Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 1» г.Вилючинск |
Раздел 2. Государства Европы и Америки в XVIII в. Урок 4. Англия в XVIIIв. Промышленный переворот. Часть 1. |
История 8 класс. Учебник «Всеобщая история. История Нового времени XVIII в.». Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова. М: «Русское слово», 2020г. |
|
Гудзишевская Нина Валентиновна |
|
Конспект |
Конспект
Цель: выяснить отличительные особенности политического и социально-экономического развития Англии в XVIII в.
Задачи:
· определить основы английской парламентской монархии; характеризовать особен-ности политической системы;
· выяснить предпосылки промышленного переворота; установить причинно-следст-венные связи между изменениями социально-экономического развития и политическими явлениями;
· развивать навыки анализа исторической информации, систематизации выводов в таблице и схемах; умения формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока.
Тип урока: комбинированный с элементами практикума с использованием технологии развития критического мышления, здоровье сберегающих технологий, ИКТ.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация, учебник «Всеобщая история. История Нового времени XVIII в.». Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова. М: «Русское слово», 2020г., приложение к уроку.
Ход урока:
1.Организационный этап. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.
2.Актуализация знаний учащихся.
2.1. Почему надежды, связанные с началом правления Людовика XVI, сменились разочарованиями.
2.2. Письменно:
Дата:_________Работу выполнил(-а)____________________________________________
Карикатура XVIII.
Проанализируй иллюстрацию. Насколько она отражает особенности сословного строя Франции XVIII в.? Запишите все возможные выводы.
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Английский просветитель Томас Гоббс считал, что „ в личности короля олицет-воряется государство“ и был сторонником абсолютной монархии. Но именно Англия была родиной парламентской монархии. В XIII в. в Англии была подписана Великая хартия вольностей, которую принято считать началом английской конституции. В XVIII в. Англия была образцом конституционной монархии.
Формулировка цели и задач урока.
Слайд 2. Гипотеза:
· развитие капиталистических отношений, усиление позиций буржуазии и джентри привели к дальнейшему развитию парламентской монархии.
4. Изучение нового материала.
Слайд 3. Запись темы урока в тетрадь.
Слайд 4. План:
1. Королевская власть и парламент.
2. Предпосылки промышленного переворота.
Слайд 5. Королевская власть и парламент.
Задание: § 7-8, п.1, стр. 48 – 49 1-2 абз. Выясните, какие изменения и их последствия произошли в высшей власти Англии. Выводы оформите в таблице.
Дата |
Событие |
Результат |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверка выполнения задания.
Слайд 6. Обобщение ответов учащихся.
Дата |
Событие |
Результат |
1701г. |
- Акт о престолонаследии - статут об устройстве королевства |
- английский престол наследуют только протестанты - парламент – важнейшая политическая сила |
1707г. |
- восстание шотландцев-католиков |
- объединение Англии и Шотландии - появление нового государства - Великобритании |
1714- 1760 гг. |
- правление представителей Ганноверской династии |
- дальнейшее усиление власти парламента и министров |
Какой из результатов исторического развития вы считаете наиболее значимым? (обсуж-дение проблемы, подвести учащихся к выводу о том, что важнейшим явлением поли-тической жизни Англии стало усиление роли парламента и дальнейшая эволюция парла-ментской монархии).
Слайд 7. Крупнейший английский правовед, политик XVIII в. Уильям Блэкстон выделил важнейшие качественные характеристики власти парламента:
· суверенность, неограниченность, неподконтрольность,
· сочетание текущей законодательной и конституционной власти.
В тоже время, постановления и билли парламента не должны были противоречить спра-ведливости – в той форме, которая была зафиксирована правом.
Задание: проанализируйте приложение к уроку и найдите доказательства справедливости выводов политика или опровергните их.
Слайд 8. Комментарии к схеме «Высшие органы власти в Англии в XVIII в.»
Сделайте вывод об избирательной системе Англии в XVIII в. (обсуждение проблемы – выводы: участие в выборах могли принять только состоятельные подданные).
Слайд 9. Кроме усиления власти парламента в XVIII в. в Англии идет формирование двухпартийной политической системы. Комментарии к схеме:
«Двухпартийная политическая система»
Вопросы к схеме:
1. В чем состояли отличия в целях тори и вигов?
2. В чем суть двухпартийной политической системы?
Слайд 10. Предпосылки промышленного переворота.
По политическому устройству Великобритания в XVIII в. намного опередила страны континентальной Европы, в которых почти повсеместно господствовал абсолютизм. Великобритания также стала родиной промышленного переворота.
Промышленный переворот - массовый переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике (запись определения в тетрадь).
Именно в Англии к середине XVIII в.сложились предпосылки (условия) для промышлен-ного переворота. Комментарии к схеме
Задание: п.2, стр. 50, последний абз.- стр.51. Оцените степень зрелости предпосылок промышленного переворота (обсуждение проблемы).
5. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
6. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 11. Домашнее задание.
§ 7-8, п.1-2
Подготовить сообщения - презентации:
1. Технические изобретения в легкой промышленности.
2. Значение изобретения Джеймса Уатта.
3. Промышленный переворот в металлургии и горнодобывающей промышленности.
Слайд 12. Источники:
https://nauka.club/istoriya/angliya-v-18-19-vekakh.html?ysclid=l4tec861nm40755563
https://sci.house/prava-teoriya-scibook/bill-pravah-1689-25873.html
https://ru.citaty.net/avtory/tomas-gobbs/
hrono.ru›dokum/1600dok/16890213bill.php
https://isfic.info/urhis1/teris138.htm?ysclid=l4uqk8gxza127489266
https://trojden.com/books/world-history/world-history-7-class-revyakin-2013/11
Приложение к уроку.
«…названные духовные и светские лорды и общины, в силу упомянутых грамот и выборов, собравшиеся ныне в качестве полного и свободного представительства этого народа, по зрелом обсуждении наилучших средств для достижения вышесказанных целее... заявляют, для восстановления и подтверждения своих древних прав; и вольностей, нижеследующее:
1. … притязания на власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия парламента, незаконны.
2. … изъятия от законов или исполнения законов королевским повелением …незаконны.
4. …взимание сборов в пользу и в распоряжение короны…без согласия парламента …незаконно.
5. … обращаться с ходатайствами к королю составляет право подданных....
8. … выборы членов парламента должны быть свободны,
9. … свобода слова,.. всего того, что происходит в парламенте, не может подать повода к преследованию…
10. …не допускается требование чрезмерных залогов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестоких и необычайных наказаний.
13. … для пресечения всяких злоупотреблений и для улучшения, укрепления и охранения законов парламент должен быть созываем достаточно часто...
«Билль о правах» 1689г. Фрагмент. hrono.ru›dokum/1600dok/16890213bill.php
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.