конец (смерть Кощея от сломанной иглы),
присутствие волшебного помощника (старый старик),
волшебные герои – БабаЯга, Кощей Бессмертный
Поскольку художественное повествование
фантастического характера, имеющее волшебный
сюжет, волшебных героев, волшебных помощников,
волшебный конец, считается волшебной сказкой.
А «Царевналягушка» – это художественное
повествование, имеющее волшебный сюжет,
волшебных героев, волшебных помощников,
волшебный конец.
Следовательно, произведение «Царевналягушка»
является волшебной сказкой.
Вариант ответа:
– По характеру герои делятся на положительных и
отрицательных
(Иванцаревич – Кощей Бессмертный).
– По обладанию волшебными
способностями герои делятся на
реальных и волшебных
(царь, сыновья, жены –
Царевна лягушка, Кощей Бессмертный, БабаЯга)
по
1 баллу
3 мин.
1 балл
1 балл
1 балл
3 балла
2 мин.
по
1 баллу
5 мин.
6
баллов
10 мин.
8
баллов
Примерные ответы:
По сравнению с Царем, который является реальным– Если Вы правильно
сформулировали вопрос
суждение, то поставьте себе
3 балла.
– Если были допущены
неточности, то – 2 балла.
8 мин.
героем, Кощей Бессмертный – волшебный герой,
наделенный отрицательными чертами характера.
Наряду со старшими братьями, Иванцаревич пошел
искать невесту.
Больше чем Иванцаревич, симпатии читателей
вызывает образ Царевнылягушки
4.6.
4.7.
Задание 3.
– Составьте сборник словесных
образов к понятиям:
Иванцаревич, Царевналягушка,
Царь, Кощей Бессмертный
(по два образа к каждому
понятию)
1 балл
3 мин.
2 балла
1. Индивидуальный труд.
2. Обсуждение в группах.
– Обсудите результаты
индивидуальной работы и
подготовьте выступление:
* каждая группа выступает по
одному образу – 2 мин,
* вопросыдополнения или
вопросывозражения.
3. Самооценка.
3 балла
3 балла
Смотри приложение
1 балл
3 мин.
– Прочтите название сказки.
– Какое противоречие заложено
в нем? Поясните свой ответ.
4 балла
– Какие еще противоречия
содержатся в данной сказке?
– Сформулируйте свой ответ,
используя карточку №4
– Выделите главное
противоречие
– Чему учит сказка «Царевна
лягушка»?
– Подведите понятие «Сказка»
Примерный ответ:
– Противоречие заложено в названии сказки
«Царевна – лягушка» (Иванцаревич),
подчеркивается, что Царевна является не реальным
персонажем, а волшебным, не человек, а
заколдована в лягушку.
– Все знали, что Иванцаревич женился на
квакушке, однако она была Василисой Премудрой.
Иванцаревич женился на Василисе
Премудрой, хотя ей приказано было три года
квакушею быть.
Если Иванцаревич переживал о задании отца
испечь каравай, то Царевналягушка легко
выполнила задание, обернувшись красной девицей.
– Честность Иванацаревича в выборе невестыпод философские категории:
1. Причина – следствие
2. Единство – многообразие
3. Общее – особенное –
единичное
4. Возможность –
действительность
(Зная, что его невеста квакушка, Иванцаревич
честно выполнил свой долг и женился на ней).
– Честности, принципиальности.
Примерный ответ:
1. Стрела у лягушки – женитьба на ней
2. Герои: положительные – отрицательные,
реальные – волшебные.
3. Герой – положительный – Иванцаревич
4. Иванцаревич мог отказаться от брака на лягушке
– в действительности женился.
V.
Итоги анализа сказки.
1 мин.
VI.
VII.
2 балла Счастливый конец: Иванцаревич преодолевает
препятствия, при помощи волшебных помощников
спасает свою жену.
2 мин.
– Какой путь разрешения
противоречия предлагает
сказка?
Домашнее задание.
1. Используя карточку №3,
сравните сказку «Царевна
лягушка» со сказкой «Марья
Моревна» и найдите 2 общих
признака и 2 отличия.
2. Сформулируйте 4 вопроса
суждения по сказке «Марья
Моревна».
3. Подберите к сказке 2
подходящие пословицы.
2 мин.
Слово координатору:
– подсчет баллов за всю работу,
– поощрительные баллы,
– самый интересный вопрос – в
банк мудрых мыслей.