Анимация на уроках математики, как средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета.

  • Особые потребности
  • docx
  • 16.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Анимация давно используется в образовательном процессе. Огромное количество различных анимированных объектов созданных с помощью программы FlashMX для интерактивный доски или обучающих приложений, знакомо большинству учителей. Возможности показывания анимированного объекта в разных приложениях позволяют учителю правильно расставить акценты и сконцентрировать на них внимание обучающихся, обсудить этапы решения задачи в режиме диалога. В большинстве случаев такая наглядность, подкрепленная комментариями учителя, оказывается более действенной, чем традиционная форма подачи материала.
Иконка файла материала анимации на уроках математики.docx
Анимация на уроках математики, как средство повышения мотивации обучающихся к изучению предмета. Лебедева Антонина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Краснокутская Виолетта Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская  СОШ №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Стребкова Марина Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ  №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Красникова Лилия Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ  №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Многие из нас не раз задумывались о том, каким должен быть современный урок  математики. Каковы его особенности, что нового появилось в этом педагогическом действе  по сравнению с уроками десятилетней давности? Ответ на это вопрос нужно искать либо в  содержании, либо в формах взаимодействия педагога с обучающимися. О том, что  преподавание математики должно было быть доступным, наглядным, образным следовать  принципу « идти от простого к сложному » говорили многие исследователи. Но нельзя  забывать о согласовании опыта ученика с содержание изучаемого материала. Именно   этот   опыт   –   первооснова   учебной   деятельности.   Ярким   примером использования   личного   опыта,   хотя   и   недостаточного,   являются   рассуждения   Алисы попавшей в Страну чудес. Попробовать соленую на вкус воду из лужи слёз, девочка решила, что   оказалось   в   море,   а   на   море   приезжают   отдыхать,   значит,   рядом   должна   быть железнодорожная   станция.   Субъективный   опыт   обучающихся   включает   и   опыт предшествующего обучения. Однако, большинству учителей математики знакомо чувство, что каждый   урок   начинается   с   чистого   листа,   поэтому   надежда   на   то,   что   ученик   сможет пользовать всё, что он изучил ранее, весьма призрачна. Так типичная ситуация: для работы над ошибками учитель организует повторение и закрепление ранее пройденного материала, использует карточки с заданиями, тесты и т.д., но ощутимых результатов такая работа не приносит.   Одна   из   причин   этого   в   том,   что   задание   составляет   сам   учитель,   тем   самым навязывая учащимся собственный опыт ошибок, который им не принимается. Субъективный опыт   обучающихся   можно   привлечь,   когда   дело   касается   применения   математике   к исследованию   моделей   разных   жизненных   ситуаций,   знакомых   школьникам.   Доступные   и понятные детям сюжеты необходимы для того, чтобы помочь раскрыть сущность изучаемых математических   идей   и   понятий.   Наделенные   житейским   смыслом   формулы,   теоремы, алгоритмы вызывают интерес у школьников, быстрее запоминаются и прочнее усваиваются ими.  Уроки математики должны быть живыми и интересными, и, что очень важно, учащиеся должны   получать   знания   в   результате   собственной   интеллектуальной   деятельности.   Эту непростую   методическую   задачу   поможет   решить   использование   анимации   на   уроках математики.  Самый простой пример применения анимации – поэтапное прорисовывание положений объекта (первого, второго и всех следующих), исследование которого предполагает наличие у учеников   некоторых   математических   знаний.   Рассмотрим   в   качестве   объекта   газету. Предложим детям сложить её пополам и ещё раз пополам и т.д.На уроках алгебры при изучении формулыn­го члена геометрической прогрессии опыт с перегибанием может вызвать неподдельный интерес у обучающихся, если озвучить такую известную задачу: « Какой бы была толщина газеты, если бы её удалось сложить пятьдесят раз? Толщина газетного листа 0,01 мм». Ответ на это вопрос (теоритически, поскольку на практике возможно не более 8 мм сгибаний) поражает воображение: примерно сто миллионов километров. При одном сгибании толщина газеты увеличивается в два раза, при двух в четыре раза и т.д. После просмотра нескольких кадров ролика ученики замечают, что каждый раз толщина газеты удваиваются и после 50 сгибаний увеличится в 250  раз. Теперь используя знания о геометрической прогрессии и степени, они могут вычислить примерную толщину газеты после 50 сгибаний. Так неожиданный теоритический результат и демонстрация опыта с помощью простой   анимации   вызывает   интерес   у   обучающихся,   мотивируют   на   изучения   свойств геометрической прогрессии и решения задач.  Анимация   давно   используется   в   образовательном   процессе.   Огромное   количество различных   анимированных   объектов   созданных   с   помощью   программы  FlashMX  для интерактивный   доски   или   обучающих   приложений,   знакомо   большинству   учителей. Возможности   показывания   анимированного   объекта   в   разных   приложениях   позволяют учителю правильно расставить акценты и сконцентрировать на них внимание обучающихся, обсудить этапы решения задачи в режиме диалога. В большинстве случаев такая наглядность, подкрепленная комментариями учителя, оказывается более действенной, чем традиционная форма   подачи   материала.   И   здесь   ценен   не   только   эстетический   момент.   Как   отмечают психологи, наглядность очень существенна, прежде всего, как средство для внесение красок в педагогическую работу. Другой пример использование анимации – создание образовательных роликов. Сюжет для такого ролика можно выбрать произвольно с учетом целей и задач конкретного урока. При разработке сюжета надо учитывать два важных момента. Во­первых, что « математика, подобно   физике,   ­   экспериментальная   наука,   отличающаяся   от   физики   лишь   тем,   что   в математике эксперименты очень дешевы». Во – вторых, что при выборе образа – основы для сюжета – необходимо опираться на принципы наглядности и доступности, а так же учитывать особенности   деятельности,   Работа   с образовательным роликом на уроке не должна напоминать просмотр обычных мультфильмов, она должна мотивировать и вдохновлять детей на изучений математики.    обусловленной   рассматриваемой   задачей. В  любом  классе  всегда  можно  найти  группу ребят,  которая  при  поддержке  и под контролем учителя сможет работать над созданием роликов, например в рамках учебного проекта. Особенно интересным получаются сюжетные уроки, на котором ребята усваивают новый   способ   решения   определенного  класса   задач.   Примером   может   служить   урок   в  10 классе по теме « Площадь ортогональной проекции» (акцент сделан на способе нахождения угла между плоскостями). На его примере опишем кратко технологию проведения сюжетных уроков.  Перечисление   и   повторение   способов   решения   задачи   (в   данном   случае   – нахождение   угла   между   плоскостями;   ученики   знакомятся   с   созданным   роликом, демонстрирующим различные проблемные ситуации, которые возникают при решении этой задачи). Демонстрация ролика с математическим содержанием, созданного, как правило, собственными силами.   Обнаружения   нового   способа   решения   задачи   с   помощью   возможностей интерактивного оборудования (экспериментальная проверка и последующее доказательство учениками математического факта с записью в рабочих тетрадях). Формулирования выводов, подведение итогов (перечисляются и обсуждаются все способы нахождения величины угла между плоскостями).  На таких уроках ребята используют обучающий ролик как инструмент к действию, На практике постигая те или иные математические закономерности, непосредственно проверяя   их   в   ходе   эксперимента.   При   этом   эффективная   работа   в   классе   будет организованна в том случае, если на ряду с роликами учитель заранее подготовит раздаточный материал. Например, использует рабочие тетради с заготовленной серией рисунков. Такое « пошаговое прорисовывание» помогает не только зафиксировать новый способ рассуждения, доказательства или решения задачи, но и непрерывно работать с рисунком как с центральным элементом в обучении геометрии.  Использование   анимации   на   уроке   позволит   успешно   решить   одну   из   важных дидактических   задач   –   привлечь   субъективный   опыт   обучающихся   при   изучении   новых математических   фактов   и   способов   решения   задач.   Созданный   обучающимися   под руководством учителя образовательный ролик, будучи наполнен не только математическим содержанием,   но   и   знакомыми   им   сюжетами,   поможет   школьникам   увидеть   связь   в математики с реальным миром и тем самым прочнее и глубже изучить алгебру и геометрию.Список литературы 1.  Акимова, М.К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников [Текст] / М.К. Акимова, В.Т. Козлова. – Обнинск: Печать, 2003. – 242 с. 2. Заика, Е.В. и др. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников [Текст] / Е.В. Заика и др. // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 41­46 3. Субботина, Л.Ю. Игры для развития и обучения [Текст] / Л. Ю. Субботина – Ярославль: Академия развития, 2001. – 128 с.