Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"
Оценка 4.6

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
русская литература +1
Взрослым
31.03.2018
Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Его поэзия пропитана самобытным, неповторимым стилем и авторским слогом. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
Выдающийся русский поэт XX века.docx
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка  и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком,  глубоко понимающим и любящим свою страну ­ Русь. Его поэзия пропитана самобытным, неповторимым  стилем и авторским слогом. Сергей Есенин ­ уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на  протяжении двух столетий. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ЗАДРЕМАЛИ ЗВЁЗДЫ ЗОЛОТЫЕ…» Обратимся к хрестоматийному стихотворению С. А. Есенина и попытаемся выявить  художественную функцию специальных выразительных средств в создании эмоционально­ образной картины произведения. Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона. Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы, Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» Поэтический мир есенинской поэзии насыщен метафорами, сравнениями,  олицетворениями. В этом стихотворении нет, пожалуй, ни одной строки без специальных  выразительных средств. Природные образы изображаются с помощью:   эпитетов («звезды золотые», «сонные березки», «шелковые косы», «серебряные  росы»); олицетворений («задремали звезды», «улыбнулись ... березки», «растрепали ...  косы», «крапива обрядилась», «шепчет шаловливо»);  метафор («зеркало затона», «горят ... росы», «сетку небосклона»).  Все это создает насыщенное экспрессивно­ассоциативное «поле», помогающее читателю  вообразить и эстетически оценить данную картину жизни. Мир красочной, праздничной,  блистающей («румяной», «золотой», «серебряной») природы изображается автором как  мир живой, просыпающийся, наполненный ласковой дремой, улыбающимся уютом и  свежестью.  Взгляд лирического героя переходит от звездного, тающего в дымке зари небосклона к  явлениям земным – озеру, березкам, а затем к предметам, казалось бы, нарочито  будничным, обыденным (плетню, крапиве). Но везде – от звездного беспредельного неба до  шалуньи­крапивы – мир наполнен трепетной гармонией и красотой. Метафоры,  олицетворения, эпитеты помогают автору раскрасить и «вдохнуть» живую душу в этот  празднично­перламутровый и одновременно уютный мир природы, в котором все ценно, все вызывает любовь и теплую нежность.  Во многом именно выразительные средства поэтического языка воссоздают в читательском воображении ассоциативные ряды «природное – человеческое», в контексте которых березки волшебным образом оборачиваются красными девицами, а заросшая крапива  шаловливой кокеткой.  Особую роль в этом стихотворении играет и звукопись, в частности аллитерации (звуковые  повторы согласных звуков [ш] и [с]), которые помогают создать звуковой образ легкого  утреннего ветерка. Именно его еле слышимое трепетание заставляет березок  «растрепаться», а шаловливую крапиву – качаться.  Необходимо обратить внимание и на такой элемент поэтического синтаксиса, как  постоянно повторяющиеся инверсии (нарушение порядка слов в предложении): каждая  строка первых двух строф начинается с глагола («задремали», «задрожали», «брезжит», «румянит» и т. д.). Благодаря глагольным инверсиям в сознании читателя рождается  ощущение непрекращающегося движения, пробуждения жизни. Однако эстетический смысл этих ассоциаций шире смысла тех живых картинок, которые  рождаются в воображении читателя. С помощью этих конкретных образов автор воплощает основное лирическое переживание: поэтическое воспевание истинной красоты и  возвышенности одухотворенного мира природы, сливающегося в гармонии с  пробуждающейся и открытой этому миру душой лирического героя. Как движется взгляд поэта: что он видит в природе в начале и в конце  стихотворения?  1 строфа – небо, золотые засыпающие звезды (гаснущие, слабо мерцающие на фоне  светлеющего неба); затем взгляд поэта опускается на землю, он видит речную заводь с  недвижной водой, в которой отражается блеск звезд; утренняя заря, освещающая мир  «румяным» светом. 2 строфа – взгляд поэта обращен на березки, стоящие неподалеку, которые еле колышут  своими ветками под легким утренним ветерком; затем взгляд падает под ноги, где в свете  утренней зари «горит» роса серебристым цветом. 3 строфа – около ног, у плетня, поэт видит крапиву, которая из­за росы покрылась  перламутровым блеском и качается под утренним ветерком. Вывод: поэт охватывает взглядом весь мир – от поднебесья до «заросшей крапивы»,  которая путается под ногами; он изображает картину просыпающейся природы. Можно  предположить по ряду примет («брезжит свет», «зеленые сережки», «заросшая  крапива»), что автор описывает раннее июньское утро, около пяти часов. Как поэт изображает эти явления природы? С помощью каких слов одушевляет  явления природы? Есенин изображает мир живой, одухотворенный, просыпающийся. С помощью слов  «улыбнулись сонные березки», «растрепали шелковые косы», «шепчет шаловливо» поэту удалось создать образ живой природы: березки похожи на улыбающихся и растрепанных со сна девушек, даже обычная крапива изображается поэтом кокетливой красавицей­ шалуньей. Все это достигается с помощью эпитетов и олицетворений. Как поэту удалось изобразить звуки легкого утреннего ветерка? Подчеркивание аллитераций в словах «шелестят», «сережки», «шепчет», «шаловливо».  Подчеркнутые буквы передают звуки [ш], [с], создающие звуковой образ легкого, еле  слышного ветерка. Какие краски вы выберете для иллюстрации к этому стихотворению?  цветовые эпитеты: «золотые», «румянит», «зеленые», «серебряные», «перламутром».  Вывод: в иллюстрации надо использовать яркие, разноцветные, праздничные, блестящие  краски.

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"

Анализ стихотворения С.А. Есенина "Задремали звёзды золотые"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018